Интервью с бывшим сотрудником Почты России

— Мне 26 лет, я учился на филфаке, переводил, занимался репетиторством. На почту попал случайно: устроился на полдня в качестве подработки. В начале 2016 года одну из наших операторов послали работать в отделение на Суворовском, 61, и она после нескольких дней вернулась оттуда в совершенном ужасе. Тогда меня попросили ей помочь. В марте отправился в то отделение в командировку, а через месяц полностью перешел.


Сначала работал оператором: помогал разбирать почту. Там был завал. Дело в том, что к нашему отделению относится Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Поэтому поток заказных писем гигантский: в месяц примерно 50 тысяч. Если пару дней не разбирать почту, то на третий начинаются завалы. А у них вроде бы несколько человек ушло на больничный, и из-за недостатка кадров почта нормально не разбиралась не знаю сколько. Еще была проблема с почтальонами: из шести было два. Почта лежала неразобранная и неразнесенная. В конце мая уволились два оператора, и разбирать почту в принципе стало некому.


Летом 2016 года мы с еще одним оператором занимались отделом доставки. Вдвоем сидели и пытались как-то выдавать людям почту, я выполнял работу почтальона. В июле меня назначили замначальника отделения. Стаж у меня был около года.


К тому времени я знал, что делает каждый сотрудник отделения, и мне это сильно помогло. Благодаря тому, что я и почтальоном был, и разбирал посылки, и выдавал почту, знал специфику. Опять же, просто здравый смысл: работа оператора влияет на работу почтальона, и нужно просто соединить все эти процессы. Какие-то простейшие изменения — и в итоге у нескольких тысяч людей улучшится качество жизни. Ничего особенного не нужно было делать.


Первой задачей было найти почтальонов. Это самое важное, с чего начинается недовольство почтой. Я ходил по всему району и развешивал объявления на дверях домов. Раньше я видел, что людей набирают достаточно случайным образом. Я постарался найти определенный тип людей — разумных и доброжелательных сотрудников, которые просто готовы спокойно работать. Такие люди часто приходят на почту, но обычно, видя бардак, не задерживаются. Я постарался сделать так, чтобы они не уходили. В итоге к концу сентября мы закрыли свободные вакансии.


В сентябре обновили программное обеспечение, и снова начался завал. Примерно полтора месяца, пока мы не разобрались с программой, было тяжело. Нужно было не допустить коллапса, потому что бывает, что люди из-за такого увольняются.


Потом появились новые задачи — организовать логистику внутри отделения. Чтобы одни отдавали письма, другие разбирали посылки, третьи выдавали пенсию. Письма на почте сортируют вручную, но это не такая большая проблема, если всё правильно организовано. Если же письмо положили не в ту кучу, то его сложно найти. Любая такая проблема — это очередной скандал. Люди винят почтальонов или операторов, но на самом деле проблема, конечно, в отсутствии нормальной организации.


Еще одна вещь, которой я занялся, — это посылки из Китая. Это самая гигантская проблема во всех отделениях, почтовые работники их ненавидят. Если отделение достаточно большое, то мелкие пакеты из Китая могут полностью его завалить. Я ни в одном отделении не видел, чтобы это было организовано. Однако если пакеты стоят по алфавиту, то можно подойти к ящику и собрать все посылки на одну фамилию.


Летом, когда я только стал замом, была проблема с почтальонами. На двух улицах людям вообще не разносили извещения, и они не знали, что им пришли посылки. Конечно, любой человек может прийти на почту и спросить, нет ли посылки, ее должны поискать. Другое дело, что программа работает нестабильно, и не всегда этот пакет можно найти. Или персонал неправильно обучен, и они ищут, но не находят. На кого-нибудь копятся пакеты, он даже не знает об их существовании, и в итоге они уходят обратно в Китай.


Тогда я купил симку и стал рассылать клиентам смс. На каждом пакете написан номер телефона получателя. Забиваешь его в компьютер или телефон и рассылаешь сообщения. Всё это делается вручную, но не отнимает много времени. Это самое простейшее, банальное решение этой проблемы.


Сначала смс были только на одном участке, но постепенно мы распространили эту систему на все остальные. Это не так трудно, мы отправляли около 80 смс в день, сложнее организовать. Правда, никто этим не занимается на почте. По инструкции тех, кто не пришел за посылкой, надо обзванивать. А это раз в 15 дольше. Плюс ты не всегда дозвонишься. Звонят не в каждом отделении, но в моем прошлом отделении, например, людям звонили.


От смс люди были в совершенном восторге: приходили счастливые и забирали посылки. Они также могли мне позвонить по этому телефону и что-то уточнить. Так что у них появилась хорошая обратная связь с «Почтой России». Не надо стоять в очередях, не нужно превозмогать систему.


Что касается очередей на выдачу посылок, то они просто ушли. Для этого нужно было организовать четыре вещи: сортировку, обработку, доставку и выдачу. Сначала необходимо нормально рассортировать, чтобы ничего не потерялось, потом обработать, внести данные в компьютер, затем по максимуму всё доставить и выдать.


Летом мы три месяца отработали по этой системе, и очередей не было в принципе. Среднее ожидание было максимум пять минут. С отправкой ситуация гораздо сложнее, эту проблему я не успел решить.

В итоге чего удалось добиться за год? Вся почта, которая приходила в отделение, в тот же день разбиралась и сортировалась.


Почтальоны доставляли 100 % корреспонденции, в том числе по офисам. То, что невозможно доставить, аккуратно хранилось в отделении, и это всегда можно было найти. Все мелкие пакеты из Китая и других стран — в отделении. Любой, кто заказывал товары из-за границы, мог прийти и забрать всё, что пришло на его имя, без номеров отслеживания и извещений.

Я познакомился со всем районом. Все меня знают, я всех знаю. Когда была какая-то проблема, я оставлял свой номер и просил, чтобы люди позвонили попозже. Это было несложно, наоборот, это большая помощь в обратной связи. Этого очень не хватало. В какой-то момент люди, когда начали понимать, что я делаю, очень сильно меня подбадривали. Ничего особенного в этом не было, просто небольшой шажок в сторону клиента.


Почему-то моей начальнице всё это не нравилось. Возможно, ей было сложно смотреть на то, как в отделении всё радикально меняется. Я пытался убедить ее, но не получилось. Конфликт длился долго, мы вроде бы научились общаться в рабочем режиме. Но осенью начались какие-то нападки на меня.


Начальство было в курсе изменений в отделении. Жалобы прекратились, они знали, что всё обрабатывается в срок. Была какая-то небольшая грамота за возрождение отделения на Новый год. Не знаю, насколько в этом видели мою роль.


Я обратился в Главпочтамт, объяснил ситуацию, что работать невозможно. Не знаю почему, но они не встали на мою сторону. Либо не поверили, либо не приняли всерьез. Мне предлагали перейти в соседнее отделение, но я отказался. Там был такой же бардак. В чем мотивация поднимать другое отделение? Чтобы оно тоже было в итоге развалено?


В итоге я написал заявление об увольнении. Это было очень сложное решение, но 12 октября я ушел из отделения на Суворовском. Сейчас, судя по отзывам, ситуация ухудшилась. Пока подрабатываю репетиторством, но на постоянную работу не устроился.


Людей моего возраста на почту приходит достаточно. Начальство пытается как-то омолодить состав, но это довольно сложно. Вроде бы что-то меняется, но я подозреваю, что текучка большая. Люди приходят, но не остаются. Некоторые мне говорили, что из-за отсутствия здравого смысла. Когда человек видит, что всё зря, это демотивирует. Идет текучка, мало кадров, соответственно, почта не разбирается или разбирается неправильно. На вершине этого всего очереди самая большая проблема на почте.


Проблемы очень глубокие, на мой взгляд, они уходят далеко в советское прошлое.

Проблема хамства на почте тоже довольно глубокая. Дело не в том, что там работают люди, которые любят хамить. Даже очень хорошие люди часто хамят от безысходности, потому что все на пределе. Если убрать проблемы, то и клиенты становятся добрее, и сами работники. Сотрудники не понимают клиентов, а клиенты — сотрудников. В итоге нарастает комок нервов и неприязни.


На почте, на мой взгляд, большая проблема с инструкциями: они сильно устарели. Почта изменилась, люди изменились. В итоге получается бардак. Хорошие начальники есть. То, о чем я говорил, у кого-то находило отклик. Всё точно небезнадежно.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий

В Украине есть Укрпошта. Она достаточно похожа на Почту России по организации работы. Но в Украине есть и аналог - Новая Почта. Частная коммерческая организация с огромных количеством отделений во всех городах. Новая Почта обрабатывает около 100 миллионов посылок в год. Все автоматизировано, с трекингом по стране и смс-уведомлениями. Желаю россиянам получить свою Новую Почту :)

раскрыть ветку (11)
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В масштабах России такое будет сложно организовать.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Загрызут.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Вот и мне сдается, что почту хотят убить, чтобы полностью коммерческое предприятие сделать
раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий

они ее уже давно загубили. понабрали с улицы начальников. которые да же не представляют работу почты, они придумывают различные новшества, которые в жизнь воплотить нельзя, а за это гнобят работников- не умеете, не хотите работать почтальоны ходят как бомжи, так как форму не выдают (она только для операторов, ведь , вдруг проверка заглянет в отделение а для сортировщиков она вообще не полагается), а свою трепать жалко, вот и носят, что похуже , которое не жалко, канцтоваров нет, расходников к принтерам, ксероксам нет, в отделениях после ремонта убирают душевые, сушильные машины (они нужны, что бы почтальон мог высушить вещи -ведь почту раздают и в дождь и снег). а теперь еще одно ноу-хау от руководства-разрывной график. т.е. ты приходишь на работу, работаешь, после у тебя перерыв, ты идешь домой , а после, через некоторое время, опять приходишь.  так что я думаю при таком раскладе сбегут последние почтальоны и сортировщики. 

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
"почтальоны ходят как бомжи, так как форму не выдают"


это неудивительно, учитывая уровень их зряплат...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

у них-то точно не "зряплаты".

Автор поста оценил этот комментарий

Как и со всеми остальными сферами.

Автор поста оценил этот комментарий

так у нас есть. куча всяких транспортных компаний, куча отделений по городам, куча посылок в год обрабатывается.  заказываешь посылку , получаешь в ближайшем отделении около дома. либо курьера дожидаешься. есть такие. которые в основном письмами занимаются, есть посылками . выбирайте на свой вкус.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так, а нафига тогда пользоваться почтой россии. Человек выше не расписал нюансы, далее НП новая почта и УП укрпочта.
УП кроме посылок выполняет дополнительно функции выдачи пенсий, прием платежей, отправки писем и продажи кучи ненужного говна в самом отделении). В связи с этим образовываются очереди, в основном из пенсионеров, и это проблема. Касаемо стоимости отправки посылок это самый дешёвый перевозчик в Украине, с недавнего времени правда немного подорожал, но ненамного, выгоднее по городу отправку сделать, чем ехать общественным транспортом.
+++ дешевизна услуг, много отделений
--- очереди из бабок, сроки доставки, даже по городу может доходить до 3х дней, по Украине 7-10 дней.

НП это коммерческий проект, на сегодня глобальный монополист который уже везде, что связано с перевозкой, альтернативы есть, но большинство пересылок это НП. С недавнего времени доставка с алиекспресс только НП, также можно и с ибея ими привезти ништяков.

+++ ещё больше отделений, даже в самых задрыпаных селах и дырах; скорость до 4 дней с любой точки Украины, в районные центры до 2х дней; мобильные сервисы, оповещения, адекватный кол центр, быстрое обслуживание, нормальные наложеные платежи в отличии от конкурентов
--- цена, на все услуги кусается цена, особенно на большегрузы (у конкурентов даже вдвое разница доходит, но у них нет такого количества отделений)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Между Украиной и Россией, на самом деле, очень мало разницы.
Разные лица, флаги, гимны, но люди и проблемы одни и те же.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Территория у России больше. И это весьма существенно для почты.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку