Испанский стыд в стиле арт: заметки о бартере
«Подарите мне вашу книгу. Я про вас напишу», — прозвучало не как предложение, а как ультиматум, обнажив всю абсурдность современного бартера, где реальный труд оценивается в виртуальной валюте внимания.
Подслушала диалог, который заставил меня задуматься о настоящей цене цифровой славы.
Зимние московские ярмарки — это особый вид перформанса. Здесь можно наблюдать маленькие сценки, достойные кисти Хогарта.
У стенда одного художника — человека со сложившимся, узнаваемым почерком — царила атмосфера легкого смятения. Сам творец напоминал святого Себастьяна, с достоинством принимающего очередную партию стрел. Роль непрошеной гостьи исполняла дама, чья деловая хватка могла бы вызвать зависть у любого галериста.
Подойдя поближе (извините, это моя слабость — подслушивать разговоры об искусстве), я стала свидетелем диалога. Дама, с непоколебимой уверенностью дипломата, делящего сферы влияния, объясняла художнику:
— Подарите мне вашу книгу, — говорит дама уверенным, как пресс-релиз, тоном. — Я про вас напишу. У меня блог.
Художник, хозяин стенда, вежливо улыбается. На столе — его альбомы: плотная бумага, хорошая печать, цена аккуратно выписана — 5 000. Он кивает на табличку:
— Книга продается.
— Вы не понимаете, — настаивает собеседница. — Это вам очень выгодно.
Он снова улыбается — той улыбкой, которая означает «нет», но сформулирована как «я подумаю». И в этой улыбке весь дискомфорт ситуации: подарок, который просят обоснованным требовательным тоном, перестает быть подарком и превращается в счет без реквизитов.
В арт-среде, как и в любой другой, знаки внимания случаются. Иногда они подразумевают упоминание, иногда — просто вежливость. Разница тонкая и потому важная: взаимность работает, когда стороны ее чувствуют, а не когда ее объясняют.
И тут возникает вопрос, старый как мир меценатства: где проходит грань между взаимовыгодным сотрудничеством и наивным вымогательством? Подношение всегда должно быть жестом, а не сделкой, рожденной в одностороннем порядке. Если одна сторона видит в книге предмет гордости, а другая — лишь разменную монету для контента, диалог превращается в абсурдный театр.
Со стороны же остается лишь наблюдать и испытывать тот самый испанский стыд. Впрочем, кто знает, может, именно эта сценка и есть самое честное произведение искусства на всей ярмарке.
Так что же это было: искусный пиар или наивное вымогательство? Где проходит грань лично для вас? Напишите в комментариях, давайте обсудим.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, лектором, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

