История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum...

Поклонникам ностальгии по детским воспоминаниям, залам игровых автоматах и вообще, а также желающим понять, что это вообще такое есть, рекомендую обратить свое внимание на Часть №0, тем кто хочет знать, откуда в 90-е брались дети спектрумы – Часть №1.

Сразу хочу отметить, что это не полноценное продолжение цикла моих историй, а некое дополнение. Эдакая «Часть №1.5». Впрочем, она может явно прийтись по вкусу тем, кому не хочется слушать какие-то там байки бывшего школотрона, а перейти непосредственно к рассмотрению конкретных вещей. Собственно, их есть у меня – в этом посте мы рассмотрим несколько интересных игр и приложений для ZX Spectrum, а также изучим ситуацию с его старыми и не очень клонами.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Нет ничего удивительного в том, что вы здесь не встретите игрушки или программы, из которых вы в свое время не вылезали – я умышленно не хочу упоминать софт, который не видел разве что ленивый. Кроме того, я рассказываю в первую очередь о том, что было интересно и/или запомнилось лично мне, так что… смиритесь!

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Начнем с игрушек, ведь именно как игровая платформа спектрум запомнился большинству наших соотечественников (да и не только им). Насколько мне известно, сэр Клайв Синклер в свое время испытывал крайне двоякие чувства – с одной стороны он дико пёрся от мысли, что его компьютер является самым популярным в Великобритании, а с другой, его жутко бесил метод использования собственного творения – на нем игрались, писали игры, а потом опять игрались.


Собственно, технические особенности, а также ряд других аспектов, создали целый жанр «спектрумовских игр» - они были очень схожи с тем, что мы могли видеть на других платформах, однако зачастую имели в себе особый шарм и шизофрению… Серьезно – посмотрите на шедевры в стиле Jet Set Willy – это же плод фантазии больного человека (в качестве врагов здесь хлопающие унитазы, летающие свитки, гибриды буратино и снеговика… причем МНОГО ИХ). Впрочем, позже мне попалось на глаза интервью с создателем этой игры, после чего сложилось впечатление, что спектрумовские цвета – далеко не единственное «кислотное», что этот человек видел в своей жизни (оценить масштаб можно с третьей минуты видео). Впрочем, здесь речь пойдет о более адекватных представителях.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Но вернемся непосредственно к играм. Начну я, пожалуй, с Quazatron. Игрушка сначала зацепила меня… музыкой в меню. Для спектрумовской пищалки это было нечто необычное, поэтому даже нифига не понимая, как в это играть, я раз за разом загружал игрушку, дабы послушать интро. Ну, а потом уже пробовал поиграть и постепенно разобрался. Говаривают, что игра представляет собой спектрумовский ремейк игры Paradroid для коммодора, но оной я не видел, а скрины на википедии выглядят довольно уныло. Что же мы имеем здесь? Изометрическую проекцию, хреновый, но все-таки скроллинг, а также занятный геймплей. Под нашим управлением оказывается робот-волчок, который катается по уровню, полному других «волчков». В них можно палить, а можно «брать на абордаж» - в таком случае начинается логический бой на время, в случае победы в котором вы можете оторвать от робота-врага интересующие вас запчасти и встроить их в себя. Одним словом, необычно – сейчас так уже не делают.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Вторая игра – Joe Blade или, как я ее знал все детство: «Деверсант на небоскребе». Дело в том, что мне попадалась исключительно русская версия, в которой все было переведено (причем, не без самодеятельности). Суть довольно простая – типичный для спектрума «сайдскроллер без сайдскроллинга», в котором вам нужно навалять целому полчищу врагов, рыщущих по коридорам-лабиринтам. Причем, сделать это быстро – пока не взорвалась бомба. В игре есть несколько интересных перков, одним из которых является «маска», надев которую вы становитесь абсолютно незаметными для врагов (ибо выглядите на 100% как они). Одним словом, если Quazatron можно было назвать спектрумовской РПГ (пусть и с натяжкой), то здесь у нас натуральный такой стелс.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

С жанром же следующей игры – Nether Earth, долго определяться не нужно – это самая что ни на есть стратегия реального времени. Допускаю, что на спектруме были и другие, но мне попадалась только эта. Строим роботов (причем, комбинировать части можно почти как угодно), захватываем базы и фабрики (которые и выпускают роботов, а также запчасти к ним), сражаемся с врагами. Интересно реализован способ управления: в роли эдакого «курсора» выступает маленький, неуязвимый, но абсолютно бесполезный кораблик, которым вы управляете напрямую. Он может стыковаться с роботами, отдавая им приказы, а также приземляться на базы для заказа очередной порции «терминаторов». Еще я его частенько пользовал для блокировки пути врагам, ибо есть в игре несколько мест, где можно «запарковаться» и фиг вас кто обойдет. Насколько я знаю, существует пара относительно современных ремейков этой игры – как для мобильных устройств, так и для ПК.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Ну, поигрались и хватит. Не стоит забывать, что ZX Spectrum – это не игровая приставка, а полноценный компьютер, соответственно, на нем был и вполне себе серьезный софт. Вот только я расскажу о несерьезном.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Во-первых, важно понимать, что в то время для радости было нужно не так уж и много. В то же время, тонким натурам, желающим творить, ничего не оставалось, кроме как рисовать свои «полотнища» с помощью бейсиковских команд (кстати, я может и ошибаюсь, но команды для закрашивания произвольной области в Sinclair Basic не было). Ввиду всего вышеперечисленного, графический редактор ArtStudio (который по функционалу чуть-чуть не дотягивал до современного Paint’а) был настоящей отдушиной. Рассказывать о нем довольно трудно – представьте Paint в маленьком окошке, с ограниченной палитрой и очень низким быстродействием. Вот это оно! Отдельной радостью была возможность «извращаться» над загрузочными экранами любимых игр.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

А вот вторым примером, который хотелось бы рассмотреть, была даже не одна программа, а целое семейство. Их называли «копировщики» и их основной (да и единственной) задачей было копирование программ с одной кассеты на другую. Как ни странно, сколько бы раз я не пытался делать копии игр на двухкассетниках, они никогда не работали, а вот с помощью этих утилиток – вполне. Стоит отметить, что некоторые игры были довольно большими и загрузить их в память удавалось далеко не всегда (ведь там уже «висел» и сам копировщик). В таких случаях в ход шло все возможное, даже видеопамять (коей было около 6Кб), в результате в процессе копирования на экране был тот еще шлак, но зато любимая игрушка, позаимствованная у кого-нибудь из друзей, появлялась и в вашей коллекции. Помнится, я почти всегда отдавал предпочтение TFCopy.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Собственно, на этом о софте все. Пришла пора поговорить о железе. Как я уже упоминал в предыдущих частях, разновидностей клонов спектрума было невиданное множество. Но были среди них и такие, которые заслуживают внимания.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Во-первых, игровая приставка Alf (читается как «Эльф»). По сути – спектрум с геймпадами. Фигарилась в промышленных масштабах на просторах Белоруссии (a.k.a. Беларуси). Имела аж три картриджа, на которых были записаны пара десятков наиболее популярных спектрумовских тайтлов (как правило, русифицированных).

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Pentagon – эдакий «спектрум на стероидах». Сохраняя совместимость с оригинальными машинками от Sinclair, со временем обзавелся собственной периферией и во многом превзошел своего прародителя.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Scorpion, а точнее его модель ZS-256 Turbo+. Интересен хотя бы тем, что выпускался на заводах с 1996 по 1998 годы, когда в почете уже вовсю были IBM PC-совместимые компы. Умел звук, турбо-режим, контроллеры дисководов, а самое занятное – выпускался в виде платы форм-фактора mATX (или где-то рядом), что позволяло пользовать его внутри писишного корпуса.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Можно было бы рассказать и про ATM Turbo, но лучше уделить внимание его прямому потомку – ZX Evolution. Что любопытно, его можно купить до сих пор, причем не с рук, а у производителя. Также выполнен в виде платки, встраиваемой в корпус обычного ПК. Умеет VGA-выход, IDE-интерфейс, грузится с SD-карт, прибавим к этому 4Мб оперативы и турбо режим в 4 раза быстрее оригинального, и получаем весьма приятное (хоть и несколько дорогое) устройство, которое я хотел даже себе приобрести, пока не услышал про следующий экземпляр...

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

ZX Spectrum Next. Самый каноничный и расово-верный (с британской точки зрения) современный ZX Spectrum. Выпускается с официального разрешения Sinclair и даже использует их логотипы. Что умеет – рассказывать долго (если кратко – дофига и больше), но даже несмотря на то, что полноценные продажи пока еще не начались (если судить по сайту производителя, они только на днях получили первую крупную партию корпусов), он уже признан «каноном» и стал шестым официальным спектрумом (наряду с 16k, 48k, 128k, 2A и 2B). Поставки пока еще не начались, да и стоит он очень недурно, так что пока коплю…

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Вот и все на сегодня. Надеюсь, было не слишком скучно или скомкано. Писал пост быстро – боялся, что лень накроет, так что могут быть очепятки и несогласованности по смыслу, за кои прошу прощения. К следующей части (которая будет полноценной №2 и посвящена эре IBM PC AT), планирую подойти посерьезнее. Ждать осталось недолго. Всем спасибо, всем успехов.


P.S. Офигеть как я в ограничение по количеству блоков вписался :)

IT минувших дней

1000 постов7.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять новости о прошлогодних новинках, а также посты, не относящиеся к тематике "ретро в ИТ".

Желательно соблюдать правила приличия.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

эх, не всем так везло в детстве, моя игровая жизнь вот началась с обычного ну погоди и  тетриса, а только потом появился клон famicom'a  в виде UFO-II в классе 4м... и началось веселье ) а вот со спектрумом дел не имел, разве что только видел где-то у кого-то и то краешком глаза, но не судьба была поиграть и даже пощупать...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку