История правителей Руси. Часть VII. Великий князь Владимир Святославич Красное Солнышко (годы правления 980 - 1015)
Как много мы знаем об истории нашей страны тысячелетней давности? - пост-предыстория
История правителей Руси. Часть I. Рюрик Варяжский.
История правителей Руси. Часть II. Князь Олег Вещий.
История правителей Руси. Часть III.Князь Игорь Рюрикович (годы правления 912 - 945)
История правителей Руси. Часть IV. Княгиня Ольга Мудрая (годы правления 945 - 966)
История правителей Руси. Часть V. Князь Святослав Игоревич (годы правления 966 - 972)
История правителей Руси. Часть VI. Великий князь Ярополк Святославич (годы правления 972 - 980)
Данный правитель сделал очень много для нашей страны. Настолько, что в один пост не поместится. Поэтому, если пикабушникам будет интересно, сделаю продолжение через несколько дней.
Кинорежиссеры современности очень любят истории про неких персонажей из низов, оказавшихся по тем или иным обстоятельствам довольно высоко в социальной иерархии. Странно, что при этом они не сняли ни одного фильма про сына князя и рабыни, ставшего самым продуктивным правителем за полтора века существования русского государства.
Для тех, кто не видел предыдущие мои посты, напомню: Владимир был младшим сыном Святослава, внука Рюрика, от рабыни Ольги Мудрой, которую звали Маклушей (надеюсь, пикабушники не запутались). Сама Ольга не признавала его своим внуком, да и Святослав не пылал к нему любовью. В результате, воспитанием Владимира занимался его дядя, воевода Добрыня. Возможно, поэтому младший Святославич разительно отличался от своих братьев - был крепким, закаленным, мужественным и решительным человеком.
Завоевать киевский престол Владимиру помогли варяги, но у этого была и обратная сторона: "Сии гордые Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с
каждого жителя по две гривны". Князь, которому это очень не нравилось, обещаниями усыпил их бдительность и создал войско из славян. "Варяги увидели обман; но видя
также, что войско Российское в Киеве было их сильнее, не дерзнули взбунтоваться и смиренно просились в Грецию". Киевский правитель отпустил их, оставив только достойнейших, которые стали его наместниками во многих городах. В то же время его послы сообщили византийскому императору, что мятежных варягов ни в коем случае нельзя оставлять в столице, и рекомендовали разослать их по городам, не пуская в то же время их обратно в Россию.
Не забыл Владимир и богов отблагодарить: "соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровию жертв". Карамзин предполагает, что так он пытался загладить свою вину братоубийства - тяжелого проступка даже в те жестокие времена.
Набожность не мешала князю "утопать в наслаждениях чувственных". Первой женой Владимира была Рогнеда, как вы помните. Она стала матерью Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей. Умертвив брата, он взял в наложницы беременную невестку, родившую Святополка. Вторая жена (Чехиня или Богемка) родила Вышеслава. Третья жена - Святослава и Мстислава. Четвертая - Бориса и Глеба. Если верить Нестору, помимо этого было у него еще 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке, 200 в селе Берестове. Святость брачных союзов и невинности он не признавал.
А на западе к тому время сформировалось польское государство, которое, если верить Карамзину, перешло к единовластию еще раньше славян. И, по иронии судьбы, правил там в то время Мечислав, правитель, который вошел в историю как тот, кто ввел на своей земле христианство. Во время правления слабого Ярополка часть славянских земель была завоевана поляками. Владимир решил исправить ошибку брата и пошел войной на государство польское. В итоге, ему удалось завоевать "Червен [Польша, Люблинское воеводство - прим. автора] , Перемышль и другие, которые, с сего времени будучи собственностию России, назывались Червенскими. В следующие два года храбрый
Князь смирил бунт Вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал страну Ятвягов, дикого, но мужественного народа Латышского, обитавшего в лесах между Литвою и Польшею. Далее к Северо-Западу он распространил свои владения до самого Бальтийского моря: ибо Ливония, по свидетельству Стурлезона, Летописца Исландского, принадлежала Владимиру, коего чиновники ездили собирать дань со всех жителей между Курляндиею и Финским заливом." А в 985 Владимир решил покорить болгар, обитавших на берегах Камы и Волги. Основное войско шло на судах, а по берегам шли конные торки (то ли союзники, то ли наемники русских). Камские болгары были торговым и гражданским народом, завоевать их труда не составило. Но осматривая пленных, мудрый Добрыня обратил внимание князя на то, что все они в сапогах. "Они не захотят быть нашими данниками: пойдем лучше искать лапотников". Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир, уважив его мнение, заключил мир с Болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с Россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: "Разве тогда нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде". Ежели не с данию, то по крайней мере с честию и с дарами Великий Князь возвратился в столицу."
Нам по учебникам истории великий князь Владимир известен как креститель Руси. Но, насколько я помню школьную программу, в них не рассказывается о причинах, побудивших правителя отречься от идолов, причинах крестить страну. По возвращении из похода, Владимир решил отблагодарить богов жервтоприношением. "Исполняя совет Бояр и старцев,
он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов - и жребий пал на юного Варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином". Когда старцы прибыли за жертвой, его отец старался переубедить их, "о безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога, истинного Творца неба, земли и человека." Надо сказать, что киевляне весьма терпимо относились к христианам, жившим среди них. Но столь откровенное попрание их веры не могло пройти незамеченным и вылилось в мятеж, в ходе которого отец и сын были убиты "Отец, держа сына за руку, с твердостию сказал: "Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий". Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками Христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их Святыми под именем Феодора и Иоанна."
Мятеж был усмирен, но стало очевидно, что просачивающиеся религии на Русь (христианство из Греции, магометане и иудеи шли к нам с Тавриды (старое название Крыма), католики из Германии, магометане так же приходили из земель камских болгар) могут привести к новой гражданской войне. Довольно интересно прошло заслушивание Владимиром религиозных послов:
"Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных
на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми."
После чего послы были отправлены уже по странам-представителям каждой из религий. Вернувшиеся бояре с восхищением отзывались только о византийской вере. После чего, решение было принято. Но гордый князь не мог просто прийти и креститься. Нет, он должен был завоевать веру. И в 988 году Владимир собрал большое войскои пошел в поход на греческий Херсон (его развалины находятся возле Севастополя, не путайте с современным Херсонесом). Что интересно, древний Херсон по своей стойкости и непокорности сильно похож на нынешний Севастополь. Никому не удавалось покорить волю херсонцев. Они признавали власть греческих императоров, но отказывались платить им какую-либо дань. И когда Владимир осадил их, сражались они мужественно. По ночам делали вылазки и разрушали осадные орудия, раскапывали вал, возводимый русскими напротив городских стен по правилам ведения боевых действий того времени, а землю заносили в город. И одним богам известно, чем бы закончилось это противостояние, если бы в Херсоне не завелся предатель Анастас. Он пустил стрелу с запиской, в которой сообщал, что в тылу русских войск есть водоводы, которые обеспечивают город водой. Владимир отдал приказ раскопать их и перекрыть. В итоге, жажда заставила город сдаться.
Наверняка у пикабушника, все еще читающего этот пост (если кто-то вообще добрался до этого места) возник вопрос:"А где были греческие войска?" Дело в том, что ее раздирала междоусобица: правило одновременно два императора - Василий и Константин, против них взбунтовались военачальники Склир и Фока. Им всем было банально не до Херсона. И тут Владимир присылает в Константинополь послов, что желает жениться на сестре императоров, Анне. В случае отказа угрожает взять город. "Василий и Константин, надеясь помощию сильного князя Российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв Веру Христианскую, он получит и руку Царевны и Царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостию изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы Императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с Князем народа, по мнению Греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но Политика требовала сей жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом." И на корабле она отправилась в Херсон. Нестор пишет, что перед ее прибытием у князя разболелись глаза и он ослеп. Анна убедила его немедленно креститься и он тут же прозрел при первом прикосновении святителя. Сие чудо изумило бояр и они приняли христианскую веру вместе с правителем. После крещения херсонский митрополит и византийские пресвитеры провели бракосочетание Владимира и Анны. Этот брак спас Константинополь.
Но об этом мы поговорим в следующем посте, если пикабушникам будет интересно.