Исход из сферы наемного труда
Если капитал уходит из общества, почему бы не последовать за ним — но не туда, куда он сам идет, а в новую, еще не созданную землю обетованную?
— А. Горц, Reclaiming Work
В условиях постфордистской эпохи, когда сам труд как институциональное явление подвергается радикальной трансформации, философ и социолог Андре Горц выдвигает провокационное и чрезвычайно актуальное предложение: отказаться от общества, основанного на труде. Его идеи, изложенные в последней части «Reclaiming Work», — это не просто критика капиталистического порядка, а попытка теоретизировать «исход» из сферы наемного труда как политическую, экономическую и антропологическую трансформацию.
Капитализм без труда?
Горц утверждает, что современный капитализм все активнее устраняет саму необходимость в наемном труде. Производительность растет, рабочее время сокращается (Горц, дорогой читатель, умер в 2007, а писал в 60-90е годы, и как раз тогда массово страны переходили на более сокращенный режим работы), но освобожденное время не становится пространством свободы — напротив, оно обращается в источник социальной неуверенности. Капитал, по словам Горца, стремится к выходу из собственных исторических форм: от фордистской индустриализации к полукапитализму знаний, от централизованного труда к децентрализованной мультиактивности.
Постфордизм и "тойотизм": свобода или новая форма порабощения?
Сравнивая фордистский и постфордистский режимы, Горц демонстрирует, как новой нормой стал «тойотизм» — система гибкой организации, самоуправления и вовлеченности, которая внешне поощряет автономию, но на деле лишь укрепляет зависимость от корпоративных интересов. В этой системе труд становится не только инструментом, но и целью, превращая субъекта в «фиксированный человеческий капитал».
Тейлористская дисциплина уступает место «мягкому принуждению» — автономии без истинной свободы. Речь идёт о гетерономной автономии, когда даже творчество и мышление поставлены на службу валоризации капитала.
Базовый доход и отказ от "работоцентризма"
Ключевым элементом предлагаемой Горцем трансформации является идея безусловного базового дохода. Он должен быть не подачкой, а фундаментом нового социального контракта, в котором право на участие в жизни общества не зависит от способности к продаваемому труду. Он отказывается от логики workfare (социальных пособий, завязанных на выполнение трудовых обязанностей), видя в ней путь к новому неофеодализму и моральному принуждению.
Горц подчеркивает: человек должен иметь возможность выбирать между рыночной ценностью своего времени и его внутренней ценностью для себя и общества. Труд — больше не мерило достоинства.
Генеративная политика и культура выхода
Горц предлагает концепцию "генеративной политики", включающей:
Базовый доход
Сокращение рабочего времени
Создание форм социализации вне найма
Эти меры не решают проблему мгновенно, но формируют культурную и институциональную среду, в которой становится возможным жить иначе — создавать LETS-системы (локальные системы обмена), участвовать в кооперативах, культурных объединениях и формах самообеспечения, выходящих за рамки товарной логики.
Альтернатива: мультиактивное общество
Конечной целью Горца является мультиактивное общество, где личность больше не определяется через труд. Жизнь разделяется между множеством видов активности — от волонтерства до искусства и взаимопомощи, — без принуждения, обусловленного трудовой занятостью.
Он настаивает: путь к свободе лежит через признание, что экономическое богатство XXI века не требует полной занятости. Напротив, настало время пересмотреть, кому и зачем мы должны свою жизнь и время.
🖕 По материалам новой, 11 главы Тедда Сигела «Признаки Великого Отказа: грядущая борьба за пост-трудовое общество»: https://teletype.in/@antitrud_ru/tedd_siegel#7ObA