Ипотека на вторичку. Полезная информация.

Добрый день, пикабушники. Вдохновившись данным постом и просьбой @mario21,  я решил написать пост об  ипотеке на вторичное жильё. Вернее о том, что нужно знать об этом непростом деле. Сам прошел через это, прошерстив много форумов и сайтов. Постараюсь изложить свой опыт и мысли по этому поводу- авось пригодится. 

Итак, вы решили купить квартиру на вторичном рынке с использованием заёмных стредств у банка (ипотека). 

Что нужно от вас:


-Смелость и уверенность в вашем выборе, ибо этот вопрос - не просто пойти молока купить. Хорошенько обдумайте и взвести все "за" и "против". Обратите внимание на свои доходы и планы (завести детей и т.д).


-Не суетитесь и не торопитесь. Вас никто не гонит.


-У вас должен быть первоначальный взнос. Чем он больше, тем меньше заём у банка и меньше выплат по % по кредиту и т.д.


-У вас должна быть работа с официальным трудоустройством. Конечно, банки дают ипотеку и тем, у кого доход не подтвержден, но там существенно больше процентная ставка и выше риск отказа по кредиту. Для подтверждения доходов необходимо иметь справку 2НДФЛ с места работы. Думаю, что уже все знают что это такое.


-У вас не должно быть другой ипотеки(это уточнить надо в банке), долгов по другому кредиту или плохой кредитной истории. Банки тщательно взвешивают свои риски и не будут давать кредиты потенциальным должникам. Тут их можно понять. Так же моим заблуждением было, что если не будет кредитной истории, то ни за что не дадут ипотеку. Во всех банках, куда я подавал заявки, мне одобряли, хотя кредиты я никогда не брал. Хотя данный вопрос щепетилен и каждый случай частный.


-Выбрать банк. Тут не хочется рекламировать банки, просто надо походить в вашем регион и узнать, где меньше %, стоимость страховок и которые выдают нужную вам сумму. Например, в Москве много банков не дают кредит менее 1,5 млн руб. Так же можно попросить распечатать вам кредитный договор (шаблон), чтобы с ним ознакомиться.

После выбора банка вы можете со справкой 2НДФЛ подать заявление в банк и ждать решение. Если у вас есть супруг/супруга, он/она может быть созаёмщиком. Тогда больше шанс на одобрение. После первичного одобрения банк даёт вам некоторое время найти объект покупки (квартиру/дом), если еще не нашли. Обычно это несколько месяцев. При необходимости, если у вас не хватило времени, заявку можно переподать/продлить. Тут начинает очень интересный и важный момент-надо выбрать квартиру. Выбрав квартиру, надо собрать ксерокопии документов на квартиру и дать их банк для окончательного решения вопроса банком. Более точно процедуру можно уточнить в банке. Так же спросите о вопросе, если цена будет отличаться от одобренной.


Что нужно узнать о квартире и какие документы нужны от собственника для подтверждения сделки банком:


-Узнать наличие и количество собственников. Хорошо, если он один. Но их может быть несколько. Если собственников несколько, что тут нужно участие всех собственников при продаже квартиры. Для ознакомления можно попросить показать свидетельство права собственности (переписываем себе кадастровый номер). Но, т.к. оно может быть уже не действительно, можно подать заявку в ЕГРП/МФЦ на выписку по объекту недвижимости. Там вам дадут актуальные данные о статусе права собственности, а именно: кто владеет и в какой доли, нет ли обременения на объект недвижимости- залог, ипотека и т.д. Все это отражено в документе. Так же эту справку часто требуют банки, т.е. её в любом случае нужно брать. Стоимость точно не помню, не хочу врать, но была вроде около 200 руб. Взять справку может любой гражданин, нужно только узнать кадастровый номер запрашиваемого объекта и его адрес.


-Узнать кто прописан в квартире ( выписка из домовой книги). Эту справку тоже просят банки. Лучше всего будет, если там не прописан никто. Особенно если не прописаны дети. О детях ниже. Эту выписку банк тоже просит. Без неё нормальны банк вряд ли подтвердит сделку.


-О детях. Это очень важный вопрос. Бывает такое, что в квартире прописан ребенок и он же является собственником доли жилья ( получил долю при приватизации, например). Тогда, вам придётся добиться от продавца, чтобы ребенка перепрописали в другую квартиру, а, если ребенок является собственником доли жилья, то нужно, чтобы продавец получил в органах опеки разрешение на продажу доли квартиры ребенка. Без этого разрешения банк может не одобрить сделку. Более того, в дальнейшем продажу квартиры могут опротестовать органы опеки, ибо это ущемляет права ребенка, ибо нельзя лишать ребенка жилья. Для получения разрешения органов опеки, продавец должен выделить/купить соразмерную долю в другом объекте недвижимости. Более подробнее о таком разрешении надо узнать в местных органах опеки. Всё это очень геморно, но избавит вас от сюрпризов в жизни. Так же органы опеки любят на этом нажиться ( на взятках). Тогда придётся на них давить. Не поленитесь это сделать. Если продавец отказывается этим заниматься, то стоит подумать о выборе другого жилья. Банки, при наличии в собственниках несовершеннолетнего, тоже могут потребовать это разрешение. У меня просили в трех банках из 4, в которых я консультировался. 


-Узнайте о задолженности на коммунальные платежи. На все, включая телефон и газ. Для этого попросите выписки из лицевых счетов. Никому не хочется купить квартиру с долгами на крупную сумму. Да и банки обычно просят эти выписки, минимизируя свои риски.


-Техническое состояние квартиры и соответствие документации. Здесь нужно понимать, что старые хозяева могли попеределать всё и вся в квартире, нарушая всё технические нормы и законодательство: незаконные перепланировки , розетки у газовой трубы(менее 30 см от трубы), отсутствие гидроизоляции в ванной, проводка, несоответствующая нормам и т. д. Если что-то имеется, то потом вам же и придётся всё исправлять. На квартиру должен быть технический и кадастровый паспорт, где описана планировка. Не поленитесь проверить соответствие планировке. Это сэкономит время и нервы в будущем. Копии этих документов тоже могут понадобиться в банке. Не поленитесь сделать их. Много документов не бывает.


-Банк может попросить оценку стоимости жилья. У меня просили. Стоит это дело по-разному. Моему продавцу обошлось в 2000 рублей. Можно делать удалённо- фотографируется квартиру в разных ракурсов, подъезд, входная дверь в квартиру и дом с разных ракурсов. Это всё высылается по электронной почте и потом остаётся только забрать папку. Банк может смутить, что вы хотите квартиру за 1 млн, реальная стоимость которой 5 млн.

-Банк попросит ксерокопии паспортов всех владельцев квартиры. Если среди владельцев есть ребенок, то копию свидетельства о рождении.  

-Заранее согласуйте с продавцом способ передачи средств, как первоначального взноса, так и заёмных средств. Проще всего передавать все средства сразу после сделки+так для вас безопаснее. Один из распространённых способов передачи денег-передача наличных через сейфовую ячейку. Продавец и покупатель составляют общий договор аренды ячейки. Покупатель закладывает заёмные и личные средства в ячейку, деньги из которой продавец сможет забрать только если сделка прошла в ЕГРП, подписан акт-приёма передачи т.д. От ячейки еще есть символический ключ, который передаётся продавцу после совершения сделки.


Более того, при обращении, банк не говорил о необходимости многих документов. Нужно тщательно у них всё это узнавать. Если всё с квартирой в порядке и стоимость оговорена, то нужно с продавцом составить предварительный договор купли-продажи. В интернете море шаблонов. Заранее обговорите с продавцом и банком способ передачи денежных средств
Все это собирается и подаётся для подтверждения выхода на сделку.


Сделка.

После одобрения банком сделки, вы составляете с продавцом договор купли-продажи вы составляете с банком кредитный договор в трех экземплярах, и со всеми документами идёте в банк.Далее составляется кредитный договор и договор на страхование жизни и объекта недвижимости. Думаю о необходимости страховки при ипотеке ну буду особо говорить-без неё стремно+процент выше. Далее заёмные средства и личные могут быть заложены в ячейку( счет покупателя). После этого продавец и покупатель должны подать документы в ЕГРП либо в МФЦ. Я подавал в МФЦ, потратив всего 15 минут и 800р. Далее остаётся ждать около 1-3 недели. После этого продавец получает свой экземпляр договора, покупатель свой+свидетельство права собственности с обременением. Важный пункт. После получения документов нужно с продавцом составить акт приёма передачи. После этого с актом и договором идёте в банк и показываете. После этого банк может допустить продавца к деньгам. В этот момент составляете расписку о получении средств и отсутствии финансовых претензий продавца и отдаёте ключ. Таким образом, вы становитесь владельцем квартиры с обременением (ипотека). 

После этого вы можете делать в квартире ремонт, заселяться, прописываться. Не забудьте переоформить лицевые счета по оплате ЖКХ(квартира, газ, телефон , телефона на себя, а так же в следующем году получить налоговый вычет по покупке квартиры+ налоговый вычет по процентам по кредиту.

Не забывайте, что страховки надо продлевать ежегодно.


Когда придёт счастливое время оплаты последнего платежа по ипотеке, вам нужно будет закрыть кредитный договор, получить справки о закрытии/погашении и пойти с представителем банка в ЕГРП для освобождения квартиры от обременения.

P.S.: я не спец по ипотечным делам или кредитам, просто озвучиваю свой опыт. Если что-то забыл или допустил не точность, просьба написать об этом, буду только рад. И прошу прощения, если где-то очепятки.