-12

Игра в классиков

Есть у дяди Миши Веллера прелюбопытнейшая лекция - "Русская классика, как апокриф", ниже представлен вольный ее пересказ, для тех, кто пропустил.


Почему никто не любит учиться? Потому что скучно. Давайте немного раскрасим классиков обычными человеческими чертами. До иконических портретов в хрестоматиях они были просто людьми. Талантливыми, но людьми, со своими пороками и слабостями.


Итак, Толстой. Выкиньте из головы образ босого благообразного старца за плугом, все было немного не так.


В молодости Лёвушка был ужасно жизнерадостным молодым человеком, учиться не любил, из универа вылетел. Бабы, пьянки, лошади. Не хочешь учиться — добро пожаловать в армию. Благо, война на Кавказе. Воякой Толстой был отчаянным, он обожал всё это мужское, даже мужланское.

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

А потом Крым. А потом «Севастопольские рассказы». Ахнули все. Лев сроду письма домой не написал, говорил - и то не очень, а тут такое…


У Некрасова (тогдашнего редактора журнала «Современник»), конечно, восторг. Зовут Лёву в журнал. И вот среди всей этой писательско-интеллигентской публики появляется боевой офицер Толстой. Заваливается в сапожищах на диван, щиплет машинисток за жопы, курит вонючий табак и отпускает солёные шуточки. Бедняге Тургеневу проходу не давал, все дразнил, что у него «демократические ляжки». А потом даже на дуэль вызвал.

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

Дело было так: редактор, Некрасов, был игрок. Перед написанием чего-то эпичного, садился на пару суток играть. Это называлось «размотать нервы». Как-то, заигравшись, продул тургеневский гонорар. Тургенев - скандалить.

А Некрасов с Толстым сдружились очень. Толстой за друга обиделся и позвал Тургенева на дуэль. Битва титанов, спешите видеть. Как Лев Николаич поссорился с Иваном Сергеичем за бабки. Почему об этом ни в одном учебнике не пишут? Тургенев струсил и быстренько ретировался за границу. В гробу он видал этих солдафонов.


А про Лермонтова почему нигде нет: «Сам же бедный Лермонтов был невелик ростом, какой-то немного скособоченный, туловище имел плоское и широкое, ноги короткие и кривые, лысеть стал где-то лет с двадцати пяти. В свои неполные двадцать семь уже сильно оплешивел». Вот вам и красавец с Кавказа.

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

А про педофила-Достоевского знают только упоротые филологи, но помалкивают. К нему в баньку водили малолетних девочек, а он потом, обливаясь слезами, ездил по друзьям каяться, какая скотина… Писал чудовищно. Язык неошкуренный, неловкий. Федор Михалыч вечно в долгах был, и аванс уже проигран, и сроки все прошли, а роман - вынь да положь. Вот и клепал при мутной свечке торопливо, чтобы успеть до срока. Какой там стиль, какая вычитка. Сдал - и слава богу.

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

А какая первостатейная скотина был Некрасов — это просто поискать.


Приехал в Петербург, деньги быстро кончились. Денег нет, мужское обаяние есть — не пропадет! Выходит на улицу, встречает девушку и натурально начинает с ней жить на ее средства. Девушка - модистка и что-то там поднакопить успела. А Некрасов молод. Он любит красиво одеваться, плотно обедать и играть в карты. Она спонсирует. Деньги кончаются. Некрасов сваливает…


Дама горюет какое-то время, потом решает, что лучше денежки, чем мужчины, расширяет клиентуру и копит на свой домик. И вот прилично уже наскирдовала, и угадайте, кто появился на пороге, весь в белом? И кто немедленно испарился снова, потратив все накопления работящей девушки? Правильно, певец народных страданий.

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

Кстати говоря, а ведь крепостных-то своих господин Некрасов не отпустил. Писал и плакал, плакал и писал.


А какую эпопею он устроил с госпожой Панаевой… Авдотья была женой господина Панаева, возродителя «Современника». Тот позвал Некрасова возрождать, значит, совместно. А Некрасов смотрел не столько на журнал, сколько на красавицу-Авдотью. Как-то повел ее на лодке кататься и стал требовать взаимности. Прямо в лодке. Скромная Дуня послала поэта нафиг. Поэт сказал: «Утоплюсь!», опрокинул лодку и стал тонуть. Некрасова вытащили, подсушили, дали вёсла – греби к берегу. Некрасов в тине, Дуня в слезах, но непреклонна. Он ее опять склоняет к незаконному сожительству и снова сигает за борт. Тут дама не устояла...


А Лев наш Николаевич на старости лет шибко в целомудрие ударился. Бывало, соберет крестьян и давай им втирать, зачем, мол, столько детей, коль прокормить не можете? Ну, трое-четверо, и будет! Дальше капусту есть и богу молиться. Мужики смотрят на графа, как на юродивого и идут в баню с девками.


А потом и старость подкралась незаметно, переведя стрелки навечно в полшестого. Тут еще и  жена Софья стала налево косить лиловым глазом, так он сразу «Крейцерову сонату» и сочинил, про целомудрие и воздержание, как до скопчества не дошёл, ума не приложу…

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

Зато в первую брачную ночь Лев Николаич не придумал ничего умнее, как рассказать невинной Софье Андреевне все подробности своей бурной учебной и солдатской биографии. Начать брак с чистого листа, так сказать. Софьюшка в отвращении рыдала до пяти утра, как они потом 13 детей народили – загадка.


Когда жизнь молодой матери после пятых родов была под угрозой и доктор предупредил Льва Николаича, что детишек больше может и не быть, тот воскликнул: "Помилуйте, да зачем она тогда мне нужна?".


Не было тогда кому на лицо сесть великим мужам, ох, не было...

Игра в классиков Длиннопост, Русская литература, Классика, Русские писатели, Михаил Веллер

Найдены дубликаты

Отредактировала ltomme 1 год назад
+2

Спасибо!

Настроение на весь день подняли!

ещё комментарии
+2
Обсирать выдающихся людей - это отдельный большой жанр. Среднестатистический быдлозавр ощущает некоторое родство с великими и успокаивается...
раскрыть ветку 4
-2

Да нет. Людям свойственно запоминать скабрезные факты, а не скучную библиографию и даты жизне-смерти классика.


Знаете, я у Улицкой в книге "Искренне ваш, Шурик" прочла любопытный метод преподавания французского. Старая учительница в первую очередь обучала детей, как будет по-французски "пИсать", "какать", "блевать" - всю ту, в общем, невинную, но табуированную лексику. И французский немедленно становился языком заговора и шифра, он становился интересным. Понимаете, о чем я?

раскрыть ветку 3
+2
Прочитав скабрезности о Достоевском - все побегут читать Федор Михалыча? Сильно сомневаюсь.
раскрыть ветку 1
+1

Я так англиский учил:)

+2

Сборник тупых анекдотов без пруфов. По поводу педофилии Достоевского вообще пруфов нет. Просто бездарный писака высрался на лучших русских писателей, вот и все. Как и всякое ничтожество Веллер считает что обливая грязью других, сам возвышаешся.

раскрыть ветку 10
-3

Собственно, вы только что сделали то же самое

раскрыть ветку 9
+1

Да что вы говорите? То есть обгаживать мертвых великих писателей - это нормально, а сказать слово в их защиту - это сделать то же самое?

ещё комментарии
+1

Автор поста - неадекват, когда ему задают вопросы - переходит на какой то смешной язык, всех оскорбляет и называет падлами всех ,кто не поддерживает войну против Новороссии. И то, что он скрыл для себя мои коментарии - подтверждает, что ты позорно слился и ответить тебе нечем. Все кто его читает - почитайте как он всех русских посылает в теме https://pikabu.ru/story/dolgaya_doroga_k_babe_6910023#commen...

+2
Маленький завистливый говнюк, ваш Веллер. Лично моё мнение.
ещё комментарии
+1

Ординарные личности становятся ординарными писателями. Кто их будет читать? Неординарные личности могут стать неординарными писателями.

+1

А почему вы думали, что они безгрешны? Если покапаться, то у каждого писателя что-нибудь и найдёшь.

раскрыть ветку 4
+1

Тут не в безгрешности дело-то. Достоевский ужасен как писатель, будь он хоть святым. Да и Толстой отстой вощемто.  Пусть хоть в жопу трахаются, главное чтобы пейсали хорошо. Вот Пушкин неплох стихами. Есенин например тож

раскрыть ветку 2
-3

Есенин вообще интересный персонаж. Вы знали, что на ютубе есть запись, как он читает свои стихи? Это кошмар какой-то, там такой пропитой бас, словно сантехник-вася из недельного запоя не вышел. Абсолютно не вяжется со златокудрой фотографией с трубкой.


Ему сложно было жить, разорванным напополам. Деревенская сущность никуда не делась, но жить он там уже не мог. И в городе своим не стал. Так и болтался, с дырой внутри, заливая туда алкоголь ведрами. Прочтите "Чёрный человек" - классический делирий, с разрушением логики и лексики.

раскрыть ветку 1
-4

У всех что-нибудь найдешь

+1

Веллер вообще то прикольно писал. Годный дядька.

раскрыть ветку 1
-3

Да

+1
А чего про порнорейды А.С. Пушкина не рассказали? На следующий раз оставили?
раскрыть ветку 1
-3

да, Пушкин заслуживает отдельного рассказа.

+1

Минусанул чисто за последнюю картинку.

ещё комментарии
+1

Четко! Сохранил в избранное. Ищо в школе (при СССР не имея инета) я подозревал что нам ебут мозги. Приятно что не ошибался

раскрыть ветку 1
-1

Не то, чтобы ебут. Скорее, недоговаривают. Негоже школьниками в трусы к классикам заглядывать.

+1

У меня нехилый разрыв шаблона.


Это правда вообще?

раскрыть ветку 10
+1

Да. Причём у Достоевского реально слог своеобразный. Вообще мне не нравится Достоевский. Теперь понятно откуда в том же "Преступлении и наказании" ноги растут с покаянием и пр. хуетой в конце. Популярный педофил.

раскрыть ветку 3
-3

Я где-то слышала, что из всей классики именно Достоевского не рекомендуют читать в оригинале иностранцам, изучающим русский язык

раскрыть ветку 2
+1
Очевидно, да. Бещумное картежничество Некрасова и что он крепостных не освободил еще в советской литературе проскакивало...
раскрыть ветку 1
-4

Сюда уже сбежались фанаты светлого образа русской классики и кидаются фекалиями). Пруфов просят и свечку подержать)

-4

Я там ссылаюсь на первоисточник вначале. Ознакомьтесь, любопытное чтиво)

раскрыть ветку 3
0
Конкретно эту вещь не читал, есть у Веллера весьма годные произведения, но есть и спорные. Типа Айвенго; весело, патриотично, но с запахом котолампы.
Больше всего потряс рассказ про коней в Монголии.
ещё комментарии
Похожие посты
45

Моя настолка по Достоевскому

Это мой первый пост на Пикабу (да да, действительно странно, с какой я планеты), и я не представляю, как здесь писать посты, но мозг предложил рассказать о моей настольной игре «Преступление и наказание» по мотивам романа Достоевского.

Слышали о таком? Игроман-каторжник написал, как студент зарубил бабку топором и украл драгоценности. Ленин назвал «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной», а мне как раз такое нравится!


Я планировала сделать игру, которая позволит вспомнить, как герои романа бродили по городу. Поэтому игровое поле - почти точная копия центра Петербурга во времена сюжета романа. На поле игроки смогут повторить путь Раскольникова в 730 шагов от его дома до дома старухи-процентщицы (это 730 шагов Достоевского, и почти 2000 - моих).


Как только мне пришла в голову эта идея, я купила ватман, и без каких либо художественных навыков нарисовала карту и локации. После чего начались поиски настоящего художника.

Теперь его усилиями карта выглядит так. Для обозначения клеток-локаций художник взял монетки ~1860 годов - время работы ФМ над романом "Преступление и наказание".

Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост

Потом я распечатала фотографии героев из сериала "преступление и наказание" 2007 года. Кстати, за основу мы и взяли в итоге эти образы.

И начала придумывать механику (напоминаю, у меня такого опыта никогда не было).

Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост

Большинство моих друзей в настолки не играют, но именно они и были первыми тестировщиками. Немудрено, что они не зарезали первый прототип на корню.

Для объективности надо было поиграть с совершенно новыми людьми. и я провела игру в библиотеке Маяковского. И стало понятно, что механика слишком запутанная. Поэтому я упростила правила игры, чтобы любой мог разобраться с ними сразу.

Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост
Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост
Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост

Задники для всех карточек мы сделали похожими на игральные карты, так как Достоевский был азартным игроком, и карты играли большую роль в его жизни.

Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост

Самое сложное в визуализации для меня была коробка. Я хотела, чтобы она была привлекательной, и самое главное - была похожа на книгу! И вот что получилось...


Так как через весь роман проходит религиозная линия, в топоре можно увидеть отражение собора.

Моя настолка по Достоевскому Федор Достоевский, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Литература, Классика, Русская литература, Русский роман, Игры, Видео, Длиннопост

Спасибо, что дочитали! )


Совсем недавно я запустила компанию на краудфандинге. И если вдруг вы хотите поддержать игру, переходите по ссылке на Boomstarter https://boomstarter.ru/projects/ne_o_bumage/nastolnaya_igra_...


Моя группа вк https://vk.com/dostoevskygame

Мой инстаграм https://www.instagram.com/ne_o_bumage/

Показать полностью 6 2
145

Как читать русскую классику?

Всем привет!

Читая русскую классику, мы часто сталкиваемся с малопонятными для нас и присущими той эпохи реалиями культуры и быта, которые писатели нередко особо подчеркивают как значимые для характеристики социальной среды или персонажей. Разъяснения, которые даются в современных изданиях, часто содержат сухую информацию, а нам требуется развёрнутый комментарий, чтобы лучше понимать произведения классиков. Конечно, можно гуглить и собирать по крупицам информацию из информационных ресурсов.

А можно взять книжку «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века», в которой автор – Ю.А. Федосюк – сделал эту работу за нас (она, книга, есть в свободном доступе).

Из книги мы можем узнать, например, почему в «Муму» И.С. Тургенев, в описании Герасима указывает, что он «мужчина двенадцати вершков роста», хотя вершок равняется примерно 4,5 см.

Или почему у Чичикова двое крепостных: Петрушка и Селифан, и он занимается покупкой «душ».

Или, что даёт для понимания психологического состояния Раскольникова обращённая к главному герою фраза молодого парня: «Уж простите, ваше сиятельство, великодушно».

Но в этой книге много неточностей. Эта работа – не научный труд, в ней нет ни ссылочного аппарата, ни научной редактуры.

Так, например, в разделе «титулярный советник» Ю.А. Федосюк пишет: «университетский диплом обеспечил ему [А.И. Герцену] чин титулярного советника. В “Былом и думах” он описывает, как “подслеповатый старик”, отставной чиновник, узнав об этом, был глубоко уязвлен – он в том же чине, хотя начал служить еще до рождения Герцена: “И служи после этого до седых волос”». На самом деле описанная ситуация – это не фрагмент «Былого и дум». Указанная ситуация описывается у Герцена в «Записках одного молодого человека», художественном, а не биографическом произведении. А университетский диплом давал право на чин губернского секретаря (XII класса), который шёл после низшего – коллежского регистратора. Окончившие университет Обломов, Бельтов, да и Герцен начинают служить в чине губернского секретаря, а не титулярного советника (IX класса).

В разделе «Губернский секретарь» говорится: «”Чинишко паршивый”, – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова». Но у Н.С. Лескова в рассказах этого нет (если поправите – буду признателен). Общий пафос фразы содержится в реплике священника в повести М.Л. Щеголихина «Слишком доброе сердце»: «Отставной губернский секретарь, подумаешь, эка птица, двенадцатый классный чинишко, а звону-то, а шуму-то

Поэтому информацию в «Что непонятно у классиков» всё же следует брать с осторожностью.

Для понимания поведения героев-дворян, понимания общего культурного фона и социальных отношений очень пригодятся книги Ю.М. Лотмана, например «Сотворение Карамзина» и «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)», которые можно и послушать и почитать. Это научно-популярные издания, и в них ошибок нет. У Лотмана есть и цикл телепередач «Беседы о русской культуре», который, с одной стороны сжато предаёт содержание этих книг, с другой – раскрывает некоторые только наметившиеся в них темы.

Всем пока!

1899

Что великие русские писатели думали друг о друге

Толстой, Достоевский, Бунин… Мы знаем, что они думали о любви, о природе, о России, но их мнения друг о друге могут вас удивить.

Что великие русские писатели думали друг о друге Лига историков, Русские писатели, Русские поэты, Отзыв, Русская литература, Длиннопост

Иван Бунин про Сергея Есенина

«… у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись, и не дыши на меня своей мессианской самогонкой». Очерк Бунина "Инония и Китеж"

Сергей Есенин про Владимира Маяковского

«Про Маяковского что скажешь? Писать он умеет — это верно, но разве это поэзия? У него никакого порядку нет, вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно».

«Знаешь, почему я — поэт, а Маяковский так себе — непонятная профессия? У меня родина есть! У меня — Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! А у него — шиш! Вот он и бродит без дорог, и ткнуться ему некуда…» "Есенин в воспоминаниях современников": В 2 тт. М., 1986. Т. 2. С. 174.

Владимир Маяковский про Сергея Есенина

«Прежде всего и раньше всего - про ценность Есенина. Он умел писать стихи? Это ерунда сущая. Пустяковая работа. Сейчас все пишут и очень недурно. Ты скажи, сделал ли ты из своих стихов или пытался сделать оружие класса, оружие революции? (Аплодисменты.) И если ты даже скапутился на этом деле, то это гораздо сильнее, почетнее, чем хорошо повторять: "Душа моя полна тоски, а ночь такая лунная". (Аплодисменты.) Владимир Маяковский. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ДИСПУТЕ "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" 13 февраля и 5 марта 1927 года.

Владимир Маяковский про Александра Блока

«Творчество Александра Блока, целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие… прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами - кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок». Статья Маяковского В.В. "Творчество Блока"

Александр Блок про Льва Толстого

«Часто приходит в голову: все ничего, все еще просто и не страшно сравнительно, пока жив Лев Николаевич Толстой... Пока Толстой жив, идет по борозде за плугом, за своей белой лошадкой, - еще росисто утро, свежо, нестрашно, упыри дремлют, и – слава богу. Толстой идет - ведь это солнце идет. А если закатится солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений, - что тогда?». Статья Блока А.А. "Солнце над Россией" в журнале «Золотое руно» (1908, № 7—9).

Лев Толстой про Антона Чехова

«Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, а благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые формы писания». Ю.В. Соболев "Чехов"

Антон Чехов про Максима Горького

«Горький, по-моему, настоящий талант, кисти и краски у него настоящие, но какой-то невыдержанный, залихватский талант». М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи высказывания

М., ГИХЛ, 1951

Максим Горький про Ивана Бунина

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души»

Иван Бунин про Владимира Набокова

«Какой мошенник и словоблуд (часто косноязычный)». Иван Бунин — Борису Зайцеву, 10 октября 1946.

"В. В. Набоков-Сирин написал по-английски и издал книгу, на обложке которой, над его фамилией, почему-то напечатана царская корона. ... есть страничка и обо мне — дикая и глупая ложь, будто я как-то затащил [его] в какой-то дорогой русский ресторан (с цыганами), чтобы посидеть, попить и поговорить с ним, Набоковым, «по душам», как любят это все русские, а он терпеть не может. Очень на меня похоже! И никогда я не был с ним ни в одном ресторане." Из дневника Ивана Бунина, 14 июня 1951. Н. Мельников. Портрет без сходства. Владимир Набоков в письмах и дневниках современников . — М.: НЛО, 2015.

Владимир Набоков про Федора Достоевского

«Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства - всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои "через грех приходят ко Христу", или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского "совать Христа где надо и не надо"». В. Набоков, Лекции о русской литературе, Москва, 1998

Федор Достоевский про Ивана Тургенева

«На днях воротился из Парижа поэт Тургенев (ты, верно, слыхал) и с первого раза привязался ко мне такою привязанностию, такою дружбой, что Белинский объясняет ее тем, что Тургенев влюбился в меня. Но, брат, что это за человек? Я тоже едва ль не влюбился в него. Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, — я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец, характер неистощимо прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе." Письмо Достоевского брату, 1845 год.

«Тургеневу недостает знания русской жизни вообще. А народную он узнал раз от того дворового лакея, с которым ходил на охоту ("Записки охотника"), а больше не знал ничего»; <...> Человек, который рад проползти из Бадена в Карльсруе на карачках (на руках и на ногах), чтоб только сделать своему литературному сопернику неприятность...»

«Немного похожи на г-на Тургенева, исписавшегося за последние десять лет и все продолжающего теребить свой талантишко ежегодно в "Вестнике Европы" и доить убогую корову своего остроумия с иссохшим вымем» Отзывы Достоевского о Тургеневе в записных тетрадях, История одной вражды. Переписка Достоевского и Тургенева / Под ред., с введ. и прим. И.С. Зильберштейна; предисл. Н.Ф. Бельчикова. Л.: Academia, 1928.

Иван Тургенев про Федора Достоевского

«Когда человек влюблен, у него бьется сердце, когда он сердится, он краснеет и т.д. Это все общие места. У Достоевского все делается наоборот. Например, человек встретил льва. Что он сделает? Он, естественно, побледнеет и постарается убежать или скрыться. Во всяком простом рассказе у Жюля Верна, например, так и будет сказано. А Достоевский скажет наоборот: человек покраснел и остался на месте. Это будет обратное общее место... А затем у Достоевского через каждые две страницы его герои — в бреду, в исступлении, в лихорадке. Ведь этого не бывает».

«…хаос: Боже, что за кислятина, и больничная вонь, и никому не нужное бормотанье, и психологическое ковыряние!!»  Письмо М. Е. Салтыкову-Щедрину от 25 ноября / 7 декабря 1875

Федор Достоевский про Льва Толстого

«“Анна Каренина” есть совершенство как художественное произведение, подвернувшееся как раз кстати, и такое, с которым ничто подобного из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться, а во-вторых, и по идее своей это уже нечто наше, наше своё родное…»

Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч., т. 11. СПб., 1895, с. 247

источник

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: