История правителей Руси. Часть VII. Великий князь Владимир Святославич Красное Солнышко (годы правления 980 - 1015)

Как много мы знаем об истории нашей страны тысячелетней давности? - пост-предыстория

История правителей Руси. Часть I. Рюрик Варяжский.

История правителей Руси. Часть II. Князь Олег Вещий.

История правителей Руси. Часть III.Князь Игорь Рюрикович (годы правления 912 - 945)

История правителей Руси. Часть IV. Княгиня Ольга Мудрая (годы правления 945 - 966)

История правителей Руси. Часть V. Князь Святослав Игоревич (годы правления 966 - 972)

История правителей Руси. Часть VI. Великий князь Ярополк Святославич (годы правления 972 - 980)

Данный правитель сделал очень много для нашей страны. Настолько, что в один пост не поместится. Поэтому, если пикабушникам будет интересно, сделаю продолжение через несколько дней.

История правителей Руси. Часть VII. Великий князь Владимир Святославич Красное Солнышко (годы правления 980 - 1015) Рюрикович, Рюриковичи-романовы, Князь, Русь, Россия, Польша, Греция, Длиннопост

Кинорежиссеры современности очень любят истории про неких персонажей из низов, оказавшихся по тем или иным обстоятельствам довольно высоко в социальной иерархии. Странно, что при этом они не сняли ни одного фильма про сына князя и рабыни, ставшего самым продуктивным правителем за полтора века существования русского государства.


Для тех, кто не видел предыдущие мои посты, напомню: Владимир был младшим сыном Святослава, внука Рюрика, от рабыни Ольги Мудрой, которую звали Маклушей (надеюсь, пикабушники не запутались). Сама Ольга не признавала его своим внуком, да и Святослав не пылал к нему любовью. В результате, воспитанием Владимира занимался его дядя, воевода Добрыня. Возможно, поэтому младший Святославич разительно отличался от своих братьев - был крепким, закаленным, мужественным и решительным человеком.


Завоевать киевский престол Владимиру помогли варяги, но у этого была и обратная сторона: "Сии гордые Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с

каждого жителя по две гривны". Князь, которому это очень не нравилось, обещаниями усыпил их бдительность и создал войско из славян. "Варяги увидели обман; но видя

также, что войско Российское в Киеве было их сильнее, не дерзнули взбунтоваться и смиренно просились в Грецию". Киевский правитель отпустил их, оставив только достойнейших, которые стали его наместниками во многих городах. В то же время его послы сообщили византийскому императору, что мятежных варягов ни в коем случае нельзя оставлять в столице, и рекомендовали разослать их по городам, не пуская в то же время их обратно в Россию.


Не забыл Владимир и богов отблагодарить: "соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровию жертв". Карамзин предполагает, что так он пытался загладить свою вину братоубийства - тяжелого проступка даже в те жестокие времена.


Набожность не мешала князю "утопать в наслаждениях чувственных". Первой женой Владимира была Рогнеда, как вы помните. Она стала матерью Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей. Умертвив брата, он взял в наложницы беременную невестку, родившую Святополка. Вторая жена (Чехиня или Богемка) родила Вышеслава. Третья жена - Святослава и Мстислава. Четвертая - Бориса и Глеба. Если верить Нестору, помимо этого было у него еще 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке, 200 в селе Берестове. Святость брачных союзов и невинности он не признавал.


А на западе к тому время сформировалось польское государство, которое, если верить Карамзину, перешло к единовластию еще раньше славян. И, по иронии судьбы, правил там  в то время Мечислав, правитель, который вошел в историю как тот, кто ввел на своей земле христианство. Во время правления слабого Ярополка часть славянских земель была завоевана поляками. Владимир решил исправить ошибку брата и пошел войной на государство польское. В итоге, ему удалось завоевать "Червен [Польша, Люблинское воеводство - прим. автора] , Перемышль и другие, которые, с сего времени будучи собственностию России, назывались Червенскими. В следующие два года храбрый

Князь смирил бунт Вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал страну Ятвягов, дикого, но мужественного народа Латышского, обитавшего в лесах между Литвою и Польшею. Далее к Северо-Западу он распространил свои владения до самого Бальтийского моря: ибо Ливония, по свидетельству Стурлезона, Летописца Исландского, принадлежала Владимиру, коего чиновники ездили собирать дань со всех жителей между Курляндиею и Финским заливом." А в 985 Владимир решил покорить болгар, обитавших на берегах Камы и Волги. Основное войско шло на судах, а по берегам шли конные торки (то ли союзники, то ли наемники русских). Камские болгары были торговым и гражданским народом, завоевать их труда не составило. Но осматривая пленных, мудрый Добрыня обратил внимание князя на то, что все они в сапогах. "Они не захотят быть нашими данниками: пойдем лучше искать лапотников". Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир, уважив его мнение, заключил мир с Болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с Россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: "Разве тогда нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде". Ежели не с данию, то по крайней мере с честию и с дарами Великий Князь возвратился в столицу."


Нам по учебникам истории великий князь Владимир известен как креститель Руси. Но, насколько я помню школьную программу, в них не рассказывается о причинах, побудивших правителя отречься от идолов, причинах крестить страну. По возвращении из похода, Владимир решил отблагодарить богов жервтоприношением. "Исполняя совет Бояр и старцев,

он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов - и жребий пал на юного Варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином". Когда старцы прибыли за жертвой, его отец старался переубедить их, "о безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога, истинного Творца неба, земли и человека." Надо сказать, что киевляне весьма терпимо относились к христианам, жившим среди них. Но столь откровенное попрание их веры не могло пройти незамеченным и вылилось в мятеж, в ходе которого отец и сын были убиты "Отец, держа сына за руку, с твердостию сказал: "Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий". Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками Христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их Святыми под именем Феодора и Иоанна."

История правителей Руси. Часть VII. Великий князь Владимир Святославич Красное Солнышко (годы правления 980 - 1015) Рюрикович, Рюриковичи-романовы, Князь, Русь, Россия, Польша, Греция, Длиннопост

Мятеж был усмирен, но стало очевидно, что просачивающиеся религии на Русь (христианство из Греции, магометане и иудеи шли к нам с Тавриды (старое название Крыма), католики из Германии, магометане так же приходили из земель камских болгар) могут привести к новой гражданской войне. Довольно интересно прошло заслушивание Владимиром религиозных послов:

"Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных

на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми."


После чего послы были отправлены уже по странам-представителям каждой из религий. Вернувшиеся бояре с восхищением отзывались только о византийской вере. После чего, решение было принято. Но гордый князь не мог просто прийти и креститься. Нет, он должен был завоевать веру. И в 988 году Владимир собрал большое войскои пошел в поход на греческий Херсон (его развалины находятся возле Севастополя, не путайте с современным Херсонесом). Что интересно, древний Херсон по своей стойкости и непокорности сильно похож на нынешний Севастополь. Никому не удавалось покорить волю херсонцев. Они признавали власть греческих императоров, но отказывались платить им какую-либо дань. И когда Владимир осадил их, сражались они мужественно. По ночам делали вылазки и разрушали осадные орудия, раскапывали вал, возводимый русскими напротив городских стен по правилам ведения боевых действий того времени, а землю заносили в город. И одним богам известно, чем бы закончилось это противостояние, если бы в Херсоне не завелся предатель Анастас. Он пустил стрелу с запиской, в которой сообщал, что в тылу русских войск есть водоводы, которые обеспечивают город водой. Владимир отдал приказ раскопать их и перекрыть. В итоге, жажда заставила город сдаться.


Наверняка у пикабушника, все еще читающего этот пост (если кто-то вообще добрался до этого места) возник вопрос:"А где были греческие войска?" Дело в том, что ее раздирала междоусобица: правило одновременно два императора - Василий и Константин, против них взбунтовались военачальники Склир и Фока. Им всем было банально не до Херсона. И тут Владимир присылает в Константинополь послов, что желает жениться на сестре императоров, Анне. В случае отказа угрожает взять город. "Василий и Константин, надеясь помощию сильного князя Российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв Веру Христианскую, он получит и руку Царевны и Царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостию изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы Императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с Князем народа, по мнению Греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но Политика требовала сей жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом." И на корабле она отправилась в Херсон. Нестор пишет, что перед ее прибытием у князя разболелись глаза и он ослеп. Анна убедила его немедленно креститься и он тут же прозрел при первом прикосновении святителя. Сие чудо изумило бояр и они приняли христианскую веру вместе с правителем. После крещения херсонский митрополит и византийские пресвитеры провели бракосочетание Владимира и Анны. Этот брак спас Константинополь.


Но об этом мы поговорим в следующем посте, если пикабушникам будет интересно.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

В моём детстве показывали "звёздные войны" по 5 минут, в конце телепередачи "до 16 и старше".

Примерно так я воспринимаю подобные "мультипосты" по истории.


Но самый главный вопрос который занимает меня до сих пор - является ли история Киева историей России.

Как и другой вопрос - являются ли сребренники отчеканенные в Византии по заказу Киева, первыми русскими монетами.

Лично, я первыми русскими монетами считаю печать князя Дмитрия Донского и его подражания. Но то я (;

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
А мне интересно Россия или все таки Русь ?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Всем интересно! Знаешь когда и как произошло лингвистическое разделение? (;

1
Автор поста оценил этот комментарий

про монеты ничего не скажу, не знаю. История Киевской Руси для меня - это начало истории России. Хотя бы потому, что Киев был столицей весьма относительно. С ним еще делил эту роль Новгород. Де факто - 2 столицы. А Киевской Русь назвали уже поздние историки. По поводу мультипоста - тяжело писать большие тексты по двум трем книгам одновременно, уж извините.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не в претензию. Думаю вот.


Новгород был просто торговый город на реке, по сути часть ганзейского союза. Он не был столицей земель вокруг. Киев столицей уже был, какое-то время.

Я отстранено пытаюсь понять, может ли история страны начинаться за её пределами?

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Рассмотрим историю России от начала. Начало русской государственности, 862 год, Новгород

-> учреждение титула Великого князя-> перенесение князем Олегом столицы в Киев, начало того знаменитого периода, под названием Киевская Русь (заметьте, это не государство такое, Киевская Русь, а название исторического периода)-> Феодальная раздробленность, утрата централизации. Формально титул Великого князя и столичный статус Киева сохранились, но каждый князь хозяин в сыоём доме-> возывшение Владимирского княжеста, разгром Киева Андреем Боголюбским и перенос Великого Княжения во Владимир. Теперь Владимир - столица Русского государства. Начало  периода Владимирской Руси.-> Монгольское вторжение, уничтожение Киева, введение ярлыков на княжение. Ярлыки выдаются Владимирским князьям. Последний домонгольский Великий Князь - Александр Ярославович (Невский)-> Период Татаро-Монгольского Ига. Великие князья - потомки Александра Невского, которым он раздал уделы во Владимирской земле

-> Возвышение Москвы, укрепление её экономической мощи и политического статуса (не без хитрой и беспринципной политики)->Куликовская Битва (Донское Побоище), Москва - лидер коалиции княжеств, постепенно включает их в свою орбиту-> Включение московским князем (имеющим ярлык на Великое княжение) других княжеств в свои феодальные владения. Отмечу, что это не означает присоединение княжества к Московскому, а означает, что Московский князь становится князем и ещё какого-то другого, либо князь поменьше признаёт свой вассалитет.-> Освобождение от Ига, стояние на Угре. Москва - центр притяжения княжеств. Постепенное объединение русских земель. Отметим, что князья Московские происходят из династии Рюрикрвичей и являются прямыми потомками Александра, Владимира Мономаха и пр. То есть источник московской государственности - правящая династия древнерусского государства.-> Правление Василия III, впервые применён титул Государь Всея Руси. (До того, к Иоану III за границей в СРИ ГН применён титул "Император руссов")->Правление Ионана IV Грозного (всё ещё из династии Рюриковичей), впервые провозглашён Царём (то же, что и император), обширные территориальные приобретения, значительный экономический и культурный рывок. Перечислять всё очень долго. Именно он переименовал Русь (конгломерат княжеств) в Россию, на греческий манер.-> Смута и династия Романовых - правопреемница династии Рюриковичей по крови и по преемственности института царствования. -> Русское царство, Российская империя-> Революция февраля, Российская республика ->Октябрьскя революция, РСФСР->СССР-> Россия. Здесь сложность включения СССР в цепочку, так как формаьно большевики отрицали свою связь с РИ. Однако Россия является правопреемницей и РИ http://legitimist.ru/sight/politics/o-nekotoryix-aspektax-pr... - тут анализ вопроса. Так что Россия (и только Россия ) без сомнения является преемницей Древнерусского Государства.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Отлично написано.


Пару "но"


Рим начинался как республика и появление императора - всего лишь часть истории.

Новгород начинался как республика и появление титула Великого князя - начало истории России. То есть Россия начинается не с древнего и развитого города, а с приездом туда Рюрика и компании. До этого события, где-то жил Рюрик и стоял не русский город Новгород.

Как только один приехал в другой - внезапно началась Русь.


В Киеве была Киевская культура (исторический период), но, как только туда приезжает Рюрик иии... барабанная дробь... - Киевская Русь!

Этот варяг делал русью всё, к чему прикасался!


Ладно, Москва унаследовала историю Руси от Киева через Рюриковичей, а ведь могла унаследовать историю Золотой орды, ВКЛ и Византии через династические браки. И ведь странно, что не унаследовала, т.к. соверженно не постеснялась позаимствовать титулы, символы и прочую атрибутику.


Таким образом мы имеем Русь не только домонгольскую, но и дорусскую или дорюриковскую.

При этом Русь дорюриковская отличается от Руси послерюриковской только наличаем Рюрика или его потомков. Люди жили, города стояли, рыба ловилась, меха продавались. Но тут Русь, а тут вот еще нет.


Ну и про правление Ивана IV (у вас Ионана почему-то ;).


Имя Иоанн начинает появляться на монетах значительно позже Грозного, только при Иване V. До этого имя строго "Иван". Причем это крестильное имя, значит так в то время звали святого.

Кто мог между Иваном IV и V переименовать святых? Думаю Никон, устроивший "полную перезагрузку" в церкви и создавший раскол, названный его же именем.


Про переименование Руси в Россию тоже не всё просто. На монетах Грозного название страны пишется по разному там то "руси", то "роуси", то "роусии", впрочем взгляните сами, интересно http://silver-copeck.ru/8000/3.html Только России там нет. Совсем.


В общем понятно,что много вещи в нашей истории "просто так принято считать". Но хотелось бы более широкого и свежего взгляда.

Автор поста оценил этот комментарий

Новогород был первой столицей земель вокруг. Еще при Рюрике. И только потом пара варягов, Аскольд и Дир захватили Киев, убив его брата, и сделали его своим центром. Опять же Центрами становились только торговые города, благодаря своему выгодному положению. Киев оказался за пределами России только в 20 веке. Так что, думаю, вы просто не совсем верно ставите себе вопрос.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Аскольд и Дир были боярами Рюрика, которых он отпустил в Киев который они захватили самостоятельно, никакого брата Рюрика они не убивали, тем более что братья Рюрика, Синеус и Трувор, если и были они на самом деле в Киеве ну никак оказаться не могли,. потому как один правил на Белоозере, а другой в Ладоге, согласно ПВЛ. Аскольда и Дира убивает Олег, преемник Рюрика.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, верно, чего-то затупил малек))

2
Автор поста оценил этот комментарий

Новый период в истории Киева начался с победой литовцев в битве на реке Ирпень, произошедшей примерно в 1324 году. В ней великий князь литовский Гедимин наголову разбил войско великого князя киевского Станислава Ивановича, в итоге чего Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских. В 1331 году Рюриковичи осуществили последнюю попытку овладеть киевским престолом — новым князем при помощи ордынцев стал Фёдор, однако после победы войск литовского князя Ольгерда в битве на Синих Водах в 1362 году Рюриковичи окончательно утратили киевский стол.



С 1362 года по 1569 год Киев входит в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года по 1654 год он входит в состав Речи Посполитой. В 1654 году в городе происходит антипольское и антилитовское восстание и Киев переходит «под руку московского царя», что официально подтверждается при подписании Андрусовского перемирия в 1667 году.

Автор поста оценил этот комментарий

Оказывался за пределами он постоянно. Кроме того с 14 века он полностью утратил влияние на русские земли. Всё важное вывезли во Владимир и Суздаль.

Я про другое. У нас и от Византии много что важного произошло и знатные роды и архитекторы тогдашние и много всего. Но от Византии историю свою не ведём.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Мы учились у многих стран, с которыми контактировали. Но были русскими в 10 веке и мы русские в 21 веке. Так почему русским не вести историю от русских?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А почему бы не вести историю от русских в 6 веке?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

потому что данных за тот период нет вообще. Только предположения.

Автор поста оценил этот комментарий

А как же Третий Рим и герб  двуглавый, византийский, что в качестве  приданного привезла  последняя византийская принцесса Софья Палеолог? У российских правителей был огромный искус вывести правителей Москвы от римских императоров, отсюда обряд венчание на царство Ивана 4 с принятием титула Царь-цесарь-кесарь -цезарь,  титул и именование императоров Византии и Рима.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку