5

История строительства Храма Христа Спасителя.

25 декабря 1812 года российский император Александр I обнародовал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя». В первом конкурсе проектов храма Христа, объявленном в 1813 году, участвовали многие маститые профессиональные зодчие — А. Воронихин, Д. Кваренги, А. Михайлов, А. Стасов, А. Мельников. Но Александр в 1817 году выбрал проект дилетанта — 30-летнего живописца Карла (Александра) Витберга, недавно закончившего петербургскую Академию художеств. Два года, уединившись во временном московском жилище, Витберг самостоятельно изучал руководства по архитектуре и создавал свой проект.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм христа спасителя, Длиннопост

Витберг создал проект, выдержанный в традиционных классических архитектурных формах, но наполнил его совершенно новым для своего времени содержанием. Он понимал, что создает небывалое. Колоссальный (около 230 метров в высоту; длина нижней колоннады равнялась 640 метрам) храм, стоя на Воробьевых горах, должен был господствовать над всем городом.


В 1817 году императорская фамилия и весь двор на несколько месяцев переехали в Москву, чтобы принять участие в торжественной закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Она состоялась 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода наполеоновской армии из Москвы. 12 октября церковь празднует день Иерусалимской иконы Богоматери. Это не случайное совпадение; судя по свидетельствам современников, строительством храма Христа Москва сознательно уподоблялась Иерусалиму, а сам храм — Иерусалимскому храму.


Храм Витберга, будь он построен, превысил бы самую большую из египетских пирамид. Постройка, однако, продвигалась крайне медленно. К строительству, по обычаям того времени, было приписано 4000 крепостных крестьян, которые из-за плохих условий жилья и питания умирали, как на строительстве петровского Петербурга. Витберг, никогда не занимавшийся архитектурной практикой, был совершенно неприспособлен к хозяйственной и административной организации большой стройки и контролю за работами и расходами (в те времена это входило в обязанности архитектора).


В августе 1825 года архитектор обращался к императору с просьбой оказать ему содействие в борьбе с казнокрадством на стройке. После смерти Александра I в ноябре 1825 года ход строительства стала расследовать специальная комиссия. Злоупотребления, сопровождавшие большое строительство, свалили на Витберга. Н.В. Берг, казначей комиссии по сооружению храма, вспоминал: «Витберга окружила толпа плутов, людей, принимающих Россию — за аферу, службу — за выгодную сделку, место — за счастливый случай нажиться. Не трудно было понять, что они под ногами Витберга выкопают яму».

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм христа спасителя, Длиннопост

Автора великолепного замысла несправедливо обвинили в растратах, в некомпетентности, отстранили от строительства, отдали под суд. После смерти Александра заступиться за него было некому. Строительство некоторое время продолжалось, пока не возникли опасения, что берег Москвы-реки может не выдержать колоссального сооружения. В мае 1826 года работы были остановлены, а в ноябре 1828-го стройка была ликвидирована, несмотря на то, что на нее было потрачено уже более 4 миллионов рублей.


Николай I не отказался от обета своего старшего брата Александра и принял на себя его исполнение. Сначала строительство намеревались продолжать на Воробьевых горах, отодвинув храм от «слабого» берега. В 1831 году проектирование храма было поручено придворному архитектору Константину Тону. Николай I самолично определил место храма — устье ручья Черторыя на Пречистенской набережной, территория древнего Алексеевского монастыря.

Если сравнить замыслы Витберга и Тона, становится очевидным, что идеей первого проекта было создание небывалого христианского храма, а идеей второго — создание храма национального, русского. Храм Витберга пробуждал религиозное чувство и благоговение, демонстрируя торжество духа христианства. Храм Тона скорее иллюстрировал их, демонстрируя торжество Православия.


Проект Тона, как и все зрелое творчество этого зодчего, стал архитектурным выражением поиска русским обществом XIX века «национальной идеи» и «национального стиля». С именем Тона в истории отечественной архитектуры связано возникновение стиля «русского», или «русско-византийского».


Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1839 года (год 25-летия взятия Парижа русскими войсками). Утвержденную смету для первоначальных работ (более 1400 тысяч рублей) Тону удалось даже сократить на 150 тысяч. Во избежание повторения витберговской истории государем был утвержден новый порядок контроля за строительством, который делал руководство стройкой коллективным.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм христа спасителя, Длиннопост

Строительство храма, которое велось и на казенные средства, и на народные пожертвования, затянулось на десятки лет. Работы не прекращались ни на один день, но объем их оказался колоссальным, а финансирование не всегда было бесперебойным. В 1849 году был сооружен свод большого купола — это был самый крупный купол России. К 1853 году закончилась кладка кирпичных стен, куполов и наружная облицовка здания. К 1857-му смонтировали металлические части кровли и куполов. В 1860 году все внешние отделочные работы были закончены, и с храма сняли наружные леса. Тогда же начаты росписи и отделка интерьеров — она продолжалась до 1883 года. Одновременно в 1877—1880 годах строилась гранитная набережная, благоустраивалась площадь вокруг храма. Освящен он был 26 мая 1883 года. Строительство храма, таким образом, продолжалось при четырех императорах. Оно обошлось в 15 миллионов 123 тысячи 163 рубля 89 копеек.


Весной 1880 года к подножию уже построенного храма принесли носилки с 86-летним стариком. Он си-лился встать, чтобы взойти в храм, но так и не смог. Это было последнее свидание Константина Тона с главным храмом своей жизни. Архитектор умер в 1881 году, так и не дожив до освящения храма Христа Спасителя.


Освящение храма 26 мая 1883 года было приурочено к коронации императора Александра III и стало грандиозным торжественным праздником. Царь и наследник престола прошли в алтарь, где высшее духовенство совершило сопутствовавшие ритуалу освящения таинства и молебны. Затем крестный ход обошел вокруг храма под звон всех московских колоколов и залпы орудийных салютов. Дожившие до этого дня ветераны кампании 1812 года были удостоены беседы с императором.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм христа спасителя, Длиннопост

Самым удачным в храме Христа Спасителя было, пожалуй, его чрезвычайно выигрышное местоположение — близ Кремля, на изгибе Москвы-реки. Храм стал главным акцентом многих архитектурных видов города, его монументальное величие было подчеркнуто рельефом местности и небольшими размерами окружающей городской застройки. С его постройкой в Москве появился храм, которого, пожалуй до того в ней не было — городской собор (не по официальному статусу, а по значению для горожан), отделенный от резиденции власти, всегда доступный, стоящий на площади в гуще жилых кварталов. Такой тип собора более характерен для городов Европы, нежели для старинных русских городов, где главный собор обычно стоит в кремле или в крепости. Не случайно площадь храма Христа Спасителя москвичи полюбили: она, подобно площадям у городских соборов Европы, всегда была заполнена народом, здесь отдыхали на скамейках и ступенях, назначали свидания, гуляли с детьми.


В 1901 году при соборе был учрежден собственный хор, считавшийся в Москве одним из лучших. Среди регентов соборного хора были композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков, в храме исполнялись произведения известного церковного композитора того времени АД Кастальского. Между прочим, знаменитый руководитель ансамбля песни и пляски Советской армии, композитор и дирижер А.А. Александров начинал свою музыкальную деятельность в начале ХХ века как регент хора храма Христа Спасителя.


Храм, без сомнения, стал одним из символов Москвы, неотделимых, казалось, от ее образа. И в этом должное храму отдавали даже искусствоведы, невысоко оценивавшие его архитектурные качества. Показательно мнение (1926) ДД Иванова, директора Оружейной палаты 1920-х годов: «При всей монотонности и казенности храма Христа Спасителя, в его постройке есть какой-то элемент вечности, он так подходит к окружающему, что не только не тревожит глаз, но даже является необходимым дополнением, в особенности он дает тот мазок золота, который необходим для того, чтобы художественно оформить пейзаж Москвы».


Высота собора равнялась 103 метрам. На позолоту глав понадобилось 25 пудов 31 фунт золота, еще 721 фунт ушел на храмовую утварь. Рассчитан собор был на 7200 человек, но помещалось в нем около 10 тысяч. Фундаменты собора доходили местами в глубину до 40 метров. Он был сложен из 40 миллионов кирпичей. Толщина стен составляла три с лишним метра. Все строительные материалы, кроме нескольких редких видов мрамора, были отечественного происхождения.


Из книги Михайлова К. П.  "Москва, которую мы потеряли"

Найдены возможные дубликаты

Отредактировала ltomme 203 дня назад
+1
Автор, благодарю Вас за инфо
+1
«Витберга окружила толпа плутов, людей, принимающих Россию — за аферу, службу — за выгодную сделку, место — за счастливый случай нажиться. Не трудно было понять, что они под ногами Витберга выкопают яму».

Вот так, в наше время, можно сказать про всех, практически, чиновников

раскрыть ветку 1
0

судя по истории России ,к сожалению это все началось очень давно и продолжается, продолжается... 

0
А грозный командир, опричник Егор,
Кипит на ветру, ухмыляется.
Ах вы дураки, мудачьё, позор
Ваш в эту конуру не вмещается
Верный пёс царя грозного Иосифа,
Скачет Егор в счастливую жизнь.
Старое к чёрту сносим мы,
Новая вера рванёт - ложись!.

Небо треснуло медным колоколом,
Залепил грязный свет слюнявые рты.
Вороны чёрными осколками
Расплевали кругом куски тишины.
Купола покатились, как головы,
Стены упали медленно.
От сабель нежданных половцев
Пошли-ка домой
Слишком ветрено
-1

Бассейн был лучше, от его хоть польза была.

раскрыть ветку 1
-2
Заебали с этим бассейном, честное слово. В каждом посте про храм вылезет кто-нибудь.

Я сам человек неверующий ни в бога, ни в чёрта, но от мамкиных атеистов уже воротит.
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: