6

Инфляция как налог на бедность и парадокс Гриффена

Инфляция как налог на бедность и парадокс Гриффена Инфляция, Экономика, Деньги, Финансы, Налоги, Рост цен, Длиннопост, Кот

От инфляции больше всего страдают малообеспеченные котики. Большая часть их доходов уходит на жизненно необходимые товары (дешевый корм и наполнитель для туалета). Бедные котики не тратятся на новые телевизоры, автомобили, телефоны и игровые приставки. Главное - прокормить себя и свою семью.

Другими словами, основную часть потребительской корзины бедного котика составляют продовольственные товары, инфляция на которые растет сильнее всего.

Согласно данным Росстата, продовольственные товары в РФ в декабре 2024 года подорожали на 2,60%, а в целом за 2024 год - на 11,05% (после роста на 8,16% в 2023 году)... Рост цен на непродовольственные товары в декабре 2024 года равнялся 0,81%, а за 2024 год - 6,12% (5,96% в 2023 году)...

Интерфакс

У обеспеченных котиков есть возможность сократить потребление или переключиться на другой товар. Например, перестать пить кофе в Шоколаднице, покупать корм подешевле, отложить покупку нового телевизора. Бедные котики, которые уже максимально затянули пояса, - лишены такой возможности.

Обеспеченные котики даже могут заработать во время высокой инфляции. Например, в январе 2024 года средневзвешенная банковская ставка по вкладам впервые стала выше субъективных оценок ожидаемой инфляции, а с апреля опередила и оценки официальной инфляции.

Инфляция как налог на бедность и парадокс Гриффена Инфляция, Экономика, Деньги, Финансы, Налоги, Рост цен, Длиннопост, Кот

За 2024 год номинальный объем покупок товаров и услуг увеличился на 10 трлн рублей, а объем средств граждан на банковских счетах и депозитах вырос на 12 трлн рублей. Всего в российских банках сейчас 70 трлн. рублей. Подробнее можно прочитать здесь.

Другими словами сберегать стало выгоднее, чем тратить. Только как рассказать об этом котику, который живет от зарплаты до зарплаты, и все его свободные средства уходят на еду, цены на которую подорожали?

Парадокс Гриффена

В середине 19 века английский экономист Роберт Гиффен заметил, что “чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали”.  Тезис противоречит общей теории спроса и предложения.

Если цена товара растет, значит продукт пользуется повышенным спросом. Реагируя на цену, часть потребителей должна отказаться от покупки хлеба. Спрос и предложение уравновесят друг друга. Почему тогда рост цен на хлеб приводил к увеличению спроса на этот продукт?

Все дело в контексте. Хлеб в Англии 19 века был главным продуктом для бедных слоев населения. Он занимал важное место в их потребительской корзине.

Когда хлеб дорожал, общая покупательная способность бедняков падала. Они были вынуждены отказаться от покупки товаров, которые были дороже хлеба. Денег на мясо и фрукты больше не хватало. Чтобы не умереть с голоду, приходилось покупать еще больше хлеба. Спрос рос, что приводило к увеличению цены.

Бедняки в Англии 19 века не могли отказаться от хлеба, даже если он дорожал. Этот товар был необходим для выживания. Поэтому инфляция страшнее всего для самых бедных котиков. Такие котики уже максимально затянули пояса. Они не могут просто изменить свою потребительскую корзину, а любой рост цен отражается на их общей покупательной способности.

Бедные котики не могут отказаться от дешевого корма. В результате, цена на него растет не только из-за инфляции, но и в результате роста спроса на этот продукт.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме