28

История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Rousse. Часть 2

Тут речь пойдёт о павильонах и дальнейшей судьбе фуникулёра в Лионе с улицы Терме на бульвар Круа-Русс.

Верхний павильон выходил, как уже было сказано, на Круа-Русс.

Говоря о фуникулёре, нельзя не сказать о ЖД вокзале. Станция Lyon-Croix-Rousse была открыта в 1963 году в соседнем здании с верхним павильоном La Ficelle справа. Транспортники здраво рассудили, что пассажирам будет удобно, поднявшись на фуникулёре, сразу же перейти на вокзал.

Чтобы движение было безопасным (и, видимо, ничего не украли по дороге) поезд должен был сопровождать сотрудник железной дороги. Двигался он, соответственно, со скоростью пешехода.

В 1900 году была открыта станция Lyon-Saint-Clair, которая обеспечила более удобное сообщение. К тому же, то, что поезд пересекал бульвар, было очень неудобно. Грузоперевозки постепенно прекратились. К 1914 году станцию перенесли на другую сторону дороги. Старая станция возле здания фуникулёра (которую мы видим на фото) была заброшена.

Карта 1941 года. Здесь видно, что вокзал сдвинулся чуть севернее, кусочек бульвара виден Круа-Русс в самом низу. К тому моменту он обслуживал уже только пассажирские перевозки.

Пассажиропоток стремительно падал, а к 1953 упал настолько, что железнодорожные пути и вокзал полностью разобрали до станции Lyon-Croix-Rousse 2 (на карте отмечена зелёным кружком). На месте, по которому проходили рельсы, был обустроен бульвар Каню.

Вернёмся к верхней станции фуникулёра. Верхний павильон был перестроен в 1922 году. Первоначальное деревянное здание заменили кирпичным с металлическим навесом над перроном и местом стоянки вагонов.

К сожалению, фотографии фасада я не нашёл, но есть скриншоты из видео. Задняя часть с навесом во всех подробностях есть в прошлом посте.

Нижний павильон ждала куда более затейливая судьба. Изначально он был деревянным и имел богато украшенный фронтон.

В начале XX века деревянное здание было реконструировано. Получилось скромное одноэтажное здание с квадратными колоннами.

1928 павильон снова перестроили, разместив на верхних этажах центральную телефонную станцию Burdeau (Бюрдо), по названию соседней улицы.

В 1962 году фуникулёр отпраздновал свой столетний юбилей.

А уже в 1967 году был закрыт из-за ветхости.

Верхний павильон и пути были разобраны.

В туннеле разместили скоростную автомобильную дорогу.

В 2008 мэр Лиона объявил, что на месте La Ficelle разместят подъёмник для велосипедистов, но дальше предвыборных обещаний дело не пошло.

Здание нижнего павильона на улице Терм также претерпело изменения. Цокольный этаж служит одновременно автостоянкой и въездом в теперь уже автомобильный туннель.

Телефонная станция Бюрдо в период с 1989 по 2002 год была преобразована в музей телекоммуникаций, а затем закрыта и заброшена. С начала 2015 года в полностью отремонтированном здании разместилась Высшая школа модных искусств и технологий (ESMOD).

А место, где размещался верхний павильон на бульваре Круа-Русс, сейчас выглядит так.

Список материалов:

http://www.ferro-lyon.net/Ficelles/

http://lyonrail.free.fr/index.php/gare-lyon-croix-rousse/

https://fr.wikipedia.org/wiki/Gare_de_Lyon-Croix-Rousse

https://fr.wikipedia.org/wiki/Funiculaire_de_la_rue_Terme

https://www.linflux.com/lyon-et-region/les-funiculaires/

https://cris23.fr/lyon_ficelle.htm

http://www.funimag.com/photoblog/index.php/20080110/un-funic...

https://numelyo.bm-lyon.fr/include/babelyo/app/01ICO001/

http://scopyg.free.fr/?p=278


Видео

https://www.ina.fr/video/LXF99000949

https://fresques.ina.fr/rhone-alpes/fiche-media/Rhonal00115/...

Первая часть: История лионского фуникулёра Rue Terme - Croix-Rousse. Часть 1

Лига историков

19.4K постов55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения