178

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем.

Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались еще в тридцатые годы ХХ века. К примеру, уже в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом. В СССР же легкового дизеля просто не было – по нескольким объективным причинам.

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Во-первых, такой мотор сложнее в производстве, чем обычный бензиновый двигатель. Во-вторых, дизели тех лет существенно уступали отто-моторам по удельной мощности и слыли настоящими тихоходами. В-третьих, существовала проблема запуска мотора на солярке в мороз. Да и специфический звук (и запах выхлопа) приводил к тому, что дизель долгие годы оставался уделом советских танкистов и трактористов.



Наконец, была еще одна очень важная причина: в стране с планово-административной экономикой при наличии огромных запасов нефти бензин стоил сущие копейки. Поэтому на «обычном» топливе ездили не только легковые машины, но и грузовики – как «газоны» и ЗиЛы, так и огромные армейские крейсеры. Верх экзотики – УРАЛ-375, работающий на… «девяносто третьем» (!) бензине. Как шутили современники, «чтобы прапорщику было, чем заправлять личные Жигули».

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Урал-375.


При этом легковушки производства СССР дизельными моторами все же оснащались – но не дома, а за рубежом. Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей – разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Тем не менее, на рубеже восьмидесятых годов и советские конструкторы задумались о дизельном моторе для легковых автомобилей. После грянувшего в 1973 году мощнейшего энергетического кризиса легковой дизель все активнее начали внедрять на автомобили малого и среднего класса – как оказалось, по мощности он уже не так сильно уступал аналогичным «овощным» версиям, работавшим на бензине. Зато дизель был заметно экономичнее: если легковой автомобиль класса Жигулей в среднем потреблял около 8 литров топлива, то дизель близкой мощности – около 6 литров. При этом версии с наддувом по энерговооруженности вообще не уступали бензиновым моторам, а в части максимального крутящего момента заметно превосходили их. Было у дизеля и еще одно важное преимущество: в силу большей механической прочности деталей и низких рабочих оборотов ресурс такого агрегата примерно в 1,5–2 раза превосходил аналогичный бензиновый.



А коль уж дизель набирал обороты в Европе, в СССР не могли игнорировать эту тенденцию хотя бы потому, что экспорт легковых машин являлся важной частью валютного дохода страны. Следовательно, впору было заняться «дизельной темой».


Своя игра


В начале восьмидесятых на ВАЗе занялись разработкой собственного дизеля, причем в Тольятти решили делать так называемый конвертор – мотор, детали которого изготовлены по «бензиновой» технологии, отработанной на проекте двигателя 2108. Единственной существенной проблемой было отсутствие в СССР топливной аппаратуры для малогабаритных и высокофорсированных дизелей.

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Тем не менее уже в середине восьмидесятых на базе блока 2103 был разработан атмосферный дизель объемом 1,45 л и мощностью 55 л. с. Его особенность – предкамерная конструкция, при которой смесеобразование происходит в специальной камере, а не в зоне поршня. Разумеется, никакой управляющей электроники – распределением топлива по цилиндрам ведал классический топливный насос высокого давления. Конструктивно такой агрегат напоминал «фольксвагеновские» и «фордовские» моторы начала восьмидесятых годов. По современным меркам ВАЗовский дизель, конечно, далёк от идеала, поскольку он не может похвастаться ни высокой мощностью, ни хорошими экологическими параметрами. Во время доводки двигателя также выяснилось, что он требует куда более высокой точности изготовления и механической прочности деталей – особенно это касалось цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.


«Пятерка» с дизельным мотором, получившая индекс 21055, в 1988 году успешно прошла государственные испытания, но… Даже несмотря на определённую технологическую унификацию с бензиновыми моторами, запустить в серийное производство дизель на ВАЗе в то время не смогли по целому ряду причин, среди которых не последнее место занимало отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Именно поэтому обернулась обидной неудачей попытка в начале девяностых годов наладить выпуск дизельных моторов на Кировском заводе.


Для производства в Барнауле в НТЦ ВАЗа разработали целое семейство вихрекамерных дизелей – «базовый» 341 объемом 1,5 л, более мощный 343 (1,8 л) и его турбированная версия с индексом 3431.


Кроме самих моторов в Тольятти подготовили и соответствующие модификации автомобилей. Было принято решение, что дизель будет использоваться на «утилитарно-практичных» моделях – «четвёрке» и Нивах. Универсалы 21045 и 21048 должны были довольствоваться безнаддувными дизелями 314 и 343 соответственно, в то время как Нивам 21215-50 и 21215-70 полагались лишь 1,8-литровые агрегаты как в атмосферном, так и в наддувном вариантах. Для тяжелой «длинной» Нивы 21315 планировали использовать лишь 1,8-литровый турбодизель 3431.

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Опыт показал, что относительно слабый дизель неплохо подходил степенному тольяттинскому универсалу – динамика по сравнению с обычной «четвёркой» ухудшалась не критично, а экономичность заметно выросла. Увы, несмотря на технологические ухищрения, механическая прочность поршневой группы барнаульских моторов оказалась далека от желаемой. В итоге многие дизельные ВАЗы «бегали» до серьезных проблем с «сердцем» каких-то 30–40 тысяч, после чего на поршнях и цилиндрах появлялись повреждения, несовместимые с дальнейшей работой агрегата без капитального ремонта, который сводился к замене блока вместе с поршневой…


Со временем в Барнауле смогли решить технологические проблемы, и двигатели стали долговечнее. Да вот только дальнейшего развития дизельная тема не имела: в 2003 году универсал ВАЗ-21045 сняли с производства, а имевшиеся в распоряжении ОПП 500 моторов ВАЗ-341 установили на седаны с индексом 21055. В общей сложности за несколько лет было выпущено около 6 000 товарных автомобилей ВАЗ с дизельными моторами.


ВПОСЛЕДСТВИИ НИ НОВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ «БАРНАУЛТРАНСМАША», НИ АВТОВАЗ ЛЕГКОВЫМИ ДИЗЕЛЯМИ БОЛЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ.


Возникает резонный вопрос – почему? В первую очередь, по финансовым соображениям. Предкамерные атмосферники в нулевые годы стали очевидным анахронизмом как по уровню мощности, так и по экологическим показателям.


Легковые ВАЗы нуждались совсем в другом моторе – тяговитом, экономичном, мощном. Достичь таких требований без разработки конструкции «с чистого листа» с применением самых современных технологий было невозможно, а разработать и освоить такой мотор своими силами в Тольятти сочли нецелесообразным. Увы, на тот момент вероятных технических партнеров, как это было в девяностые с барнаульским предприятием, не наблюдалось, а российский рынок неплохо поглощал и бензиновые ВАЗы.



Чужое сердце


Несмотря на трудную судьбу собственного дизеля, под капотом разных ВАЗов неоднократно оказывались чужие моторы, работающие на тяжелом топливе.



Еще в 1990 году на ВАЗе при участии немецкого импортёра Deutsche Lada решили создать экспортную модификацию Нивы с дизелем производства Volkswagen. Однако немецкий производитель категорически отказался вносить в конструкцию агрегата какие-либо изменения для его адаптации к платформе тольяттинского внедорожника.


НЕМЦЫ ОТКАЗАЛИСЬ, А ФРАНЦУЗЫ СОГЛАСИЛИСЬ: СОВМЕСТНО С PEUGEOT БЫЛА РАЗРАБОТАНА ВЕРСИЯ МОТОРА XUD-9L, ПРИГОДНОГО ДЛЯ УСТАНОВКИ НА ВАЗ-2121

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

В 1993-м по заказу Жана Пока – французского импортера – в подмосковном Чехове на фирме «Лада-Экспорт» (бывший «Автоэкспорт») происходила «пересадка сердца» – установленный в Тольятти «технологический» мотор заменяли 1,9-литровым дизелем Peugeot. Всего для рынков Франции, Испании, Италии и Европы было произведено около 6 000 Нив с французским «сердцем».

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Кроме того, занимавшийся «советской темой» итальянец Марторелли также оснащал Нивы моторами VM и FNM.

История автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем. Лада, Дизель, Нива дизель, Экспотрная лада, Дт, Солярка, Длиннопост

Увы, как только в Европе ввели нормы Евро-2, мелкосерийное производство дизельных Нив тут же прекратили.


В 1998 году уже на самом ВАЗе совместно с Peugeot и тем же Марторелли предприняли очередную попытку выпуска Нивы с дизелем Peugeot более современной модификации XUD-9SD, однако введение в Европе норм токсичности Евро-3 вновь заставило вазовцев свернуть производство дизельных внедорожников.



Но не Нивой единой! Существовала и дизельная… «девятка»!



В 2007 году была предпринята еще одна попытка дизелизации ВАЗов – только уже не тех, которые имели ладью на решетке, а «крестоносцев» марки Chevrolet Niva. Тольяттинская компания «Тема Плюс» по индивидуальным заказам начала устанавливать на «Шниву» дизель FNM (Fratelli Negri Motori). Как и предыдущие «штучные» попытки «перевести ладью на солярку», дальнейшего продолжения история не имела.



P.S. В качестве эксперимента на ВАЗе в 2014 году установили на Lada 4×4 1,3-литровый турбодизель Fiat Multijet мощностью 85 л. с., хотя данный двигатель не уживался по параметрам ни с трансмиссией (ограничение по крутящему моменту), ни с аналоговой электропроводкой (у Фиата – CAN-шина). Эксперимент, очевидно, не слишком удобрил сухую почву – никаких новых ростков по итогам реализации проекта не появилось…


Источник: http://www.kolesa.ru/article/lada-solyara-istoriya-avtomobil...

Найдены возможные дубликаты

+10

Урал работал на 93 не потому, что его хоть залейся, а для того,чтоб в случае войны и захвата западных стран мог заправляться на обычных гражданских заправках. А там бензин который у в СССР был высокооктановый 93 назывался просто "Норма", и это был самый низкооктановый бензин в капиталистической Европе.

раскрыть ветку 13
0

На Урале двигатель ЗИЛовский стоит (от 131го), просто чуть больший объём, за счёт более тонких стенок цилиндра (гильз), такой же как на автобусах ЛИАЗ, работает он и на 76, и на 80, и 93, там всё проще-есть "актан-корректор", в зависимости от типа топлива, смещается время воспламенения топливо-воздушной смеси, а практически регулируется изменением положения трамблёра, более раннее или более позднее "зажигание". Сделано это для того, что бы он был более "всеяден" так сказать, так как авто военное.

раскрыть ветку 3
0
Только вот не за счёт более тонких стенок, а за счёт другой поршневой. Так в двигатель 130/131 можно поставить поршневую от Урала. Это и логично, так как делать другие гильзы слишком дорого( поршневую тоже надо другую сразу же)
0

Не совсем, он очень похож, и на первый взгляд да, только объем побольше. Но на самом деле там столько всего было изменено, что люди изучающие его устройство в советское время получали допуск к военной тайне и подписывали нерасглашение (нас тоже пытались, но я учился 95-99, и всем было уже пох). А так да он всеяден, может и 66 работать, НО максимальная эффективность и мощность достигалась именно на 93 бензине, в то время как простой 130 мотор на 93 просто прожигал клапана или поршня. Кстати сейчас 80 редкость, а 130 вовсю ползают еще, заправляют их 92, и ресурс у них упал чуть ли не наполовину.

раскрыть ветку 1
0

Ну прям автострадный танк товарища Резуна получается, как вариант в случае начала войны нужна какая нибудь техника, которая ездила бы на высокооктановом топливе потому оно есть, а солярка нужна танкам и флоту. А всю нефть на солярку не перегнать, производство бензина на производство других нефтепродуктов быстро не перевести. По этой причине у немцев танки второй мировой на бензине катались.

0

очень странно разрабатывать грузовик на случай войны и захвата западных стран. А на случай войны и захвата самой СССР что было?

раскрыть ветку 3
+2
Ну так не надо 100% армии вооружать именно этим грузовиком. Это были грузовики с расчетом на такой случай, а было и множество других. Тот же самый Урал 4320 который изначально был заложен в проекте 375, но из-за проблем с разработкой двигателя появился позже. Уже с Камазовским мотором
раскрыть ветку 2
0

так лучше дизель для внедорожного грузовика, и вроде как в Европе его везде есть

раскрыть ветку 3
+1
Это сейчас, а когда Урал разрабатывали по заказу МО, дизель не был так распространен на легковых авто, и на многих АЗС даже на западе его просто не было, а колонна должна идти несмотря ни на что.
раскрыть ветку 2
+2

Если бы в СССР выпустили легковой автомобиль с дизельным двигателем, он бы никогда на заправках не заправлялся. Солярку ради плана по выработки массово сливали в болота и овраги. Так что родная компартия берегла простого советского гражданина от расхищения и пособничества расхищения социалистической собственности 

+2

достаточно одного дизельного В-2 и его модернизированные версии, разработанного в СССР в 30-х годах XX века, чтобы знать о дизелях в СССР всё, что нужно )

раскрыть ветку 2
0

А кто-нибудь может рассказать, что там за разработки

0
А потом бмв в 90ых сделали такую же систему подачи топлива и гребли награды "двигатель года" лопатой) не туда наши смотрели, когда создавали свой дизель на легковушку, ой не туда)
+1

когда служил в армии были уралы с бензиновыми двигателями так мы их называли "зил *бучий"

раскрыть ветку 2
0
Ну так движок то зиловский,только горшки поболее
раскрыть ветку 1
0
Вот именно, вот именно
0

У меня у соседа девятка дизельная по прозвищу "Армата" )). Была ещё одна, но он её на запчасти к первой разобрал. Машина зверь просто. Периодически приходится управлять сим агрегатом.

0
Дизель на хер.
0

рукожопы блять, только для танков и умеем дизели строить...до сих пор

0
ВАЗ, ВАЗ, а пятая фотка с подкапотным пространством ИЖ Оды)
раскрыть ветку 1
0

там суть в двигателе от пыжа:)

каюсь, не доглядел:(

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: