Истории из жизни военной авиации #7

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у него в полку, записанные с его слов.

Одно из частых заданий офицеров полка была необходимость перегонять самолеты с ремонтных баз назад в полк. Эти базы были разбросаны по всему бывшему союзу и после выработки определенного ресурса часов самолеты переправляли туда для обслуживания и капремонта. Для этого нас обычно отвозили на грузовых самолетах на рембазу, а назад мы уже летели на МиГах. Для летчика такой перелет не представляет никаких трудностей, потому что нет необходимости выполнять пилотаж и т.д , стал по курсу, включил автопилот (был на поздних МиГах) и сиди смотри по сторонам. Да и самолеты после ремонта всегда хорошо проверяли и никаких технических сбоев не происходило. В этот раз я как обычно прилетел на рембазу, мне подготовили самолет и я полетел назад в свой полк. Этот был один из маршрутов который проходил над морем, по нему уже приходилось летать раньше. Очень необычно лететь одному над морем на таком маленьком самолете, когда вокруг одна водная гладь и не видно земли, открывающийся вид просто завораживает.

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Этот перелет над морем прошел как обычно, но с тем отличием что в этот раз весь полет дул сильный встречный ветер, из-за этого увеличилось время перелета и несмотря на то что у меня на самолете стояли подвесные баки с топливом при подлете к суше расходомер показал что топлива остается впритык до аэродрома. На всякий случай пришлось прикинуть куда можно приземлится, если до аэродрома дотянуть не получится.

На МиГ-21 при остатке около 800 литров уже необходимо думать о том чтобы садиться.
Например на форсаже самолет расходует 250 литров в минуту, а на максимале около 200 литров в минуту.
Все топливо с разных баков подается в центральный расходный бак разными группами насосов равномерно перекачивая топливо для того чтобы не нарушать центровку самолета, а за каждый бак на приборной панели отвечает своя группа сигнальных лампочек.
Когда топливо в баках заканчивается, то остается немного в расходном баке (это примерно 250+-50 литров), который позволяет только сесть, а полетать на таком остатке уже не получится.
При подлете к суше у меня уже оставалось около 800 литров, чего я никак не ожидал, а после того как посмотрев ближайшие аэродромы, подходящие для посадки МиГ-21 не обнаружил, пришел к выводу что лучше лететь все таки на свой аэродром.
При подлете к своему аэродрому у меня уже загорелся сигнал на панели о расходе третьей группы баков, а обычно в таком случае самолет уже должен быть на полосе и несмотря на то что руководителя полетов я предупредил заранее о малом остатке топлива, на аэродроме все равно было очень много самолетов, так как был разгар рабочего дня. В связи с этим меня, как назло, отправили на заход на посадку по большому кругу, пока я буду там лететь, чтоб курсанты освободили полосу. Я выругался про себя, стал на курс и начал обдумывать варианты исхода, так как красные лампочки о пустых баках навязчиво давали о себе знать. У меня оставалось всего три варианта, первый - если получится долететь и сесть на полосу как положено, второй - если топливо кончится около одного из приводов, там можно спланировать и сесть на поле и третий вариант - это если топливо кончится раньше, то перетянуть болото или отвести самолет от деревни и катапультироваться.

На каждом этапе полета по кругу при заходе на посадку необходимо выполнять по регламенту определенные действия, например в определенный момент выпускать шасси, закрылки, поддерживать скорость, высоту и т.д., а
чем меньше в самолете остается топлива, тем сильнее это ощущается по его управлению, поэтому пришлось все делать не совсем по инструкции, а основываясь на свой опыт. Из-за этого пришлось выпустить шасси намного позже для того чтоб была возможность сэкономить несколько литров топлива, да еще и потому что если закончится топливо, то по инструкции необходимо сажать самолет на одну переднюю стойку иначе из-за сопротивления воздуха на стойках он резко потеряет скорость и упадет. По этой же причине нельзя было использовать тормозные щитки, а самолет оказался намного легче обычного и все время набирал скорость больше чем надо, а на посадке это чревато последствиями. Обороты пришлось убрать на минимум, а самолет продолжал нестись как дурной с небольшим превышением скорости.

Благополучно миновав второй и третий разворот большого круга, перелетев болото и деревню у меня уже появился шанс не потерять новый самолет после ремонта, а благополучно сесть, в случае чего хоть на поле.
Приборная панель уже горела как рождественская ёлка и давала понять что лечу я на парах. Так как приборы показывали "ноль" по всем группам баков, надежда оставалась только на расходный бак, а он, как известно, не показывает точный остаток топлива и двигатели могли заглохнуть когда угодно.
После прохода дальнего привода я наконец выпустил шасси и закрылки и полоса уже была свободна от других самолетов, до касания полосы было необходимо протянуть еще примерно 36 секунд. Это были очень долгие 36 секунд, когда в любой момент мог заглохнуть двигатель и у тебя остается одна секунда на то чтоб моментально дернуть рычаги катапульты, потому что с выпущеными стойками, на такой высоте и скорости самолет сразу свалится. Риск был оправдан тем что на этом самолете стояла новая система позволяющая катапультироваться с любой высоты да и новый самолет терять никогда не хочется.
С приближением полосы у меня появлялось все больше уверенности в удачном приземлении именно на полосу и лишь когда колеса самолета коснулись бетона я выдохнул с облегчением.

По правилам, после прилета с рембазы, самотет загоняют в ТЭЧ, там техники в первую очередь сливают топливо, масло, проводят осмотр, диагностику и готовят самолет к следующим вылетам. Обычно когда сливают топливо, то в остатке остается примерно от несколько сот до тысячи литров. Когда садятся на резерве, то остается обычно тоже пару сотен литров.
Когда мой самолет загнали в ТЭЧ, через несколько минут ко мне прибежал техник с ведром и круглыми глазами и несмотря на то что я его предупредил что сел на пустых баках, он очень удивился когда топливо с самолета слить не получилось. Все что с него вытекло это неиспользуемый остаток из системы, этот отстаток и поместился в ведро которое он мне показал, оно было заполнено примерно на половину.

Фото со службы:

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Бывали и такие случаи с курсантами, когда было извесно что топлива точно не хватит, тогда самолет выводили на определенный участок (если это возможно) и давали команду катапультироваться, но такие случаи очень редкие.

Истории из жизни

35.7K постов73.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

ДвигателЯХ? У Миг-21 один двигатель;)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Опечаточка вышла)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку