13

История Потемкинской лестницы в Одессе

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.


Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.История Потёмкинской лестницы

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

История этой одесской достопримечательности уходит корнями в XIX век. Именно тогда, в 1825 году архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

Как только не называлась любимая одесситами лестница — и лестницей Николаевского бульвара, и Гигантской, не обошлось и без переименований в честь великих одесситов — Ришельевской и Воронцовской, а с 1919 по 1941 год называли лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и лишь после этого — Потёмкинской.

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части. Всемирно известной еще с начала XX века Потемкинская лестница стала благодаря Сергею Эйзенштейну, который снял ее в своем эпохальном фильме «Броненосец Потёмкин». Говорят, что свое название архитектурное сооружение получило именно благодаря этому фильму.

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году.

История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост
История Потемкинской лестницы в Одессе Одесса, Потемкинская лестница, История, Длиннопост

Найдены дубликаты

0
Ну держи "+".
Так сказать- За Одэссу! Тьфу, простите
Похожие посты
37

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1

В 1970 году в Одессе произошла вспышка холеры – одна из самых известных эпидемий в истории СССР. В ее распространении обвиняли египтян и арабов, верующие просили будущего главу украинской православной церкви провести спасительный крестный ход, а 16-летний школьник от скуки напечатал листовки, в которых от имени Брежнева призывал граждан не поддаваться панике и спокойно умирать.

Вспышка холеры в Советском Союзе была частью пандемии, начавшейся в 1961 году и дававшей знать о себе в разных странах мира, прежде всего азиатских. Пик пандемии пришелся как раз на 1970-й.


Есть две основные версии того, как возбудитель опасной болезни, вибрион Эль-Тор, попал на советскую территорию: из Ирана через Каспий либо из Индии или Пакистана на торговых кораблях. В июле вспышки холеры произошли в Батуми и Астрахани, а в августе – в Одессе и Керчи.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

4 августа


(Здесь и далее – не дата описываемых событий, а день, когда КГБ доложил о них в ЦК Компартии Украины. Сами события происходили, как правило, за один-два дня до сообщения о них или раньше.)


Первый тревожный "звоночек" поступил из Одессы. 3 августа в городскую больницу доставили 56-летнего Федора Лютикова. Он работал сторожем в совхозе имени Кирова, расположенном на полях орошения рядом с областным центром. У мужчины подозревали острый энтероколит. Сам больной полагал, что отравился копченой рыбой. Поздно вечером он умер. Анализы показали, что у Лютикова была холера.


Внимание КГБ привлек тот факт, что недавно к сторожу приезжали родственники из Узбекистана. Семью умершего изолировали.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

Вот как одесский историк Павел Урсу описывает то, что происходило в городе:


"Можно без всякого преувеличения сказать, что ночь с 3 на 4 августа 1970 года многим одесским начальникам запомнилась на всю жизнь.


Уже в полпервого ночи заработал противоэпидемический штаб очага, вскоре в его распоряжение прибыла рота солдат внутренних войск для оцепления инфекционной больницы, штаба и других учреждений.


В это же время неприятная новость была передана первым лицам – секретарю обкома П. Козырю, председателю облисполкома А. Дуднику, главному санитарному врачу республики М. Мельнику, который срочно прибыл в Одессу, а также начальникам милиции и службы безопасности.


Ночью и в первую половину дня 4 августа были развернуты госпитали для больных и отдельно – для подозреваемых (провизорский), изолятор для контактных. На Пересыпь и в район Хаджибеевской дороги направилась бригада врачей-инфекционистов для подворных обходов".



5 августа


В больнице изолировали не только родных сторожа Лютикова, но и тех, кто общался с ним в последние дни. Дом умершего охраняет милиция.


За сутки в больницу с подозрением на холеру попали еще шесть человек. По четверым уже готовы результаты анализов – у всех отрицательные.


О холере доложили лично главе республики – первому секретарю ЦК КПУ Петру Шелесту.Становится понятно, что побороть проблему в зародыше вряд ли получится. Созданная в Одессе Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ЧПК) решает закрыть город. Возникает второй крупный очаг заболевания – Керчь.



6 августа


У одного из шестерых больных, госпитализированных днем ранее, все же находят холеру. Это И. Дашук, недавно прилетевший в Одессу из Горького.


В больницу с признаками опасной болезни попадают еще трое одесситов.


Именно 6 августа местная власть официально ввела в городе карантин, рассказывает в своей книге историк Урсу.


Выехать из Одессы теперь можно только после обсервации: нескольких дней под надзором врачей в специально отведенном помещении – под это выделяли пионерские лагеря, школы, теплоходы в порту и тому подобное.


Как отмечает Дмитрий Урсу, меры карантина были половинчатыми: город не оцепили, вокзалы и порт продолжали работать. Нужного эффекта это не дало, зато в городе началась паника.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

7 августа


В больнице с подозрениями на холеру уже 12 человек. Пять случаев заражения подтверждено. Еще 353 человека, контактировавших с больными, – в изоляции.


Кроме Лютикова умерли двое пациентов – Кожушко и Чолак. Три человека в тяжелом состоянии.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

Случаи заражения зарегистрированы во всех районах Одессы. Болезнь перекинулась и на соседний регион: 28-летний инженер-строитель В. Рихтер, житель Первомайска Николаевской области, вернулся из одесской командировки и сразу попал в больницу в тяжелом состоянии с холерой. Вероятно, заразиться успели его мать и жена.



8 августа


Признаки холеры обнаружены у больных в четырех областях – добавились Херсонская и Крымская.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

В Керчи диагноз подтвердился у двоих госпитализированных.


73-летний П. Шаров, предположительно, заразился холерой от батумских рыбаков, прибывших на траулере в керченский порт. Он скончался на больничной койке.


Из Одессы 6 и 7 августа на поездах, автобусах и самолетах вывезли 50 тысяч человек. А на следующий день городские власти ввели уже полноценный карантин: Одессу и окрестности оцепили войсками и милицией, обсервация стала обязательной для выезжающих. При этом официально решение нигде не публиковалось.


Одновременно руководство госбезопасности республики готовится пресекать слухи и поручает выяснить, не заразили ли одесситов враги:


"В КГБ при СМ УССР и УКГБ созданы специальные оперативные группы. Принимаются меры к предотвращению возможных нежелательных процессов и проявлений, распространения провокационных и панических слухов. <...> Органы КГБ республики изучают версию о возможном занесении инфекции во враждебных целях".



10 августа


В больницах страны сотни пациентов с подозрением на холеру. Подтвержденные случаи – в двух новых областях, Запорожской и Черниговской, неподтвержденные – еще в шести. Большинство заболевших – уже не в Одессе, а в Керчи.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

Задержаны 17 поездов из Одессы, на холеру проверили полторы тысячи пассажиров. Пятерых сняли с поезда и отправили в больницы.

Слухи, в том числе далекие от реальности и просто абсурдные, – характерная черта любой эпидемии. При отсутствии официальной информации о холере эти слухи рождались и разлетались по городам СССР с первых дней – и продолжали появляться даже после того, как распространение инфекции удалось остановить.



11 августа


Еще одна смерть: скончался 33-летний житель Черкасс А. Николаев, накануне приехавший из Одессы. Утром 10 августа на карантин закрыта Керчь.


Горожане "негативно высказываются" о проблемах с водой и продуктами, ужасном состоянии канализационной системы – и попадают в сводки чекистов.

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

В Одессе популярной становится версия о том, что холерный вибрион попал в город по морю из Египта.  Есть мнение, что,  виноваты египетские военные, прибывшие в СССР учиться.


На этом фоне, сообщает КГБ, в городе усиливаются антиарабские настроения.

"В этом вопросе меня возмущает одно, что наши медицинские газеты и вообще литература дописались до того, что, дескать, у нас, в социалистическом обществе, таких заболеваний, как чума и холера, быть не может. В связи с этим никакой профилактики от кишечных заболеваний не проводилось, не было и никакого надзора. Сейчас же, как оказалось и как стали уже писать, кишечных заболеваний у нас очень и очень много. Так где же логика? И когда эта трескотня у нас закончится?" – жалуется на дезинформацию работник киевского авиазавода М.


Есть и те, кто склонен подозревать во всем иностранные спецслужбы. "Возможно, к этому еще кто-либо из иностранцев приложил руку", – полагает один из сотрудников издательства "Дніпро".



12 августа


Еще две смерти, обе в Керчи. За сутки изолировано рекордное количество людей, контактировавших с больными, – 1520.


В Одессе находят напечатанную на машинке хулиганскую листовку, подписанную именем Брежнева. Она призывает горожан не поддаваться панике: "Товарищи, будьте мужественными и свободолюбивыми, не собирайтесь быстро умирать. Вы лучше немножко помучайтесь, как мучались когда-то ваши предки". А если появились признаки болезни, автор рекомендует ложиться на кровать и "спокойно умирать", "потому что холера неизлечима".

Бунты курортников и крестный ход. Эпидемия холеры в Одессе 1970 года. Ч.1 Холера, Одесса, 1970, История, Длиннопост

По Киеву ходят слухи:


холеру занесли иностранцы;


эпидемия – "акт агрессии со стороны империалистических государств";


в Одессе от холеры умирает около 300 человек в сутки;


от болезни умирают и в Киеве.


В подогревании нездоровых настроений вносят лепту и  западные радиостанции: "Фиксируются попытки из-за кордона оказывать влияние на распространение панических слухов".



13 августа



Страданий одесситам добавляет ливень: дождь частично затопил 97 домов и заливает канализационную систему, что может способствовать распространению холеры.

Из сотен тысяч курортников, которых эпидемия застала в Одессе и Керчи , уехала домой лишь небольшая часть: на всех элементарно не хватало транспорта.


Остальные застряли на неопределенное время – пока не снимут карантин. Были и те, кто на свой страх и риск пытался прорваться через оцепление.

Показать полностью 7
149

Вы не поверите, но...

...это самый центр Одессы

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Улица называется Деволановский спуск и проходит под исторической частью города.

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Одно из бывших названий - Карантинный спуск, которое было дано в честь Карантинной балки, потому что ее дно, собственно, и отвели под эту улицу.

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Согласно карте 1803 года Карантинная балка брала своё начало в районе современной площади Куликово поле и вела к Карантинной гавани порта, заканчиваясь на Таможенной площади. Изначально в балке было несколько водотоков.


Постепенно эта местность застраивалась, а балка засыпалась. На склонах балки селились преимущественно поляки, строившие здесь большие дома с хлебными магазинами.

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Со временем балка была разделена на два «рукава» — левый Польский и правый — Карантинный. По их сторонам были проложены улицы, ведущие на побережье — спуски (Польский и Карантинный), а параллельно склонам балки улицы с аналогичными названиями: Польская вдоль левого склона и Карантинная — вдоль правого.

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Через Карантинную балку было построено семь мостов, от улицы Базарной до Греческой. Первые четыре были со временем засыпаны, сохранились только три: Новиков мост, Мост Коцебу и Строгановский мост, названные, соответственно, в честь купца Ильи Новикова, командующего войсками Одесского военного округа графа Павла Коцебу, генерал-губернатора графа Александра Строганова. Последний мост является самым большим, его длина достигает 120 м, а высота над Деволановским спуском — 13 метров. К настоящему времени частично сохранился Сикардов мост.

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Здесь Деволановский спуск начинается:

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

Заканчивается же он в районе Таможенной площади, где уже Ланжероновский спуск может вывести к самому сердцу города - Приморскому бульвару и Дерибасовской

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

А вот и сам Ланжероновский спуск и знаменитая пушка

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост

И еще немного фотографий из более цивилизованных районов Одессы:

Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост
Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост
Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост
Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост
Вы не поверите, но... Фотография, Одесса, История, Начинающий фотограф, Андерграунд, Граффити, Длиннопост
Показать полностью 12
66

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов.

С октября 1853 года Россия воевала на Черном море, на Дунае и Кавказе с Османской империей, которую поддерживали Франция и Англия. Однако войну России англичане и французы объявили лишь в марте 1854 года, спустя полгода после того, как наша страна начала войну с Османской Турцией.

Подготовка к нападению на Одессу

В январе 1854 года, еще за три месяца до объявления Англией и Францией войны России, флот союзников вошел в Черное море. Поскольку было понятно, что война начнется в ближайшее время, англо-французское командование ставило перед флотом задачу атаковать основные черноморские порты России. Сегодня Крымская война ассоциируется у нас, прежде всего, с героической обороной Севастополя, но боевые действия развернулись и в Белом море, и на Тихом океане. А первый подвиг русские воины совершили на подступах к Одессе, не дав англичанам и французам возможность высадить десант на побережье.

9-го апреля 1854 года паровой фрегат «Тигр», принадлежащий британскому флоту, привез командующему британской эскадрой в Галлиполи адмиралу Дондасу сообщение об объявлении Англией войны России. Такое же донесение французский корабль «Аяччио» доставил командующему французской эскадрой адмиралу Гамлэну. В тот же день из Одессы в Галлиполи прибыл английский паровой фрегат «Фьюриоз». Этот фрегат отправляли в Одессу, чтобы забрать консула Англии в этом российском городе.

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов. История, Крымская война, Береговая охрана, Одесса, Оборона Одессы, Артиллерия, Длиннопост

Командовавший фрегатом капитан Лоринг доложил командиру эскадры адмиралу Дондасу о том, что русские военные якобы не уважают парламентеров. По словам английского капитана, 10 апреля русские открыли огонь по спущенной с фрегата шлюпке, которая шла под белым флагом. На шлюпке находился британский офицер.

На самом деле события развивались несколько иным образом. Шлюпка спокойно подошла к молу, русские офицеры сообщили британцу, что консул уже покинул Одессу. Но британский офицер решил воспользоваться моментом и произвести разведку береговых батарей. Лишь после этого русские дали два предупредительных выстрела, после чего непострадавшие от них британские моряки приняли решение ретироваться и благополучно уплыли на свой фрегат.

Начало осады Одессы

Однако для союзной коалиции история со шлюпкой стала формальным поводом для нападения на Одессу, тем более, что для этого были подготовлены все необходимые силы. 20 апреля 1854 года 9 французских кораблей прибыли к Одессе. Затем пришли еще 3 паровых фрегата. Всего у побережья сконцентрировалась англо-французская эскадра из 13 фрегатов, 9 пароходов и 6 линейных кораблей. Эскадра противника остановилась в 3 километрах от Одессы, приготовившись к атаке города.

21 апреля 1854 года Одесса была объявлена на осадном положении. Командование англо-французской коалиции потребовало выдачи всех русских судов, на что командовавший обороной Одессы генерал-адъютант барон Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен ответил категорическим отказом.

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов. История, Крымская война, Береговая охрана, Одесса, Оборона Одессы, Артиллерия, Длиннопост

Шестидесятилетний генерал-адъютант и генерал от кавалерии Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен занимал должность командира отдельного корпуса и отвечал за оборону Бессарабии и части Херсонской губернии. В ведении Остен-Сакена находилась и Одесса. Генерал Остен-Сакен был опытнейшим военачальником, участвовавшим практически во всех войнах, которые в первой половине XIX века вела Российская империя.

Боевое крещение Остен-Сакен совсем юным офицером принял во время войны с Наполеоном, проявил героизм во время Бородинской битвы, за что был произведен в 19 лет в штабс-ротмистры. Затем были взятие Парижа, Персидская война 1826-1828 гг., Русско-турецкая война 1828-1829 гг., подавление восстаний в Польше и Венгрии. Чин генерал-майора Остен-Сакен получил 12 декабря 1824 года, в возрасте 31 года, а в 1831 году был произведен в генерал-лейтенанты. В 1843 году 50-летний барон был произведен в генералы от кавалерии. Таким образом, обороной Одессы руководил опытный и отважный военачальник, который сумел мобилизовать на защиту города немногочисленные силы, входившие в состав гарнизона.

10 (22) апреля 1854 года вражеская эскадра начала обстреливать Одессу. Обстрел велся с 9 пароходов, вооруженных 310 артиллерийскими орудиями.

Одесское побережье было укреплено очень плохо. В свое время власти не позаботились о том, чтобы создать развитую систему береговой обороны, а теперь за это пришлось расплачиваться. И кто знает, что бы ждало один из крупнейших российских портов на Черном море, если бы не главный, самый ценный ресурс нашей страны – ее люди.

Россия располагала в Одессе лишь 6 артиллерийскими батареями при 48 орудиях, 6-тысячным пехотным гарнизоном, 3 тысячами сабель кавалерии и 76 полевыми артиллерийскими орудиями.

Прапорщик Щеголев – молодой командир батареи

Шестая артиллерийская батарея дислоцировалась на конце Практического мола. В ней было всего 4 артиллерийских орудия. Командовал батареей совсем молодой офицер – прапорщик Александр Петрович Щеголев. Ему был всего 21 год. Щеголев родился в июле или августе 1832 года, получил военную подготовку в Дворянском полку, откуда и был распределен прапорщиком в полевую пешую артиллерию.

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов. История, Крымская война, Береговая охрана, Одесса, Оборона Одессы, Артиллерия, Длиннопост

Ситуация осложнялась и тем, что личный состав батареи прапорщика Щеголева насчитывал всего 30 человек. Из них лишь 10 человек были профессиональными артиллеристами, а остальные 20 человек были приданы в качестве артиллерийской прислуги из пехотных частей и имели весьма смутное представление об артиллерийских орудиях. Судя по всему, неприятель располагал сведениями о том, сколь слаба 6-я батарея береговой артиллерии, и начинал обстрел побережья в ее районе, рассчитывая, что русские не смогут оказать должного сопротивления. Но, как показали дальнейшие события, англичане и французы очень ошибались.

Бой не на жизнь, а на смерть

Именно батарея Щеголева взяла на себя всю тяжесть обороны Одессы от англо-французских судов. Шесть часов шел непрерывный бой щеголевской батареи с превосходящими силами противника. Четырем артиллерийским орудиям батареи, из которых одно практически сразу после начала боя вышло из строя, противостояли до 350 пушек вражеских кораблей. Против батареи Щеголева вели бой 28 боевых кораблей, включая 10 паровых крейсеров.

У батареи Щеголева был и недостаток боеприпасов, поэтому залпы были скупыми, но очень точными. Меткие русские пушкари каждым выстрелом причиняли колоссальный урон противнику. Артиллеристам удалось вывести из строя 4 вражеских корабля, которые были уведены с места сражения на буксирах. Потери батареи Щеголева составили всего 8 погибших, но спустя шесть часов боя врагу удалось уничтожить все четыре орудия батареи. После того, как все пушки были уничтожены, Щеголеву и его подчиненным уже не оставалось иного выхода, кроме как покинуть место сражения.

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов. История, Крымская война, Береговая охрана, Одесса, Оборона Одессы, Артиллерия, Длиннопост

Прапорщик Щеголев служил в 14-й резервной артиллерийской бригаде в Николаеве. В конце зимы 1853 года 21-летнего офицера перевели в Одессу, где назначили командиром 6-й береговой батареи. Это была далеко не самая лучшая батарея. Когда прапорщик принимал батарею, он с удивлением обнаружил отсутствие пушек. Командовавший береговой артиллерией полковник ответил Щеголеву, указав на торчавшие из земли казенные части орудий: «Ах, да! Разве вам не дали лопат и топоров, чтобы выкопать пушки из земли? Вот ваши орудия!». Оказалось, что орудия выполняли роль причальных тумб.

Таким образом, на вооружении 6-й береговой батареи находились 4 вырытых из земли 24-фунтовых артиллерийских орудия. Стреляли эти орудия калеными ядрами. Но командование гарнизона не беспокоилось об укреплении батареи, поскольку по всем расчетам штабных офицеров неприятель не должен был атаковать 6-ю батарею, удаленную от правого фланга. Накануне начала обстрела Одессы командир 5-й артиллерийской дивизии полковник Яновский, отвечавший за береговую оборону города, приказал Щеголеву передать основную часть зарядов на 5-ю артиллерийскую батарею, так как предполагал, что именно там будет наступать неприятель.

Как юный прапорщик со своей батареей спас Одессу от англичан и французов. История, Крымская война, Береговая охрана, Одесса, Оборона Одессы, Артиллерия, Длиннопост

После шестичасового боя расположение батареи было охвачено пожаром. Пламя распространилось по всему Военному молу, поэтому батарейная прислуга выскакивала через амбразуры и пробиралась прямо под выстрелами противника, так как сзади батареи все было в огне. Прапорщик Щеголев и его подчиненные едва успели отойти на 15 шагов от расположения батареи, как взорвались ящики с порохом. Никто не пострадал. Командир батареи прапорщик Щеголев выстроил личный состав и под барабанный бой отправился на соседнюю 5-ю береговую батарею, поскольку был приказ командования в случае гибели батареи ее артиллеристам переходить на ближайшую батарею.

Однако генерал Дмитрий Остен-Сакен, узнав о подвиге Щеголева, немедленно вызвал его на бульвар, где обнял и расцеловал молодого офицера. Нижние чины батареи были представлены к Георгиевским крестам. Как вспоминают очевидцы, прапорщик Щеголев был в таком состоянии, что даже не мог отвечать на вопросы генерала Остен-Сакена.

Оглохший от грохота артиллерийских орудий, обессиленный, не евший и не пивший с пяти часов утра, прапорщик Щеголев был в состоянии тяжелейшего нервного и физического напряжения. Лишь спустя несколько часов отдыха он пришел в себя и смог поведать вышестоящему командованию все обстоятельства шестичасового боя.

Последствия обороны Одессы

22 апреля противник продолжал обстрел Одессы с 6:40 утра до 17:00 вечера. Лишь с одного фрегата «Terrible» было выпущено по городу и порту 572 заряда. Припортовые районы Одессы подверглись наиболее серьезному обстрелу и были основательно разрушены. Русские коммерческие суда, находившиеся в одесской гавани, были уничтожены. После бомбардировки Одессы англо-французская эскадра отбыла в сторону Крыма.

Однако 30 апреля английский 6-пушечный паровой фрегат «Tiger» (Тигр) сел на мель из-за тумана в 6 верстах от Одессы. Российская артиллерия, улучшив момент, начала обстрел фрегата. Капитан фрегата Джиффард был тяжело ранен и впоследствии скончался, в результате обстрела фрегат был вынужден спустить флаг и его экипаж сдался в плен. Всего в руках у русских оказались 225 человек – 24 офицера и 201 матрос, в качестве трофеев с корабля забрали несколько пушек. Одна из них до сих пор находится на Приморском бульваре Одессы.

В конечном итоге, в результате мастерской обороны одесского побережья неприятель был вынужден отказаться от плана по высадке десанта в городе. Так тридцать человек под командованием 21-летнего прапорщика спасли крупнейший черноморский порт России от возможного захвата англо-французскими войсками.

Судьба героя Одессы Щеголева

Сам Щеголев 20 апреля 1854 года был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени. Также его повысили в чине, произведя в штабс-капитаны, минуя чины подпоручика и поручика. Дальнейшая жизнь и карьера Александра Петровича Щеголева складывались вполне успешно. Он продолжал службу в артиллерийских частях российской армии, в 1865 году, в возрасте 33 лет, был произведен в подполковники, а в 1872 году – в полковники. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Щеголев сражался в составе 2-й гренадерской артиллерийской бригады.

29 октября 1878 года 46-летний офицер был произведен в генерал-майоры и зачислен в Свиту Его Императорского Величества с соответствующей припиской «Герой Одессы 1854 года». До 1886 года Щеголев командовал 1-й гренадерской артиллерийской бригадой, затем числился в запасе, а в 1889 году окончательно вышел в отставку. После этого, находясь в отставке, жил он еще очень долго и скончался в Москве в 1914 году в возрасте 82 лет.

© Илья Полонский

Показать полностью 4
213

10 апреля - день освобождения Одессы

Одесса, 10 апреля 1944 г. Молдаванка.

Сожженная немецкая техника на Болгарской и Мельницкой улицах.

10 апреля - день освобождения Одессы Фотография, История, Одесса, Длиннопост, Вторая мировая война
10 апреля - день освобождения Одессы Фотография, История, Одесса, Длиннопост, Вторая мировая война
10 апреля - день освобождения Одессы Фотография, История, Одесса, Длиннопост, Вторая мировая война

Репортаж корреспондента об этом кладбище вражеского металла в журнале «Смена»

10 апреля - день освобождения Одессы Фотография, История, Одесса, Длиннопост, Вторая мировая война
Показать полностью 2
136

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь"

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Шёл 1962 год. Пассажирское судно на подводных крыльях "Вихрь" прибыло в Одессу в то время, когда порт был ещё заполонён судами довоенной постройки, и даже в лучшем случае - предвоенной, а в городе ещё на многих травайных линиях ходили трамваи, большáя часть которых была даже и дореволюционной постройки, хотя они и были модернизированы в довоенный и послевоенный периоды.


А облик судна "Вихрь" соответствовал уже формам и тенденциям послевоенного периода, что было ещё редкостью для того времени; ведь даже флот, строившийся в 1950-е годы был конструкционно и идеологически часто менее прогрессивен чем суда самого последнего предвоенного времени.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Что и говорить, динамичные футуристические формы нового теплохода на подводных крыльях резко контрастировали с доминирующим вокруг старомодным обликом многих, и городских, и междугородних транспортных средств Одессы того времени.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Тем не менее, хотя и на самом "Вихре" были, как бы, и старомодные элементы форм, принадлежавшие к предвоенному периоду, но они, всё же, локальны, и решающего значения при восприятии силуэта судна не несли. В контурах форм корабля и их пропорциях улавливается даже какое-то интуитивное подобие другому кораблю, воздушному - Ту-124.


"Вихрь" был построен в Горьком (ныне - Нижний Новгород), на судоверфи "Красное Сормово". Судно было спроектировано конструкторским бюро по судам на подводных крыльях генерального конструктора Ростислава Алексеева, и явилось вторым и последним в серии из двух судов типа "Спутник". Головное судно серии, СПК "Спутник" стал речным лайнером, на его основе в проекте были проведены дополнения, по видимому - в системе подводных крыльев и дополнительных локальных элементах конструкции, требуемых правилами актуального положения тогдашнего морского регистра и других соответствующих предписаний.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

"Идеологическим" предшественником "Вихря" (не конструкционным !) следует считать предвоенный глиссер-катамаран "Экспресс", а "идеологическими" приемниками - сначала СПК "Тайфун", а позднее и СПК "Циклон".

Вместе с парой судов "Спутник" - "Вихрь" тем же ОКБ, примерно в то же время, была спроектирована другая пара, меньших размерений и более современных форм - "Метеор" и "Комета (также, речная и морская версии соответственно). Вторая пара затем пошла в серию, а первая - нет. Почему конкретно произошло всё именно так - есть наверняка версии, содержщие объективные (формализированные объяснения), но учитывая все аспекты устоев действительности в СССР того времени, такое решение могло быть принято и по чисто субъективным причинам, а затем под это могло быть подведено обоснование.


Тем не менее, СПК "Вихрь" стал нетиповым, единственным в своём роде и крупнейшим в СССР того времени, а может и в мире, морским пассажирским судном на подводных крыльях. Почти два десятилетия наперёд, даже с появлением в Одессе многочисленных серийных СПК типа "Комета", СПК "Вихрь" оставался необычным и оригинальным, узнаваемым и неповторимым судном. Ведь несмотря на множество различий, даже при внешнем восприятии размеров, "Вихрь" был и заметно длиннее и шире судов на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Обращает на себя внимание тот факт, что по состоянию на 1969 год, двигатели судна были уже не оригинальные. Следовательно, замена двигателей оригинальных, на приведенные в технических данных, видимо, произошла между 1964 и 1969 годами.


Также как и у его "идеологических" судов- предшественника и последователей, у "Вихря" была и своя линия, на которую он, поначалу, был поставлен также как и другие единичные суда - экспериментально. Так у довоенного "Экспресса" была линия Сочи-Сухуми, у "Циклона" из вотрой половины 1980-х – линия Одесса-Ялта. А "Вихрь" в 1962 году, или самое позднее по-настоящему - в 1963, заступил на линию Одесса - Херсон (с заходом в Очаков), и пройдя пробную эксплуатацию, навсегда оставшись единичным судном серии - стал главным и в основном единственным судном, как минимум полтора десятилетия проработавшим на этой линии. 12.08.1962, видимо, состоялся официальный ввод в эксплуатацию пассажирского теплохода на подводных крыльях "Вихрь".


Самым первым капитаном судна стал Иван Хабаров, участник обороны и освобождения в Войну 1941-1945 гг городов Крымского полуострова и Новороссийска - он осуществлял перегон "Вихря" из Горького в Одессу. Из одного из литературных источников известно имя ещё одного первого капитана судна - Игоря Рачинского. А свой первый рейс, в котором приняли участие Одесские журналисты, "Вихрь", под руководством капитана Игоря Рачинского, выполнил 27 октября 1962 года - позже именно эта дата стала праздноваться как фактический день ввода судна в эксплуатацию.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Поначалу, видимо, "Вихрь" работал на этой линии параллельно с тем, что на ней выполняли рейсы и обычные суда. Главным судном на 1962 год на линии Одесса - Херсон был теплоход "Котовский", а работал он на ней в том же 1962 году вместе с теплоходом "Львов", выполняя полный оборот по линии за два дня и обуславливая таким образом интервал отходов по линии как каждодневный.


Неизвестно точно, когда конкретно "Котовский" оставил работу на линии, и как это происходило, но в какой-то момент в 1960-е годы он полностью передал её "Вихрю", и тот стал единоличным и главным судном на этом маршруте. Итак, предшественником "Вихря" на его линии стал теплоход "Котовский", у него он принял эстафрту.


СПК "Вихрь" работал на своей линии Одесса - Очаков - Херсон ежегодно, как минимум с середины апреля по середину октября, выполняя по меньшей мере один полный круговой оборот по линии в день. Теплоход отходил из Одессы в 10:00, прибытие в Херсон осуществлялось примерно в 12:15/12:30. В 15:00 "Вихрь" отходил из Херсона, прибывая в Одессу в 17:15/17:30. Заход в Очаков в оба направления длился, примерно, по 10 минут. В летний период (в июле и августе), по некоторым данным, "Вихрь" выполнял и по два полных оборота на линии.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Интересно, что в то время как "Вихрь" был главным судном малой междугородней морской пассажирской линии, уходящей на восток от Одессы, речной теплоход "Белинский" был судном, обслуживавшим аналогичную линию, уходящую на запад от Одессы: Одесса - Измаил.

Сезоны их работы совпадали, присутствовала и теоретическая возможность пересадки в Одессе с одного из них на другой. Позже, оба судна одновременно передадут свои линии СПК типа "Комета", а в начале 1990-х обе линии также почти одновременно прекратят своё существование.


Следует также отметить и то, что в то время ещё в Херсон приходили суда Днепровской пассажирской линии Киев - Херсон. С учётом пересадок, "Вихрь" предоставлял пассажирам каждодневную возможность быстро добраться до Одессы и в тот же день продолжить поездку морем дальше - например по Крымско-Кавказсой линии или в Измаил. Пассажир, прибывший рано утром в Херсон рейсом из Киева получал возможность к вечеру того же дня быть в Одессе а на утро следующего дня - в Ялте или в Измаиле.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

С учётом того что автодорожный транспорт в те годы был развит плохо, частных автотранспортных среств было мало - такие морские линии и возможности, открываемые ими для пассажиры имели большое транспортное значение.


Следует также упомянуть и о том, что в Киев, перед отправлением судна в Херсон, прибывало другое судно - из Чернигова, открывая большие возможности для составных внутриукраинских рейсов Чернигов - Киев - Херсон - Одесса -Крым или -Дунай, и важная роль в этом отводилась экспрессному (иначе не назовёшь) участку, обслуживаемому скоростным "Вихрем".


В 1970-е годы на тогда ещё новом комплексе Морвокзала Одессы у "Вихря" было и своё "зарезервированное" исключительно под него причальное место - причальная стенка между причалом Морвокзала и обоими катерными понтонными причалами. "Вихрь" стоял здесь почти всегда кормой к Морвокзалу а носовой частью - к катерным причалам.

Постепенно, серийные суда на подводных крыльях типа "Комета" вступили в эксплуатацию практически на всех линиях ближней и малой междугородней протяжённости, связывавшие Одессу с другими городами и населёнными пунктами морским путём, заменив на них небольшие суда, обслуживавшие эти линии до этого: Одесса - Белгород-Днестровский (бывш. Аккерман), Одесса - Очаков - Николаев, и даже на междугороднюю линию средней протяжённости Одесса - Евпатория.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Дальше Евпатории Одесские СПК тогда ещё не ходили, и летом 1969 года для опробации возможности продления линии до Севастополя, на неё был поставлен СПК "Вихрь". Не известно, делался ли при этом заход судна в Евпаторию. На его домашней линии Одесса - Херсон в этот период "Вихрь" был заменён, видимо, одной из Одесских "Комет".


Есть разные данные о том, что за годы эксплуатации "Вихрь" видели также в Измаиле, Ялте, Керчи и даже в Жданове (ныне Мариуполь). Всё это вполне возможно, но у автора статьи к моменту её написания нет ни подтверждающих ни опровергающих эти сведения данных.


Где-то между 1977 и 1981 годами, к сожалению, пока трудно сказать достовернее когда точно, "Вихрь" был де-факто выведен из эксплуатации. Почему это произошло именно в данный момент, сказать точно также невозможно. Но он совпадает по времени с окончательным прекращением эксплуатации на ближних междугородних линиях в Черноморско-Азовском регионе всех небольших водоизмещающих судов, при этом - закрытии части этих линий, и перевода оставшихся линий в эксплуатацию исключительно в унифицированной форме теплоходами на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

То же самое стало в тот период и с обычными междугородними линиями бассейна, обслуживаемые небольшими типовыми водоизмещающими судами величины около 1000 BRT. Другой причиной могло стать и то, что судну по паспорту мог быть ответден срок безмодернизационной эксплуатации в 15 лет, и для такого единичного теплохода были бы неэкономичы работы по поддержанию его в строю на дальнейший длительный период. Могли быть и другие причины, о которых могло быть и малоизвестно.


Возможно, что судно к тому времени находилось в таком состоянии, что и не поддавалось таким ремонтам, или возможно была и тотальная поломка. Всё это лишь анализ и предположения, точных причин и даты прекращения эксплуатации не известно. Тем не менее, в выше упомянутый период (между 1977 и 1981 годами), "Вихрь" передал свою линию Одесса - Херсон судам на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Предположительно 20.06.1981 пассажирское судно на подводных крыльях "Вихрь" было формально списано. А в середине 1980-х годов, скорее всего - в 1986 году, судно было разобрано на металлолом на Одесском СРЗ номер 1. Опыт проекта и эксплуатации "Вихря" наверняка был учтён при проектировании морского СПК "Тайфун" и намного позднее - также морского, СПК "Циклон".


К сожалению, люди, не имеющие прямого отношения к флоту и для которых всё что с ним связано не является также предметом увлечений, часто обобщали и путали в своём восприятии облик "Вихря" с формами типичных для того времени многочисленных однотипных СПК типа "Комета", поэтому очень трудно теперь найти и опредилить воспоминания, относящиеся именно к СПК "Вихрь".

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Этим и объясняется тот достойный сожаления факт, что таких достоверных воспоминаний очевидцев, относящихся именно к данному судну и его рейсам, существует сравнительно мало.

Ян Пичиневский.


Технические и статистические данные судна:

Год постройки: 1962.

Судоверфь постройки: "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР.

Построечный номер: 330.

Водоизмещение порожнем (в 1969 году): 88,43 тонн.

Чистая грузоподъемность (в 1969 году): 23,4 тонн.

Водоизмещение в полном грузу (в 1969 году): 119,83 тонн.

Непотопляемость судна: одноотсечная, "ограниченно" двухотсечная – обеспечивалась при затоплении любых двух смежных из 11 водоупорных отсеков.

Способ соединения частей корпуса: аргоно-дуговая сварка.

Длина судна, максимальная: 47,54 метра.

Длина судна, между предельными положениями перпенд. сечений, пересекающих плоскость ватерлинии (на плаву): 38,50 метра.

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь" Судно на подводных крыльях, Одесса, Сделано в СССР, Корабль, СССР, История, Длиннопост

Ширина судна (конструкционная): 8,97 метра.

Ширина судна (габаритная): 11,44 метра.

Максимальная осадка (в водоизмещающем состоянии): 4,14 метра.

Максимальная осадка (во время хода на крыльях): 1,50 метра.

Крыльевое устройство: два основных несущих крыла - носовое и кормовое, выполненных из нержавеющей стали, и два вспомогательных - стабилизатор и среднее крыло, выполненных из аллюминиево-магниевого сплава.

Двигатели (в 1969 году): четыре дизеля Машиностроительного завода г. Ленинград, СССР, постройки 1964 года.

Дистанционное управление двигателей: осуществляется из капитанской (рулевой) рубки.

Мощность энергетической установки (в 1969 году): 4800 (4 х 1200) индексированных лошадинных сил.

Количество винтов: 4, трёхлопастные.

Скорость судна при ходе на крыльях (в 1969 году): 34,5 узла.

Пассажировместимость: 260 человек (пассажирских кресел).

Экипаж: 9 человек.

Район плавания (в 1962 и 1969 годах): в прибрежной линии с удалением от берега до 20 миль при волнении моря до 4 баллов.

Район плавания (в 1962 и 1969 годах): ограничен в пределах Чёрного моря.

Порт приписки (1962 – 1981): Одесса, СССР.

Флаг (1962 - 1981): СССР.

Показать полностью 11
60

Помощь в анализе фотографии.

Помощь в анализе фотографии. Фотография, История, Одесса, Фотограф, Длиннопост, Без рейтинга, Сила Пикабу, Старое фото
Помощь в анализе фотографии. Фотография, История, Одесса, Фотограф, Длиннопост, Без рейтинга, Сила Пикабу, Старое фото

Как всегда, надеясь на силу Пикабу. Мама нашла эти фотографии у бабушки, когда разбирали хлам  К сожалению узнать кто на них не представляется возможным. Видно только, что мужчина в центре очень похож на бабушку (вернее она на него). Но это не дедушка и не прадедушка. Фотография, как видно по обороту, сделана в Одессе, фотографом К. Мульманом. По нему есть немного информации в интернете, а именно: он работал с 1899 до 1930 в Одессе и имел множество наград, которые указывал на обороте фото.


Естественно, мне интересно кто на фото. Понятно, что маловероятно я узнаю имя и фамилию, но может национальность, род деятельности и т.д. Может быть кто-нибудь может помочь? Наверное человеку разбирающемся будут видны какие-либо не доступные моему глазу детали. Или может быть подскажете где копать? У родственнико, естественно, поспрашивал - тишина пока.


Комменты для минусов оставлю.


И ещё, так как она мне просто нравится, может кто-нибудь сделает колоризацию? Отблагодарю. Спасибо.

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: