38

Информатика в СССР.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

"Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и каноничный учебник Ершова" — первое экспериментальное пособие под новую программу

С течением времени охват информатикой школьного населения расширялся, прежде всего за счет специализированных математических классов и школ, а также учебно-производственных комбинатов (УПК). Методология курса непрерывно совершенствовалась, но неизменным оставалось одно: «безмашинный» способ обучения. Иначе говоря, будущие операторы ЭВМ сами ЭВМ видели крайне редко, разве что какой-нибудь заводской или институтский вычислительный центр пустит в порядке гуманитарной помощи на часик. Много машинного времени получить было нереально, его хронически не хватало самому ВЦ.

Что же изучали школьники в те годы? Вот план курса информатики конца 50-х годов.

Электронные цифровые ВМ — 4 часа;

Арифметические основы программирования — 10 часов;

Основные сведения о программировании — 36 часов;

Перевод программ на язык машин — 26 часов;

Организация процесса программирования — 12 часов;

Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;

Методы контроля — 26 часов;

Общая характеристика математических машин — 24 часа.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Школьный вычислительный центр — ученики 60-х о таком даже не мечтали

С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности.

Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:

Теория информации;

Элементы математической логики;

Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;

Архитектура и компоненты ЭВМ;

Основы алгоритмизации, построение блок-схем;

Основы программирования и написания программ.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин


Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.

Информатика в СССР. СССР, Информатика, Компьютер, Школа, Образование, Длиннопост

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.


Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены


Источник


Найдены дубликаты

+3

Нам рассказывали на УПК про Чарльза Бэббиджа, мы гоняли зелёные змейки на мониторах, компы стояли в машинном зале, они работали на бобинах с лентой)

раскрыть ветку 3
-1

Москва?

раскрыть ветку 2
+1

СПб

0

с чего ты решил?

+2

Ленинград, вторая половина восьмидесятых. Уроки информатики проходили в школе, для работы на компах возили в районный комп центр. Приличный машинный зал, стояли советские персоналки типа Электроники (насколько помню). Учили Бейсику и, кстати, весьма неплохо. Во всяком случае уже в Университете несколько лет спустя я зачет по информатике получил не напрягаясь.

+2
Ммммммм Компьютеры "Ромашка" ,язык бейсик и алгол!!!! Ммммм
+1

А у нас программирование начиналось на микрокалькуляторах МК-61 кажется. А через год нас посадили за персоналки IBM PS/2, круть. Чуть с ума не посходили от восторга!!!

+1

А где Фигурнов и Брябрин?

раскрыть ветку 1
+1

Фигурнов  - не школьный учебник

0

Есть у меня такой артефакт

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

моя первая книжка по программированию была выброшенный из библиотеки была та, что с космическим шаттлом.

0
В 86-87 училась в 10 классе, была информвтика, но ездили учиться в какой-то НИИ... Бэйсик помню, так как мы на нем что- то программировали примитивное, было интересно...
0

1989й год, в школе поставили класс Агат-7. ХЗ кто на них и как занимался, всё остальное рабочее время там был игровой клуб. Года через 2 их заменили на БК-0011 которые тогда выпускались в нашем городе. Игровой клуб убрали.

0

Чего удивительного, как же тогда моя мама программистом с 70х работала?)

0

"С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза."

только вот в школах в то время про это не слышали, и во многих школах до сих пор нет компьютерных классов.

раскрыть ветку 2
-1
и во многих школах до сих пор нет компьютерных классов.

Сейчас такую школу заколебёшься искать вообще-то.

раскрыть ветку 1
0

бля, в 3000 школах в РФ нет теплых нормальных туалетов. Про это нам говорило любимое правительство - типа да, проблема и так далее... А компьютерные классы прям в каждой школе, да?

0

На скрине язык Е-87, в обиходе "ершовка".

0
Набережные Челны. 1991 год. 9 класс. Учебно-производственный комбинат. Учили на операторов ЭВМ и электромехаников ЭВМ. Занятия 1-2 раза в неделю по 2-3 часа. 2 года. Компьютерные классы были.
В 1992 году появились и в нашей школе. Тогда же появился и предмет - программирование.
раскрыть ветку 2
0

В середине 80-х в радиокружке учили программировать на Электронике БК-0010 на языке "Бейсик". В 82 году у друга отца немного поиграл на компе "Микро 80" с операционной системой "CP\M". А вот в школе компы не застал.

раскрыть ветку 1
0

В середине восьмидесятых бейсик в школе на Альфа-3м и  Теслах. В начале девяностых шефы подарили два класса IBM PS/2.

В кружке ассемблер и бейсик, компы Геркулесы, Роботроны 1715, Спек(1шт).  Перфокарты, дискеты 5.25" и 8".

В 1988 у меня появился свой Роботрон 1910

+1

СССР был большой. У нас на Урале,компьютеров в школе как не было,так и нет. Сначала не было возможности,а сейчас - надобности.

раскрыть ветку 2
+2

У нас, а это город Горький, к середине 80-х компьютеры были только в нескольких школах, быстрое оснащение началось только к концу 80-х, но с развалом страны всё остановилось.

раскрыть ветку 1
+3

Наступили 90-е годы. Информатика, пограммирование, да и само школьное обучение оказались никому не нужно. Наступило время жуликов и торгашей.

0

Помню, как мы в 80е-90e учили за каким-то корнеплодом Бейсик и Fortran. При этом не умея включать компьютер и не понимая на кой черт он вообще нужен. В Союзе в  школах нашего города (миллионник) компьютеров точно не было.

раскрыть ветку 27
0
Из школы в 1991 году выпустился. Предмет "Информатика" стартовал у нас в школе где то в 1985-1986 гг.. Компьютерный класс был, и компьютеры в нем соответственно.) Городом мы не были, поселок, гарнизон под Мурманском.
раскрыть ветку 2
+1

Никогда не знаешь где тебе повезет. Я, как дочь военного, училась в пяти школах.  В 93м в одной из школ был компьютер. Один. Нам его издали показывали.

раскрыть ветку 1
0
А у нас в 90-е были в школе компы.. один на троих учеников. Десять штук на целый класс. Но, в основном, теорию на пальцах изучали.
раскрыть ветку 20
+1

Ну, у вас еще классы не большие были. Я была во "2Н", нас было 42 человека в классе.

