Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне)

В науке есть несколько теорий относительно прародины славян. Это, например, теория археолога Марка Щукина (1937-2008) о славянской колыбели в Полесье или же помещение этой самой прародины в Центральную Европу - Паннонию (С.Назин) и Дунайский регион (Флорин Курта). Сегодня же мы поговорим о Именьковской культуре (4-7 веков н.э. ) в Среднем Поволжье.

Почему уместнее использовать термин пара-славяне (Греческая приставка Пара- имеет значение "возле, около")? Потому что в формировании ее ядра принял участие массив населения, который являлся отдельной ветвью славян (или балто-славян). Специалист по уральским народам В. В. Напольских на основании земледельческих заимствований в финно-пермских языках построил вот такую схему языка именьковцев.

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

Однако, сразу оговорюсь, что культура формировалась из нескольких компонентов - то есть была полиэтничной (Сташенков 2005-2006). По мнению Н.П. Салугиной в именьковской заметны 3 компонента: местное (постгородецкое), пришлое с запада (около-славянское) и пришлое иранское. Другое дело, что значительная часть исследователей культуры видят в огромной части населения именно славян (Матвеева, Седов, Кляшторный, Старостин, Богачев).

Территория: Бассейн Волги (Самарская область, а также Ульяновская, Оренбургская, Саратовская + иногда причисляют группы поселений в Татарстане, Удмуртии, Мордовии, Чувашии)

В 1956-м В.Ф. Генинг впервые ввёл в историографию термин «именьковская культура», которую он предложил датировать 3-9 вв. Сначала учёный считал население финно-язычными народами, (Генинг, 1959. С. 208), а потом высказал гипотезу об их тюркском происхождении. В 70-е тюркскую атрибуцию отстаивал А.Х. Халиков (Халиков, 1971). В 1964 П.Д. Степанов высказал гипотезу о венгерской этнической, однако аргументация его коллегам показалась слабой. Серьезное изучение культуры относится к 60-80-м годам прошлого века, и большую роль в процессе сыграла Г.И.Матвеева. А.П. Смирнов (1962) заметил, что Рождественский могильник в Татарской АССР и бескурганный могильник у с.Волынцево Сумской области (Украина) очень похожи по многим факторам. В 1967-м П.Н. Старостин заключил, что значительную роль в формировании памятников сыграло не местное финно-пермское население, а пришлое - восточное. С появлением нового массива данных он признал правоту славянской атрибуции (1986).

Археолог В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар (булгар) большинство "именьковцев" ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры 8 - начала 9 века н.э., в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности - на развитие земледелия. Его выводы поддержали Приходнюк и Матвеева.

Получается, именьковцы, как и Бильбо Бэггинс сходили "туда и обратно". Они сформировались на основе восточных памятников после распада Зарубинецкой культуры (балты и бастарны), пожив в Поволжье, они вернулись на Днепр. Учитывая то, что они влились в славянскую Волынцевскую культуру "гладко", различия были не такими заметными. Судя по всему, именно эти переселенцы принесли в район Киева гончарный круг (Моця 1987).

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

О самоназвании именьковцев

Летописи знают в Днепровском Левобережье славянское племя северян - название Северская Земля оставалось за регионом Десны и Сейма вплоть до 16-17 века (Рыбаков 1974). В 1999-м Седов высказал идею, что "именьковцы" называли себя северянами и принесли этот этноним с востока. Есть идея Гумилева о том, что северяне - это савиры, сувары. Гипотеза Макса Фасмера о том, что племя получило название, потому что в отдельный момент было самым северным подтверждается лишь одним известием. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (2000) указали, что этноним - это иранское слово savaya*. Славяне-волынцевцы действительно могли быть в ареале влияния тех же алан, находясь под властью Росского каганата. Интересно, что вторая "иранская" версия (Топоров, Трубачев) связывает название рек Сев, Сава с иранским *seu - черный. По данным Майорова (2006) у кочевых и полукочевых народов черный цвет традиционно связывался с севером. Иное племя балканских "северян" могло получить название от слова "severi" - дикие (Яйленко 1986).

По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об "ас-сакалиба"-славянах, живущих на Волге.

Вернемся к упоминанию северян в летописи. Повесть временных лет гласит: "кривичи же сЕдят на верх Волги, и на верх Двины и на верх Днепра. Ихже град есть Смоленск. Туда бо сЕдят Кривичи. Также Северъ от нихъ." Летописец намекает, что северяне вышли из общности кривичей, однако никаких археологических или иных доказательств этому нет. К тому же, к моменту написания этих строк общности явно успели сформироваться.

Спасибо письму хазаров

В одном варианте письма хазарского царя Иосифа имеется перечисления народов у берегов Волги (Атиля). Тамм живут 9 народов, которые не поддаются точному распознанию и которым нет числа (но при этом, хазарский каган хвастается, что они платят ему дань). Среди этих народов: Бутасы, Булгары, Черемисы, Арису (эрзяне, или удмурты), В.н.н.тир (оногуры, или же славяне-вятичи), а также загадочные С.В.Р. м С.Л.ВИЮН.

Е.С. Галкина предположила, что речь о двух группах сувар, описанных у Ибн Фадлана. Однако, такие группы были у разных народов. Неужели они были настолько разными, чтобы удостоиться разных этнонимов в глазах хазар? Есть версия, что это наименование "*север" по отношению к тем, кто жил на тот момент на Поволжских землях именьковцев, хотя их масса ушла на Днепр.

Позже в ареале именьковской культуры появляется Волжская Булгария - кочевники-булгары ассимилируют местное финно-язычное и пост-именьковское население и перенимают от него традиции земледелия

Формирование культуры и ранний этап

1) Ранне-именьковские памятники Самарской Луки.

Сама́рская Лука́ — самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. Омывается водами Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Огибает Жигулёвскую возвышенность.

60 памятников 4-7 веков. Основой для формирования развитой именьковской культуры было именно население, оставившее  памятники на Самарской Луке.

Поселения ранней группы не укрепленные, расположены они преимущественно на первой террасе небольших стариц или притоков Волги и отличаются сравнительно большой площадью (от 1,5 до 10 га)

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

Население: пара-славяне с включением племен сарматского круга. С сарматами связаны находки антропоморфных амулетов, литейной формы для отливки зеркала сарматского типа из Новинковского V селища. В археологических комплексах другого типа - городище Лбище тоже фиксируется не только западный праславянский, но и сарматский компоненты. Интересно и существование рядом с именьковцами могильников гуннов 3-4 веков, но об этом позже.

Датировка по остаткам угля в горне из Новинковского селища - 280 г.н.э. (+-50 лет). По мнению В.В.Кондрашина, анализировавшего кузнечные изделия Выползовского селища, технология изготовления кузнечной продукции выглядит довольно примитивной и отличается от традиций именьковских кузнецов из районов (Кондрашин, 2001)

Избранная литература:
1) Проблема этнической атрибуции носителей именьковской культуры в науке 1950-х – 2000-х годов. М.Жих. // Вояджер: мир и человек. 2016. № 6
2) Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981
3) В. В. Напольских Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в сер. I тыс. н. э. // Славяноведение. — 2006. — № 2. — С. 3−19.
4) Д.А. Сташенков Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I–V вв. н.э. М., 2005
5) Вязов Л.А., Семыкин Ю.А. Городище и селище Новая Беденьга: эпоха Великого переселения народов в Ульяновском Поволжье. Ульяновск, 2016

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

От именьковцев не осталось письменных памятников по этому их отношение к про- пара- славянам просто спекуляция...

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вы можете почитать мои посты о археологических культурах на территории России, там всё расписано об атрибуции бесписьменных культур.
6
Автор поста оценил этот комментарий
Письменных памятников не осталось от многих культур, но это не является препятствием в определении родства и преемственности культур.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Является, на горшках не увидишь на каком языке говорили люди если на нём ничего не написано.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Само собой, археологи это прекрасно понимают. Однако далее в дело вступают более тонкие материи, типологическое сравнение, датирование и картографирование. Любая культура ведь развивается из предыдущей за счёт миграции населения и/или внедрения новых технологий.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда не называйте и не утверждайте в том в чём вы сомневаетесь. Именьковцы не были чисто славянским поселением.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку