7

Игра как интеллектуальная собственность (часть 2)

Итак, в первой части мы выяснили, что правовая защита может быть предоставлена не просто "игре" в целом, а отдельным объектам интеллектуальной собственности:


1. Товарному знаку,

2. Исходному коду программы,

3. Художественным решениям (персонажи, графика, сценарий, тексты),

4. Техническим решениям (алгоритмы).


Про товарный знак я рассказал в первой части, теперь пришла очередь программного кода.


Часть 2. Программы для ЭВМ


Программа для ЭВМ -  это, по определению из Гражданского кодекса РФ, совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ в целях получения определенного результата, в т.ч. исходный код и порождаемые программой аудиовизуальные отображения. Программы для ЭВМ охраняются наравне с литературными произведениями в течение всего срока жизни автора и 70 лет после его смерти. Смешно, да, но это придумали еще во времена, когда компьютеры были большими, да так с тех пор и оставили.


Очень важный момент! Понятие "патент на программу" лишено смысла, потому что программы для ЭВМ - это объекты авторского, а не патентного права. Их часто путают, но разница огромная. Авторское право защищает не идею, а форму. "Программа для ЭВМ", защищаемая авторским правом - это не алгоритм, не математическая модель, не  результат работы и вообще не техническое решение, которое можно было бы защитить патентом. Это просто набор неких конкретных команд и данных, т.е. как машинный код, так и исходный текст программы. Авторское право не дает другим людям скопировать именно этот код, но оно не мешает самостоятельно написать свой собственный код, который реализовывал бы тот же самый алгоритм или получал тот же самый результат, только другим способом.


Кому принадлежат права


По умолчанию все права на программу принадлежат автору, т.е. тому физическому лицу (или лицам), которые создали программу своим творческим трудом. Тот, кто оказывал только техническую или финансовую помощь, автором не является.


У автора есть некоторые неимущественные права, основное из которых - это право на имя, т.е. право называть себя автором. Даже если Вася Пупкин написал какой-то код, работая в Майкрософте, то все имущественные права будут принадлежать Майкрософту, но автором (если бы это было в РФ) все равно считается не Билл Гейтс, а именно Вася Пупкин. Право на имя действует бессрочно и отнять или передать его кому-то другому в принципе невозможно.


Исключительные права (раньше они более понятно назывались "имущественными") - это право на копирование, распространение, модификацию и т.д. В отличие от неимущественных прав, они могут быть переданы другому лицу и тот, кому они принадлежат, называется правообладателем.  Права получаются от автора разными способами. Например, если автор написал программу в рамках своих служебных обязанностей, то по умолчанию работодатель получает все права на результаты его  деятельности. Права также могут быть переданы по разного рода авторским договорам, разбирать которые мне лень не входит в задачи данной статьи.


Регистрация программ


Тут сразу надо уточнить, что никаких специальных действий для защиты программы совершать не нужно. По закону, любая написанная программа защищается авторским правом просто в силу ее создания с того момента, как она была создана. Поэтому регистрация программы нужна не для того, чтобы ее защитить, а для того, чтобы повесить в офисе красивую бумажку в случае спора доказать авторство в суде.


Для регистрации нужно отправить в Роспатент заявку, состоящую из заявления, краткой аннотации и "депонируемых материалов", т.е. фрагмента исходного текста программы. Весь текст отправлять не нужно, достаточно какого-то характерного фрагмента объемом 70 страниц (раньше это была бумажная распечатка, сейчас pdf на дисках). Как подавать заявку, расписано в правилах и административных регламентах, которые есть на сайте Роспатента. Ничего сложного там нет, этот тип заявок вообще самый простой из всех.


Как работает регистрация? Допустим, два человека приходят в суд, оба предъявляют код и оба обвиняют друг друга в воровстве. Если программа не была зарегистрирована, то спор может быть долгим и сложным. Если же программа зарегистрирована, то автор показывает свидетельство, суд запрашивает из загашников Роспатента депонированный фрагмент кода и сравнивает с кодом спорной программы. Если совпадает - значит тот, кто зарегистрировал, тот и автор. Именно поэтому на депонирование желательно отдавать такой фрагмент, который позволил бы идентифицировать программу (а не, скажем, какие-то свободно распространяемые куски кода, которые можно найти в сотнях разных программ). Конечно, при регистрации это никто не проверяет, просто если это не сделать, то регистрация окажется бесполезной.


Ну вот, если вкратце, то как-то так. Если народ захочет, то может быть попробую написать какую-то краткую инструкцию о том, как подавать заявку на регистрацию программы в Роспатенте. Но это потом. А в следующей части вы узнаете, как можно защитить другие объекты авторского права, возникающие при разработке игр - персонажей, графику, сценарии, тексты и т.п.


ПС: Долго думал, кидать это в лигу юристов или в лигу разработчиков. Но наверное, юристы и сами все знают. Ну или знают, где прочитать, если что. А разработчики как раз с одной стороны - плавают в правовых вопросах (что естественно для неспециалиста), а с другой, им-то оно и может понадобиться.

Дубликаты не найдены

0

Добрый день. В анкете на регистрацию программы для ЭВМ есть пункт Объем программы (в машиночитаемой форме в килобайтах) и пояснение такое - Объем скомпилированной версии (объектный код). Значит ли это, что надо отдельно регистрировать программу на Android и отдельно на iOS ? Программа, по сути одна, код один. Но какой размер тогда указывать, ведь на каждой платформе клиент весит по разному...

раскрыть ветку 2
0

Во-первых, я надеюсь, речь про государственную регистрацию в Роспатенте? Не про многочисленные сайты "регистрации интеллектуальной собственности", которые что-то там регистрируют?


Во-вторых, права на программу возникают в момент ее создания и не требуют регистрации (также, как права на литературное произведение). Государственная регистрация осуществляется исключительно по желанию правообладателя и предназначена главным образом для того, чтобы в случае судебного спора доказать свое авторство.


Т.е. если Вася украл у Пети программу, то Петя может пойти в суд и сказать: Вася вор.

- А чем докажешь?

- А вот код.

- И у Васи тот же код

- Но у меня он был раньше.

- А Вася говорит, что у него был раньше.

- А у меня доказательство - регистрация 1 мартобря 1900 года.

- А у Васи регистрации нет. Ловите Васю!

Как-то так. :)


Соответственно, если код один и тот же, то можно указать в заявлении только один тип (например, "тип ЭВМ" - ПК, ОС - винда, объем - ххх). Если код существенно разный - то вы сами должны определить, насколько вам нужна регистрация всех вариантов кода.


Но еще раз, на возникновение и защиту прав регистрация не влияет. Авторское право возникает в момент создания произведения.

раскрыть ветку 1
0

Спасибо за ответ) да, речь про гос. регистрацию. Потребность возникла, чтоб чикать клонов максимально просто и безболезненно.

0
Спасибо за обещанное продолжение! Все разжевано. Только вот я не понял: а нафига вообще разработчику это авторское право может понадобиться? когда спёрли и выдали за своё?
раскрыть ветку 3
+1

Авторское право - чтобы не копировали без спроса. Регистрация для этого не нужна, АП действует само по себе.


А регистрация нужна только на случай, если сопрут и скажут, что оно всегда ихнее было.

раскрыть ветку 2
0
Где-то видел забавный метод - отправить диск с исходником самому себе почтой. Мол на конверте будет дата и нераспечатанный конверт можно использовать как доказательство, что ты был раньше [чтобы с регистрацией не париться]
Не проверял и не знаю, работает ли.
раскрыть ветку 1
0

Отлично! Опубликую в сообществе, дабы можно было ссылаться на них, если спросят в дальнейшем.
Спасибо!

Похожие посты