раскрыть ветку 1
0

Для программирования на пальцах учиться довольно полезно. У нас пацан в институте был, так он не имея дома компа, а это год 1999-ый, дома на бумажке 3d движок писал, потом приходил в институт и набирал текст. И что характерно, написал.

раскрыть ветку 17
0

Не говори гоп, пока не прыгнешь! Я тоже так до последнего времени думал, пока не побывал на открытом  уроке информатики своего ребёнка, где узнал, что к 85 году в городе Горьком (Нижний Новгород) было 4 школы с компьютерными классами.

раскрыть ветку 2
0

Ну может они и были, но детей туда пускали только фотографироваться))))

раскрыть ветку 1
-1
незнаю что там 59, но 80х небыло нехуя уже никакой информатики у нас
раскрыть ветку 1
0

Не знаю где у вас, но в моей школе БК-0010 в 86м году целый класс поставили. А через пару лет - второй, с УКНЦ. И информатика там была с утра до вечера, как преподавание у старший классов (из других школ к нам ездили), так и просто кружок информатики для мелких.

Похожие посты
259

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий

Гёте не зря писал: «Война, торговля и пиратство — Три вида сущности одной». Стимулом к географическим открытиям часто была не тяга к познанию, а жажда наживы. Но какие «школьные» заблуждения про эпоху Великих географических открытий и мировую торговлю того времени оставили у нас школьные учебники?

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

1. Колумб своим путешествием хотел доказать, что Земля круглая


О том, что Земля круглая, европейцы знали и раньше. Экспертный совет при португальском дворе, куда Колумб неоднократно обращался, отказывал ему в финансировании экспедиции не потому, что считал Землю плоской. Он считал, что Азия близко.

В Лиссабоне были уверены: генуэзец сильно ошибается в своих расчётах — до Китая и Японии расстояние намного больше. И были правы!

При этом на всякий случай португальцы дважды посылали корабли на Запад, чтобы проверить гипотезу Колумба. Безуспешно. И ещё один раз — постфактум, когда узнали, что он всё же достиг каких-то земель. С тем же результатом — Азии на Западе не было.


2. Первое кругосветное путешествие совершил Магеллан


Если спросить — кто совершил первую кругосветку — большинство людей назовёт Фернана Магеллана. Однако этот капитан не успел закончить своё путешествие и погиб ещё на Филиппинах. Экспедицию возглавил Хуан Себастьян Элькано, который и доплыл до Испании на оставшемся корабле «Виктория». Привезённые 26 тонн гвоздики окупили все затраты на экспедицию.

Но, строго говоря, первым человеком, который совершил кругосветное путешествие, был не он. На исторический приз в этой номинации претендует раб Магеллана по имени Энрике, который был родом из Малакки.

И вообще, эта кругосветка была незапланированной. Фернан Магеллан собирался достичь Островов пряностей, которые — как он считал — находились в сфере владений Испании согласно Тордесильясскому договору.

Затем путешественник собирался вернуться в Испанию в обратном направлении, через Тихий Океан, не покидая испанской половины Земного шара.


3. Караваны верблюдов перевозили товары из Китая по Великому Шёлковому пути


Ни в древности, ни в Средневековье этот маршрут так не называли. Термин «Великий Шёлковый путь» ввёл немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в конце XIX века. Название прижилось и вошло в учебники.


4. Португальцы доплыли до Индии, поэтому Колумб отправился на Запад


Так нередко считают, хотя в учебниках правильно указана иная последовательность событий.

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

Христофор Колумб открыл в Америку в 1492 году (впрочем, думая, что он достиг Индии), а Васко да Гама обогнул Африку и приплыл в Индию только в 1498 году.

Кроме того, ещё один путешественник — Джон Кэбот (Джованни Кабото) — открыл остров Ньюфаундленд в Северной Америке в 1497 году. Как и Колумб, он был генуэзцем.

Так что Америку открыли итальянцы.


5. Перец, который привозили в Европу, был на вес золота


Перец стоил заметно дешевле не только золота, но и серебра. В XV–XVI веках перец в Европе был, конечно, товар импортный и престижный, но своего рода «ширпотреб». Уровнем выше стояла корица, которую привозили из Шри-Ланки.

Ну а пряностями «премиум-класса» были гвоздика и мускат, а также мацис (мускатный цвет), которые в то время произрастали только на далёких Островах пряностей. Ныне они известны как Молуккские. Для этих растений нужно было сочетание тёплого климата и вулканических почв. И лишь много позже европейцы вывезли эти культуры и стали выращивать их в других подходящих для этого местах — на вулканических островах Индийского океана и Вест-Индии.


6. Испанцы вывозили из Америки в основном золото


Золота было сравнительно много вначале, среди трофеев империй ацтеков и майя, завоёванных конкистадорами. Но в целом подавляющую массу драгоценных металлов, вывезенных испанцами из американских колоний, составило не золото, а серебро. И это было результатом работы серебряных рудников в Потоси (в современной Боливии), а затем и в Сакатекас (в Мексике).

По официальным данным того времени, в период 1500-го по 1650 год из Нового света в Испанию доставили более 16 тысяч тонн серебра и более 180 тонн золота. То есть серебра было больше на два порядка в абсолютном — и на порядок в стоимостном выражении.

Испанское серебро и внесло основной вклад в «революцию цен» в Старом свете в XVI веке. Что, в частности, повлекло за собой кризис экономики и упадок армии Османской империи.

Отчеканенный из добытого в колониях серебра «испанский доллар» номиналом восемь реалов стал фактически мировой валютой. «Пиастры! Пиастры!» — именно про них кричал попугай знаменитого пирата из «Острова сокровищ». И до 1857 года этот «испанский доллар» был законным платёжным средством в США.

Добыча же американского золота приобрела большие масштабы лишь в португальской Бразилии в XVIII веке.


7. Европейцы приплыли в Азию и поставили торговлю под свой контроль


Даже после Великих географических открытий торговля Азии с Европой была величиной несущественной. Тонким ручейком на фоне огромных полноводных рек торговли между азиатскими странами.

Европейцы не смогли поставить под свой контроль даже «стратегические товары» — пряности и серебро. Так, на долю европейцев никогда не приходилось более 10% торговли перцем.

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

Фрагмент голландской карты Китая начала XVII века


Исторически Китай был главным покупателем серебра. И китайские торговцы доминировали на «серебряном» рынке, ввозя этот металл. Причём там было не только американское серебро, шедшее через Филиппины. Ещё одним крупнейшим производителем этого металла в XVI–XVII веках была Япония. На её долю приходилось до трети мировой добычи!

Япония массово закупала в Китае фарфор и шёлк. В 1550–1638 годах закупки шёлковых тканей обошлись ей в три тысячи тонн серебра. Всё это даёт нам несколько иные представления о Японии эпохи Сэнгоку дзидай — периода длительных гражданских войн, которые закончились лишь в 1603 году. То есть никакого упадка (из-за непрекращающихся конфликтов) экономика страны восходящего солнца не испытывала.

Но японская серебряная река заметно пересохла в последние пятнадцать лет XVII века. Причиной стало истощение рудников, а также падение спроса на китайский фарфор, вызванное созданием этой отрасли на островах и развитие в Японии местного шелководства.

Японцы сумели успешно провести госпрограмму импортозамещения ещё в XVII веке!


Наш мир был намного сложнее, чем его представляют школьные учебники. Он никогда не был полностью изолированным и замкнутым. И далеко не всегда вращался вокруг Европы.


Михаил Поликарпов


warhead.su

Также см. по теме: Загадка Писарро: как 168 конкистадоров подчинили себе империю инков

Показать полностью 2
692

Теперь всё ясно

xxx: кому просто не хватает ума на математику, химию, физику и биологию даже в объеме школьной программы.
yyy: химия проста, как конструктор лего. Почему её не знают? Потому что химия - это яды, бомбы, наркота и безработица. Я не хочу, чтобы соседка (которая на минуточку умудрилась взорвать кухню лишь при помощи утвари) знала как меня отравить, а алкаш снизу - как взорвать дом. Поэтому в школе химии учат хреново.

169

Ответ на пост «О тенденциях в сфере образования» 

Не ВУЗ конечно, но это ближе, чем кажется. В этом году у нас в Тольятти выдавали в одной школе вот такие аттестаты выпускникам. И да, директор всё подписала.

Ответ на пост «О тенденциях в сфере образования» Картинка с текстом, Образование, Аттестат, Школа, Ответ на пост
Ответ на пост «О тенденциях в сфере образования» Картинка с текстом, Образование, Аттестат, Школа, Ответ на пост
1221

Классное руководство. Первая неделя

После предыдущих постов набежало народу и почему-то до сих пор не отписалось. И раз такой расклад, выполню своё обещание.

Я педагог-организатор (массовик-затейник, по-простому) в Петербургской школе.
В этом году мне совершенно неожиданно дали классное руководство. Что из этого получилось после первой недели, я и расскажу.


Любой учебный год начинается с педсовета ещё в конце августа. Неладное я заподозрил, когда во время представления меня педагогическому коллективу, директор добавила, что я ещё и классный руководитель 7 "А".
Все шепотки в зале разом стихли, и мои, уже коллеги, повернулись и сочувственно на меня посмотрели.
Пара человек пробурчало что-то вроде: "Повезло", "Да уж", "Вот уж начало работы". Я напрягся.
Как потом выяснилось, мой класс является одним из самых сложных в школе. Проблемы в коллективе и проблемы с учебой - лишь неполный список всех прелестей.
Ладно, пляшем. И не таких обламывали.  В добавок ко всему, в школе около 3-4 детей состоящих на учете в ОДН (отдел по делам несовершеннолетних). Угадайте, в каком классе большинство из них?


🍁 1-ое сентября.
Для организаторов "День знаний" - время, когда ты распихивая детей, родителей и коллег носишься как угорелый туда-сюда. Стараясь не материться (дети же рядом), что кто-то что-то опять забыл или не принёс (и чаще всего ты сам).


Формат мероприятий в этом году, да и весь процесс учебы, очень сильно поменялся из-за ковида. На торжественной линейке разрешили присутствовать только 1 и 11 классам; процесс обучения же, тоже специфический: все сидят по классам и к ним приходят педагоги.
Учитывая то, что класс у меня ни разу не тихий, я немного переживал, что все будет излишне "весело".
Ладно. С детьми встретились, взаимную симпатию вроде испытали и довольно весело провели классный час (орг момент и прочая кутерьма). В конце, один из учеников подходит и спрашивает:
У - ученик
Я - я


У - А вы в CS играете? (Для тех, кто перерос игры - это мультиплеерный шутер с ОЧЕНЬ токсичным сообществом).
Я - Так уж сложилось, что да, играю, но редко.
У - Не зассыте 1 на 1 выйти?
Я - А ты не забыл с кем говоришь?
Парнишка стушевался, извинился и уже вежливее спросил, не сыграю ли я с ним. Честно говоря долго сомневался, но в итоге согласился, попробуем зайти с этой стороны. К тому же этот товарищ - один из "проблемных" в классе.
На следующий день, во время перетаскивания книг в одно лицо (детей нельзя просить, КОВИД ЖЕ!), разговорился с одной из учениц, с целью выведать информацию о классе и заодно об этом товарище побольше узнать. В целом, класс меня принял нормально и настороженно. Ученик же сам по себе громкий и наглый, но без перебора. Узнал пару фактов о нём, просто до кучи.


И так, час X настаёт и мы с ним играем пару игр, в которых он проигрывает. Всё.  "Респект" мне прилетел и он сказал, что могу на него рассчитывать. Никогда бы не подумал, что буду таким способом завоёвывать доверие детей, ну да ладно.


Следующим этапом был второй классный час в конце недели. Помимо организационных моментов и прочей не интересной фигни получил следующие итоги:
1. Свалило с классного часа без разрешения - 2 человека;
2. Единогласно приняли правила класса (предлагали дети и одно-два);
3. После поиграли в игры на сплочение и на знакомство (это больше для меня);
4. Отпустил тех, кто хотел убежать, остальные остались и сидели пели со мной под гитару.

🤔 В целом, стало уже понятно, что не так с классом. С классом проблемы у учителей, дети просто не привыкли, что в старшей школе всем на них насрать. Они пытаются каким-то образом взаимодействовать друг с другом, но в силу возраста и говнистости плохо справляются. А помочь им с этим предыдущий классный руководитель не догадался (или не понял).
Самое интересное, что стоило задать пару вопросов, касающихся именно детей и многие (не все), стали наперебой рассказывать о своих проблемах и переживаниях.
Да, не все ещё раскрылись и многие шумят, не слушают и выпендриваются, но это только начало, авось дальше будет проще.


🤦🏻‍♂️ Бонусная история:
Звонит мне вечером папа того самого ученика, с которым играли и спрашивает, зачем мы встречались с его ребёнком в 18:30. (К слову, отпустил их чуть позже 15:00).
Я в шоке, говорю, что кто-то явно сочиняет и отпустил их тогда-то, можно проверить по проходкам.
Папа извинился, и очень строгим голосом, не обещающим ничего хорошего сыну, попросил звонить или писать, если что-то странное будет творить его чадо.
Как оказалось, этот уникум очень хотел подольше погулять, сверх времени и придумал классную, как ему показалось, историю:
Якобы его вызвал директор и они с ним долго говорили, а потом встретился со мной, чтобы рассказать зачем его вызывали. На мой вопрос ему, "это что было и где ты голову в этот момент оставил?" ответить не смог и раз 100 извинился. 🤷🏻‍♂️


В общем, такие дела после первой недели моего первого классного руководства. Рулим дальше. А какие у вас забавные отмазки были в школе? :)

Показать полностью
163

Ответ на пост «К слову об учителях» 

У меня немного другая история была. Жил и учился в Туркменистане, был я в школе немного хулиганом и ленивым до учебы, хотя география и биология мне всегда нравились, да и литература мне легко давалась, а химия, физика и математика не очень. В 7 классе к нам пришла новая учительница по математике Козак Лилия Олеговна. Ребенка своего водила в сад, где воспитателем моя мать была. Не знаю как она меня раскусила, но взялась за меня конкретно. И занималась со мной, и матери на меня жаловалась, потом домой приходила с отцом разговаривать, даже на педсовет меня вызывала. Впоследствии случилось чудо и я начал все понимать в алгебре и геометрии)) Ниже 4 у меня оценки не было до окончания школы. Если вы Лилия Олеговна читаете это, то низкий Вам поклон!

109

Честные-Благородные газы!

Честные-Благородные газы! ЕГЭ, Образование, Химия, Наука, Научпоп, Школа, Газ, Длиннопост

Инертные газы — VIII группа, главная подгруппа элементов в П.С.Х.Э.. Все они одноатомные газы, с трудом вступающие в реакции с другими веществами. Потому что их внешние атомные оболочки являются энергетически стабильными, т.к. достигли максимального количества электронов возможного в периоде. Эти газы еще называют благородными или редкими.


Представители: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радиоактивный радон. Некоторые химики к ним причисляют и недавно открытый элемент — оганессон. Впрочем, он еще мало изучен, а теоретический анализ структуры атома предсказывает высокую вероятность того, что этот элемент будет твердым, а не газообразным.

На нашей планете благородные газы чаще всего встречаются в воздухе. Но также можно встретить и в воде, горных породах, природных газах и нефти.


Т.к. гелий является продуктом термоядерного синтеза звезд его много в космическом пространстве. Он является вторым по распространенности после водорода. В Солнце его почти 10%. Ученые считают, что атмосферы крупных планет включают в себя большое количество благородных газов.


Добывают их из сжиженного воздуха фракционным разделением (кроме гелия и радона). Гелий получают как сопутствующий продукт при добыче природного газа.

Свойства


Газы без цвета, запаха и вкуса. В воде плохо растворимы. Не горят и не поддерживают горение. Являются плохими теплопроводниками. Хорошо проводят ток и при обладают характерным для каждого цветом свечения. Практически не реагируют с металлами, кислородом, кислотами, щелочами, органическими веществами. Химическая активность растет по мере увеличения атомной массы (зависит от давления созданного для проведения данной реакции_.


Гелий и неон вступают в реакции только при определенных, как правило, очень сложных условиях; для ксенона, криптона и радона удалось создать достаточно «мягкие» условия, при которых они реагируют, например, со фтором. В настоящее время химики получили несколько сотен соединений ксенона, криптона, радона: оксиды, кислоты, соли. Большая часть соединений ксенона и криптона получают из их фторидов. Скажем, чтобы получить ксенонат калия, сначала растворяют фторид ксенона в воде. К полученной кислоте добавляю гидроксид калия и тогда уже получают искомую соль ксенона. Аналогично получают ксенонаты бария и натрия.

Инертные газы не ядовиты, но способны вытеснять кислород из воздуха, понижая его концентрацию до смертельно низкого уровня.


Смеси тяжелых благородных газов с кислородом оказывают на человека наркотическое воздействие, поэтому при работе с ними следует использовать средства защиты и строго следить за составом воздуха в помещении.


Применение

В газовой и газово-дуговой сварке в металлургии, строительстве, автостроении, машиностроении, коммунальной сфере и пр. Для получения сверхчистых металлов.

Нерадиоактивные благородные газы применяются в цветных газоразрядных трубках, часто используемых в уличных вывесках и рекламе, а также в лампах дневного света и лампах для загара.

Гелий

Жидкий гелий — самая холодная жидкость на планете (кипит при +4,2 °К), востребована для исследований при сверхнизких температурах, для создания эффекта сверхпроводимости в электромагнитах, например, ядерных ускорителей, аппаратов МРТ (магнитно-резонансной томографии).

Гелий-газ применяют в смесях для дыхания в аквалангах. Он не вызывает наркотического отравления на больших глубинах и кессонной болезни при подъеме на поверхность.


Так как он значительно легче воздуха, им заполняют дирижабли, воздушные шары, зонды. К тому же он не горит и гораздо безопаснее ранее использовавшегося водорода.


Гелий отличается высокой проницаемостью — на этом свойстве основаны приборы поиска течи в системах, работающих при низком или высоком давлении.

Смесь гелия с кислородом применяется в медицине для лечения болезней органов дыхания.


Неон

Применяется в радиолампах. Смесь неона и гелия — рабочая среда в газовых лазерах.

Жидкий неон используется для охлаждения, он обладает в 40 раз лучшими охлаждающими свойствами, чем жидкий гелий, и в три раза лучшими, чем жидкий водород.


Аргон

Аргон широко применяется из-за своей низкой стоимости. Его используют для создания инертной атмосферы при манипуляциях с цветными, щелочными металлами, жидкой сталью; в люминесцентных и электрических лампах. Аргоновая сварка стала новым словом в технологии резки и сварки тугоплавких металлов.

Считается лучшим вариантом для заполнения гидрокостюмов.

Радиоактивный изотоп аргона применяется для проверки систем вентиляции.


Криптон и ксенон

Криптон (как и аргон) обладает очень низкой теплопроводностью, из-за чего используется для заполнения стеклопакетов.

Криптоном заполняют криптоновые лампы, используют в лазерах.


Ксеноном заполняют ксеноновые лампы для прожекторов и кинопроекторов. Его используют в рентгеноскопии головного мозга и кишечника.

Соединения ксенона и криптона со фтором являются сильными окислителями.


Радон

Применяется в научных целях; в медицине, металлургии.


Будьте благородными!  С наилучшими пожеланиями искренне Ваш - #БородатыйХимик! Счастья, здоровья, любви, процветания!

Показать полностью
683

Ответ Kordat в «Распределение в школе» 

Это глубочайшая ошибка образования 90-х.

У нас в школе были классы от А до Г.

И, действительно, А и Б были элитными, остальные- бараны.

Так вот несколько человек из потока оказались в Г ( я в том числе), причём наш уровень знаний, усваиваемости и прочие показатели превышали данные ребят в А и Б.

А мы и не рвались в А или Б, потому что в Г можно было получать отличные оценки особо не напрягаясь. Да и выглядели мы как топ класса.

Но после того, как мы разорвали 3 олимпиады ( географию, информатику и математику), нас всеми силами пытались запихнуть ( и запихнули в Б).

А мы упирались.

И это не наша лень была, а недоработка учителей, которые проводили такую сортировку, а так же не объясняли нам, детям, почему важно быть там, где дают информации больше,  чем в других классах.

Хотя наши отличные оценки не давали покоя многим.

Ну и в финале из моих 4-х друзей 2-е получили золотые медали.

373

Все для изучения физики в школе

Подрабатываю репетитором.

Начался новый учебный год, поэтому вопрос образования стоит сейчас остро. Вот подборка книг, которые помогут при освоении физики. Большую часть из них я уже советовал, но почему бы не напомнить.

1. Учебники.

1.1 Г. Я. Мякишев - учебники для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровня, 10-11 класс.

При проведении занятий я во многих случаях опираюсь именно на Мякишева, потому что его книги написаны хорошо, информация представлена полноценно и доступно, примеров приведено достатошное количество. Короче, что и говорить - книги практически идеальные!

Упертым или более продвинутым ребятам рекомендую обратить внимание именно на учебники профильного уровня, которых целых 5 штук - Механика, Молекулярная физика и Термодинамика, Электродинамика, Колебания и волны, Оптика и Квантовая физика. Сдающим ЕГЭ - обязательно прочесть все!

Остальным рекомендую его учебник базового уровня для 10 и 11 класса.

1.2 А. В. Перышкин - учебники для общеобразовательных учреждений базового уровня, 7 - 9 класс.
Знаете, есть вот вино, которое чем старше - тем лучше. Вот с Перышкиным точно так же. Все его новые переиздания - жуткое дело, которое в руки лучше не брать. А вот книги, выпущенные в прошлом столетии, написаны великолепно. Короче, чем старше книгу Перышкина найдете - тем лучше.

Эти учебники подходят для начального уровня, и для продвинутых товарищей их будет маловато. Но в качестве трамплина в мир физики они идеальны.

1.3 Г. С. Ландсберг - элементарный учебник физики в трех томах.

Удивительно, но сам я узнал про эту книгу уже в институте.
Знаете, если Перышкин - бутерброд с чаем, Мякишев - первое, второе и компот, то Ландсберг - это обед, когда ты с голодухи забежал в кафешку, назаказал себе тонну еды и сидишь, не можешь в себя все впихнуть. И все такое еще, блин, вкусное!

Если уйти от метафор, то в учебниках Ландсберга содержится огромное количество дополнительной информации об устройстве нашего мира и это чрезвычайно полезно и интересно для тех, кто хочет не только кучу баллов на ЕГЭ набрать, но еще и что-то рубить в физике.

Собственно, в этом же и заключается главный минус книг Ландсберга - учебники по 600 страниц могут отпугивать учеников.

Резюме: для начального уровня - Перышкин, для ЕГЭ и института - Мякишев, для мощной подготовки - Ландсберг. В идеале, конечно, прочитать все эти учебники.

2. Задачники


2.1 А. И. Черноуцан - Физика. Задачи с ответами и решениями.
Имхо - идеальный задачник, потому что все задачи в нем нетривиальны, приведено множество задач с решениями, и есть множество задач исключительно с ответами. Идеально. Показали, как ломать голову, и предложили поломать самому. Плюс ко всему в задачнике представлены задачи из всех разделов физики. Решать, бояться, не отвлекаться - рекомендую всем!

2.2 Б. Ю. Коган - Задачи по физике. Пособие для учителей.

Коган от Черноуцана отличается двумя вещами. Во-первых, здесь нет задач для самостоятельного решения, все задачи решены. Однако никто не мешает не смотреть решение задачи в конце и решать самому. Во-вторых, этот задачник значительно меньше. Во всем остальном же - точно такая же прекрасная книга.

Бонусом здесь содержатся необычные методы и подходы к решению задач, которые школьникам обычно не рассказывают. Рекомендую, 10/10 и почему нельзя переехать жить в задачник по физике?!

2.3. Л. А. Кирик - Задачи по физике.

Легендарный задачник. Один из его огромных плюсов - разделение задач на уровни. Не можешь решать высокий уровень? Спустись до среднего. Не можешь решать средний уровень? Спустись до легкого. Не можешь решать легкий? Ну, эээ, как бы... Следующий вопрос!

Задачник в том числе неплохо подойдет олимпиадникам - часть задач специально под это заточены.

Огромный плюс для учителя и огромный минус для ученика - решения к большинству задач вы вряд ли найдете даже в Интернете. Вот так вот.

Помимо этого задачника рекомендую Самостоятельные и контрольные работы для 7-11 классов тоже от Кирика. На них отлично отрабатывается решение именно базовых задач.


2.4 М. И. Бакунов, С. Б. Бирагов - Олимпиадные задачи по физике.

Собираетесь сдавать ЕГЭ и не обращаете внимание на олимпиады? А вот зря! Даже если вам не суждено стать великим олимпиадником, решение олимпиадных задач очень сильно разминает мозг. Нелинейность задач чрезвычайно полезна. Вы уверены, что умеете пользоваться ЗСЭ? Проверьте себя с помощью этой книги.

Ну, а для олимпиадников эта книга строго прописана.

Резюме: разбирайте методы решения задач по Черноуцану и Когану, тренируйтесь на Кирике, шлифуйте Бакуновым и Бираговым.

Конечно, есть еще тонны полезных и интересных книг, но лично для меня основу составляют именно эти книги. Про остальные - в другой раз. Ссылка на архив.

Если остались вопросы - alexjuriev3142@gmail.com

P.S. Нужна такая подборка по математике?..

Показать полностью
105

Как менялась школьная форма в России

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Очень часто слышал такие разговоры, что форма советского школьника была чуть ли не «тюремной робой» и хорошо, что от нее избавились. А мне нравилась школьная форма. Она была прочной и практичной. Что только мы в ней не вытворяли и носилась она очень долго, что было важно в те времена.

Когда все начали одеваться кто во что горазд стало уже «что то не то». Вспомним как менялась форма…


Начало XX века

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Первая школьная форма появилась в российских гимназиях в 1834 году. Мальчики и юноши носили мундир, похожий на военный, а девочкам и барышням полагалось три комплекта форменных платьев: ежедневно они носили темно-коричневое платье в пол с длинными рукавами и небольшим черным фартуком. В праздники полагалось украсить платье белым фартуком и кружевным воротничком. В выходные дни гимназистка должна была носить платье похожего покроя, но определенного цвета: ученицы младших классов — темно-синее, девочки старше 12 лет — сине-зеленое, а выпускницы — коричневое.

В 1918 году школьная форма была отменена: в стране, пережившей революцию, просто не было средств на то, чтобы обеспечить всех детей формой, к тому же в советской стране, в отличие от советской империи, образование полагалось всем, а не только детям из зажиточных семей. Школьная форма была объявлена пережитком прошлого и символом несвободы, и от нее отказались.

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Сороковые — возвращение формы

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Школьная форма вернулась только после Великой отечественной войны, в 1948 году. Тогда был издан указ, согласно которому все школьники обязаны были носить форменную одежду. Форма, по сути, ничем не отличалась от формы гимназистов: мальчики снова оделись в гимнастерки, а девочки — в платья с фартуками. Но платья стали короче, зато белый фартук можно было надевать чаще.

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Шестидесятые

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

В шестидесятых годах школьная форма наконец перестала напоминать форму военного образца: мальчики сменили гимнастерки на костюм, а платья девочек стали еще короче. По сути, длина платьев старшеклассниц ничем не отличалась от модных в то время мини-юбок. Фартуки по-прежнему были обязательными, а вот в прическах появилось разнообразие: если раньше школьницам полагалось носить только косы, то теперь позволялось делать модельные стрижки и даже носить украшения.


Восьмидесятые

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост
Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

На первый взгляд, все осталось по-прежнему: мальчики в синих костюмах, девочки — в коричневых платьях с белыми или черными фартуками. Но это правило отныне было справедливо только для младшей школы. А для старшеклассниц появились темно-синие костюмы-тройки: юбка, жилет и жакет. Эту форму было трудно достать, но некоторым девушкам все же повезло сменить надоевшее укороченное платье гимназистки на взрослый и модный костюм.

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост
Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Девяностые

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост
Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост
Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

В 1992 году школьная форма вновь была отменена и снова по тому же поводу: считалось, что она символизирует несвободу и рабское положение школьников. В некоторых школах в это время существовал негласный дресс-код, который регламентировал стиль, но в целом школьницам и школьникам по всей стране разрешалось носить джинсы и футболки. Запрещались, как правило, только слишком короткие юбки, глубокие декольте и прозрачные блузки. Во всем остальном школьники, особенно старшеклассницы, позволяли себе полную свободу. Включая туфли на шпильках.


Нулевые и наше время

Как менялась школьная форма в России Школа, Форма, Школьная форма, История, Интересное, Россия, СССР, Длиннопост

Сегодня у каждой школы в России есть своя форма. Общей и обязательной является только рекомендация придерживаться делового стиля, поэтому мальчики из младших классов носят костюмы, а девочки — форменные сарафаны или юбки с жилетами, чаще всего — в клетку. Старшеклассники в большинстве своем форму не носят.

источник

Показать полностью 12
40

Первое сентября. Старые открытки

Открытки 1950-80 гг, из личной коллекции.

Минутка ностальгии)  Белоснежный фартук и кружевные воротничок и манжеты, пышные банты, белые гольфы с помпончиками... Астры! Или гладиолусы) До сих пор люблю эти простые, непритязательные цветы.

А новенькие, пахнущие типографской краской, учебники! Или, что тоже приятно вспоминается, - учебники из библиотеки, где на последней странице в специальной табличке вписаны фамилии предыдущих владельцев учебника... такая связь поколений)

А тетрадки! в клеточку, в линеечку... сразу заглянуть - есть ли промокашка?! Ко времени моей учёбы в школе уже не писали чернилами, в промокашках не было необходимости, но иногда они всё же попадались в тетрадях. Очень нравились своей фактурой.

Первое сентября на открытках Владимира Зарубина:

Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост

Открытки 1950-60 гг

Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост

Открытки 1970-х

Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост
Первое сентября. Старые открытки Открытка, СССР, Школа, 1 сентября, Коллекция, Длиннопост

Открытки из 1980-х выложу в комментрариях.

Кто родом из СССР, вспомнили какие-либо их этих открыток? Поделитесь впечатлениями)

Показать полностью 8
279

День знаний в заброшенной школе

День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост

Локальная реализация мечты многих школьников - двери в учебное заведение закрыты на 1 сентября, и никогда не будут открыты снова.


Источник - https://www.instagram.com/sergey_root/

День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
День знаний в заброшенной школе Заброшенное, Школа, СССР, Развал СССР, Россия, Длиннопост
Показать полностью 8
1753

Школьники-бомбисты

И снова история из детства. Мне было лет 10, брату, соответственно, 14. В том году у него только-только началась химия в школе и тут же он стал прямо обожать этот предмет. За что был допущен к лабораторным опытам после уроков, куда ходили наиболее ярые любители «похимичить». Учительница была замечательная, свой предмет знала и любила, и потому и проводила такие вот постуроковые сборища, в следствии чего ученики нашей школы занимали ведущие места на межшкольных олимпиадах.

Итак, мой брат где-то надыбал рецепт по изготовлению какой-то взрывчатки. То ли динамита, то ли пластида, то ли еще чего, ну и конечно же загорелся идеей – надо сделать! Приходит он со списком необходимых веществ к учительнице, и просит – можно ли взять?

Она список посмотрела, говорит:

- Взрывчатку сделать хочешь? Не дам.

Ладно, засел мой брат за учебники, в библиотеке сидел, разложил все необходимые элементы на более сложное их получение, короче список разросся раза в три. Приходит снова к учительнице, дает ей новый список:

- Можно?

Она список посмотрела, отвечает:

- Взрывчатку хочешь сделать? Не дам. Но! Молодец, теорию хорошо знаешь. Пять за четверть.

Расстроился мой брат, и с горя, ну зря что ли учебники столь истово шерстил, решил сделать термит. Там много проще, алюминиевую пудру выпросили у школьного слесаря Руденко, типа для покраски чего-то там.

Сделал брат термит, и решили мы его забубенить, проверить – как горит? Ничего лучшего не придумали, как провести испытания на балконе у бабушки (она в гости с дедушкой ушла, а мы одни остались). Очень хорошо, что балконная плита у них не была застелена досками. Взяли мы железную миску, насыпали туда смесь, за и запалили… Идиоты… малолетние идиоты.

Миску смесь прожгла на раз, огонь вцепился в бетон, а мы стояли, в ужасе, и молили небо, чтобы ничего больше не вспыхнуло. На бетоне, кстати, знатный след горения остался, крошился потом там бетон за нефиг нафиг.

Получили должную порцию ременного внушения от бабушки с дедушкой по их возвращению. Ну а брат так и был отличником по химии до окончания школы.

513

Чёткая физика: Улучшил качество советского научно-популярного фильма "Физика в половине десятого"

Всем привет!


Меня давненько просили улучшить данный научно-популярный фильм он давненько лежит у меня на харде обработанный, но я все не решался его выложить, так как качество хоть и стало лучше, но не настолько, чтобы этим можно было хвастаться.


Но тем не менее решил выложить, ибо фильм действительно хорош! Он был снят в 1971 году Семеном Райтбуртом, а в его съемках приняли участие мэтры советского кинематографа! Очень доступное объяснение некоторых основ физики.


Как и говорил, немного обработал картинку - убрал некоторые помехи, чутка добавил четкости, а также поработал над звуковой дорожкой убрав шумы и треск. Где-то хорошо получилось, где-то не очень, поэтому сильно больших успехов не ждите.


Добавить в коллекцию можно используя 🚀Телеграм: https://t.me/okte4


Ютуб-канал: http://www.youtube.com/channel/UCl0Q3PGfV81qUpX4Bg7GrLg


Буду рад каждому!

433

Ответ на пост «Дьявол из четвертого класса» 

Во времена моей молодости , когда трава была зеленее а деревья выше, попал я в ПТУ  для не особо одаренных детей, так вот.

В параллельной группе был типок который подходил на перемене с деловым предложением Продай душу, и если его просто посылали, то улыбался и шел дальше, но были и такие кто начинал торговаться и судя по папке с расписками бизнес у Типка шел, душу оценяли от пачки сигарет и бутылки водки до 10 долларов. А у одного пацанчика покупать отказался. Тогда я смотрел на этот зоопарк у угорал, а теперь как-то все это криповато выглядит.

И да расписку требовал я токойто продаю душу,  дата, подпись.

3039

Дьявол из четвертого класса

История давняя. Учился я тогда в классе четвертом.

Пришел в школу Костик, мой товарищ, а заодно и сопартник, с новой игрушкой – железным БТРом, крашеным в зеленый цвет. Классная игрушка. И Макс, наш мажор, тут же насел на него: «Где брали, почем?»

- Из Тулы привезли. Тут таких нету.

- За сколько отдашь? – Макс мог так задолбывать в течении недели, а то и больше. Что, родаки при деньгах, на карманные расходы получал в день столько, сколько у обычных детей и на дне рождения в руках не бывало. Костик эту его привычку знал, и поэтому сделал ход конем.

- Не продам. Поменяю на душу.

- На душу? Ты дурак?

- Нет. Не хочешь меняться, так и скажи.

Поменялись. Причем без документов – расписок, подписанных кровью, договоров и прочей мути. Докапываюсь до него:

- Костька, ты что, дурак что ли совсем? Ты ж ему подарил выходит как этот броневик.

- Ничего, все нормально будет.

На следующий день Макс пытался вернуть броневик, но Костя отказался, сказал, что душа – ценнее будет. Был, в попытке как то умаслить ситуацию, даром накормлен мороженным, ну и мне, с широкого барского плеча заказал дареную мороженку. Макс стерпел, оплатил.

На следующий уже день Макс предлагал вернуть и БТР и набор солдатиков сверху. Костик воротил нос. Я докапывался:

- Чего не берешь? Круто же!

- Мне чужого не надо.

- А что надо?

- Проучить.

После выходных в школу вместе с зареванным Максом явилась его бабушка, выцепила Костю, зажала в углу. Там был диалог, который мы не слышали, по окончанию диалога Костик вернулся со своим БТРом и хитрой ухмылкой.

- Что было? – накинулся я.

- Требовали вернуть душу, предлагали деньги и броневик вернуть. Броневик вот – забрал.

- А душу?

- Сказал, что вернул.

Когда начался урок, Костик вырвал страницу из черновика и быстро написал в ней что-то и по партам передал Максу. Тот прочел и оглянулся испуганно. А после уже до Костика никогда не докапывался, даже, как бы сказать получше - лизоблюдствовал пред ним, по другому не назовешь. Да и вообще – перестал в классе играть в купи продай.

Я спрашивал у Кости, что там было написано. А написано было вот что:

«А ты уверен, что я вернул?»

37

Котлеты «Школьные». Рецепт родом из СССР

Котлеты «Школьные». Рецепт родом из СССР Котлеты, Рецепт, Кулинария, СССР, Сделано в СССР, Школа

Стоили они тогда 11 копеек.

Сочные с румяной корочкой котлеты «Школьные» не оставили советских школьников равнодушными. Рецепт родом из СССР – все вкусно и просто по ГОСТу.

Для приготовления:

Фарш: 600 г

Хлеб ржаной: 1/2 бул.

Лук: 1 шт.

Чеснок: 3 зуб.

Вода: 350 мл

Соль: 1/2 ч. л.

Специи: по вкусу

150 мл воды поставить в морозилку.

У хлеба срезать корки, нарубить мякоть на крупные квадраты и залить 200 мл воды, оставить на 15-20 минут.

Корочки подсушить в духовке 10 минут и измельчить на блендере или мясорубкой – это будет панировка для котлет.

Лук и чеснок измельчить, мякоть хлеба размять вилкой или пропустить через мясорубку (блендер).

Смешать все ингредиенты, посолить и влить 150 мл ледяной воды – тщательно вымешивать фарш в течение 5 минут.

Сформировать котлеты, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковороде до румяной корочки.

После смазать противень растительным маслом, выложить обжаренные котлетки и довести до готовности в духовке 15 минут. Этап с обжаркой на сковородке можно пропустить и готовить котлеты «Школьные» сразу в духовке – и полезнее, и корочка будет не менее румяной и хрустящей.

Совет для лучших котлет:

На 1 кг фарша добавить 1 ч. л. соды – котлетки будут нежными и пышными.

Сочности котлетам дают не только лук и вода, но и кабачок, капуста или сельдерей.

Вместо хлеба в фарш можно добавить панировочные сухари – вкус будет ярче.

200 г творога на 1 кг мяса – получатся нежные котлеты с приятным сливочным привкусом.

В фарш добавить не сырые, а жаренные лук и чеснок – котлетки станут особенно ароматными и вкусными.


Источник: https://pokatim.ru/na-obed/45989

Показать полностью
404

Чёткий гироскоп: Улучшил качество советского научно-популярного фильма

И снова здравствуйте!


В ряду научно-популярных фильмов прибыло! На этот раз я улучшил качество советского фильма про гироскоп и его применение, снятого в 1979 году киевской студией.


Немного стабилизировал видеоряд, так как картинка исходника "прыгала" плюс немного убрал мелкую пыль и помехи, а также улучшил четкость картинки. Ну и над звуком немного поработал.


Если хочется глянуть Ч/Б версию, она лежит в телеграм: 🚀Телеграм: https://t.me/okte4


🎦Ютуб-канал: http://www.youtube.com/channel/UCl0Q3PGfV81qUpX4Bg7GrLg


Буду рад каждому!

356

Советские жёсткие диски

Основными разработчиками жёстких дисков для ПК в СССР были НИИТОП (Нижний Новгород и Ростов-на-Дону), НИИВТ (Пенза), НИИ "Микротехника" (Ростов-на-Дону), литовское ПО "Сигма". Производство велось на Горьковском опытном заводе НИИТОП, Ростовском заводе "Скиф", Паневежском заводе точной механики, Бориспольском заводе "Прометей", Киевском ПО "Электронмаш"(?). Планировалось также наладить выпуск НЖМД на Пензенском заводе вычислительной техники, Костромском электромеханическом заводе и Волжском заводе электронно-вычислительной техники, однако закупленное для этого оборудование и оснащённые по последнему слову техники цеха так практически и не побывали в деле и были разгромлены в начале 90-ых годов.

На сегодня известны следующие модели советских жёстких дисков для ПК: МС 5401 (объём 5 Мб), МС 5402 (10 Мб), МС 5405 (20 Мб), МС 5406 (10 Мб), МС 5408 (20 Мб), МС 5410 (20 Мб), С 001 (20 Мб), С002 (20 Мб), СМ 5514 (23 Мб), ЕС5313 (25 Мб). Все модели, кроме МС 5408 и МС 5410, имели двойную высоту; МС 5408 и МС 5410 были одинарной высоты (как современный CD-ROM). Интерфейс жёстких дисков был совместим со стандартом ST-506, система записи MFM. Наиболее ранние из известных экземпляров НЖМД датированы 1986-ым годом, наиболее поздние - 1995-ым. Помимо советских НЖМД, в отечественные компьютеры устанавливались накопители производства Болгарии (обычно ЕС5300, ёмкость 5МБ, двойная высота и СМ 5508, ёмкость 10 Мб, двойная высота) и США (Seagate ST-225, 20 Мб, одинарная высота). На закате СССР в Белорусси и Украине были разработаны и серийно выпускались контроллеры НЖМД стандарта IDE; самих IDE-жёстких дисков создать, по-видимому, не успели.

Ниже вы можете видеть фотографии моделей МС 5405 (1990 год) и МС 5410 (1991 и 1995 годы).

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск МС 5405 (справа для сравнения жёсткий диск современного форм-фактора 3,5")

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск МС 5405 (вид справа)

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск МС 5405 (вид снизу)

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск МС 5405 (вид сзади)

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск МС 5410 1991-ого года

(слева для сравнения америаканский жёсткий диск "Magnetic Peripherals",

а справа жёсткий диск современного форм-фактора 3,5")

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост
Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост
Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост
Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Плата 1991-ого года

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Плата 1995-ого года

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Жёсткий диск 1995-ого года оснащён штыревыми разъёмы.

Советские жёсткие диски СССР, Компьютер, Длиннопост

Контроллер IDE жёсткого диска и флоппи-дисковода из компьютера ЕС1849

Ссылка на источник

Показать полностью 11
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: