Интернет для бизнеса часть 3. Как починить интернет, если вы рядовой сотрудник и с компьютером на "вы" ? 

В этом посте я расскажу подробнее о проверке на локальной сети компании, которую можно выполнить до обращения в поддержку провайдера, а можно и после, если они скажут , что с их стороны всё чисто. Кому это нужно и для чего?
Это пригодится продавцам на точках, у которых не работают кассы без интернета, бухгалтерам, которым нужно срочно сдавать отчетность , охранникам, которым нужно смотреть камеры и т.д .
Почему это им пригодится? Потому что на каждую торговую точку по сисадмину не напасешься , да и вообще чаще никакого админа и вовсе нет, а вызывать-нанимать аутсорс - это не только по пробкам ждать пока доедет, так ещё пока заказ оформят.
Итак, интернет полностью не работает. Конечно, вам порекомендуют перезагрузить роутер. Перезагружайте, вынимая блок питания из розетки, либо кабель питания из роутера ( черный с круглым разъёмом обычно) . Кнопки , от греха подальше никакие не трогайте. Перезагрузили а это точно роутер? А откуда вам знать? Правильно, не откуда, перезагрузите все устройства по питанию. Не работает? Теперь проверяем.
1. ARP-таблица.
Что это такое и как оно работает - можно найти в гугле, нам же нужно знать только то, что наличие соответствующей записи от роутера на компьютере ( и от компьютера на роутере) - один из важнейших индикаторов наличия связи с ним.
Чтобы вывести arp-таблицу в Windows нажмите Win+R-> впишите cmd, [Enter] -> Нажмите на черное окно, которое появилось, смените язык на английский ещё раз- > вписывайте arp -a [Enter]

Интернет для бизнеса часть 3. Как починить интернет, если вы рядовой сотрудник и с компьютером на "вы" ?  Телекоммуникации, Бизнес, Интернет, Системное администрирование, Ритейл, Малый бизнес, Длиннопост

Нас интересуют записи только динамического типа. Internet Address , он же IP адрес, он же айпишник будет заканчиваться на самую младшую или самую старшую цифру. Обычно при сети как на картинке это либо 192.168.1.1 , либо 192.168.0.1 , либо 192.168.1.254, 0.254 .
Physical Address , он же МАС-адрес - это заводской адрес роутера, написан чаще всего на его нижней крышке , можно перевернуть и сверить. Если оборудования много, и какое из них - главное в сети не известно, то мак можно пробить в открытой базе Wireshark oui tool ( придётся использовать альтернативный интернет-канал, с мобилы например) , или просто загуглить производителя по маку. Так у вас будет хотя бы название производителя.
2. Ping
Ping - это тестовые запросы, которые можно отправить любому хосту, и получить ответ , если хост онлайн, или не получить, если он оффлайн или запрограммирован всегда отклонять такие запросы ( на их базе можно построить DDoS-атаку) .
Чтобы понять, жив ли наш роутер - мы в этом же черном окне пишем:
ping 192.168.1.1
Если есть строчки, которые начинаются со слова "Ответ от 192.168.1.1 " - значит порядок, до роутера связь есть и мы сможем потом на него зайти.
Теперь проверяем связь с внешней сетью по IP-адресам и по доменным именам. Вот так:
ping 8.8.8.8 [Enter]
Есть ответы - хорошо. Нет ответов - плохо.
ping ya.ru - Есть ответы - значит интернет у вас работает.
Если пишет "Не удалось обнаружить узел ya.ru - значит что-то с DNS. Если компьютеров не много - можно прописать отдельно на каждом. Я рекомендую прописывать один провайдерский и один гугловский. Гугловские DNS-серверы это как раз 8.8.8.8 и 8.8.4.4 , провайдерские у каждого свои, можно узнать в техподдержке. Инструкция с картинками есть в гугле по запросу "Как прописать DNS-сервер на компьютере" . Тут же напишу текстом, чтобы не перегружать пост.
Пуск-Панель управления - Центр управления сетями и общим доступом - Изменение параметров адаптера - далее ПКМ на адаптер, на котором написано "Подключено" - 2 раза ЛКМ по строчке "Протокол интернета версии 4 , или протокол TCP/IP версии 4", не важно, главное версии 4. Там галку "Использовать следующие адреса DNS-серверов" , она внизу, галку с IP не трогаем!
Туда и прописываем.
Если роутер не отвечает на ping, и перезагрузка не помогает, то приплыли, вероятно он всё.
Пока ждёте айтишника можете и сами попробовать сбросить его до заводских и попробовать ещё раз. Если после сброса не пингуется - надо попробовать зайти на него .
Если и зайти не получится - бобик сдох, можете поставить новый, пока админ/подрядчик разбирается с этим.

3. В каком случае нам нужно заходить на роутер, как и для чего?
Заходить на роутер просто. Вбиваем в адресную строку браузера его IP. Откроется и попросит логин и пароль. Если не откроется , и ввели всё правильно - читайте выше. Вот то, что курсивом.
Зайдя на роутер вы сможете его заново настроить ( настройки узнать у провайдера, а инструкцию загуглить "Как настроить роутер %Производитель + модель% , например D-Link DIR 615 " Тут же можно и DNS прописать, если 8.8.8.8 пингуются, а Яндекс нет, чтобы не пришлось делать это на каждом компьютере.
4. Что делать, если нет ARP-записи от роутера?
Скорее всего в данном случае ваш компьютер подключен к роутеру через коммутатор. Коммутатор - это такая глупая железяка, которая просто передаёт сигнал и в маленьких сетях не имеет никаких настроек там часто написано hub, switch, ethernet switch обычно в них более 8 разъёмов. Вы его перезагружали в самом начале вместе с роутером. Помните? Как не перезагружали? Все железяки перезагружать!
Если значок возле часов справа внизу с красным крестом - это значит нет связи по проводу до коммутатора. Если визуально кабель по всей длинне целый и подключен в ваш ПК и в коммутатор ( смотрите внимательно, убедитесь, что это именно тот кабель!) - возможно в нём сгорел порт ( если только у вас красный крест) , или вся карточка ( если у коллег тоже, при этом Power на коммутаторе горит). Ну или его кто-то выключил просто, Power гореть не будет. ( Возможно даже кнопкой выключили и не включили, посмотрите сзади) .
Если арп ни в какую не появляется - возможно коммутатор сдох, подцепите кабель от ближайшего ПК сразу в роутер. Если арп есть - значит коммутатор сдох. Можете подключить самые важные ПК напрямую в роутер и работать временно так, пока коммутатору не найдут замену.
Если даже при подключении напрямую в роутер нету арпа - возможно он тоже сдох. Подключитесь напрямую провайдерским кабелем в ПК, настройки даст провайдер. Вообще подключаться напрямую полезно, чтобы понять, стоит менять роутер, или проблема явно у провайдера ( ошибочные заключения тоже бывают, хотя и очень редко).
Настройки статической адресации вводить там же , где и DNS. А если там РРР-соединение - то поддержка провайдера вас проинструктирует, но это точно начинается с Центра управления сетями и общим доступом.
5. Роутер пингуется, 8.8.8.8 - нет.
Тут нам на помощь придёт сестрица пинга - трассировка. По сути это те же тестовые запросы, только они отправляются всем узлам, которые есть на пути к искомому.

Интернет для бизнеса часть 3. Как починить интернет, если вы рядовой сотрудник и с компьютером на "вы" ?  Телекоммуникации, Бизнес, Интернет, Системное администрирование, Ритейл, Малый бизнес, Длиннопост

Вот так выглядит трассировка, когда всё работает. Если же трассировка не уходит дальше за роутер ( 192.168.1.1 ) - возможно проблема в вашем роутере.
- Проверьте, чтобы кабель провайдера был в порту WAN/Internet .
- Если подключено правильно , то нужно проверять настройки.
- Если настройки ок - то напрямую. [Этот пункт можно пропустить, если возможности нет]
- Не работает - сдаём проблему провайдеру. Всё, что делали можете задиктовать оператору или записать в письме на почту.
Если трассировка ушла дальше, но не дошла до ресурса - так же сдавайте проблему провайдеру. Её результаты тоже скидывайте.
6. Низкая скорость, потери и задержки.
Windows 10 здесь - ваш злейший враг №1. Она начинает качать обновления совершенно никак никого не информируя. Процентов 80 таких проблем можно решить отключив компы с Windows 10 от интернета или выключив их совсем. Десятка характерна значком пуска в виде квадрата из четырёх квадратов. Суть в том, что при скачке обновлений она может загрузить канал полностью, что и будет причиной деградации сервиса. Как вылечить на совсем? Применить несколько (это важно! ) инструкций по отключению обновлений Windows 10 , или расширить канал у провайдера.
Если вин10 не при чем.
Тут поможет братец пинга и трассировки, нечто среднее между ними- pathping . Он отправляет каждому узлу не один, а несколько запросов, и за счет этого можно понять, где начинаются потери.
Если на вашем роутере 192.168.1.1 - значит нужно проверить, не перегрелся ли он. Потрогайте. Если тёплый - плохо. Уберите с него всё, протрите пыль. Отключите на 5-10 минут пока остынет.
Если потом опять будет нагреваться - нужно чинить/менять.
Если проблема где-то дальше - сдавайте провайдеру. Если проблема не на их сети - попросите сдать пиринг-партнёру, чтобы партнёр в свою очередь проверил и передал дальше, если проблема не на его сети. Такие проблемы встречаются редко и сопровождаются массовостью, но если вам нужно отчитаться перед начальством - вам рано или поздно предоставят ответ.
Если у вас проблемы с каким-то конкретным хостом , то либо до него географически очень далеко, либо логически. Бывает такое, что у провайдеров нет прямого стыка и трафик гонится например из Якутска в Москву, а потом обратно в Якутск в ваш соседний офис, который вкючен с другого провайдера. Вот всё и тупит у вас. Перейдите на одного провайдера, или на того, с которым есть стык у одного из ваших провайдеров прямо в Якутске.
Для мамкиных сисадминов!
Маршрутизация идёт по BGP или другим протоколам динамической маршрутизации, там выбирается самый оптимальный маршрут для гигантских подсетей. Руками выставлять вам какой-то определённый маршрут никто не будет, и даже не думайте ныть и претензии какие-то писать. Один факт этого говорит уже о том, что вы - дегенерат и клиенту стоит вас уволить. Ручными правками маршрутизации можно вообще всю сеть уложить, по этому никто этого делать не будет и не обязан. Хотите запросить проверку - попросите проверить нагрузку на стыках. Может основной упал и включился резерв, который меньше.

Если потери до другой вашей же точки - там так же стоит проверить наличие перегрузки.

Данную инструкцию я написал для работы с каналами, где используются обычные домашние роутеры, которые один раз настроили и забыли . Если же у вас на объекте стоит более сложное оборудование , марки Cisco, MikroTik, Juniper, Huawei  - в вашей компании точно есть кто-то, кто его монтировал и поддерживает, на оборудовании должно быть удалённое управление. Если его нет - дайте вашим айтишникам по попе, и пусть сделают. Если оно есть, но они не могут попасть - все операции по перезагрузкам проводите со специалистом на проводе, пусть вас направляет. Если не может направить и подсказать - значит плохая документация по сети. Нужно чтобы директор поручил им плановые работы по документированию каждого объекта. По хорошему с провайдером контактировать должны как раз они. Вы звоните им, они пингуют роутер, если не пингуется - перезагружают с вами оборудование, если по прежнему не пингуется - сдают провайдеру сами. Вас указывают как лицо на объекте для проверок с провайдером. Если сразу футболят звонить провайдеру - жалуйтесь директору.
В комментариях можете спросить, что  не понятно, или описать конкретный пример небольшой сети в вашем офисе и с какими проблемами сталкиваетесь, попробую написать персональную инструкцию, чтобы вы закрепили знания на практике.

Баянометр ругается на картинки, но они нужны просто как пример. Пост написал я, тэг моё.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Если роутер не отвечает на ping, и перезагрузка не помогает, то приплыли, вероятно он всё.

Вероятность проблемы с сетевой картой не рассматривается? Ну или вариант "кто-то полазил (дети\дебилы\животные\сторонний софт) и настроил неправильно адреса"?

Коммутатор - это такая глупая железяка, которая просто передаёт сигнал и в маленьких сетях не имеет никаких настроек там часто написано hub, switch, ethernet switch обычно в них более 8 разъёмов.

5-портовые уже не котируются? Да и не всегда коммутатор - глупая железяка. Бывают вполне себе функциональные управляемые, которые и PPPoE поднять способны.

Процентов 80 таких проблем можно решить отключив компы с Windows 10 от интернета или выключив их совсем

А если весь офис на ноутах с Windows 10?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

пост лучше назвать "как окончательно сломать то, что починилось бы само через пять минут".

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

А затухание линии так проверить можно?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ох уж эти мамкины сисадмины... начать с "Итак, интернет полностью не работает" и в каждой второй строчке предлагать гуглить.. ну выдаст ему хром игру с динозавром.. сколько очков надо набрать, что бы ответ получить?

раскрыть ветку