14

История о том, как телесные повреждения причинены были

Ленинградским районным судом г.Калининграда рассматривалось заявление прокурора в защиту прав несовершеннолетней. Из заявления прокурора следует, что в МАУОУ СОШ №7 19.02.2025 г. в 10.50 после урока физической культуры в коридоре около раздевалки ученик Т.А. ладонью руки ударил одноклассницу А.С. в область головы. В результате кратковременной потери сознания последняя упала на пол и ударилась головой о кафель. Была вызвана скорая помощь, которая доставила А.С. в ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» на стационарное лечение. Мама девочки требовала компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей. Казалось бы, требования обоснованы, целый прокурор вступился за пострадавшую. Но:

в судебном заседании пострадавшая А.С. дрожащим голоском рассказывала, как ее одноклассник ни с того ни с сего начал проявлять агрессию, задирать ее, обзывать-унижать-оскорблять, а потом как ударит по затылку! А она как упадет затылком на пол, шишка сразу стала набухать! В медпункт ее повели, Скорую помощь вызвали, в больнице КТ сделали. И все из-за него! А у нее уже была травма, полученная на соревнованиях по каратэ, и теперь вот опять!

Мама пострадавшей А.С. не менее дрожащим голоском рассказывала, как ее дочь – призер соревнований по каратэ – после этой травмы не спит ночами, рыдает в подушку, боится, что Т.А. будет ее преследовать. Ребенок не поехал на соревнования из-за травмы! Жизнь, так и не начавшись толком, закончилась. Все! Вообще – все!

Уважаемый суд очень заинтересовался. Особенно в части каратэ. Что, говорит, травму получала, милая моя А.С., сотрясение мозга, говоришь, а когда? Ах, 26 января 2025 года? А через какое время после травмы снова приступила к занятиям? Ах, на третий день после сотрясения мозга? И на соревнования успела съездить? Ага. А теперь после новой травмы на какой день к тренировкам приступила? Ах, снова на третий день? Ага, ага. А Вы, мамочка, чем обосновываете запрашиваемую сумму возмещения морального вреда? Переживаниями дочечки? В чем заключаются? На соревнования не смогла поехать? А что это нам ответчик подсовывает? Фотографии из социальной сети об участии А.С. в соревнованиях по карате через неделю после сотрясения мозга? Ага, ага, ага.

Выслушали несовершеннолетнего Т.А. Его версия событий, как и следовало ожидать, отличалась от версии пострадавшей. Девочка-ромашечка (выше его ростом и крупнее) девичьим хорошо поставленным голоском на весь физкультурный зал делилась с одноклассниками своим мнением о Т.А. Запас нецензурной лексики у девочки был богат и красочен, поэтому Т.А. страстно возжелал узнать, что же это такое в его сторону делается и подошел к однокласснице. Та отскочила, спряталась за спины ребят и  вместе с ними проследовала в сторону раздевалки. Когда А.С. поворачивала в сторону женский раздевалки, Т.А. прикоснулся кончиками пальцев к ее затылку, имитируя подзатыльник. После того, как парень переоделся и вышел из раздевалки, к нему стали подбегать одноклассники и рассказывать, как упала А.С., как лежала на скользком кафельном полу возле раздевалки и как ее под белы ручки вели в медпункт. Парень сразу пошел к классному руководителю и рассказал о случившемся, потом метался перед медпунктом, предлагая помощь. Во время следующего урока со всего класса завуч школы взяла объяснения по поводу случившегося.

Мама Т.А. дополнила, что на ее номер телефона пришло сообщение от мамы пострадавшей А.С. о происшествии, потом – сообщение о происшествии от классного руководителя. Она сразу же предложила помощь в оплате лекарств, оплате такси, выразила желание приехать в больницу поддержать ребенка, привезти фрукты – все это в письменной форме на телефоны мамы А.С. и классного руководителя. Все предложения были холодно отвергнуты.

Пострадавшая девочка переночевала в больнице, в пятницу по устному заявлению мамы ребенок оставлен дома.

Суд снова агакнул и с ходу привлек в соответчики школу и Комитет по образованию.

Присутствовавшая на заседании директор школы озвучила материалы проведенного расследования несчастного случая и объявила причиной неосторожное поведение. А уж кого именно – не озвучила. Также сообщила, что сразу же как девочка пришла в школу на классном часе Т.А. принес ей и ее маме извинения, подкрепив их банкой кофе и коробкой конфет. Мама А.С. от подношения гордо отказалась, а дочь ее, несовершеннолетняя А.С., с удовольствием подношение приняла. Далее мамой было оформлено заявление на имя директора школы с требованием отчислить из школы мерзавца и почти убивца Т.А., на что администрация школы ответила обоснованным отказом, даже на ФЗ «Об образовании в РФ» сослалась. Была проведена беседа школьного психолога с Т.А. (А.С. не присутствовала, ибо ее мама категорически до такой беседы дочь не допустила). Была проведена беседа Т.А. с инспектором по делам несовершеннолетних. На совет школы были вызваны Т.А. и его мама. В общем, администрация расстаралась, претензий нет.

Суд, устав агакать, начал изучать предоставленные документы. В сопроводительном листе станции (отделения) скорой медицинской помощи  факт кратковременной потери сознания не указан, в акте о расследовании  несчастного случая с обучающимся причиной обозначено неосторожное поведение во время перемены. При этом не указывается на конкретное лицо, допустившее неосторожное поведение. Согласно Протоколу опроса очевидца в организации, осуществляющей образовательную деятельность от 19.12.2025 г. (начат в 12.00 час, окончен в 12.15 час) произведен опрос очевидца происшествия, которая о факте потери сознания А.С. не упоминает.

Согласно требования от 18.03.2025 г. Комитету по образованию Администрации ГО «Город Калининград», а также в Прокуратуру Ленинградского района г.Калининграда администрацией МАОУ СОШ №7 предоставлена информация о том, что после осмотра девочки медицинские работники настояли вызвать скорую помощь, а также обратиться в травмпункт Детской областной больницы, несмотря на ее удовлетворительное состояние.

Согласно выписному эпикризу А.С.  установленная внешняя причина травмы – падение на поверхности одного уровня в результате подскальзывания, ложного шага или спотыкания, сознание ясное, адекватна, ориентирована.

Скажите-ка уважаемому суду, уважаемая, А.С. – прервал суд исследование документов – как же так получается, что получив удар ладонью по затылку, Вы упали и ударились затылком? Ведь при воздействии сзади движение будет направлено вперед? И что это за документы, подтверждающие Ваше участие в соревнованиях через три дня после полученной травмы? И Вы сами сообщили медицинским работникам о том, что за неделю до происшествия у Вас уже было сотрясение мозга, полученное на занятиях по каратэ, поэтому Скорую помощь и вызвали? И Вы сами, получается, до машины Скорой помощи дошли и нагрубить даже Т.А. по дороге успели?

Ой, сказала мама пострадавшей. Ой. А давайте-ка мы сумму морального вреда до 50 000 рубликов снизим? А давайте! – обрадовался уважаемый суд.

Нет, давайте без «давайте» - возмутился представитель ответчика. Расходы на лечение чем подтверждены? Моральный вред как обоснован? Тут уважаемый суд попытался начать рассказывать, что самого факта обращения в суд достаточно для подтверждения факта нанесения нежной дитачке морального вреда, но представитель только отмахнулась.

А сколько Вы готовы предложить пострадавшей? – полюбопытствовала судья. 3 000 – и ша! Ой, встряла мама пострадавшей А.С., а я 20 000 хочу. Хорошо, отлично, хотите – будем вызывать свидетелей, ходатайствовать о назначении судебной медицинской экспертизы, или пять тысяч – и вопрос решен?

Мама А.С. тут же села писать заявление об отказе от иска, А.С. вслух прикидывала, что на эти 5 000 купит, мама Т.А. переводила деньги, сам Т.А., уткнувшись в телефон, играл в тетрис.

После того, как уважаемый суд удалился в совещательную комнату и сгинул там, предложив сторонам ждать судебный акт по почте, мама Т.А. начала рассуждать о мире во всем мире, о существовании высших сил, которые будут судьей в этом деле и о справедливости в общем и целом. На предложение представителя взыскать судебные расходы с истца ответила гордым отказом. При этом Т.А. голосил во всю мочь своих подростковых легких, что нужно наказать рублем дам, предъявивших этакий необоснованный иск.

Угадайте, с каким предложением через час после расставания позвонила представителю ответчик? Правильно: «А давайте с них судебные расходы взыщем!»

Вывод: не надо кулаками махать и подзатыльники имитировать, вот!

*П.1 ст.101 Гражданского процессуального кодекса РФ: при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела.