Интересная деталь

Интересная деталь Статуя, Культура, Давид, Микеланджело, Скульптура, Интересное, Врачи, Анатомия

Давид Микеланджело считается одной из самых известных статуй в мире, на которую смотрели миллионы глаз на протяжении веков. И все же только недавно американский врач обнаружил деталь, отмеченную скульптором, которая оставалась без внимания более 500 лет.


В подавляющем большинстве скульптур и в повседневной жизни обычных людей яремная вена, идущая от верхней части туловища через шею, не видна. Однако в шедевре эпохи Возрождения сосуд явно «набух» и выпирает над ключицей Давида, как это происходит с любым здоровым человеком, испытывающим напряжение от встречи с потенциально смертельным противником - в данном случае с Голиафом.


Расширение яремной вены также может происходить при таких заболеваниях, как «повышенное внутрисердечное давление и сердечная дисфункция», отметил доктор Дэниел Гельфман. Но Давид молод и в отличной физической форме. Поэтому здесь совершенно другой контекст - состояние временного возбуждения, вызванного готовностью Давида к битве с гигантом.


«Микеланджело, как и некоторые его современники, прошел уроки анатомии», - написал Гельфман в своей статье, опубликованной в журнале JAMA Cardiology. «Я думаю, что Микеланджело, скорее всего, замечал временное набухание яремной вены у людей, которые были чем-то взволнованы», - добавил доктор.


Но самое интересное то, что художник обратил внимание на этот эффект за сто лет до его открытия. «Когда в 1504 году был создан Давид, [анатом и врач] Уильям Харви еще не описал истинную механику системы кровообращения. Это произошло лишь в 1628 году», - отметил Гельфман.


Но наблюдательных способностей Микеланджело было достаточно, чтобы увидеть изменения в поведении вены. Фактически, эта анатомическая деталь снова появляется в его скульптуре Моисея на могиле папы Юлия II в Риме. По словам Гельфмана, большинство также «согласились бы, что сидящий Моисей тоже находится в возбужденном состоянии». А вот яремная вена недавно умершего Иисуса, лежащего на коленях его матери в пьете, созданной Микеланджело, наоборот, не видна, что опять же, анатомически правильно в этом контексте.


«В скульптуре можно показать только один миг. И в случае взволнованного, напуганного Давида или взволнованного Моисея, Микеланджело наверняка хотел выразить это наблюдение в своей работе. Я поражен его способностью распознать эффект и отразить его в произведениях, когда о физиологии сердечно-сосудистой системы было так мало информации», - написал Гельфман. «Интересно, что даже сегодня этот феномен не описывается в обычных учебниках по кардиологии», - заключил он.


https://argumentiru.com/science/2019/12/507818?utm_referrer=...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
63
Автор поста оценил этот комментарий
Одно меня, пипец как, удивляет, что в древней Греции, как и древней Азии, анатомию знали "на зубок". Но в тоже время ( и чуть позже) в Европе людей рисовали по принципу: палка палка огуречик вот и вышел человечек.
Чо за WTF? А?
раскрыть ветку (13)
68
Автор поста оценил этот комментарий
Так средневековая Европа не была наследницей эллинской культуры, ей пришлось пройти тот же самый путь от примитивного искусства, до высокого, что Греция прошла на тысячу лет раньше.
22
Автор поста оценил этот комментарий

Техника и технология не передаётся по воздуху. Картинки в Лицевом Летописном Своде (времена Ивана Грозного) гораздо примитивней картин европейских мастеров того же времени. Хотя в ЛЛС этих картинок - 16 тысяч, так что можно сделать ссылку на массовость.


Да и в наше время не в каждой стране микропроцессоры делают.

11
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так ещё учитывай, что большинство средневековых картин нарисованы на полях книг. И рисованы они не художниками, но обычными монахами. Думаю сейчас обычный человек тоже нарисует "палка, палка, огуречик"
8
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот смотри. И в Древней Греции, и в Древнем Риме было охренеть как много богатых рабовладельцев, и те из великих творцов древности, кто не был богатым рабовладельцем, находился у них на содержании. То есть богатых людей в Античности было дохренища и они могли позволить себе тратить адские деньги на предметы искусства. С началом кризиса Античного Мира богатые люди начали внезапно заканчиваться, к 5-ому, примерно, веку их уже практически не было. И просто тупо некому было оплачивать и содержать сотни и тысячи писателей, музыкантов, художников и т.д. То же Возрождение началось по факту тогда, когда в Европе денег стало становиться хоть жопой жуй и снова завелись богачи, готовые тратить состояния на предметы искусства.

36
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё больше удивляет уровень развития всех прочих областей в целом, и не только у античных, но и у прочих древних высокоразвитых цивилизаций. Водопровод, канализация, санузлы и душ в каждом доме, дамбы, храмы, гробницы и прочие постройки, которые на первый взгляд невозможно возвести без тяжёлой техники, и тому подобное...

раскрыть ветку (1)
31
Автор поста оценил этот комментарий

рабы, рабы, а эти сломаются — ещё рабы.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, а еще лет через 500 люди будут задаваться вопросом, как в 21 веке наиболее популярными были произведения типа "два треугольника: красный и синий".
11
Автор поста оценил этот комментарий
Причина проста - христианство стало править умами в Европе
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Как забавно заминусили этот пост. Хотя это как раз чистая правда. Идеология христианства - в загробной жизни, а не в науке, искусстве, канализации и всем таком для жизни здесь и сейчас.


И раз уж в чести "схима", "аскеза" и прочее "воздержание", то к чему строить термы и прочие акведуки. Христианство же ответственно и за искусство - какая может быть литература кроме богословской? Какая ещё живопись или скульптура кроме иконописи? (да, в православии скульптуру вообще запретили, только доски). Только говорить об этом не принято, ибо статья о чувствах верующих уже есть.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем верно. Христианство не запрещало искусство как таковое. Оно всего лишь направляло его в нужную ему сторону. Иконопись, по сути, делал и тот же Микеланджело, например, Тондо Дони, хоть и является приватным заказом, но ведь изображает чисто христианскую тему: Святое семейство. То есть, хочу сказать, иконопись как тема сама по себе не плоха. Просто вплоть до Проторенессанса христианство через единственных художников, которые были - монахов - вело искусство по пути отрицания реализма к абсолютно духовному изображению мира. Что неплохо само по себе, это просто было совсем другое искусство, непохожее на современное. Нам непривычно и поэтому кажется нелепым и «детским», а по сути довольно глубокое и интересное.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это в теории, с точки зрения канона. А на практике и на местах - тупо запрещалось все, что по мнению местного священника выходило за существующие в его голове рамки, т.е. практически - ВСЁ. И да, сам факт, что художником мог быть практически исключительно монах - уже показателен.


Показательная история: Михаил Осоргин "Казнь тетрадки". Погуглите текст.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое, почитаю обязательно!
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так средневековая Европа это сброд разношерстных королевства варваров, готов и прочих дикарей, для которых культ воина и шаманизм были чуть ли не всем, а греческие и римские технологии они успешное просрали пока воевали с ним, не оставив себе ничего. Карл Великий пытался еще ухватиться за величие прошлого, но его сыновья вместо его идей решили устроить гражданскую войну и повыпиливать друг друга.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку