История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum...

Поклонникам ностальгии по детским воспоминаниям, залам игровых автоматах и вообще, а также желающим понять, что это вообще такое есть, рекомендую обратить свое внимание на Часть №0, тем кто хочет знать, откуда в 90-е брались дети спектрумы – Часть №1.

Сразу хочу отметить, что это не полноценное продолжение цикла моих историй, а некое дополнение. Эдакая «Часть №1.5». Впрочем, она может явно прийтись по вкусу тем, кому не хочется слушать какие-то там байки бывшего школотрона, а перейти непосредственно к рассмотрению конкретных вещей. Собственно, их есть у меня – в этом посте мы рассмотрим несколько интересных игр и приложений для ZX Spectrum, а также изучим ситуацию с его старыми и не очень клонами.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Нет ничего удивительного в том, что вы здесь не встретите игрушки или программы, из которых вы в свое время не вылезали – я умышленно не хочу упоминать софт, который не видел разве что ленивый. Кроме того, я рассказываю в первую очередь о том, что было интересно и/или запомнилось лично мне, так что… смиритесь!

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Начнем с игрушек, ведь именно как игровая платформа спектрум запомнился большинству наших соотечественников (да и не только им). Насколько мне известно, сэр Клайв Синклер в свое время испытывал крайне двоякие чувства – с одной стороны он дико пёрся от мысли, что его компьютер является самым популярным в Великобритании, а с другой, его жутко бесил метод использования собственного творения – на нем игрались, писали игры, а потом опять игрались.


Собственно, технические особенности, а также ряд других аспектов, создали целый жанр «спектрумовских игр» - они были очень схожи с тем, что мы могли видеть на других платформах, однако зачастую имели в себе особый шарм и шизофрению… Серьезно – посмотрите на шедевры в стиле Jet Set Willy – это же плод фантазии больного человека (в качестве врагов здесь хлопающие унитазы, летающие свитки, гибриды буратино и снеговика… причем МНОГО ИХ). Впрочем, позже мне попалось на глаза интервью с создателем этой игры, после чего сложилось впечатление, что спектрумовские цвета – далеко не единственное «кислотное», что этот человек видел в своей жизни (оценить масштаб можно с третьей минуты видео). Впрочем, здесь речь пойдет о более адекватных представителях.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Но вернемся непосредственно к играм. Начну я, пожалуй, с Quazatron. Игрушка сначала зацепила меня… музыкой в меню. Для спектрумовской пищалки это было нечто необычное, поэтому даже нифига не понимая, как в это играть, я раз за разом загружал игрушку, дабы послушать интро. Ну, а потом уже пробовал поиграть и постепенно разобрался. Говаривают, что игра представляет собой спектрумовский ремейк игры Paradroid для коммодора, но оной я не видел, а скрины на википедии выглядят довольно уныло. Что же мы имеем здесь? Изометрическую проекцию, хреновый, но все-таки скроллинг, а также занятный геймплей. Под нашим управлением оказывается робот-волчок, который катается по уровню, полному других «волчков». В них можно палить, а можно «брать на абордаж» - в таком случае начинается логический бой на время, в случае победы в котором вы можете оторвать от робота-врага интересующие вас запчасти и встроить их в себя. Одним словом, необычно – сейчас так уже не делают.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Вторая игра – Joe Blade или, как я ее знал все детство: «Деверсант на небоскребе». Дело в том, что мне попадалась исключительно русская версия, в которой все было переведено (причем, не без самодеятельности). Суть довольно простая – типичный для спектрума «сайдскроллер без сайдскроллинга», в котором вам нужно навалять целому полчищу врагов, рыщущих по коридорам-лабиринтам. Причем, сделать это быстро – пока не взорвалась бомба. В игре есть несколько интересных перков, одним из которых является «маска», надев которую вы становитесь абсолютно незаметными для врагов (ибо выглядите на 100% как они). Одним словом, если Quazatron можно было назвать спектрумовской РПГ (пусть и с натяжкой), то здесь у нас натуральный такой стелс.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

С жанром же следующей игры – Nether Earth, долго определяться не нужно – это самая что ни на есть стратегия реального времени. Допускаю, что на спектруме были и другие, но мне попадалась только эта. Строим роботов (причем, комбинировать части можно почти как угодно), захватываем базы и фабрики (которые и выпускают роботов, а также запчасти к ним), сражаемся с врагами. Интересно реализован способ управления: в роли эдакого «курсора» выступает маленький, неуязвимый, но абсолютно бесполезный кораблик, которым вы управляете напрямую. Он может стыковаться с роботами, отдавая им приказы, а также приземляться на базы для заказа очередной порции «терминаторов». Еще я его частенько пользовал для блокировки пути врагам, ибо есть в игре несколько мест, где можно «запарковаться» и фиг вас кто обойдет. Насколько я знаю, существует пара относительно современных ремейков этой игры – как для мобильных устройств, так и для ПК.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Ну, поигрались и хватит. Не стоит забывать, что ZX Spectrum – это не игровая приставка, а полноценный компьютер, соответственно, на нем был и вполне себе серьезный софт. Вот только я расскажу о несерьезном.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Во-первых, важно понимать, что в то время для радости было нужно не так уж и много. В то же время, тонким натурам, желающим творить, ничего не оставалось, кроме как рисовать свои «полотнища» с помощью бейсиковских команд (кстати, я может и ошибаюсь, но команды для закрашивания произвольной области в Sinclair Basic не было). Ввиду всего вышеперечисленного, графический редактор ArtStudio (который по функционалу чуть-чуть не дотягивал до современного Paint’а) был настоящей отдушиной. Рассказывать о нем довольно трудно – представьте Paint в маленьком окошке, с ограниченной палитрой и очень низким быстродействием. Вот это оно! Отдельной радостью была возможность «извращаться» над загрузочными экранами любимых игр.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

А вот вторым примером, который хотелось бы рассмотреть, была даже не одна программа, а целое семейство. Их называли «копировщики» и их основной (да и единственной) задачей было копирование программ с одной кассеты на другую. Как ни странно, сколько бы раз я не пытался делать копии игр на двухкассетниках, они никогда не работали, а вот с помощью этих утилиток – вполне. Стоит отметить, что некоторые игры были довольно большими и загрузить их в память удавалось далеко не всегда (ведь там уже «висел» и сам копировщик). В таких случаях в ход шло все возможное, даже видеопамять (коей было около 6Кб), в результате в процессе копирования на экране был тот еще шлак, но зато любимая игрушка, позаимствованная у кого-нибудь из друзей, появлялась и в вашей коллекции. Помнится, я почти всегда отдавал предпочтение TFCopy.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Собственно, на этом о софте все. Пришла пора поговорить о железе. Как я уже упоминал в предыдущих частях, разновидностей клонов спектрума было невиданное множество. Но были среди них и такие, которые заслуживают внимания.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Во-первых, игровая приставка Alf (читается как «Эльф»). По сути – спектрум с геймпадами. Фигарилась в промышленных масштабах на просторах Белоруссии (a.k.a. Беларуси). Имела аж три картриджа, на которых были записаны пара десятков наиболее популярных спектрумовских тайтлов (как правило, русифицированных).

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Pentagon – эдакий «спектрум на стероидах». Сохраняя совместимость с оригинальными машинками от Sinclair, со временем обзавелся собственной периферией и во многом превзошел своего прародителя.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Scorpion, а точнее его модель ZS-256 Turbo+. Интересен хотя бы тем, что выпускался на заводах с 1996 по 1998 годы, когда в почете уже вовсю были IBM PC-совместимые компы. Умел звук, турбо-режим, контроллеры дисководов, а самое занятное – выпускался в виде платы форм-фактора mATX (или где-то рядом), что позволяло пользовать его внутри писишного корпуса.

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Можно было бы рассказать и про ATM Turbo, но лучше уделить внимание его прямому потомку – ZX Evolution. Что любопытно, его можно купить до сих пор, причем не с рук, а у производителя. Также выполнен в виде платки, встраиваемой в корпус обычного ПК. Умеет VGA-выход, IDE-интерфейс, грузится с SD-карт, прибавим к этому 4Мб оперативы и турбо режим в 4 раза быстрее оригинального, и получаем весьма приятное (хоть и несколько дорогое) устройство, которое я хотел даже себе приобрести, пока не услышал про следующий экземпляр...

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео
История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

ZX Spectrum Next. Самый каноничный и расово-верный (с британской точки зрения) современный ZX Spectrum. Выпускается с официального разрешения Sinclair и даже использует их логотипы. Что умеет – рассказывать долго (если кратко – дофига и больше), но даже несмотря на то, что полноценные продажи пока еще не начались (если судить по сайту производителя, они только на днях получили первую крупную партию корпусов), он уже признан «каноном» и стал шестым официальным спектрумом (наряду с 16k, 48k, 128k, 2A и 2B). Поставки пока еще не начались, да и стоит он очень недурно, так что пока коплю…

История IT глазами ребенка. Часть 1.5: Опять о ZX Spectrum... 90-е, Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Длиннопост, Видео

Вот и все на сегодня. Надеюсь, было не слишком скучно или скомкано. Писал пост быстро – боялся, что лень накроет, так что могут быть очепятки и несогласованности по смыслу, за кои прошу прощения. К следующей части (которая будет полноценной №2 и посвящена эре IBM PC AT), планирую подойти посерьезнее. Ждать осталось недолго. Всем спасибо, всем успехов.


P.S. Офигеть как я в ограничение по количеству блоков вписался :)

IT минувших дней

1000 постов7.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять новости о прошлогодних новинках, а также посты, не относящиеся к тематике "ретро в ИТ".

Желательно соблюдать правила приличия.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
13
Автор поста оценил этот комментарий

Помню elite, saboteur, exelon,

раскрыть ветку (35)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Elite был для меня сложен. В Saboteur больше пёрла не игра, а размер спрайтов :) Будто мультик смотрел. Про Exolon в нулевой части было :)

раскрыть ветку (32)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Элита сложная? Это же единственная игра, которая до сих пор в тренде и сколько других игр было угробленно популярностью элиты. Саботер и саботер 2 пройден по несколько раз. ЧТо-то мне подсказывает, что не все вы знаете о мире спектрума. Я в свое время покупал мануал по элите, распечатанный на матричном принтере с перфорацией. Когда появилась элита, остальные игры были просто заброшены и забыты. Одна проблема была, найти свое сохранение на ленте. А вот когда появился дисковод на Пентагоне, который лично собрал с муз процессором. Золотое время. И не важно, что телек был ламповый и черно-белый. До сих пор помню. Ищем в любом ламповом телеке на плате КТ-3 и цепляем туда видеовыход со спеки. И вуаля картинка у нас есть. А найти вход аудио было еще проще. Главное тумблерок поставить на отключение телесигнала, который гасился перемычкой, которую можно было замутить прям в штекере. Вставляешь штекер, телесигнал гасится, а видео появляется. Лепота была.

раскрыть ветку (31)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Elite , даже с абсолютно убогой графикой, была суперигрой и прародителем всех игр Вселенной X.
Один только процесс стыковки корабля со станцией чего стоил! На нем в пору космонавтов тренировать!
раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да ничего там сложного не было. Подкручивай корабль под движение станции и делов то. Другое дело, что она развивала трехмерное мышление. Что бы правильно к станции подлететь, надо было представить где ты и где станция и каким боком она к тебе находится. Да это было поначалу сложно. Потом уже полегче и делалось на автомате. Кстати Элита Данжероус сохранила те станции и это единственная игра, за которую я с удовольствием заплатил и не пожалел. Единственно сейчас заперся хрен знает куда в галактике и что бы добраться до цивилизации надо 5653 прыжка сделать, с учетом пульсаров. А каждый пульсар минус 1% рамочносмесительного двигателя. А если ими не пользоваться - около 8000 прыжков. Вот и лениво мне прыгать постоянно. Хотя по прилету стану миллиардером минимум. Ибо от скуки исследую все звездные системы.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати вселенная Х это шедевр. Прошел от бейонда до Х3 со всякими разными дополнениями. Х4 не понял и очень огорчился. Это долбанное метро и дикие фризы. А постройка станций в Х2, Х3. такого понастроишь, что потом сам паришься куда лететь и где твой шлюз.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

до сих пор обидно за кастрированную экономику землян - половины станций тупо нет

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
с учетом пульсаров

там надо так же подлетать к краю джета пульсара и перегружать FSD?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да. При этом тебя начинает дико колбасить и можно вообще убиться если не успеешь выскочить из джета.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати тут немного вы неправильно пишите. Элита это была первая игра, которая в полной мере имитировала 3Д графику. И на спектруме в 64кб это была не убогая графика, как вы выразились, а нифига себе прорыв в программировании..

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде не было версии спектрума в 64кб?

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

48ОЗУ+16ПЗУ=64 общий объем памяти.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

оперативки туда и монтировалось 64к, но первые 16К "затенялись" ПЗУ, и потому пользователю было доступно 48К вместе с видеобуффером, ну и модель так обозвали ;)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, в данном случае вряд ли есть особый смысл считать ПЗУ...

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты случайно не покупал элиту данжерос по предзаказу на волне старой памяти?)
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я покупал elite dangerous так. Но всё и не начал в неё нормально играть. Дальше training missions дело не пошло.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да там в принципе сохранился дух старой. Но блин не цепляет что то так как в юности... Грустно.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Первые три часа в игре: Че за херню я купил? Это же полный отстой. Потом разобравшись с механикой и боем - да ну нифига себе, а так можно было? Игра супер. Рекомендую. Да есть ограничения, но вылетайте в систему с анархией и творите че хотите. Вам даже штрафов не будет. Разве что кто-то за вашу голову награду назначит.


Ищем систему, через которую постоянно шарятся испуганные торговцы люди. Есть такие, они все копят и копят. Ставим перехватчик и пушку. Именно пушку. Она долбит всех отлично. Ждем около солнышка. А потом уже издеваемся и извращаемся. Ну можно еще закосить под торговца, но снарядится как убивец пиратов. Тоже срабатывает. Я один раз так здох.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Именно пушку

ты про многоствол или про обычную бабахалку?

Автор поста оценил этот комментарий

Я долго к ней присматривался. Ну не верил я что можно сделать подобное. Скажу честно не разочаровался. Никаких обязательств, делай что хош как и на спеки. Я вот прилечу из дальнего путешествия буду пиратствовать...только пвп. Люблю людей в офлайн выгонять. Они ж игру закрывают. А если не закрывают, то это именно наш человек. Ну и таргоидов поганять пойду. Или они меня.

Автор поста оценил этот комментарий

Купил на распродаже. Ушлепал на эксплорере на дальний край галактики и теперь скучаю :) лететь до первой цивилизации далеко и скучно. Решил изучать каждую систему. Долго, но зато я исследователь. Мне еще 5653 прыжка с радиусом 25 св.л. Исследовал уже 5 черных дыр, а на голубеньких квазарах или как там они зовутся прыгаю иногда без потери 1% с РСД. Правда стремно уже до 86% допрыгал, а ближайшая станция очень далеко для починки. Терь только стандартные звезды.

Автор поста оценил этот комментарий

с дисководом можно было читерить, находить в сейве нужные параметры и hex редактором править. А еще у меня была кнопка сброса дампа памяти на дискету, она позволяла сохраняться даже в тех играх, где сейвы не предусмотрены, и их тоже можно было править.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

С кассетником тоже можно было читерить) грузишься через merge "" и скармливаешь коды из книжки (peek ... Poke... ) - совсем уж в хардкорных играх приходилось пользоватьсч по малолетству

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

да так тоже делали, но это надо было адреса знать, а в сейве можно было адрес самому найти

Автор поста оценил этот комментарий

Читом пользовался, когда перед телепортацией к другой звезде становишься перед входом в местную станцию?)) А?)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Даже не знал о таком. Да и вообще к любым читам отношусь скептически. Я понимаю, что программеры не все могут предусмотреть. Но пользуясь читами сам себе делаешь пакость. Игра уже не так интересна.

Автор поста оценил этот комментарий
Начать в элиту сложно было. Пока 100 кредов и корабль самый простой. Потом уже в разы проще, даже как-то не так интересно стало.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да ладно. А первый раз когда поставил перехватчик таргоидов в субпространстве? А как переживал, они тебя или ты их. Или вы до этого не дошли. Я задолбал игру и мне таргоиды попадаться даже в субе практически перестали. Потом уже вычитал, что было их определенное количество ну второй вариант баг игры. А денег было жопой жуй.

Автор поста оценил этот комментарий

Саботер "пройден"? Да там же экранов туева хуча и миссий вагон!

Если это и правда так - снимаю шляпу.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ха прям в памяти всплыло: Высадка с резиновой лодки нинзи и как он круто тогда смотрелся, прям как настоящий.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А во второй части "роботы с лазерами" внезапно оказались мужиками с огнеметами ))))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Очень простая игра. Второй кстати намного проще было проходить, зная механику первого. Но это очешуительные игры были. Сейчас сравниваю и понимаю, что игры стали проще и казуальней в прямом смысле и во всех жанрах. Вспомните Диззи. Жизней ограниченно, но нужно решать ребусы, да еще и скакать не здохнув. И никаких сохранений. Или ты проходишь или идешь нафиг. Сейчас сейвы и прочее.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Такая тенденция сохранялась еще до 16-биток. (Всегда вспоминаю "шиноби"/"шадоу денсер" на сеге - одна жизнь на всю игру, гибель с одного попадания) а потом все стало скатываться в уг...


(Никак не могу найти картинку с мордами "игры раньше и сейчас" - очень точно отражает суть, впрочем, видео "если бы квейк делали в наше время" - тоже в тему)


А вот разнообразие жанров было просто чумовым. Мне кажется, кучу спектрумовских (и не только) игр даже нельзя было ни к какому жанру причислить - это было либо смешение, либо что-то совсем особенное, что сейчас даже под "инди" не попадает.

Автор поста оценил этот комментарий

Так я и не претендую :) спектрумистом я был года два в возрасте до 14 лет :)

Автор поста оценил этот комментарий

10. Print at 10,10; "Lode runner"

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Лестнички.....лоде рунер падла у меня столько 15-шек сожрал. Я его увидел до того, как был свой спектрум и на игровом автомате. Он падла жрал деньгу. Правда игра была не на время, а пока жизни не кончатся. Это было справедливо.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку