90

IP over Ethernet #0.1 с чего все начиналось или кому мутаторы

Продолжение IP over Ethernet.  Часть 1.


Итак об локальных сетях.


Цифровая передача данных как полезная штука начала широко входить в жизнь простого бюргера в 80х годах XX века. Появились телетексты, минители, а с ISDN и разные пользовательские терминалы, объявления, службы такси, прогнозы погоды и т. д. и т. п. Это не считая RS-232 с модемами. Некоторой части общественности стали доступны локальные сети на работе, а некоторые даже занимались промышленной автоматизацией, используя какие-нибудь MODBUS/RS-485 или CAN.


Сети были относительно молодыми и нужны были для разного. К RS-485, например, подключались какие-нибудь промышленные контроллеры, передававшие телеметрию из какого-нибудь большого адронного гудронного коллайдера в недрах какой-нибудь ТЭЦ районной котельной, где не нужны были эти ваши мегабиты, а пары килобит хватало за глаза, да и доморощенных кулхацкеров на таких предприятиях обычно быстро выкидывали на мороз.


В офисах и на заводах жили arcnet, ethernet и token-ring. Причем где надо было качественно передавать данные - преимущественно аркнет и токенринг, а где надо было дешево и быстро - преимущественно эзернет. Собственно вот это главное.


А дальше будет не менее главное второстепенное.


RS-485, arcnet, ethernet и token-ring - сети с множественным доступом (каждый участник может передавать каждому) на то время использовавшие общую разделяемую физическую среду передачи (за исключением токенринга, где все несколько сложнее/проще). Одной из существенных проблем, которую обязательно нужно решить в такой схеме - необходимость передачи информации в сети от только одного участника в каждый момент времени при молчании всех остальных. Если передавать одновременно будут несколько устройств, в сети произойдет смешение сигналов с последующей потерей данных. Решить эту проблему технически можно разными способами. Один из самых простых вариантов в MODBUS поверх RS-485 - master-slave модель, при таком варианте одно устройство в сети назначается ведущим, а остальные ведомыми, ведущее устройство опрашивает ведомые по очереди, после запроса у ведомых есть определенное время на ответ в течение которого ведущее устройство молчит и ждет, не отправляя новых запросов.


В аркнет с токен-рингом использовалась передача маркера, при этом владеющее маркером устройство могло передавать информацию, а остальные молчали и ждали, после истечения времени маркер передавался следующему устройству участнику сети, а предыдущее устройство замолкало.


Два вышеописанных примера - маркерный доступ и модель ведущий-ведомый это варианты так называемого детерминированного доступа к среде передачи. В эзернет же использовался случайный или недетерминированный доступ с механизмом распознавания коллизий,  не особенно хороший и довольно сложный, иногда делавший 10ти-мегабитную эзернет сеть менее эффективной чем 2х-мегабитный аркнет.


И тем не меннее вокруг нас один сплошной эзернет, а остальные почили, ну RS-485 нет, но он и не ЛВС, а промышленная сеть, а вот новых arcnet и token-ring нам скорее всего уже не увидеть.


Итак сначала об топологиях ЛВС на то время:

Эзернет - шина, токенринг - кольцевая шина, нет кольцо,нет даже сложно точно сформулировать, скорее точка-точка-кольцо или точка1->точка2->точка3->точка1, кольцевые бусы?, аркнет смешанная шина/звезда, сеть-мечта с практически произвольной топологией. В эзернет и аркнет для создания физической среды передачи применялся коаксиальный кабель, в токенринге неэкранированная витая пара.


Что было хорошего у аркнет - отсутствие коллизий, почти произвольная топология, передача данных в общей среде передачи всем участникам одновременно, у токенринга - отсутствие коллизий, 4 мбит/с против 2.5 мбит/с у аркнет, международный стандарт, у эзернет - 2 и 10 мбит/с, международный стандарт. В отличии от сетей с маркерным доступом, где очевидно были ограничения на размерность сетевого адреса и соответственно на количество устройств в сети, в эзернет довольно быстро появились 48-битные уникальные MAC адреса с механизмом их получения для производителей устройств, что позволяло теоретически запилить сеть с сотнями или тысячами устройств.


Дальше произошло несколько событий, определивших текущее положение вещей.


Сначала у эзернет появилась звездчатая топология с концентраторами/хабами (hub) внутри (как у аркнет), использующая витую пару (как у токенринг). И это произвело революционные изменения в дальнейшем. После появления сетей с хабами оказалось возможным коренным образом изменить все, заменив хаб на новое устройство, которое незамедлительно появилось. Называлось оно коммутатор или switch (свич) и представляло собой специализированный сетевой компьютер, обрабатывающий пакеты данных как пакеты, а не как электрические сигналы. Появление свичей сделало эзернет совершенно отличным от других ЛВС технологий, управление сетью стало более простым, надежность и скорость работы сети значительно увеличились, увеличилась качественно и сетевая безопасность. Доступ к среде передачи стал почти детерминированным как у конкурентов, коллизии практически ушли в прошлое. Цифровая обработка пакетов сразу предоставила громадные возможности для фантазии и творчества разработчикам программного обеспечения для сетевых устройств на десятилетия вперед.


Токенринг и аркнет создали новые высокоскоростные протоколы, но на подножку уходящего перрона запрыгивать было уже поздно...


Мутация из хабов в коммутаторы стала первой из череды особо значимых революций эзернета, во многом предопределив более 25 лет назад, то что происходит сегодня.


Продолжение следует...

Лига Сисадминов

982 поста15.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

# mount -o remount,rw /sysadmins_league


Разрешается:

- # mount /dev/good_story /sysodmins_league

- # mount /dev/photo_it /sysodmins_league

- # mount /dev/best_practice /sysodmins_league

- # mount /dev/tutorial /sysodmins_league

Подробнее