Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер.

Оружие Ивана Бушуева хранится в Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, в собрании музея Горного института Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее, Артиллерийском и Военно-морском музеях Петербурга. Работами Бушуева могут похвастать самые известные музеи не только нашей страны, но и мира, а также частные собрания коллекционеров в Англии и США.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Бушуев Иван Николаевич (1800, Златоуст - 1834, там же) - создатель златоустовской гравюры на стали, гравер Златоустовской оружейной фабрики.


Родился в семье заводского унтершихтмейстера, известного в то время на Урале художника-самородка Николая Никитовича Бушуева. Учился в горнозаводской школе, с 1815 г. начал работать в заводской чертежне, где под руководством своего отца и А. Е. Тележникова, известных в то время на фабрике рисовальщиков, прошел хорошую выучку для художника. В декабре 1817 г. был принят в обучение к немецким художникам-оружейникам Шафам. За очень короткий срок овладел мастерством выковки оружия и стал специалистом высокого класса по украшению холодного оружия. С 1823 г., после ухода с фабрики Шафов, стал старшим мастером отделения украшенного оружия. Усовершенствовал технику золочения "через огонь", добился более прочного и надежного соединения золота со сталью. По праву считается создателем златоустовской гравюры на стали.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Иван Бушуев любил изображать на клинках военные баталии и сцены из мифов, на его рисунках персонажи не такие застывшие, как у немцев, они полны движения, жизни. Бегство Наполеона из Москвы, переход русских войск через Березину, сражения Отечественной войны 1812 года – вот лишь некоторые темы его рисунков.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Наиболее важным в его творчестве стало создание миниатюр на темы русской истории. Впервые на Златоустовской оружейной фабрики Бушуев стал украшать оружие многофигурными батальными сценами, центральной фигурой композиций художник сделал не полководцев, а солдата. Его фантазия создала, а талант увековечил на металле образ стремительно несущегося крылатого коня, который ныне украшает герб Златоуста и стал символом города. А сам легендарный художник стал зваться в народе Иванко Крылатко.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Одной из самых известных работ этого мастера стали рыцарские доспехи, изготовленные в качестве подарка для цесаревича Александра, будущего императора. Над ними в течение четырех лет трудились более 30 мастеров.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Тема Отечественной войны 1812 года как раз и легла в основу композиции клинка, который «отыскали» в 2018 году. Чтобы убедиться в авторской подлинности изделия, экспертизу проводили Юрий Рябков – эксперт по культурным ценностям, Заслуженный художник России и Юрий Окунцов - эксперт по холодному оружию, Заслуженный художник России, заведующий отделом истории городского краеведческого музея. Оба эксперта считают, что это работа, скорее всего, действительно принадлежит, Ивану Бушуеву. Причем, клинок – уникальный. Наш великий мастер оставил автограф скрытно, на хвостовике шпаги.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост
Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Юрий Окунцов, эксперт по холодному и огнестрельному оружию, заведующий отделом истории городского краеведческого музея: «Если есть сомнения, что это современная хорошая подделка, то могу сказать, что подделать сам способ приготовления невозможно. Можно, конечно, и отковать, но такого уровня качества ковки и последующей полировки сегодня сложно добиться. В то время была четко отработанная технология: ручная ковка клинков, потом клинки подвергались испытаниям и пробам, потом их шлифовали – долгая и сложная работа: долы должны были проходить малыми кругами, чтобы вся геометрия соответствовала. Потом лощение и полировка, доводили до зеркального блеска. После всего этого клинок отдавали художнику-гравёру, он делал последующую рисовку. Даже сам вид позолоты - это была позолота через огонь (ртутное золочение), сегодня уже никто не применяет, если только на стадии эксперимента. Гальваническая позолота очень разнится».

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

Юрий Рябков, эксперт по культурным ценностям, заслуженный художник России: «Клинок очень интересный, на нем представлена летопись войны 1812 года. Таких юбилейных клинков было изготовлено два или три десятка. В основании клинка золочено-синеная арматура в стиле ампир, дальше идут либо венки, либо лавровые и дубовые листья, в которых написаны названия мест сражений. Можно отчетливо прочитать «Дрезден 9 мая, Берлин 20 февраля, Березина 13 мая…».

Самое интересное, на что обращают внимание эксперты, почему мастер оставил свое клеймо скрытно, и дают тому свои объяснения. Клинок Бушуева эксперты относят к периоду 1820-1822гг. в это время, действительно готовились юбилейные клинки ветеранам Отечественной войны 1812 года. И тогда на фабрике еще работали Шафы. И хотя, Иван Бушуев уже стал настоящим мастером, ставить свое клеймо открыто, он не имел право. С другой стороны, к этому времени стало известно, что Шафы скоро покинут Златоуст. В 1823 году они были уволены с фабрики за грубость, а также «неусердие их к интересам службы и своекорыстие», так говорилось в письме директора оружейной фабрики М.И.Кляйнера. Покидая фабрику, немецкие ремесленники были вынуждены признать: «Коренной Золингенский завод не в состоянии приготовить такое оружие, какое уже было сделано в Златоусте». В этом же году Иван Бушуев становится старшим мастером в украшенном отделении. Учитывая обстановку того времени, эксперты уверены, что Бушуев мог позволить себе оставить скрытый знак на хвостовике шпаги. К тому же, это не единственный доказанный факт. Как рассказывает Юрий Окунцов, в городском музее есть сабельный клинок 1819 года (миниатюра - Геракл управляет колесницей), он подписан Шафами, это второй экземпляр сабли без эфеса. На самой границы между хвостовиком и пятой клинка таким же образом – гравировкой иглой стоят неприметные буквы ЕБ (Ефим Бушуев). Известно, что Ефим был не менее талантлив, чем его старший брат Иван. В Эрмитаже хранится клинок, пописанный Ефимом Бушуевым, в 1818 году ему было всего пятнадцать лет. Возможно, что такие клинки со скрытыми клеймами русских мастеров и официально подписанные Шафами до 1823 года есть еще, нужно лишь проверить хвостовик.


Что касается эфеса шпаги Ивана Бушуева, то эксперты единодушны во мнении, он не родной. Они считают, что этот клинок мог находиться на вооружении у нескольких поколений военных вплоть до 1917 года. Пехотная шпага являлась форменным строевым оружием, и за долгое время ее использования, ножны пришлось несколько раз поменять в оружейной мастерской.

Иван Бушуев. Златоустовский оружейный мастер. История (наука), Златоуст, Оружейники, 19 век, Длиннопост

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бушуев,_Иван_Николаевич

https://kulturologia.ru/blogs/170918/40524/

https://z-o-f.ru/index.php?route=information%2Fnews&news...

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения