История Второй Мировой Войны в фотографиях #29

Солдаты войск СС, попавшие под обстрел во время вторжения в Голландию.

май 1940

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Фотограф «подхватил» интересный момент. Этим солдатам откровенно страшно. На фотографии не напыщенные тевтонские рыцари и гордые победители, а обычные люди в экстремальной ситуации. Об этом и мимика, и позы говорят красноречиво. Отличное фото резко контрастирующее с штампами поддерживаемым поклонниками СС.


На немцах  одеты в камуфлированные куртки (камуфляж типа «платан») образца 1937 года. В феврале 1937 года командир разведбата СС штурмбаннфюрер СС Вильгельм Бранд начал проводить работы по созданию и изготовлению камуфлированного обмундирования и снаряжения для своего батальона. По подсчётам Бранда применение камуфляжа снижало потери эсэсовской пехоты на 10-15%. Что из этого получилось, мы все прекрасно знаем. весь мир носит.

Рейхспротектор Богемии и Моравии Курт Далюге (Kurt Daluege) (15.09.1897-23.10.1946) целится из пистолета.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Курт Далюге являлся организатором массового террора в Чехии, в том числе и карательных акций, развернутых после убийства его предшественника Р. Гейдриха, когда в течение нескольких дней было арестовано около 15 тысяч заложников, а 700 из них расстреляны. Непосредственный виновник массового уничтожения населения в деревне Лидице, которая была задумана как «акция возмездия» за смерть Гейдриха. Из 494 жителей поселка было расстреляно на месте 173 человека. После поражения Германии арестован союзниками и выдан правительству Чехословакии. Повешен в Чехословакии 24 октября 1946 года.


Американский солдат ведет огонь из пистолета-пулемета M1928A1 «Томпсон».

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Тренировка уличных боев в учебном центре на Гавайях.  1944 год.


Солдат одет в так называемый камуфляжный комбез «Frog skin»-(лягушачья кожа). Не пользовался сильной популярностью, а на Западном фронте вообще сняли с вооружения т.к. принимали за противника из войск СС (из-за большого сходства камуфляжа) и несли потери от своих же войск. На голове стандартный защитный головной убор стальной шлем М1.


Фей Шульман с партизанами в лесу

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Фэй Шульман родилась в многодетной семье 28 ноября 1919 года в Польше. 14 августа 1942 года немцы убили 1850 евреев из гетто Ленина, в том числе родителей Фэй, сестру и младшего брата. Они пощадили только 26 человек, в том числе и Фэй. Позднее Фэй бежала в леса и присоединилась к партизанской группе, состоящей в основном из беглых советских военнопленных. Фэй стала медсестрой, хотя у нее не было медицинского опыта, и служила с сентября 1942 по июль 1944 года. Во время рейда на гетто Фэй удалось вернуть свое старое фотографическое оборудование. В течение следующих двух лет она сделала более сотни фотографий. Она писала: «Я хочу, чтобы люди знали, что было сопротивление. Евреи не пошли, как овцы на заклание. Я была фотографом. У меня есть фотографии. У меня есть доказательства.» Она является единственным известным еврейским партизанским фотографом.


После окончания войны Фэй вышла замуж за Морриса Шульмана, также еврейского партизана. Они эмигрировали в Канаду в 1948 году.


Немецкие артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку PaK 43

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

4,8 т, в буксируемом варианте. Габариты впечатляют. Пушка огромна.  Говорят это у неё, после нескольких выстрелов, сошники закапывались в грунт так, что затем развернуть её было очень проблематично.


Таскают гансы пушку перед фотографом — мучаются несказанно. Продолжение «фотосессии» данного орудия и его многострадального расчета.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Советская гаубица-пушка МЛ-20 из состава гвардейской части командира Гришина, замаскированная в разрушенном сарае. 1942 год. Калининский фронт.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Семь тонн, на «жестких» колесах по снежному покрову закатить и установить в сарай. Скорее всего накидали досок, что бы техника не проваливалась в снег и тягач затолкал задом пушку в сарай.  А вот дальше устанавливалась и поворачивалась вручную. Физическая подготовка и сноровка расчета вызывает только уважение.


Трофейный советский мотоброневагон Д-2 на службе вермахта.

январь-февраль 1944

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Фотография сделана на центральном участке Восточного фронта. Броневагон подвергся модернизации, о чем в том числе свидетельствуют установленные штырьевая и рамочная антенны немецкого образца.


Всего было изготовлено 30 серийных мотоброневагонов Д-2. Летом 1941 года войска НКВД по охране железнодорожных сооружений в ходе боев потеряли 7 мотоброневагонов Д-2, которые после ремонта были включены немцами в состав своих бронепоездов. Оставшиеся в строю Д-2 использовались частями НКВД вплоть до конца войны и были списаны в конце 1940-х годов.


Экипаж самоходного орудия СУ-76 А.Р.Лалака ведет огонь в населенном пункте провинции Бранденбург. Германия, 1-й Белорусский фронт. апрель 1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Гвардии старший лейтенант Алексей Романович Лалак, украинец. 1920 года рождения. Командир СУ-76 1729-го самоходно-артиллерийского полка. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Наводчик прильнул к панораме ПГ-1, заряжающий досылает унитарный патрон в казённую часть орудия.


В воспоминаниях советских «самоходчиков» указывается, что при попадании вражеского снаряда самоходка СУ-76 почти мгновенно загоралась. У экипажа было всего несколько секунд, чтобы покинуть установку. И вроде поэтому, во время боя, заднюю дверцу держали открытой, чтобы быстрее выскочить из машины.
Это обычная 76 мм пушка, только не на колесах, а на моторизованном гусеничном шасси. У немцев было целое семейство подобных самоходок «Мардер». Конечно, не танк, но и не просто пушка. На фронте их называли «суками» и «голожопыми фердинандами». Одна из самых массовых самоходок Красной Армии.

Герой Советского Союза командир 254-го ИАП майор П.М. Петров рядом с истребителем И-16. 1941 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Фотография позволяет хорошо рассмотреть прицел ПАК-1 (прицел авиационный коллиматорный).


Петров Петр Михайлович - участник советско-финской войны 1939-40 годов. 17 февраля 1940 года капитан Петров, приземлив свой истребитель на льду озера Муола Ярви (ныне Глубокое) в расположении противника, принял на лыжу своего истребителя И-16 летчика подбитой машины Н. Косичкина и под огнем врага вывез боевого товарища к своим. 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» капитану Петрову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 300).


Участник Великой Отечественной войны с первых дней в должности командира 254-го ИАП, действовавшего в составе ПВО Киева, затем Юго-Западного фронта.


23 ноября 1941 года майор Петров погиб при выполнении боевого задания — в районе станции Алексеевка Курской области сбит зенитно-пулеметным огнем своих войск.


Колонна немецких военнопленных проходит мимо железнодорожного вокзала Риги. 1944 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Среди пленных много улыбающихся. Охрана очень малочисленная.

В кадр попало здание старого вокзала Риги, имевшее такой вид с 1885 по 1957 годы. Справа видна железнодорожная насыпь.


А вокзала этого уже давно нет.Вместо него безликая коробка из бетона и стекла.Справа скверик.Там была небольшая церковь поставленная в память о спасении царской семьи во время крушения поезда.Снесена латышскими националистами в годы Первой республики.


Фотография капитана Д.А. Одоева, сделанная для партбилета после боя. Лето 1942 года.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Одоев Дмитрий Архипович — участник Великой Отечественной войны с первых дней в должности командира противотанковой батареи. За два дня 25-26 июня 1941 его батарея (четыре 45-мм орудия) подбила до 20 танков противника под Барановичами. В конце августа 1941 попал в окружение, но сумел вместе с подчиненными выйти к своим. В дальнейшем назначен командиром артиллерийского дивизиона, помощником начальника оперативного отделения при начальнике артиллерии 21-й армии. Участвовал в боях под Сталинградом и на Курской дуге, в освобождении Польши и Чехословакии. К концу войны был командиром артиллерийского полка в звании подполковника.


Советский штурмовик «Пегас» на испытаниях. 21 июля 1943. Омск.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

На фото — «вариант 04», проходивший испытания по сокращенной программе в июле 1943 г. По результатам испытаний признавалось улучшение обзора и повышение маневренности по сравнению с предыдущими вариантами, появилась возможность полета на одном моторе.


Данный штурмовик был разработан в конце лета 1942 года под руководством конструктора Д.Л. Томашевича в ЦКБ-29 НКВД. Из описания самолета: «В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи — уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев. К 1 августа 1943 г. можно будет построить 15000 таких самолетов, без ощутимого напряжения промышленности и почти без загрузки смежников. Основная идея, лежащая в основе предполагаемого самолета состоит в том, чтобы исключить из конструкции все, что предназначено для решения других задач, оставить только минимум, который необходим для уничтожения танков.»


Испытания закончились летом 1943 года, когда необходимость в таком самолете отпала. «Пегас» в серию запущен не был.


Экономия во всём. На штурмовик были поставлены двигатели М-11 — надежные, недорогие и неприхотливые, хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные в советской авиации (например на самолётах У-2). М-11, кроме прочего, не требовали сложного оборудования при эксплуатации и ремонте, легко запускались в зимнее время и потребляли любой авиабензин. По подсчетам, для боевого вылета пяти противотанковых самолетов Томашевича топлива расходовалось столько же, сколько требовалось для обеспечения боевого вылета одного Ил-2.


Советский дальний бомбардировщик Ил-4, оборудованный пламегасителями, в полете

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Для повышения скрытности во время ночных полетов на выхлопных патрубках двигателей бомбардировщика Ил-4 устанавливались глушители ГАМ-9 или самодельные глушители и пламегасители.


Летчики 102-го гвардейского истребительного авиаполка в капонире рядом с «Аэрокоброй» борт 33. 1943 год

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Слева направо: младший лейтенант Жилеостов, младший лейтенант Анатолий Григорьевич Иванов (погиб), младший лейтенант Болдырев, старший лейтенант Николай Петрович Александров (погиб), Дмитрий Андрианович Шпигун (погиб), Н.А. Крицын, Владимир Горбачев.


Заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Анатолий Григорьевич Иванов погиб в районе местечка Лаутаранта при учебно-тренировочных полетах 17.08.1944. Похоронен в братской могиле города Зеленогорска Ленинаградской области.


Старший летчик гварди лейтенант Дмитрий Андрианович Шпигун пропал без вести 12 февраля 1944 года на участке Свердловск – Казань при перегоне 2-го комплекта самолетов Р-39 из Красноярска в Ленинград. Дмитрий Шпигун погиб в крупномасштабной катастрофе, погубившей 2 перегоночные эскадрильи (9-й перегоночный авиаполк СибВО и 2-й гвардейский истребительный авиаполк ВМФ СФ). Причина гибели 16 летчиков — ошибочный метеопрогноз, выданный на маршрут Свердловск-Казань: погода оказалась штормовой. Ввиду выхода из строя рации ни один из командиров групп или экипажей-лидеров не смог принять команду о возвращении на свой аэродром и передать его «Аэрокобрам».


Актриса В.В. Серова и военный корреспондент К.М. Симонов на Ленинградском фронте. 1944 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Серова и Симонов — супруги. У Симонова до Серовой было две жены. Актриса Валентина Серова, вдова погибшего лётчика, Героя Испании, комбрига Анатолия Серова. Посвящением Серовой стало стихотворение «Жди меня» (1941). По мнению литературоведов, этим произведением поэт сделал актрису в глазах миллионов советских читателей символом верности.


Вот, что рассказывает об истории создания стихотворения дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль.

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя»


Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Серова ездила на фронт. В конце войны в творческих кругах циркулировала информация о романе Серовой с крупным советским военачальником Константином Рокоссовским, что негативно отразилось на её отношениях с Симоновым.


Они прожили вместе пятнадцать лет. В 1950-м в этом браке родилась дочь Мария.

После расставания в середине 1950-х годов Симонов снял из переиздания своих стихов все посвящения Серовой кроме одного, на стихотворении «Жди меня», зашифрованного в инициалах. На похороны бывшей жены в декабре 1975 года поэт прислал букет из 58 алых роз.


Константин Симонов читает стихотворение "Жди меня"


Камикадзе на самолете Ki-61 «Хиен» атакует американский авианосец «Сангамон». 04.05.1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Камикадзе на одномоторном самолете Ki-61 «Хиен» атакует американский эскортный авианосец «Сангамон» (USS Sangamon). Он был замечен с авианосца в 18.30, был сбит и упал отвесно в воду в десяти метрах от борта. Из повреждений авианосца — только срыв антенны от ударной волны упавшего самолета камикадзе.


На палубе авианосца стоят со сложенными крыльями истребители F6F «Hellcat».


Через час на «Сангамон» состоялась новая, более успешная атака. Двухмоторный Ki-45 «Торю» сбросил бомбу и врезался следом в центр полетной палубы авианосца. Бомба и части самолета пробили палубу и взорвались во внутренних помещениях. Пожары охватили полетную палубу, ангар, топливную палубу, была нарушена внутрикорабельная связь, корабль стал неуправляемым. Тем не менее, в течение трех часов команда справилась с огнем и контроль над кораблем был восстановлен. Жертвы — 11 убитых, 25 пропавших без вести и 21 тяжелораненый.


Эвакуация остатков дивизии «Великая Германия» в район Пиллау в Восточной Пруссии

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Лишь не более 4000 военнослужащим дивизии, окруженной советскими войсками близ Бальги (Восточная Пруссия), удалось переправиться в Пиллау. Остатки дивизии «Великая Германия» до 25 апреля 1945 года оборонялись в осажденном Пиллау, пока советские войска не взяли штурмом этот последний укрепленный пункт вермахта в Восточной Пруссии.


Настроение у персонажей сумрачное, сомнений в ближайшей перспективе нет, но обречённые люди пытаются оставаться людьми до конца, как они это понимают. Сильный враг. Это одно из лиц нашей Победы.


На переднем плане десантный паром спецпостройки, их собирали из отдельных секций, получалось что-то вроде длинного плавучего моста. Использовалась эта штука на Балтике и на средиземноморье. Именовались — «Seeschlange». На заднем плане Landungsboot.


Солдаты дивизии «Великая Германия» грузятся на самодельные плоты для переправы через залив Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). Полуостров Бальга, мыс Кальхольц. март 1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

В конце марта 1945 года дивизия «Великая Германия», которой грозило окончательное уничтожение наступающими советскими войсками, была эвакуирована с полуострова Бальга. В эвакуации участвовали морские десантные флотилии, саперы-десантники генерала Хенке, транспорты из Пиллау. Но этого не хватало и, бросив на полуострове всю технику и тяжелое вооружение, остатки дивизии переправлялись через залив на самодельных плотах, старых лодках и пустых бочках.


Буксировка неисправного немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» двумя тягачами.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Курская дуга. 1943 год.


Ремонт неисправной техники у немцев был на высоте.  На курской дуге наши войска подбили тигров больше, чем у немцев было на момент начала операции. По статистике каждый тигр группировке Манштейна был подбит дважды (195,8%). И всё благодаря немецким ремонтникам: они оперативно вводили в строй подбитую технику. Прямо возникает ассоциация с мифической гидрой и её головами. Тем ценнее наша победа.


Подразделения советского тяжелого самоходно-артиллерийского полка у переправы через реку Шпрее

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Справа САУ ИСУ-152.  В первом грузовике у бойца трофейные мотоциклетные очки. На руках перчатки. Похоже из начсостава. Во втором грузовике все бойцы с такими очками.  Самоходчик классно устроился - голову под ДШК спрятал и спит))


Танк Т-34 после полигонных испытаний брони

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Т-34 однозначно ранний, маска под Л-11, самого орудия нет по-моему. Траки «гладкие», а башня литая. Видимо один из первых образцов с литой башней. То, что пробоины и следы от снарядов так «кучненько» лежат говоит о том, что стреляли скорее всего со станка, или с близкого расстояния имитируя дальность стрельбы различными пороховыми зарядами.


Про полигонные испытания читал, что они начались с 500 м, при которых 45-мм снаряд не пробивал броню. Постепенно расстояние уменьшалось и появились факты пробития бронезащиты. "...снайпер-артиллерист из 45-мм пушки посылал снаряды в нарисованные мелом треугольники на броне танка...".

Американские солдаты и немецкая зенитная РСЗО «Fohn» (« Ветер») в районе Эрпеля вблизи Ремагенского моста

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Редкая РСЗО сотового типа (принята на вооружение в 1944 г., успели построить 50 установок) с 35 направляющими из стальных прутьев и уголков. Расчет из одного наводчика-оператора. Прицел на основе коллиматорного. От пороховых газов оператор справа защищался металлическим щитком во весь рост, а в поле прицела — гнутым стеклом. РСЗО снабжалась тумбовой установкой кругового вращения. В походном положении «Fohn» размещался на колесном прицепе. Заряжани из пяти решетчатых «обойм», вмещающих по семь ракет 7,3 cm R.Spr.Gr. 4609. Ракета (одну из них видно на фото) длиной 330 мм и весом 3,2 кг, скорость 360 м/с, а заряд 0,28 кг взрывчатого вещества — расчетное минимальное количество для уничтожения самолета.


Сколько ракет устанавливалось в направляющие, таков был и залп. Естественно, что чем больше — тем выше вероятность попадания.


Камуфляж нанесен на установку точно от «балды» лишь бы был. Просто кисточку от краски вытирали. :-)

Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf. G с бортовыми противокумулятивными экранами

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Похороны американских моряков с авианосца «Лиском Бэй». ноябрь 1943

История Второй Мировой Войны в фотографиях #29 Вторая мировая война, История, События, Фотография, Длиннопост

Похороны в море американских моряков с авианосца «Лиском Бэй» (Liscome Bay), затонувшего после торпедной атаки японской подводной лодки I-175 24 ноября 1943 года у островов Гилберта. Японская торпеда попала в отсек, где находился склад авиабомб для самолетов авианосца, страшный взрыв разрушил корабль. Из 916 членов экипажа спаслись 272; среди погибших были адмирал Муллиникс (Mullinix), капитан корабля Уилтси (Wiltsie) и знаменитый герой Перл Харбора кок Дорис Миллер (Doris Miller) с линкора «Вест Виргиния», который во время атаки японцев на Перл Харбор помогал раненым и стрелял по японским самолетам из пары зенитных пулеметов «Браунинг» 50-го калибра, и за это получил Военно-морской крест, третью по значимости награду Военно-морского флота США (первым из чернокожих).


На переднем плане на палубе транспорта «Леонард Вуд» (Leonard Wood) — часть выживших моряков с «Лиском Бэй». Корабль слева вдалеке — транспорт «Невилль» (Neville), на котором размещалась остальные спасшиеся с «Лиском Бэя».