ИИ за две недели с нуля спроектировал ракетный двигатель и он прошёл огневые испытания с первой попытки1

Машинные алгоритмы уверенно отбирают у людей шансы на творческую работу. На днях в Великобритании был испытан первый в мире жидкостный ракетный двигатель, с нуля спроектированный искусственным интеллектом. На проектирование ушло менее двух недель после утверждения спецификаций. Ещё несколько дней потребовалось для 3D-печати двигателя. После сборки он запустился с первой попытки. ИИ выполнил годовую работу коллектива КБ на «отлично».

ИИ за две недели с нуля спроектировал ракетный двигатель и он прошёл огневые испытания с первой попытки Изобретения, Космонавтика, Ракетостроение, Видео, YouTube, Длиннопост

Больше всего времени заняла финишная обработка деталей и сборка двигателя, чем занимались сотрудники британского Университета Шеффилда. ИИ как бы намекнул, что человеку осталась лишь физическая работа, а творческую составляющую алгоритмы взяли на себя.

ИИ за две недели с нуля спроектировал ракетный двигатель и он прошёл огневые испытания с первой попытки Изобретения, Космонавтика, Ракетостроение, Видео, YouTube, Длиннопост

Проект разработки сложных инженерных конструкций с помощью искусственного интеллекта продвигает компания LEAP 71, работающая в Дубае (ОАЭ). Специалисты компании создали большую вычислительную модель Noyron с «компактным и надёжным геометрическим ядром» PicoGK, которое позволяет создавать очень сложные физические объекты. Тем самым Noyron способна проектировать конструкции, машины и механизмы для любой сферы использования, а не только для аэрокосмической отрасли, от детской игрушки до космического челнока. В процессе проектирования программы САПР ни разу не использовались.

ИИ за две недели с нуля спроектировал ракетный двигатель и он прошёл огневые испытания с первой попытки Изобретения, Космонавтика, Ракетостроение, Видео, YouTube, Длиннопост

Спроектированный нейросетью ракетный двигатель работает на паре керосин/жидкий кислород. Во время статических огневых испытаний на полигоне Airborne Engineering в Уэскотте, Великобритания, двигатель мощностью 5 кН (500 кг) подтвердил свои характеристики. Сначала он прогревался в течение 3,5 с, а затем вышел на полную мощность и проработал 12 с, в ходе чего развил тягу в 20 тыс. лошадиных сил. Этого достаточно, чтобы вооружить таким двигателем верхнюю ступень ракеты. Каждую новую модификацию двигателя модель Noyron может выдавать со скоростью менее 15 мин, проводя вычисления на обычном компьютере. Вам нужна линейка двигателей? Подождите чуток за дверью, вам скоро вынесут.

ИИ за две недели с нуля спроектировал ракетный двигатель и он прошёл огневые испытания с первой попытки Изобретения, Космонавтика, Ракетостроение, Видео, YouTube, Длиннопост

Компоненты двигателя изготавливались в Германии компанией AMCM из медного сплава CuCrZr методом аддитивной печати на принтере EOS M290. Чтобы медь не расплавилась, а в камере сгорания двигателя температура достигала 3000 °C, было использовано инновационное решение с подачей охлаждённого топлива (керосина) через систему встроенных в двигатель каналов диаметром 0,8 мм. Благодаря этому корпус двигателя нагревался всего до 250 °C. Сбой в охлаждении мгновенно превратил бы двигатель в лужицу меди, но система отработала надёжно. Также для впрыска топлива в камеру сгорания была использована коаксиальная вихревая форсунка, что считается самым передовым на сегодня решением.

Джозефин Лисснер (Josefine Lissner), аэрокосмический инженер и управляющий директор LEAP 71, сказала: «Это важная веха не только для нас, но и для всей отрасли. Теперь мы можем автоматически создавать функциональные ракетные двигатели и напрямую переходить к практической проверке. От окончательной спецификации до производства проектирование этого двигателя прошло менее 2 недель. В традиционной инженерии это стало бы задачей многих месяцев или даже лет. Каждая итерация нового двигателя занимает всего несколько минут. Инновации в области космических двигателей сложны и дорогостоящи. С помощью нашего подхода мы надеемся сделать космос более доступным для всех».

Компания LEAP 71 будет использовать данные испытаний для дальнейшего продвижения инженерной модели Noyron. Компания работает с ведущими аэрокосмическими компаниями США, Европы и Азии над коммерциализацией полученных таким образом ракетных двигателей. Но только этим сфера деятельности компании не ограничивается. Она создаёт или обещает создавать продукты в различных областях — от аэрокосмической промышленности и электромобилей до теплообменников и робототехники. Звучит зловеще, особенно в сочетании со способностью печатать детали на 3D-принтере. Но пока на финальном этапе работ есть человек с напильником, мы можем спать спокойно.

via

Исследователи космоса

17.2K постов47.1K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
418
Автор поста оценил этот комментарий

"было использовано инновационное решение с подачей охлаждённого топлива (керосина) через систему встроенных в двигатель каналов" - этому решению уже полвека

раскрыть ветку (45)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Вы мне лучше объясните как у них мощность в ньютонах!!! 500кН перешла в 20кЛС?
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Правильнее было написать 14,7 млн Вт. Но измерять в лошадях и попугаях гораздо прикольнее.
20
Автор поста оценил этот комментарий

охлаждение_двигателя_топливом=нагрев_топлива_двигателем

В авиации лет так "писят-шысят" работает.

41
Автор поста оценил этот комментарий

РД-180 — российский двухкомпонентный (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород) жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами.


Похоже?

раскрыть ветку (4)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Речь идет, скорее всего, про регенеративное охлаждение.

Перед тем, как попасть в форсуночный блок, один из компонентов (традиционно окислитель, но возможно и горючее) проходит путь вокруг сопла и камеры сгорания в обратном направлении, от среза сопла к форсуночному блоку, по специальным каналам любой формы (примерно как на картинке, но чаще все-таки форма каналов попроще, не спиралевидная). Пока компонент там движется, он забирает часть тепла из стенки камеры сгорания в себя, тем самым ее охлаждает.

По сути то же самое жидкостное охлаждение, что и в домашних компьютерах.

Есть еще интересный вариант охлаждать стенки при помощи поясов газовой завесы, это когда по мере прохождения этого пути компонент впрыскивается через эту самую стенку по периметру, тем самым "унося" тепло из пристеночного слоя, и вообще изменяя соотношение окислителя к горючему в топливной смеси в таком направлении, чтобы сгорание происходило наименее энергоэффективно, что тоже снизит температуру именно в пристеночном слое. А высокая энергоэффективность и температура горения пусть остается ближе к центру камеры, где она и пользу приносит, и никому не мешает.

Иллюстрация к комментарию
10
Автор поста оценил этот комментарий
Так нейронка и не могла придумать самостоятельно, она просто прошерстила базы по уже существующих двигателей и дала результат.
10
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, не похоже.


То, что описано в статье - это, скорее всего, регенеративное охлаждение, хотя может и пленочное. В РД-180 оно, конечно, используется, как и в подавляющем большинстве других современных и исторических ракетных двигателей, но в вашей статье не упомянуто никак

1
Автор поста оценил этот комментарий
РДхи решают проблему перегрева особыми сплавами

про "встроенные в двигатель каналы" лучше смотри на шаттловский двиг - у них даже один полёт чуть не катастрофнулся, когда спица выскользнула и пробила пару этих трубок (если б пробила 5, то говорят был бы кирдык)
17
Автор поста оценил этот комментарий
Охлаждение топливом по внутренним каналам? Точно? Я без подъеба, просто уточняю действительно это так и правильно ты понял текст? Еще раз, без подъеба, просто интересно. Тогда зачем громкие слова об иновационности? За 2 недели от 0 до готового двигателя верхней ступени это и так ебать-ебать.
раскрыть ветку (32)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот например

https://en.wikipedia.org/wiki/Regenerative_cooling_(rocketry...

Впервые описан в 1857 г. Сименсом. В 1903 г. упоминается у Циалковского.

В 1930+ уже делали двигатели.

35
Автор поста оценил этот комментарий

еще на луну так летали.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не на Луну, а на Луне.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

на виманах

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Куданах?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Туданах

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Данунах

ещё комментарии
35
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что текст писал тупой журналист который в независимости от страны и национальности любит громкие слова. Думаешь тема с аналагофнет только в россии популярна?

раскрыть ветку (2)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Текст писал Chat GPT

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

ахахах, не иключено)

23
Автор поста оценил этот комментарий

Нейросеть не придумывает с нуля что то.
А использует наработки которые ей скармливают.
Т.е. вот этот двигатель никакая не инновация.
https://ru.wikipedia.org/wiki/РД-180


По ссылке в принципе понятно будет что это "технологии" значительно больше чем 30 лет.


И по я думаю понятным причинам конструкцию двигателя ракетоносителя подробно не описывают.

Но можно предположить что именно с вот этого двигателя и был взят принцип "охлаждения керосином".
К сожалению, нейросети еще не доросли до того что бы придумать что то с нуля.

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Никто ничего не придумывает с нуля. Нет у нас сведений, что некий бестелесный разум находясь в идеальном вакууме и полностью изолированный от любых взаимодействий взял и что-то придумал с нуля.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну ладно не с 0. Вообще ракетостроением не интересуюсь абсолютно, но если по заданным наработкам ии разработал геометрию и полностью корпус, который запустился с первой попытки, разве это не круто?
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
ИИ - крутой. Журналист - изнасилованный
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А нарисовало камеру сгорания с неясной надёжностью, и проверенную с неясным давлением, а не двигатель, которому для работы нужно кучу ещё всего, например турбонасосный агрегат.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Опасная профессия, надо бдить за своей жеппь постоянно.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да и люди тоже

3
Автор поста оценил этот комментарий
Как и японцы, которые умеют только улучшать взятое за основу изобретение, но не изобретать с нуля
раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

О да, копирование и улучшение чужих разработок дало огромный пинок вверх экономики Японии. Но вот потом беда пришла, уже нечего копировать и надо уже самим разрабатывать, и тут привет "Потерянное тридцатилетие" так как "сами придумать и разработать" не очень получается.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Синий светодиод в японии как раз изобрели, точнее японец.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Автопром, электроника, медицинское оборудование?
3
Автор поста оценил этот комментарий

"без подъеба"...

ИМЕННО ТАК - охлаждение топливом

ещё комментарий
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде как этому решению чуть больше века.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку