Интересные факты из жизни стрелка Ил-76

Интересные факты из жизни стрелка Ил-76 Самолет, Стрелок, Ил-76, Длиннопост

Сегодня хотелось бы поговорить о необычных условиях труда одного из членов экипажа всем известного отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Речь идет о старшем воздушном стрелке, чью кабину и вооружение вы часто могли видеть в самой корме летающего гиганта прямо под килем. У него, конечно, нет под рукой таких удобств, какие есть у остальных членов экипажа в носовой части самолета, однако и жаловаться грех, ведь в его распоряжении имеется собственная отдельная кабина. Итак, давайте обо всем по порядку... 1) Вход в кабину На фотографии выше можно заметить, что в районе кабины стрелка имеется своеобразная дверь , которая на самом деле является аварийным выходом. Вообще вход в кабину стрелка находится внутри самолета прямо над грузовой рампой (попасть туда можно только при закрытой рампе). Туда ведет небольшая вертикальная лестница, которая заканчивается герметичной дверью, отделяющей кабину стрелка от негерметичного отсека рампы. Отсек рампы является единственным местом в самолете, где отсутствует герметизация. Следовательно, стрелок не может покинуть свою кабину во время полета. Исключение - экстренные случаи, когда стрелок может покинуть кабину (предварительно разгерметизировав её) с использованием кислородной маски и кислородного баллона. Путь в кабину. Вдалеке виднеется лестница

Интересные факты из жизни стрелка Ил-76 Самолет, Стрелок, Ил-76, Длиннопост

2) Вооружение Стрелок прикрывает тыл самолета от неприятеля при помощи двух двухствольных 23-мм авиационных пушек ГШ-23, расположенных в подвижной шаровой установке. Прицеливание может осуществляться как с помощью РЛС, так и в ручном режиме с использованием коллиматорного прицела. Скорострельность пушек - 3000 выстрелов в минуту. Пара ГШ-23

Интересные факты из жизни стрелка Ил-76 Самолет, Стрелок, Ил-76, Длиннопост

Общий вид на кабину. В центре кадра установка с коллиматорным прицелом

Интересные факты из жизни стрелка Ил-76 Самолет, Стрелок, Ил-76, Длиннопост

3) Задачи Помимо ведения огня из пушек, необходимость в котором, как правило, возникает редко, старший воздушный стрелок обязан следить за задней полусферой самолёта, а также вести наблюдение за соседними самолетами (в случае массового десантирования), дабы в условиях плохой видимости не произошло столкновения. Кроме этого, стрелок обязан каждые 30 минут отдавать командиру отчет вида: «Командир, самочувствие, приборы в норме.» Инструкции по обращению с кислородными балонами (слева) и пушками (справа)

Интересные факты из жизни стрелка Ил-76 Самолет, Стрелок, Ил-76, Длиннопост

4) Условия Если остальные члены экипажа находятся в носовой части, то стрелок в одиночестве сидит в самом хвосте. Выйти ему совершенно некуда, т.к отсек рампы негерметичен, да и делать в большинстве полётов нечего, разве что литературу по эксплуатации самолёта изучать. В кабину проведена индивидуальная система отопления и кондиционер. Малую нужду поможет справить санбачок (ну или обыкновенная бутылка, если санбачок отсутствует).Ну и для настроения завершим разговор  анекдотом про Ил-76: Летит Ил-76, вдруг у командира голос в шлемофоне: -Командир, доверни 5 градусов к западу. Командир доворачивает. Минут через 20 снова: -Командир, доверни 5 градусов к западу. Опять доворачивает. Через полчаса опять: -Командир, 5 градусов к западу... Командир не выдерживает: -Штурман, что за ерунда? Кто так курс прокладывает? Ты можешь сразу сказать "15 градусов"? Штурман отвечает: -Это не я, командир, я вообще молчу! -Второй штурман, это ты что ли? -Нет, не я. Тут из задней кабины стрелок (радостно): -Это я, командир! Мне тут солнце в глаза светит!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий

Знающие люди, расскажите применялась ли такая пушка когда-нибудь в бою. И насколько она вообще эффективна в век реактивной авиации?

раскрыть ветку (78)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет боевого применения не скажу, а эффективность подобного вооружения в современных реалиях будет невелика, например американцы на своих b 52 демонтировали подобные турели, посчитав их бесполезными (ниже фото было/стало)

https://the-drive-2.imgix.net/https%3A%2F%2Fapi.thedrive.com...

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Турель демонтировали и вторая сиська на корме выросла?
раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Это не сиська, это обтекатель антенны.

раскрыть ветку (1)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Поздно...
Автор поста оценил этот комментарий
72
Автор поста оценил этот комментарий

Я как-то посчитал скорость снаряда пушки ТУ-23М3 относительно земли, если самолёт летит с максимальной скоростью при попутном ветре 30 м/с. У знакомого вооруженца чуть мозг не сломался, когда я рассказал ему про эти расчеты.

Скорость самолёта 2500 км/ч, это 694 м/с. Добавим 30 м/с от ветра и выйдет 724 м/с.

Скорость снаряда 700 м/с. И получается, что снаряд относительно земли будет лететь за самолётом задом наперед со скоростью 24 м/с.

раскрыть ветку (49)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Скорость ветра учитывается и для самолёта, и для снаряда. Это всё находится в единой системе координат, движущейся относительно земли со скоростью ветра.

694 м/с - приборная скорость самолёта, находящегося в том же движущемся слое воздуха, как и снаряд.


700-694-30=-24м/с

Значит всё верно, хотя звучит крайне дико.

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Получается, что преследующий ТУ-22М3 истребитель воткнется в летящий в том же направлении, но очень медленно снаряд. 8)

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

нет, он воткнется в снаряд на своей скорости (относительно земли) минус 24 м/с, если преследующий самолет летит со скоростью 724 (относительно земли) то он влетит в снаряд (догонит его) на скорости 700


а вот в заякореный (покоящийся относительно земли) воздушный шар снаряд влетит на скорости 24 да еще и "попкой" а не острием

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"нет, он воткнется в снаряд на своей скорости (относительно земли) минус 24 м/с"

А я что написал?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Смутила фраза "очень медленный снаряд", понял что типа "медленно воткнется", прошу пардона

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, мы одно и то же написали, немного по разному. Я относительно воздуха, Вы относительно земли.

Про воздушный шар норм, очень наглядно. 

1
Автор поста оценил этот комментарий

Была история: на учениях истребитель отстрелялся и ушел на маневры.... и влетел в свои же пули... как то так.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати вот еще приколюха. Если ветра не будет и самолет полетит со скоростью 700 то пуля вовсе отвесно упадет вниз, при этом дико вращаясь вдоль своей оси из-за нарезов ствола

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вертикальная составляющая у скорости будет в любом случае.

8
Автор поста оценил этот комментарий

А какая разница как он летит относительно земли? Относительно преследующего самолета он так и будет лететь ~700мс.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

никакой. Рассуждения исключительно джаст фо фан

Автор поста оценил этот комментарий
Вот эта фраза "..снаряд относительно земли будет лететь за самолётом задом наперед со скоростью 24 м/с." Звучит как будто "снаряд следует за самолётом со скоростью 24 м/с". Надо бы написать "снаряд летит в том же направлении что и самолёт со скоростью 24 м/с...".
4
Автор поста оценил этот комментарий
Что дает дохуя дельты для того кто решит лететь следом за этой котовасией на той же или превышающей скорости.
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ну разницы особой нет, что сову об пень, что пнём об сову.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А вы любите животных)

Автор поста оценил этот комментарий

Катавасия.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Чей та?
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

скорость ту22м3 же 2000-2300 где то. И то думаю он хрен когда летает на такой скорости. у нас Миги 31е больше 1500 редко то летают

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну то, что МИГ-31 редко больше 1500 летают, это скорее организационные проблемы. У многих аэродромов размеры пилотажных зон небольшие. А вот на перегоне они частенько летают на скорости 2 тысячи и больше.

А скорость ТУ-22М3 везде написана 2,5М. Скорость из числа маха в км/ч переводить не удобно. Слишком уж она зависит от высоты, температуры и т.д. Поэтому я не стал задрачиваться и округлил 1М до 1000 км/ч. Я вам на картинке кинул таблицу, если хотите, можете пересчитать точнее.

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

меня больше удивляет то что:

сила трения зависит от квадрата скорости.

1. две этажерки времен первой мировой, одна летит за другой, скорость каждой 150км/ч (41м/с, щитаем ничтожной), дистанция 500м догоняющий стреляет в догоняемого пуля вылетевшая с начальной ~700м/с догонит противника за ~1.0c но при этом скорость будет иметь около 350м/с

2. современный самолеты в той же ситуации но на скорости 500м/с. пуля 700+500=1200м/с, будет столь быстро терять скорость что рискует вообще не догнать противника.

ещё комментарии
10
Автор поста оценил этот комментарий

Имеет смысл при стрельбе по наземным целям, к примеру при взлёте в опасной зоне (в том же Афганистане). Шугать носителей пзрк.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вполне имело смысл. В воздухе сейчас вряд ли кто-то будет так сближаться.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот как раз таки в воздухе всё ещё продолжают сближаться. Потому что кроме военного времени, есть ещё и несоизмеримо большее мирное. И чтобы не повторялись ситуации американский/советский истребитель фотографирует через стекло то что лежит на столе (потерял пруф) (но  "напоказывали друг дружке грязных жестов" была нередкостью), большие самолёты приветственно махают спаренными пушками

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема в том, что пушка эта работает только в задней полусфере (и то с ограничениями. Сверху-снизу-сбоку-спереди истребитель может подойти вполне безопасно для себя.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Читал у одного летуна мемуары. Он считает, что хвостовой стрелок - атавизм. Даже в случае, если истребитель решит использовать пушку, он легко сможет сделать это не заходя в сектор обстрела. Говорят хвостового стрелка оставили больше как дополнительные глаза.
раскрыть ветку (12)
5
Автор поста оценил этот комментарий

В современной войне бомбер из пушки валить само по себе атавизм =). На такую важную цель никаких ракет не жалко.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Всяко бывает. Ракет то немного. А целей может быть много. Пока есть пушка, можно продолжать выполнение задачи
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вапще-то, бомберы атаковались из расчёта - один истребитель на каждый бомбер, а то и по нескольку, здесь вам не Эйс Комбат где один истребитель валит по сотне вражеских за вылет, и при этом ещё и зенитки на поле поливает.

это раз.

во-вторых чтобы сбить бомбер из пушки надо угробить весь боезапас и при этом попасть в критичные места. пушка на самолётах скорее как оружие последнего шанса, чтобы либо в крайнем, либо в удачном случае что-нить подстрелить

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты про что вообще говоришь? Про современную авиацию или про вов? Есди современную, то думаю несколько попадений в корпус 30 миллимитровыми снарядами и всем сразу поплохеет. Это не пулеметы времен второй мировой, когда весь боезапас можно было слить а бомбер все равно летит.
Корейская война тому пример. Авиационная пушка отлично справляется с такой целью как бомбардировщик.
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

В корейской войне по бомберам работали 37мм аннигиляторы. Там конечно все плоскости сразу отрывало.

Во времена ВМВ кстати ЯК-9Т эффективно бомберов на ноль множил.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Не только як. Та же аэрокобра могла завалить хенкель 111 за пару попаданий. А самолет очень живучий.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

У нее кстати тоже 37мм бабахалка была. А вообще, на самолёты и более крупные калибры ставили. Як-9П например вообще 45мм возил с собой.

Но изначально такие пушки предназначались для атаки наземных целей. Танки, броневички, орудия на позиции, легкие катера.

И только потом летуны поняли, что уж очень весело лопаются при попадании даже очень крупные и защищенные самолеты.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Як-9т. Истребитель танков. Не очень удачный самолет кстати. Попасть из этой пушки даже по наземной цели было очень сложно. Низкая скорострельность, дикая отдача. О применении по воздушным целям я ничего вообще не слышал. Думаю не практиковалось. Настильность траектории полёта снаряда допускала попадание разве что в упор.

У немцев куда более удачные авиационные крупнокалиберные пушки были.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak9t.html

http://www.airpages.ru/ru/yak9t.shtml


Если это можно считать пруфом.

У НС-37 была вполне приемлимая баллистика. Читал, что вести прицельный огонь по бомбовозам можно было с 400-600 метров, а строй разбить с 1000-1200м при наличии ОФ снарядов с самоликвидаторами.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Хвостового стрелка оставили как шеф-повара экипажа))

1
Автор поста оценил этот комментарий

На бомбардировщиках и транспортниках в кормовых пушках применяются ПИКС и ПРЛ боеприпасы (противоинфракрасные и противорадиолокационные). Предназаначены для противодействия атаке ракетами с ИК и РЛ ГСН.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И насколько эффективны эти боеприпасы при атаке современными ракетами?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не насколько.

Ракета AIM120C\B\D летит под 5-6 махов в начале и в конце около 1-2 обычно при подлете к цели, если пущена со своем обычной дистанции пуска.
При этом попасть в нее чем либо это все равно, что искать иголку в сене с 1 попытки =)

Более того, опять же случая успешного применения этих бесполезных боеприпасов нет.
При обстреле РЛ ракетами любой самолет начинает оборонительные маневры и отстреливает ДО (дипольные отражатели). Но в случаи с самолетами типа Ила это мало чем поможет, ток при наличии удачи =\

Но РЛ ракету все самолеты видят СПО (система предупреждения об облучении) при ее активном режиме.

ИК ракету при пуске не видно СПО (она ничего не излучает) и, если ее все-таки удалось заметить, то пускают ЛТЦ (ложные тепловые цели) + маневры уклонения.

В реальном бою пережить какие либо ракеты или авиапушку у Ил-76 не будет, а его турель тем более бесполезна. Поэтому тут все просто- он не должен в эти ситуации попадать.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не применялась, не эффективна от слова совсем. Во-первых по современным самолетом с нее не попадешь. Во-вторых у всех самолетов есть ракеты и шанс, что кто-то там будет висеть на хвосте "полчаса" у бомбардировщика-транспортника - никакого. Его, если надо, быстро очередью или ракетой уберут из своей пушки истребители.


Это делалось по сути против реактивов 3го поколения, у которых ракеты были еще не дальнобойны и косы и пушки еще использовались + скорости самолетов были меньше. Сейчас это бесполезные турели чуть более чем полностью.


Лучше пусть знающий расскажет что за "наведение пушки по РЛС". Какая, к черту, РЛС у самолета транспортника? Да еще и сзади! =) Нет у него никаких РЛС же. А то что там есть datalink что-то мне очень слабо верится (бесполезно в данном случаи и дорого)

Крч бред частично написан


з.ы. а еще баллистика у этих пушек ну так себе. Поэтому без средств вычисления куда снаряд +- ляжет (а их там нет) ей тем более не попадаешь не по кому.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

но это абсолютно бесполезная сейчас вещь. =) Уже не 1960ый.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку