87

История морского камуфляжа: как, почему и зачем

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Полноценную камуфляжную окраску начали наносить на боевые корабли ещё во времена Крымской войны. Именно тогда были отмечены первые случаи применения маскировки на флоте.


В более ранние периоды истории, когда дистанция морских боёв была невелика, смысла в маскировке не было. В 1854 году для увеличения скрытности, канонерские лодки Российского императорского флота на Балтийском море стали окрашивать в серо-голубой цвет, близкий по палитре с дальних дистанций к цвету шхер. Впоследствии во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов русские миноноски «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Сухум-Кале» были окрашены в светло-зелёный — цвет морской воды. Однако опыт двух войн был успешно забыт.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Вплоть до начала XX века боевые корабли разных стран, особенно крейсера и броненосцы, окрашивали в роскошном и парадном стиле. Корпуса, окрашенные в белый или чёрный цвет, белые надстройки, жёлтые трубы, обилие позолоченных украшений на корпусах — на этом балу правил так называемый викторианский стиль, и тон здесь задавала «владычица морей».


Первыми полностью отказались от подобных схем флоты Японии и Австро-Венгрии, в начале ХХ века. В сентябре 1903 года в «боевой» — серо-оливковый цвет — была перекрашена русская Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре. В то же время уже отправленные с началом войны на Дальний Восток 2-ая и 3-я Тихоокеанские эскадры так и остались в своём торжественном окрасе — окрашенные в чёрный цвет корпуса и надстройки с ярко-жёлтыми трубами. Что ж, результат известен: в условиях возросших дальностей ведения боя «японцы», окрашенные в цвет штормового моря, оказались в гораздо более выгодных условиях.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships
История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Опыт сражений Русско-японской войны показал преимущества маскировочной окраски боевых кораблей. Дистанции боя возросли и окраска, затрудняющая прицеливание и помогающая кораблю сливаться с поверхностью, стала обязательным атрибутом военных флотов. Эксперименты с различной укрывающей окраской проводились вплоть до начала Первой мировой войны. Однако моряки были весьма скептически настроены к этому новшеству. Слишком много факторов влияло на условия видимости на море: погода, время суток и т.д. С началом Первой мировой у надводных кораблей появилась новая опасность — подводные лодки. Возникла необходимость визуально исказить внешний вид корабля и затруднить определение параметров его движения: курсового угла, скорости, дистанции до него.


Именно тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) предложил схему маскировочной окраски, позже названной «ослепительной маскировкой» или «ослепляющим камуфляжем» (Dazzle camouflage, а также razzle dazzle или dazzle painting). Он предложил раскрашивать корабли абстрактно: неожиданными линиями создавать иллюзорные плоскости, углы и прочие формы. Уилкинсон служил офицером на подводной лодке и пришёл к выводу, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку готовящегося нанести удар противника.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Справедливости ради стоит отметить, что первым предложил раскрашивать корабли в стиле «зебры» британский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). Ещё в сентябре 1914 года он направил письмо Первому лорду Адмиралтейства Уинстону Черчиллю, в котором указывал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Однако, как это часто бывает, идею отправили под сукно. И только весной 1915 года Адмиралтейство приказало начать эксперименты с «искажающей» окраской, но уже в соответствии с предложением Уилкинсона.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Идея этого камуфляжа была основана на новомодных тогда направлениях изобразительного искусства, прежде всего кубизме. В то время наведение торпед подводной лодки на цель производилось исключительно по визуальным данным. Командир лодки, обнаружив надводную цель, рассчитывал «торпедный треугольник» по данным, полученным с помощью оптического дальномера перископа. Таким образом параметры движения цели — скорость, размер и курсовой угол — он получал визуально. Из-за «ослепляющего камуфляжа» подводники зачастую не могли правильно определить эти данные. Благодаря необычной окраске и орнаментам, габариты корабля искажались, а силуэт расплывался или мог сливаться с небом или поверхностью моря.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

После успешных испытаний «ослепительный» камуфляж был принят на вооружение флотами Британии, США и Франции. Основными цветами, которые использовались при нанесении, были чёрный, белый, грязно-белый, зелёный, синий. Эта окраска применялась не только на боевых, но и торговых судах. По свидетельствам очевидцев, конвои таких «кораблей-попугаев» выглядели ошеломляюще. Кроме основного рисунка, окраску зачастую дополняли фальшивой «волной» на форштевне, которая вводила в заблуждение о скорости хода корабля. Под ахтерштевнем также наносили ложную волну, чтобы вызывать у подводников иллюзию удаления цели.

История морского камуфляжа: как, почему и зачем История, США, Великобритания, Россия, Япония, Флот, Корабль, Длиннопост, World of Warships

Самый первый пример использования классического камуфляжа, делающего корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающего его силуэт, относится всё же к русскому флоту. Во время Русско-японской войны миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Позднее, весной 1915 года, севастопольский художник Юрий Шпажинский предложил русскому военно-морскому ведомству особую окраску кораблей, которую он назвал «иллюзорной». По идее художника такая окраска должна была затруднить определение дистанции до корабля. Предложение заинтересовало командование, и по этой схеме был окрашен один из броненосцев Черноморского флота «Синоп», эсминцы «Счастливый», «Громкий», а позднее — посыльные суда Балтийского флота «Кондор» и «Беркут» (бывшие крейсера пограничной стражи). Более того, на посыльных судах была опробована ещё одна идея Шпажинского — специальные наделки на мачтах и трубах. Однако ожидаемого эффекта они не принесли, и дальнейшие эксперименты были свернуты. Кроме того, на Балтийском флоте на нескольких эсминцах-«новиках» была опробована другая схема камуфляжа — горизонтальные полосы различного цвета с переходом от тёмных оттенков (у воды) к светлым.

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал Matroshka 10 дней назад
+13
А картинки с такой совершенно ненавязчивой рекламой...
раскрыть ветку 2
+4
Ну как фотографий в цвете вменяемого качества столетней давности сохранилось чуть менее, чем нисколько
+4

Да ладно, модельки у них и вправду хорошие)

+9

Одни из лучших, имхо:


USS West Mahomet


Gloire


US Motor Torpedo Boat (USS PT-170).

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+3
Спасибо, интересно
-6

А что мешало вставить реальные фотографии кораблей с камуфляжем? Зачем тут эти картошечные модельки, которые БЕЗ камуфла?

ещё комментарий
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: