Информатика в СССР.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

"Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и каноничный учебник Ершова" — первое экспериментальное пособие под новую программу

С течением времени охват информатикой школьного населения расширялся, прежде всего за счет специализированных математических классов и школ, а также учебно-производственных комбинатов (УПК). Методология курса непрерывно совершенствовалась, но неизменным оставалось одно: «безмашинный» способ обучения. Иначе говоря, будущие операторы ЭВМ сами ЭВМ видели крайне редко, разве что какой-нибудь заводской или институтский вычислительный центр пустит в порядке гуманитарной помощи на часик. Много машинного времени получить было нереально, его хронически не хватало самому ВЦ.

Что же изучали школьники в те годы? Вот план курса информатики конца 50-х годов.

Электронные цифровые ВМ — 4 часа;

Арифметические основы программирования — 10 часов;

Основные сведения о программировании — 36 часов;

Перевод программ на язык машин — 26 часов;

Организация процесса программирования — 12 часов;

Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;

Методы контроля — 26 часов;

Общая характеристика математических машин — 24 часа.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Школьный вычислительный центр — ученики 60-х о таком даже не мечтали

С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности.

Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:

Теория информации;

Элементы математической логики;

Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;

Архитектура и компоненты ЭВМ;

Основы алгоритмизации, построение блок-схем;

Основы программирования и написания программ.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин


Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.


Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены


Источник


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Помню, как мы в 80е-90e учили за каким-то корнеплодом Бейсик и Fortran. При этом не умея включать компьютер и не понимая на кой черт он вообще нужен. В Союзе в  школах нашего города (миллионник) компьютеров точно не было.

раскрыть ветку (27)
Автор поста оценил этот комментарий
Из школы в 1991 году выпустился. Предмет "Информатика" стартовал у нас в школе где то в 1985-1986 гг.. Компьютерный класс был, и компьютеры в нем соответственно.) Городом мы не были, поселок, гарнизон под Мурманском.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Никогда не знаешь где тебе повезет. Я, как дочь военного, училась в пяти школах.  В 93м в одной из школ был компьютер. Один. Нам его издали показывали.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В моей школе компьютерный класс открыли в 89 году, а в 92 году были проданы кооперативу. Может и у вас так же до 90-х, что то было и чему то учили, а потом пришёл свободный рынок.

Автор поста оценил этот комментарий
А у нас в 90-е были в школе компы.. один на троих учеников. Десять штук на целый класс. Но, в основном, теорию на пальцах изучали.
раскрыть ветку (20)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, у вас еще классы не большие были. Я была во "2Н", нас было 42 человека в классе.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да..у нас 30 человек был максимум, и по четыре класса в параллели
Автор поста оценил этот комментарий

Для программирования на пальцах учиться довольно полезно. У нас пацан в институте был, так он не имея дома компа, а это год 1999-ый, дома на бумажке 3d движок писал, потом приходил в институт и набирал текст. И что характерно, написал.

раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Я не настолько крут; но начинал программировать тоже в тетради на Паскале и Бейсике. Бейсик был на компах в "дворце Пионеров" (не, пионеров уже не было - 90е годы), Паскаль вообще только в книжке. Сидел на каникулах и писал в тетрать то, что планировал перепечатать осенью в кружке. Правда там не сильно продвинутые программы были. Но само ощущение от исследования нового в программировании не передать. Представьте: ты прошёл только базовую арифметику с переменными и условными операторами и уже планируешь написать игру! Узнал о примитивной графике, Сидишь пишешь, пишешь сотни строк кода, но всё время чего-то не хватает. Ты в отчаянии, а через неделю в кружке узнаёшь, (о боже мой!) про циклы! И все твои мечты сбылись - праздник! Плюёшь на учителя в кружке, только сидишь и набираешь свой понг или танчики, о которых ты так мечтал, но уже с использованием циклов. А вот тетрис и змейку всё равно не сделать. Снова месяц мучений, ты постоянно кодишь в тетрадке что-то не то, но не перестаёшь, и тут тебе рассказывают... про массивы! Оргазм! Массивы!

Это я к тому, что не надо чего-то ждать: учителей, хорошего ВУЗа, задачек от гуру для практики. Если ты программист, идеи "что делать" будут переть фонтаном и опережать даже возможности.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
учителей, хорошего ВУЗа, задачек от гуру

Циклы и массивы - базовые понятия языка, они описаны в учебнике. А вот мелкие фишки, особенно в каком-нибудь Си, запаришься искать в учебнике. И можно биться головой об стену - хрен сам допетришь, нужен или инет, которого тогда не было, или человек, который это уже знает. У нас на втором уже курсе, после курса алгоритмических языков был препод по технологии программирования - вот это был препод. Лекции читал не очень, а вот на практике отвечал на любые вопросы и реально был крут. Смысл учителя в том, чтобы эволюционировать не самостоятельно, но долго, а быстро.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

всё приходит с практикой, я рассказывал о временах, когда ни компа, ни книжек не было(у меня, по крайней мере). Надо просто сидеть и программировать - тогда всё освоится. И да, честно говоря мне сложно представить такую вещь, которой "ну совсем нет в книжках". Вузовские преподы у меня тоже были неплохи, но ничего принципиально нового, чего не было в книжках не сказали. Книжки в которых что-то больше чем "Циклы и массивы"? Их что мало что ли на свете? Боже, да тут широченное поле для чтения! Во-первых, рекомендую брать любой практикум программирования - книжку с примерами готовых программ. В которой будут все как стандартные так и нестандартные(олимпиадные) задачи. И лёгкие и сложные. Никакой учитель столько практики не даст, а если голова на плечах, то в готовых исходниках программ разобраться - раз плюнуть. И сначала читать решения, потом самому решать без подсказок. Мне, например, в школе попадался "практикум по турбопаскаль", не то чтобы великая книга, которую все помнят, но там были две сотни решённых задачек - программы, которые можно было без всякого учителя сидеть и разбирать.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы опускаете тот факт, что книги по компьютерным наукам у нас, во-первых, дорого стоят, во-вторых, у них небольшие тиражи. Если для задач математического моделирования и всяких там анализаторов картинок и прочих потуг на искусственный интеллект языка хватает, то для написания приличных программ, например, игровых, надо не только сам язык знать, но ещё и разбираться в прикладных технологиях, например, в компьютерной графике. Ни одной игры на уровне российские программисты не написали. Да и СУБД российской, насколько мне известно, тоже нет, равно как и операционной системы, разработанной нами, тоже не существует.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

"Ни одной игры на уровне российские программисты не написали"

сильное заявление. Что за чушь вообще?!

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Назовите игру, которая превосходила забугорные аналоги на тот момент. И была ли она написана на своём движке? По остальным вопросам, я так понимаю, возражений нет?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

ну вот видишь, от "на уровне" плавно скатываемся в "не превосходила", потом если развивать диалог плавно скатимся к "ну окей, не совсем ни одной, но одна не считается" и далее... т.е. этот шокирующий коммент про отсутствие игр был для троллинга. Игра превосходит аналоги на своём движке сегодня - Space Engine. Из купных дорогих проектов - DCS World, War Thunder, World of Warships, Tanki. Из самых последних не могу не упомянуть graveyard keeper, хоть это и юнити. Если же не про наше время говорить, то будут десятки игр - в нулевых годнота пёрла пачками и всё на своих движках(ты же не уточнял, что игра должна быть недавней).

Heroes of Might and Magic V, King’s Bounty, Sudden Strike, Аллоды, Блицкриг, "7.62", Вангеры,Дальнобойщики,Завтра война, Ил-2 штурмовик, Lock On, Корсары, Космические Рейнджеры,Механоиды,Мор Утопия, Silent Storm, Паркан, Санитары подземелий, Смерть шпионам, Oil Rush, Postal3, Star Conflict

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, мы друг друга не понимаем. Я не самый лютый игроман, но Дальнобойщиков видел, что в них революционного то в плане той же графики? Д и тормозные они были. Я не про смысловую часть игр говорил, вопросов нет, отличный сюжет вместе с посредственной графикой способен побороть лютую дичь с офигенной графикой. Но я именно про графику. Я к тому, что ни разу не встречал отечественной игры, на которую бы ориентировались при продажах видеокарт. А вот на Crysis  ориентировались, на Far Cry тоже.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот молодец! Но нам теория на пальцах особо ничего не дала, если честно.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вам просто не хотелось программировать. Мне вот наличие компа дома тоже ничего особенно не дало. Кое-как лабы сдавал. Но вот наличие такого товарища рядом дало больше, чем наличие институтского преподавателя, которая неспособна была понять, что именно нам непонятно, а объяснить так и подавно.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Вам повезло, что рядом такой человек оказался.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну на факультетах вычтехники таких упорышей хватает, на самом деле. Тут больше вопрос, что там делают такие как я :))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вопрос конечно интересный... Обычно надо попробовать, что бы понять, подходит это тебе, или нет. Бывает люди на первом курсе бросают учебу, понимая, что это не совсем то, что нужно. Кто-то всю жизнь в поисках себя проводит. Редкие счастливчики с детства твёрдо знают, чего хотят, и идут к цели, выбирая нужные направления в обучении и дальнейшей профессии.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не говори гоп, пока не прыгнешь! Я тоже так до последнего времени думал, пока не побывал на открытом  уроке информатики своего ребёнка, где узнал, что к 85 году в городе Горьком (Нижний Новгород) было 4 школы с компьютерными классами.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну может они и были, но детей туда пускали только фотографироваться))))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тогда инициаторами и авторами оснащения классов компами были люди из разнообразных вычислительных центров, которые и учили детей(тогда ещё не готовили специально учителей) и вряд ли

они  приходили в школы просто посидеть. У нас в Автозаводском р-не одна из школ МЖК была подшефной ВЦ ЗМГА.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку