Иваново детство.

Один из лучших фильмов в истории мирового кино о войне, и о детстве. Этот фильм принес всемирную известность Андрею Тарковскому. Эту картину высоко оценил великий французский писатель ХХ века Жан-Поль Сартр. Неоднозначные отклики приходили и от крупных деятелей культуры многих стран. Они признавали, что такого фильма о войне в истории мирового кинематографа еще не было…

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Рассказ «Иван», написанный Владимиром Богомоловым в 1957 году, стал уже хрестоматийным и был переведён более чем на двадцать языков, когда опытный драматург Михаил Папава по-своему переложил для кино его сюжет. Первая половина сценария рассказывала о маленьком разведчике; во второй части лейтенант Гальцев уже после войны случайно встречал его в поезде.


Оказывается, фашисты не расстреляли Ваню, а отправили в Майданек, который вскоре освободили части Советской армии. Таким образом, сценарист изменил основной мотив рассказа, подарив герою жизнь; он так и назвал эту историю — «Вторая жизнь».


Фильм «Иван» начинал снимать молодой режиссёр Эдуард Абалов. Материал оказался неудачным. Как говорил Михаил Ромм, «может быть, самая его большая неудача состояла в той обыденности происходящего, когда взрослые посылают ребёнка в разведку посылают на гибель. Эта простота производила гнетущее впечатление бесчеловечности».

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Тарковский прочитал повесть и уже через пару дней сказал Ромму: «Мне пришло в голову решение картины. Если студия и объединение пойдут на это, я буду снимать; если нет — мне там делать нечего».


Ромм спросил его: «В чём же твоё решение?»

Тарковский объяснил: «Иван видит сны. Ему снится та жизнь, которой он лишён, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни — та страшная нелепость, которая происходит, когда ребёнок вынужден воевать».


Предложение Тарковского было принято, и оно повлекло за собой коренную перестройку сценария, потому что сразу возник вопрос о контрасте между сном и действительностью. Сразу выявилось, что действительность эта неестественна, бесчеловечна, и по-иному повернулся характер мальчика, он стал совершенно другим.

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

31 мая 1961 года состоялось заседание художественного совета по обсуждению литературного сценария «Иваново детство».


Тарковский обосновывает свой план: " Я абсолютно убеждён, что антивоенная тема будет потрясать, если мы сделаем финал на оборванном сне. У нас был замысел снять такой эпизод: бежит мальчишка за своим детством и догоняет его"


Был и такой вариант: Иван играет в прятки и находит самого себя в военных сапогах и свитере. Этот второй мальчик бежит за тем, первым, и пытается его догнать, и на этой погоне мы обрываем. Но нам показалось, что это тяжеловато и следует дать какой-то светлый, радостный сон… Видим в первую очередь необходимость „снов“ и идею финала: фотографии измордованного мальчика. Потом обрыв и… Это продолжается первый сон, который был в начале картины… Мысль такая, что это не должно повториться… то есть проблема расстрелянного детства».

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Группа выехала на съёмки в Канев, на Днепр, на места подлинных событий. Даже то, что предполагалось первоначально снимать в декорациях павильона — КП батальона и разведотдела, — было снято на натуре. Лишь один эпизод фильма — свидание Холина и Маши в берёзовой роще — снят был под Москвой.

Жили в современной гостинице на высоком берегу Днепра. Над гостиницей, на самой вершине горы, был похоронен Тарас Шевченко.


Погода была неважная, шли дожди. Исполнитель роли Ивана не отличался крепостью, матери Коли Бурляева пришлось испрашивать длительный отпуск, чтобы в трудных условиях съёмок следить за его здоровьем. Как часто водится в кино, в первый съёмочный день снимали заключительные кадры фильма: «Последний сон Ивана», игру с детьми в прятки около вкопанного в песчаную днепровскую косу уродливого, чёрного, обгорелого дерева.


Выдался солнечный день. С юмором, весело, легко отсняли за день довольно большой метраж, в том числе сцену с матерью Ивана, роль которой исполняла Ирма Тарковская, первая жена режиссёра. Но это было только начало. Николай Бурляев вспоминал о своей работе с Тарковским: "Он добивался полной правды, а не игры"

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Один из самых кинематографически неотразимых эпизодов фильма — переправа — переход через реку, долгий, медленный, мучительный. Как удалось все это снять? Вадим Юсов говорил: "Однажды, ещё в начале экспедиции, мы ехали, уже зная, что снимать будем в этих местах, но ещё не зная, как снимать этот эпизод, — и из окна автобуса я заметил на горизонте этот мёртвый лес…"


Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана. У Богомолова лейтенант обрывает историю юного разведчика на середине, потому что больше ничего не знает о нём. Эпилог рассказа. Рейхстаг как опознавательный знак победы, немецкая хроника… Лейтенант Гальцев, единственный уцелевший из героев фильма, листает «дела» убитых в гестапо и видит на одной фотографии — чёрное и ненавидящее, с кровоподтёком под глазом, лицо Ивана…


История героя завершается в гестапо, но фильм кончается сном Ивана. Снова улыбающееся материнское лицо, белый песок, девочка и мальчик, вбегающие в светлую водную гладь, и чёрное дерево, входящее в кадр как грозный, предупредительный знак…


Андрей Тарковский объяснял:

"Иван — это ребёнок, снедаемый страстью взрослого. Он потерял детство на войне и погиб, потому что жил как взрослый. Картина должна строиться на характере мальчика, но должны быть эпизоды, где выясняются его детские черты. В рассказе найдена точная деталь — игра в войну — что может быть страшнее!

Здесь все очень глубоко, страшно и правдиво, здесь нет места приключенческой романтике."

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Андрей Тарковский, Советское кино, Длиннопост

В июне 1962 года — выпуск картины в свет. Экономия к первоначальной смете составила 24000 рублей, так что даже материальный урон, нанесённый незадачливыми предшественниками, Тарковский отчасти возместил. Фильм получил первую категорию, которой удостаиваются мастера. Тираж более 1500 копий!

«Запомните это имя: Андрей Тарковский», — возвестил Михаил Ромм, представляя в Доме кино только что законченную на «Мосфильме» первую полнометражную картину выпускника своей вгиковской мастерской.


Зрительский приём был самым добрым. После великих отечественных фильмов конца 1950-х («Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека»), даже после них, это было новое видение войны, очень жестокое, душераздирающее. В августе 1962 года фильм «Иваново детство» был отправлен на кинофестиваль в Венецию, где получил «Золотого льва».


https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post278919894/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Мне в фильмах Тарковского нравится операторская работа, особенно в "Зеркале". Насчет режиссуры... Есть такие писатели-графоманы, которые пишут ради писательства, витиевато, упражняясь в слоге. У Набокова это хорошо получалось. У большинства - не очень. И есть режиссеры, которым важно снимать "не как все". Иногда это просто новаторство. Иногда - просто выпендреж. Как человек, Тарковский был, безусловно выпендрежник, считающий себя непризнанным гением, а по сути - довольно корыстный и нечистоплотный морально человек. Но это мое субъективное мнение.

раскрыть ветку (23)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему нечистоплотный-то?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Да там много чего. Лень искать. Поищи воспоминания современников о нем. Вот, например: https://gridassov.livejournal.com/79681.html

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. А на английском есть что?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Наверняка есть. Гугл в помощь.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот уж про Набокова я точно соглашусь, хотя книги у него и интересные, я бы даже перечитал некоторые. А читаешь, нужно со словарем сверяться. Если кто помнит у Достоевского в  романе "Бесы" был такой Кармазинов, вот он мне Набокова напоминает. А у Тарковского мне нравятся три фильма, Иваново детство, Сталкер и Андрей Рублев очень фильм неплохой. Остальные муть какая-то

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это потому, что Набоков, как и Тургенев по сути писатель не русский.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

он русский писатель больше, чем кто-либо, просто помимо того он и американский

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. В американском эмигрантском культурном центре висел плакат:

Величайшие русские писатели:

1. Достоевский


3. Солженицын

4. Набоков

Кто был на втором месте не помню. Вопрос о том, куда дели Пушкина, Толстого, Лермонтова, Чехова и пр. пр. пр. был изящно обойден.


Набоков (по субъективному мнению) писатель, которому достаточно чужда русская культура и уже стал чужим русский язык.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

русские стихи он писал до конца жизни, последний русский роман написал в 40, и он был грандиозным. лолиту переписал на русский в 53, кажется, и это великий роман. так что чужим язык быть не мог.

я мог бы долго и с удовольствием говорить и спорить о ВВ, так как ревностно и с любовью к нему отношусь, но наверно это не к месту :)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Его много кто считает гением. В том числе и другие режиссеры, даже западные.

Самое интересное для меня выяснилось под режиссерским разбором Ивана Диденко, восвященного "Сталкеру"-- среди его поклонников есть и хамское агрессивное быдло, которое, еонечно же, быдлом считает всех несогласных.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это так. Эйзенштейна тоже многие считают гением, а фильм "Броненосец "Потемкин" входит в сотню величайших фильмов всех времен. А еще картины Поллока и Уорхола уходят на аукционах за миллионы, но значит ли это, что они гении?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Эйзенштейна не трогай ) С ним всё понятно он один из тех людей, кто определил развитие кинематографа. Что-то типа «на седьмой день создал Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", и увидели творцы, что это хорошо» )))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю. Тут как с Черным квадратом Малевича -- одни видят просто квадрат, а другие -- гениальный художественный манифест. Мне этго не понять

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Непонимание происходит от незнания.

Здесь же на пикабу видел интересное обсуждение резного ореха из самшита.

Какого то запредельного года. Обсуждали тонкость работы и стоимость, многие не понимали почему такая высокая стоимость, пока не узнали, что его делали 30 лет! На Это человек потратил ВСЮ свою жизнь.

Так и здесь, что бы ПОНЯТЬ, надо узнать.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не, это плохой пример. Есть куча фильмов на которые потратили кучу денег, а итог провалился в прокате и обосран критиками. Количество затраченного времени и ресурсов ничего не говорит о ценности работы

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Последний абзац скорее о госслужбе, а не о исскустве.

Автор поста оценил этот комментарий

Тарковский был признанным гением еще при жизни! Никому в совке не давали снимать, как давали ему. Почитайте его прения с минкультом по поводу зеркала. Годы прений и переделок! Никто из чинуш не понимал, что это будет. В итоге - шедевр, который как ни смонтируй, ложится на ура!

Да, это не Тарантино, над которым нужно думать годами...;)

Я пересматриваю его фильмы довольно часто и каждый раз нахожу что-то новое. Для поколения пелевинцев, Тарковский безусловно тяжеловат и не понятен.

Снимал он не "не как все", а "как Тарковский", но людям далеким от искусства это не скажет ни о чем...


В чем его "моральная нечистоплотность"? Вы сталкера поняли?

В чем его, Тарковского, "корысть"??

Написали позорный бред! Почитайте о нем. Его жизнь как сюжет крепкой драмы!

Ваше "субъективное мнение" на чем основано? на ИМХО? грош цена такому мнению...

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Я ниже ссылку дал про его нечистоплотность. Читал и много другого.

Про остальное спорить не буду. Tastes differ. Один вопрос: Поллок и Уорхол - гении?

А с фильмами Тарковского я познакомился в 1991 году. Так что к пелевинцам меня отнести трудно )

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

На счет Поллока и Уорхола могу сказать, что они гении маркетинга. Не больше.

По статье приведенной вами - сомнительный "допрос". Людям, не коснувшимся высот, свойственно преувеличивать.

Почитайте "мартиролог". Возможно многое встанет на свои места. Просто люди в большинстве своем - говно. Особенно те, которые не умеют управлять, но от них что-то зависит...

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я останусь при своем мнении.

Так же, как и в том, что Моргунов, Козаков, Пырьев, Золотухин как люди были говном. Что не умаляет их заслуг в кинематографе.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

изначально речь шла о том, что творчества Тарковского - режиссерская графомания. Лично на мою жизнь, жизнь актеров не влияет никак, поэтому мне, как и большинству полагаю, все равно какими они были людьми.

важно то, что осталось после, а не было тогда.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так-то да, но часто люди следуют тренду. Как в случае с Уорхолом. Ну ведь говно говном. Одна преподавательница в институте советовала нам никогда не говорить, что что-то не нравится. Говорите "Я этого не понимаю". Чтобы не обидеть. Я себя тупым не считаю, но готов сказать, что Тарковский мне как режиссер не очень. "Ностальгия" понравилась. Бунюэля я реально не понял. Правда, молод был. Может, сейчас бы и оценил, но не хочу.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Бунюэль существует в том времени, которое его творчество сделало вне времени)

Такой вот парадокс.

Например Уорхол имеет довольно примитивный посыл, основанный на индустриализации и потреблении, но он мне реально не нравится.


Когда на первом курсе на режиссуре нам показывали Тарковского, Андрея Рублева, я тоже не въехал и был крайне утомлен. Но к третьему курсу я пересмотрел всех выдающихся мэтров типа Германа, Антониони, Феллини и пришел к выводу что Тарковский - родной моей душе, так как оказался понятнее и ближе остальных. Так что в его случае можно сказать, что он не понятен, но не ставить под сомнение его режиссуру. Не даром он - имя мирового значения.

Труднее всего мне далось Жертвоприношение. Но тут нужно знать биографию автора и отождествить с собой некоторые моменты.


Кстати, если проанализировать творчество Кубрика, то в нем намешано все, от драмы, до сайфая и китча. Одиссея мой любимый фильм.


"Выживший" меня вообще разочаровал. Особенно его "дань" Тарковскому. Если интересно, то так и загугли. Тупо повторить чужие "решения" и выдать за свои, это как нарисовать Джоконду акварелью и продавать как "свою находку"... Тарковский вдохновлялся живописью и Достоевским, чего крайне мало в наше время. Сейчас режиссеры в большинстве своем вдохновляются сомнительными высерами с запада, либо доморощенными Уорхолами. Хотяб наши клипы взять. Это позор...


Мне по нраву Бэнкси. Вот он нашел свою фишку, хоть и близкую к Уорхолу, которому до Бэнкси уже не дотянуться))

Я думаю ты уже понял, что очень люблю творчество Андрея Арсеньевича))) Сталкера раз 100 пересматривал. Цитирую буквально)))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку