Искусство

Ранада Бабу: Какую разницу вы видите между искусством Запада и искусством Индии?

Свами Вивекананда: Везде почти одно и то же. Самобытность встречается редко. Сейчас на Западе картины часто пишут с помощью снимков, полученных путем фотографирования. Но как только человек прибегает к помощи техники, вся оригинальность исчезает - он не выражает свои идеи. Древние художники обдумывали образы в своем мозгу и пытались выразить их в своих картинах. Сейчас картина - это подобие фотографии, а новизны и уникальности все меньше. Но у каждого народа есть свои особенности. В нравах и обычаях, в образе жизни, в живописи и скульптуре находят выражение эти свойственные ему идеи. Например, музыка и танцы на Западе имеют свою остроту. В танце они как бы дергают конечностями; в инструментальной музыке звуки как бы колют слух, как удар меча; так же и при вокальном исполнении. В нашей стране, с другой стороны, танцы основаны на волнообразных движениях, и подобное округлое движение ощущается в тонах в песнях. Так же и в инструментальной музыке.

Поэтому и взгляды на искусство у разных людей разные. Люди, которые материалистичны, принимают природу за свой идеал и пытаются выразить в искусстве идеи, связанные с ней, в то время как люди, идеал которых Трансцендентная Реальность за пределами природы, пытаются выражать ее в искусстве через возможности природы. Для первого класса людей природа первооснова искусства, а для второго – идеал это главный мотив художественного развития. Стремясь к двум разным целям, они продвигаются каждый по-своему. Увидев некоторые картины на Западе, можно их принять за настоящие природные объекты. В нашей стране, в древние времена скульптура достигала совершенства, посмотрите на старинную статую, и тут же забудете о материальном мире и перенесетесь в новый идеальный мир. Как в западных странах сейчас не создают картин, подобных творениям прежних времен, так и в Индии не заметно желания воплощать яркие образы в искусстве. Например, картины из вашей художественной школы как бы лишены выразительности. Было бы замечательно, если бы вы попытались как-то изобразить принципы, на которые ежедневно медитируют индуисты, выразив древние идеалы.

Ранада Бабу: Ваши слова меня очень воодушевили. Я постараюсь работать в соответствии с вашими предложениями.

Свами Вивекананда: Возьмем, к примеру, образ Матери Кали. В нём объединены блаженный и ужасный аспекты. Но ни на одном из изображений не видно выражения сразу двух этих аспектов. Более того, нет ни одной попытки адекватно изобразить хотя бы один аспект! Я пытался изложить свои мысли об ужасном аспекте Матери Кали в поэме на английском "Кали - Мать". Можете ли вы изобразить эти идеи в рисунке?

Ранада Бабу: Пожалуйста, прочитайте её мне.

Свамиджи велел достать стихотворение из библиотеки и зачитал его Ранаде Бабу с большим воодушевлением. Ранада Бабу молча прослушал стихотворение, а через некоторое время, как бы визуализируя образ в своём уме, повернулся к Свамиджи с испуганным видом.

Свами Вивекананда: Сможете ли вы выразить эту мысль в рисунке?

Ранада Бабу: Да, я попробую (Ранада Бабу начал писать эту картину на следующий день, но она так и не была закончена и не была показана Свамиджи); но голова кружится даже от мысли об этом.

Искусство Искусство, Эмблема, Йога, Кали, Индуизм, Восток, Длиннопост

Свами Вивекананда: "После того, как нарисуете, пожалуйста, покажите мне. Тогда я отмечу элементы, которые следует изменить для создания совершенного образа". Затем Свамиджи приказал принести рисунок, который он набросал для изготовления печати организации, показал его Ранаде Бабу и спросил его мнение о нем. Было изображено озеро, в котором цвел лотос, плыл лебедь, и все это было окружено змеей. Ранада Бабу не мог понять, что это значит, и попросил Свамиджи объяснить. Свамиджи сказал: "Волнистые воды символизируют карму, лотос - бхакти, а восходящее солнце - гйану. Окружающая всё змея указывает на йогу и пробужденную Кундалини Шакти, а солнце на картине символизирует Параматму (Высшее Я). Поэтому идея картины в том, что благодаря союзу кармы, гйаны, бхакти и йоги достигается видение Параматмы".

Ранада Бабу промолчал, удовлетворенный этим объяснением. Через некоторое время он промолвил: "Хотел бы я учиться у вас искусству!"

Sarat Chandra Chakravarty

From the Diary of a Disciple

Искусство Искусство, Эмблема, Йога, Кали, Индуизм, Восток, Длиннопост

Духовные практики Востока

1.8K постов1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.