Найдены возможные дубликаты

+1
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Я знаю короткий путь через стройку, говорил он

раскрыть ветку 1
+1

мы так с тахеометром лазили через опалубку, когда понавяжут арматуры везде

+1

По центру тоже что-то с окошком не в порядке)

Иллюстрация к комментарию
+1
Стрелка не особо помогла понять суть поста.
раскрыть ветку 3
+3
Первый балкон от стрелки в обратную сторону двери сделаны.
0
Балконная дверь не стой стороны
раскрыть ветку 1
+4

Ну все блин под снос халупу

0
А то что на предпоследнем этаже окно кривое, это по ГОСТу?
0

У кого то будет эксклюзив.

0
Просто на этапе строительства собственник может внести некоторые коррективы в план своей квартиры.
0
А какая, собсна, разница,куда балконная дверь? Суть то, вроде, не изменилась!
0

Слева вообще без балконных дверей)))

0
Иллюстрация к комментарию
0

Это не только новых домов касается. 14-этажка конца 60-х, такая же проблема)

0

Будет остекление и ничего не видно  будет

0

Спец заказ, индивидуальный план.

0
и в чем собака порылась? и как  банер стрелка висит в воздухе? и почему на дворе снег? уберите пжлст
0

Качество фотографии кнопочного лучше, чем у многих современных смартфонов

0

да херня, стояк отопительный перенесут и всех делов

раскрыть ветку 1
0

Да не будут ничего переносить, пустят трубы под балконной дверью, там обычно как минимум 7 см "порожек".

0
Почему ты такой глазастый?
-1

ебал я в рот, в том посте окно чуть ушло в сторону на 20 см и 3000 лайков, у меня вся балконная конструкция повёрнута и минуса, впизду!

раскрыть ветку 2
-1

не получилось надрочить) Успокойся,и попробуй сиськи.

раскрыть ветку 1
0

ты кроме хуйни ещё что-нибудь пишешь иногда?

-1

А есть фото ещё дальше?

-1

Да, не помогла стрелка. Видимо тоже надо ДВА МЕСЯЦА смотреть, что-б найти косяк.

-2
Меня больше смущает кран,прикрепленный к дому какими-то трубами
раскрыть ветку 2
0
Стандартная процедура, не смущайтесь.
-2

15й и 20й этаж, так и должно быть, геодезы для анкеров тоже точки дают

Похожие посты
446

Продолжение поста «В Новой Москве началось строительство инфекционной больницы на 500 мест» 

Появились кадры экстренной стройки специальной больницы для больных коронавирусом в Москве. Сутки назад тут еще ничего не было.

Продолжение поста «В Новой Москве началось строительство инфекционной больницы на 500 мест» Коронавирус, Москва, Больница, Строительство, Видео, Ответ на пост
Показать полностью 1
105

Политехнический музей: за год до открытия

Это продолжение моего ноябрьского поста о реконструкции Политехнического музея в Москве. Тогда я сходил на экскурсию и на пару минут заглянул внутрь исторического здания. С тех пор произошло множество интересных событий, и спустя месяц мне вновь удалось оказаться на экскурсии — но только в этот раз я смог пройти по всем этажам, выйти на крышу и увидеть многое из того, что обычно доступно только строителям и архитекторам.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Я отснял очень много материала, и обработать его руки дошли только сейчас. Итак, предлагаю вместе со мной пройтись по зданию музея и увидеть его по состоянию на декабрь 2019-го — то есть ровно за год до официальной даты открытия.


Дружелюбный охранник как бы говорит: «Милости прошу к нашему шалашу».

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Как и в прошлый раз, попав внутрь, сразу нужно убраться с прохода, чтобы никому не мешать. Всюду снуют по своим делам рабочие; если верить экскурсоводу, их одновременно трудится от 1 до 2 тысяч — каждый день, круглосуточно, в три смены. Они уже выполнили огромный объём работ: подвели под здание новый фундамент, раскрыли подвальный этаж и выкопали под ним ещё один, технический.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Сейчас мы в подвале. Своды музея подпирают сотни кирпичных пилонов. Толстые трубы — это система временной вентиляции. В дальнейшем в здании появится постоянная система проветривания и кондиционирования, а раньше для этого можно было разве что открывать окна.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

У некоторых пилонов средняя часть бетонная, а кое-где видны и заделанные двутавровые балки.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Всё это появилось в ходе замены фундамента, о которой я подробно рассказывал в прошлом посте. Кирпичные пилоны были разрезаны и приподняты с помощью тех самых балок. Затем под ними вбили новые сваи, забетонировали их, создав ростверк, и уже на него опустили исходные опоры. А в подземном пространстве (ниже уровня старого подвала) был выкопан абсолютно новый этаж.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Там всё бетонное и предельно функциональное, так что показывать особо нечего. Минус второй этаж будет отведён под инженерные системы — электроснабжение, вентиляцию, откачку грунтовых вод. Как я узнал, создание такого этажа изначально не было предусмотрено проектом. В том числе и поэтому затянулись сроки реконструкции — напомню, что раньше музей собирались открыть в 2018 году.


Возвращаемся на уровень −4 метра (подвальный этаж). После реконструкции здесь будут располагаться кассы, магазины, выставочные центры партнёров музея и др.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Поднимаемся выше, на первый этаж. Многие арки раньше были украшены росписями, которые в ходе позднейших ремонтов заштукатурили или закрыли фанерой и гипсокартоном. Строители рассказывают, что в некоторых местах толщина такого «слоёного пирога» достигала метра.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

На втором фото — главная лестница в центральной части здания. Нижние колонны сейчас оголены до металлической основы. Очень трогательно смотрятся временные батареи.


Главная лестница — предмет самой строгой научной реставрации. Её планируют восстановить именно в таком виде, в каком она предстала перед посетителями музея в 1877 году. Мы же пока можем посмотреть на приблизительную визуализацию, сделанную для архитектурного конкурса.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

На лестнице многолюдно: рабочие очищают лепнину, штукатурят и выравнивают поверхности.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

А тут ходят всякие с камерами, отвлекают.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

На примере колонны выше можно видеть, как реставрируют оригинальную лепнину. Мелкие детали гипсовых балясин долгие годы были скрыты под наслоениями краски. Каждую нужно кропотливо очищать, а утраченные детали — изготавливать заново по образцу.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Восстановлением лепнины занимаются неподалёку, во временной мастерской.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Здесь можно видеть те самые балясины, капители и основания колонн, декоративные вазоны и множество других деталей, формирующих интерьер исторического здания.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

У этого мастера на столе — шаблоны для изготовления деталей вращения.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

А больше всего мне понравился вот этот лис.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Разглядывать каменное кружево можно бесконечно, но пора идти дальше.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Теперь мы под самой крышей. Раньше это пространство использовалось только для хозяйственных нужд. После реконструкции здесь хотели разместить инженерные системы, но поскольку был выкопан дополнительный подземный этаж, появилась возможность освободить чердак под что-то более интересное.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Кирпичные перемычки и деревянные балки хотят оставить как есть — они и без декора достаточно выразительны. Скорее всего, здесь будут проходить временные выставки.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

После череды бесконечных лестниц и поворотов наконец выходим на крышу! Внизу — южный двор музея, который будет накрыт стеклянным куполом. Почти всё это пространство будет отдано детям.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Снизу всё будет выглядеть примерно так — с поправкой на то, что на фото северный двор. Там крыша уже почти готова.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

В северном дворе после реконструкции появится большая площадка для выступлений.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

Если не помешают коронавирус, обвал рубля и прочие напасти, музей должен открыть свои двери 12 декабря 2020 года.

Политехнический музей: за год до открытия Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост, Видео

(Нет, не эти. Но эти тоже красивые).


Совсем небольшое видео, передающее атмосферу внутри:

Ну а в конце — коротко о тех интересных событиях, о которых я упоминал вначале, и о том, как мне, собственно, удалось попасть на такую экскурсию. Спешу поделиться радостью: с конца прошлого года я являюсь сотрудником Политехнического музея. Увлечение ретро-техникой и написание тематических постов на Пикабу не прошли даром :) Теперь я работаю над частью постоянной экспозиции, которая будет посвящена информатике и компьютерам. Надеюсь, что, когда музей откроется, вы найдёте в нём и частичку моего труда.


Все фотографии в посте, кроме первой, мои, а первая — Елены Крижевской.


P. S. Баянометр — как Вовочка из анекдота про баб: «А я всегда о них думаю».

Показать полностью 22 1
60

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете?

В этой завершающей части цикла о строительстве первой очереди Московского метрополитена мы с вами продолжим изучать жизнь метростроевцев, сосредоточившись на сей раз на их быте и отдыхе, ведь это не менее важная часть той важной работы, которую они выполняют.


Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

Часть 7.


Уютный квадратный метр


Ещё один демотивирующий фактор, осложнявший жизнь метростроевцам (особенно молодым), после подчас не лучших отношений на стройплощадке - мягко говоря не лучшие бытовые условия. Об условиях на рабочих местах я говорил ранее, но ведь метростроители и дома не находили облегчения. Существовавший в то время в стране дефицит жилья не обошёл и Москву. Метрострой, как и любое предприятие в стране, был обязан сам позаботиться о своих сотрудниках, для чего в декабре 1931 года получил в своё распоряжение 56 га земли близ платформы Лось, которая тогда была за границей города, а сейчас примыкает к МКАД. Место было выбрано не просто так - рядом железная дорога и крупное шоссе, идущее в город, огромный лес для досуга рабочих. Метрострой долго ругался с Северной ж/д за это место, но всё-таки выбил его себе вместе с льготным проездом для строителей, но только после вмешательства вышестоящих инстанций.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Платформа Лось в 1933 году


Планировалось к 1 октября 1932 года построить в общей сложности 133 барака, из которых 72 - у Лося, а остальные - вдоль трассы метро (на улицах Остоженка, Мясницкая и Каланчёвской площади) и на окраинах города (в Филях, Черкизово и Сокольниках), также планировалось сдать 7 домов по 100 квартир и 7 домов по 12 квартир и заселить в эти помещения суммарной площадью 38 тыс. м2 13,7 тыс. рабочих (то есть 2,8 м2 на человека). Планы эти не были выполнены до конца, в основном по причине недостаточных поставок со стороны производивших бараки артелей. Пришлось обращаться к Моссовету, который предоставил Метрострою несколько барачных посёлков в Дорогомилово, Сокольниках, Алексеевском, а также в Хамовниках, Ростокино, на Лужнецком переулке близ Новодевичьего монастыря. Таким образом, к февралю 1935 года жилое хозяйство Метростроя состояло из 500 объектов, из которых 140 - двухэтажные дома квартирного типа, примерно половина объектов размещалась в посёлках, а остальное раскидало по городу. Но что это было за жильё?

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

В основном - бараки, причём далеко не лучшего качества. В лучшем случае в таких бараках была комната на 6-10 кроватей, бывало, что помещение делилось на несколько зон по 25 кроватей, но не редкостью были однокомнатные здания на 100 кроватей. А ведь были и семейные рабочие, для которых так жить было совершенно неприемлемо. Для них, а также для инженерно-технического персонала, предоставлялись посёлки на Мазутовском проезде (сегодня улица Павла Корчагина) и в Ростокино, где были или бараки с комнатами, или по крайней мере коммуналки, ну если уж совсем никак не получалось, то зону семьи временно отделяли шторами. В 1934 году так расселили 600-750 семей, но на этом никто не останавливался, и в 1935 году запланировали строительство дополнительных стандартных домов. Техникам, инженерам и служащим старались выделять условия получше, но и здесь всё было несладко - многие инженеры могли быть довольны комнатой площадью 9,5 квадратов на семью из четырёх человек, а около 720 инженеров не имели и этого - их поселили в специально построенном Доме метро на Мясницкой, а то и вовсе в гостиницах, пока Каганович и Хрущёв выбивали жильё (это касалось особо ценных работников).

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Барак близ станции Лось

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Жилые дома в посёлке Метростроя

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство
Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Фильм «Есть Метро». Несвижский городок молодого ударника


В бараках обстановка была при этом удручающей и улучшалась очень медленно даже не смотря на административное вмешательство. В 1932 году доходило до того, что при проверках состояния бараков ограничивались хотя бы тем, чтобы у рабочих было достаточно деревянных лежаков и мешков с соломой, лишь бы никто не спал на полу, что уж тут говорить про какие-то там столы и тумбочки, бывшие роскошью, даже постельного белья на всех не хватало.


По рассказам строителей метро, в первое время не было одеял и простыней, и им приходилось вспарывать мешки с сеном и забираться в них, так что только голова торчала наружу. «Условия в бараках были кошмарные, люди спали в мешках, часто просто на полу». Другие жили ввосьмером на 8 кв. метрах или месяцами ночевали в душевой, так как не могли получить постоянного спального места. Так как в поселках метростроевцев — кроме немногочисленных «красных уголков» с газетами, шахматами, шашками и домино — не было возможности увлекательно проводить свободное время, то драки и пьянство в переполненных бараках являлись постоянным пунктом повестки дня. Вследствие переполнения бараков и нехватки санитарного оборудования распространялись вши, блохи и клопы. Количество построенных в поселке Лось бань еще в конце 1932 г. было столь недостаточным по сравнению с числом жителей, что рабочим зачастую приходилось ездить в Москву, чтобы помыться.


Д. Нойтатц

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Карикатура из газеты «Ударник Метростроя», 1934 год. Текст: В бараке повсюда такая грязь, какая во сне и то не приснится, а комендант заявляет, смеясь: — Чего вы хотите, у меня не больница

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Карикатура из газеты «Ударник станции Библиотека Ленина», тот же год. Подпись: «Что есть и чего не должно быть»


Не лучше была и ситуация и в других посёлках (Фили) и в центре - на Остоженке. Никуда не деться и от инфекционных заболеваний, особенно с учётом того, что бараки не были нормально утеплены и не всегда нормально топились. Такая ситуация сложилась на начало 1933 года. В течение весны в работу вступил коммунальный отдел Метростроя, а одновременно в дело вступили комсомольцы. Начался ремонт, а комсомольцы, возмущённые мягко говоря неудовлетворительными условиями проживания, участвовали в нём, штукатуря стены, помогая обустраивать дезинфекционные камеры, ведя “походы за культурный барак”, заставляя рабочих наводить порядок по мере сил, и даже обустраивая библиотеки и ленкомнаты. Но даже эти меры дали очень ограниченный успех - многие бараки так и не подготовили к зиме, не утеплив, а часто даже и не остеклив. Как считается, причина кроется в двойном подчинении - за бараки несли ответственность и коммунальный отдел метростроя, и начальники конкретных шахт, как результат, коменданты часто вообще отказывались выполнять какие-то требования, а начальники перекидывали вину друг на друга. Дело вышло на уровень Кагановича, который приказал Абакумову и секретарю парткома Метростроя Старостину лично проверять состояние бараков и принимать необходимые меры.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Это комсомольский барак

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

А это неизвестно чей, но тоже образцовый, у жильцов есть даже такая роскошь, как железные кровати


В 1934 году была проведена генеральная санация бараков - их оштукатурили, начали заменять лежаки на железные кровати с двумя комплектами постельного белья, подушкой и одеялом, а на окна стали вешаться занавески(!), зеркала(!!) и даже ночные лампочки(!!!). Сажались деревья, асфальтировались дороги, даже ставились радиоточки, строились бытовые здания - бани, парикмахерские, детсады и школы (это в отдалённых Лосе и Ростокино), котельные и бойлерные, магазины. Однако состояние посёлков сильно различалось, если на Лужнецком проезде царил, можно сказать, образцовый порядок, то например на Мясницкой или в Лосе встречались ещё, например, кучи мусора около жилых бараков или редкие смены белья. Но по сравнению с 32 годом это, конечно, мелочи.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Улица Лосевская, 18. Здесь была школа. Здание построено скорее всего уже после завершения 1-й очереди, но вблизи метростроевского посёлка

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Улица Лосевская, 5с1. Бани, построены в 1937

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

ДК Метростроя на улице Проходчиков, 1938 год постройки


Хромало на обе ноги и продовольственное обеспечение стройки. Во-первых, в посёлках метростроя существовали подсобные хозяйства, где выращивались овощи, в Лосе до кучи пытались разводить свиней и кроликов. В подмосковных Бронницах предприятию выделили 55 гектаров для собственного совхоза. Не заладилось. Урожай 1932 года не оправдал ожиданий, а кролики ввиду неумелого разведения довольно быстро передохли. А ещё их расхищали, да. В итоге совхоз расширили до 800 га, поменяли руководство, но кардинально лучше не стало ни в 1933, ни в 1934.


Плохо было и в столовых. Регулярные обвесы, низкое качество еды, антисанитарные условия - классическая ситуация для метростроевских столовых, организованных близ строек. Ситуация была настолько печальной, что жалобы публиковались даже в прессе - просто не было смысла что-то скрывать. Только в столовой шахты №22 в течение одного месяца 1933 года сменилось 11 руководителей(!!!).

«Для столовой № 11 типичны: пьянство, воровство, обвешивание, антисанитарная обстановка. Еда всегда плохая, несвежая и холодная, обслуживание плохое. Рабочие по часу сидят за столом. Главный повар Чижов вместе с буфетчиком Хохловым устраивает попойки, закуску для которых достают из столовой. “Лёгкая кавалерия” (состоящий из добровольцев-комсомольцев контрольный орган - прим. АС) составила множество актов о малых порциях отпуска хлеба, мяса и сахара. Буфетчика уличили в воровстве колбасы, сыра и булочек. Заместитель директора столовой Федотов пьяница, разбазаривающий продовольствие, угощает своих друзей в столовой. 12 декабря он появился с компанией своих собутыльников и приказал их хорошо накормить. Все это происходило на глазах рабочих. Федотов и Чижов являются членами партии. Хохлов комсомолец. Речь идет о переродившихся пособниках классового врага, всеми средствами пытающихся саботировать питание рабочих и не страшащихся того, что могут отравить пищу: они бросали грязный неочищенный картофель в еду. Санитарной службой зарегистрировано 70 случаев острых желудочных заболеваний. На днях был составлен акт о несъедобном супе. Персонал столовой Федотов набирает с улицы, без паспортов и документов. […] Таких Федотовых и чижовых немало в столовых Метростроя, следует сорвать с них маски»


Ударник Метростроя от 11 января 1934 года, №11 с.3, цит. по Д.Нойтатцу.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Всё тот же «Ударник Метростроя»


В 1934 году руководство Москвы и Каганович с Хрущёвым лично взялись исправлять ситуацию. Так, был выделен специальный, 15-й трест Моснарпита, обеспечивающий едой только стройку. К апрелю Метрострой имел 45 столовых на 5775 посадочных мест, при этом удалось сократить время стояния в очереди до 15-20 минут и тем самым обслуживать до 18 тыс. рабочих за час. Был заменён весь персонал столовых, а в самих общепитах провели санобработку и наконец-то были в полной мере обеспечены столовыми приборами и посудой в полном объёме. Удалось повысить энергетическую ценность питания вдвое - с 400-500 калорий до 900-1000, при этом значительно улучшив рацион, учитывая потребности разных категорий рабочих. Мясо теперь выдавалось (в идеале) 19-20 раз в неделю, а рыба - 4-5 раз, рабочим полагалось по 3 кг мяса в месяц, а кессонщикам - 9 да ещё и молоко в придачу. Работавшие под землёй помимо обеда могли получить и тёплый ужин. Расширился и ассортимент буфетов непосредственно на участках - к чаю, сахару и хлебу добавились молоко, бутерброды (сыр, рыба, колбаса), салаты, картофельные оладьи, даже каши и макароны, а главная изюминка - так называемые “метростроевские” булочки, коих каждые сутки выпекалось по 100 тыс. На деле, конечно, ситуация была отнюдь не идеальной, но постепенно улучшалась.


На помощь!


Как ни странно, но с медицинским обеспечением ситуация обстояла не так плохо, во всяком случае с учётом тяжелейших условий работы, хотя, конечно, оставляла желать. Уже в январе 1932 года в Лосе был организован медпункт, постепенно выросший в небольшую амбулаторию (там был даже свой зубной), при этом по всей линии метростроевцы имели право на медпомощь в близлежащих поликлиниках, при этом на всех участках были и свои медпункты. В конце 1933 года строители получили свою поликлинику в Сокольниках, так как имеющиеся в распоряжении Метростроя медучреждения не справлялись с растущим потоком новых работников. Она стала базовой для предприятия, будучи способной принимать 1200-1300 пациентов ежедневно и оснащённой всем необходимым (даже рентген-кабинетом), но и этого было мало, так что в августе 1934 года у Большого каменного моста близ Кремля был открыт филиал для тех, кто работал на южной части линии.


Метрострой как мог пытался бороться за соблюдение техники безопасности и снижение производственного травматизма. Получалось так себе, но, естественно, с ходом времени ситуация постепенно улучшалась. Если в начале 1932 года из всех необходимых элементов было лишь электрическое освещение, да конные помпы, то в конце стройки предприятие располагало своей пожарной частью. Со статистикой несчастных случаев (а их было очень много) ситуация сложная. Более-менее однозначные данные есть на 1932 (116 случаев, двое погибших) и первые четыре месяца 1933 года (292 случая, 4 тяжелых пострадавших и 164 легко раненых). Дальнейшие данные, полученные Нойтатцем на основе экстраполяции статистики шахты №47 на остальные объекты я приводить не буду. Что касается количества погибших, то здесь тоже нет однозначной сводной статистики, однако на основе приводимой Нойтатцем статистики можно говорить примерно о 15-30 жертвах стройки. Известно, что в основном производственный травматизм возникал в связи с поражением током, ожогами, прорывом грунтовых вод и плывунов, обрушением или повреждением канализационных, водопроводных или газовых трубопроводов.

В то время, как рабочие на участках, сооружаемых по открытому методу, мерзли зимой и поочередно бегали на один из вокзалов или в другие здания, чтобы отогреться, в шахтах и зимой было жарко и душно от пара, прежде всего при бетонных работах, когда бетон начинал сохнуть и отдавать влагу. В шахтах работали по большей части обнаженными по пояс. Хуже всего приходилось кессонщикам: при температуре 40 градусов мужчины работали в спортивных трусах. К этому добавлялось высокое давление воздуха, затруднявшее работу сердца и легких. Почти на всех участках рабочим приходилось трудиться в грязи и слякоти. Не только при прорыве грунтовых вод им приходилось работать, стоя в жидком месиве или на коленях. «Бывало, вылезешь из этой калотты не как человек, а как куча грязи», — описывал один комсомолец работу в своей шахте. На строительных объектах уже в 1933 г. были сооружены душевые, где рабочие могли помыться после смены.


Д.Нойтатц

Тяжёлые условия вкупе с неудовлетворительной санитарной обстановкой в домах и плохой пищей наносили соответствующий вред здоровью строителей. Вплоть до осени 1934 года снабжение спецодеждой и обувью было неудовлетворительным. Доходило до того, что даже в конце стройки ещё были работавшие босиком (!). Уходившие с Метростроя люди забирали с собой сапоги и комбинезоны, чтобы потом продать на чёрном рынке.

Условия работы были плохие: не хватало спецодежды, было мало сапог. Дело доходило до того, что одна смена вылезает из шахты, а другая ждет, пока первая вылезет, и тут же надевает ее сапоги. Сапоги были рваные и постоянно мокрые. Работа мне сначала очень не понравилась, всюду грязь и вода, и я первые дни все думал о том, чтобы сбежать, но все-таки удержался. Первые пять дней я все ходил и думал — не то работать, не то бросить, потом решил работать и здорово взялся за работу.


Из стенограммы беседы с комсомольцем Ребровым, цит. по Д.Нойтатцу

Жертвы же возникали, видимо, в основном при пожарах, которых было много, но в абсолютном большинстве своём мелких. Самой тяжёлой аварией стал пожар 24 сентября 1934 года в шахте №12 под Театральной площадью в кессоне. Причина - короткое замыкание, двое погибших - водитель английского проходческого щита и проходчик, 11 человек отравились угарным газом. Для тушения Абакумов принял решение сбросить давление в кессоне. Результат - прорыв плывуна объёмом 250 кубометров и кратер 10 метров в диаметре и 5 в глубину на Театральной площади, а также обрушение трёхэтажного дома. Это, а также ряд похожих происшествий приводили к циркуляции слухов по городу о том, что метро - это братская могила, и там гибнут целыми сменами, что, конечно, истине не соответствовало.


Поход за культурой


На Метрострое работал разный контингент - это и городские жители, и приехавшие из деревни крестьяне (в том числе и кулаки), и даже высокопоставленные служащие (они в туннели лезли, конечно, далеко не каждый день, но и без них не обходилось). Поначалу всем было более-менее наплевать, однако с массовой мобилизацией комсомольцев и коммунистов началось планомерное приведение ситуации к городскому порядку. Учитывая, что мобилизованные партийцы в основном выходили из города, им было проще ввести селян в городскую жизнь.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Газета «Ударник Метростроя». Подпись сверху (внизу вроде разборчиво): «Прогулы и текучесть захлёстывают дистанцию №2. В итоге прогуляли 85 человек»


По Марксу бытие определяет сознание, так что молодые (и не очень) коммунисты в своём “окультуривающем походе” начинали с приведения в порядок быта метростроителей. Они массово выдвигались в бараки, где старались привести санитарную ситуацию в норму. Так, например, в 1934 году рабочие корреспонденты (сиречь строители, писавшие в газету) “Ударника метростроя” и “лёгкая кавалерия” совершали ночные рейды по баракам, и если находили там рабочих, спящих в спецодежде (особенно грязной), то оставляли возле них записку с предупреждением о том, что если ещё раз такое повторится, то неряха окажется в газете. Помогало. Кроме того, комсомольцы (подчас не без сопротивления) заставляли рабочих тщательно следить за собой - регулярно мыться, носить нижнее бельё, не плевать на пол. Были и более системные меры - комсомольцы облагораживали бараки и территории возле них.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Газета «За качество туннеля»


Кроме того, не забывали и об устройстве досуга. В бараки заказывались шахматы, шашки, книги и газеты, обустраивались красные уголки и даже выдавались музыкальные инструменты. Собственно, это нужно было не только для образования и ликбезов, но и для борьбы с драками, пьянством, курением, азартными играми. Здесь злостное злоупотребление вело к товарищеским судам, а то и выселению. Отдельно боролись с матом и, как модно нынче говорить, харрассментом. Ситуация на этом фронте обострилась в 1933-34 годах, когда на стройку массово пошла молодёжь, среди которой было немало девушек. Брань, скабрезности, а то и откровенные домогательства в очереди на спуск в шахту доводили их до неловкости, а то и слёз. Впрочем, женский пол мог и огрызнуться, да и крепким словцом, бывало, не брезговал. Так или иначе, борьба за воспитанность имела смешанный эффект, особенно учитывая, что под конец строительства первой очереди она несколько ослабла. Мат изжить не удалось, зато более-менее уверенно боролись с попойками и отсутствием элементарной гигиены.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Кадр из фильма «Есть метро», жительница Несвижского городка образцового ударника. Есть там в фильме и ещё более пикантные кадры, но я их вам не покажу ;)

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство
Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Фильм «Есть Метро». Самодеятельность музыкальная

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Фильм «Есть Метро». Самодеятельность музыкально-танцевальная


Параллельно шла ликвидация безграмотности. По данным на начало лета 1932 года, в Лосе проживало 19% неграмотных и 20% полуграмотных рабочих. Собственно, с этого и началась работа по образованию рабочих. К концу 1932 г. на Метрострое имелся рабочий клуб, пять «красных уголков», заслуживающих такого названия, один «радиоузел», обслуживавший громкоговорители в бараках, и передвижная киноустановка для демонстрации фильмов. Проблема была в том, что работа по организации образования шла неравномерно и в основном с политическим уклоном.

В начале июля 1933 г. в барачных поселках Метростроя действовали 5 «баз культуры» и столько же рабочих клубов, 26 «красных уголков», 78 «красных столов», три радиоузла, в 60 бараках были установлены радиорепродукторы, 18 стационарных библиотек с общим фондом в 7850 томов, 45 передвижных библиотек, три передвижных киноустановки и стационарный пункт демонстрации кинофильмов в Лоси. Клубы, впрочем, походили скорее на сараи, чем культурные учреждения, и были настолько грязны и неуютны, что едва ли кто из рабочих заходил сюда. В «красных уголках» недоставало литературы, имеющиеся в наличии газеты были старыми. «Красные столы» вообще практической ценности не имели. Культурная работа в бараках почивала во сне, поскольку профком стройки неверно направлял работу «культтроек» в бараках. «Ударник Метростроя» требовал от культурного сектора профкома Метростроя, организованного в марте 1933 г., активизировать наконец культурно-массовую работу{.


Д.Нойтатц

И потихоньку эта работа организовывалась. Так, за тот год профком провёл по московским музеям 450 экскурсий, которые посетили около 6 тыс. рабочих, а заодно обучил 22 профсоюзных деятелей для работы культоргами. Теперь работа хотя бы шла, пусть и неравномерно. Например, в Филях в метростроевском городке были оборудованы мощный красный уголок с хорошим подбором литературы, кинотеатр, даже пианино, губная гармоника и существовал ансамбль балалаечников, а комсомольцы поголовно выписывали газеты. В то же время на Потешной улице хотя и было оборудование, но работа шла предельно вяло.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Фильм «Есть Метро». Худ.кружок в Несвижском городке

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Рисуем лучшую бетонщицу 15 шахты Зою Острецову


Особое оживление придало массовое прибытие комсомольцев на стройку, для них организовывали вечерние школы, кружки массового просвещения и прочие образовательные мероприятия. На ряде шахт для желающих были открыты кружки по математике, физике, географии или изучению немецкого языка. В августе-сентябре 1934 г. на шахтах 12 и 21 открылись «культурные университеты», где в интересной и доступной форме метростроевцам рассказывали о новых научных и технических достижениях, рабочих знакомили с произведениями классической литературы. Видные политики и известные ученые выступали здесь с докладами. Отдельно шло политическое просвещение - политдни, коллективные читки газет и прочие агитмероприятия, в том числе специально организованные для представителей нацменьшинств, не владевших русским языком. Впрочем, эффективность этих мероприятий варьировалась, так как она зависела от того, насколько хорошо работали агитаторы, от усталости строителей (многие из которых после очередной смены хотели только спать). Так что уровень просвещения каждого конкретного рабочего был разным.

Зато высокой (относительно) популярностью пользовались кружки самодеятельности. Здесь прогресс пошёл с 1933 года, когда новое руководство профкома Метростроя осознало важность культмассовой работы. Стали организовываться литературные кружки, музыкальные коллективы. В их работе участвовали профессиональные трудяги культуры - музыканты, писатели, художники.


Во второй половине июня 1934 года на всех шахтах и дистанциях прошел смотр художественной самодеятельности. Комиссии предстояло выявить скрытые таланты среди метростроевцев. Свое умение представили 730 певцов, исполнителей на музыкальных инструментах, чтецов-декламаторов, акробатов, жонглеров, комиков, звукоподражателей, поэтов и танцоров. Во второй тур прошли 205 лучших. Победители же третьего тура были отобраны для участия в общемосковском конкурсе художественной самодеятельности.


Смотр талантов выявил удивительные достижения: среди 205 участников промежуточного тура оказалось 60 певцов. Токарь Васильев исполнил арию из оперы «Дон Джованни» Моцарта, слесарь Шалыкин спел арию из оперы «Князь Игорь» Бородина, инженер Шпис исполнял фрагменты также из «Князя Игоря» и опер Россини. Уборщица Гурова удостоилась похвального отзыва как «весьма одаренная певица и танцовщица». 40 метростроевцев декламировали стихи, 19 выступили с собственными литературными произведениями. Слабее были представлены исполнители на музыкальных инструментах. За исключением 11-летнего Миши Рагозина, который блестяще исполнил на баяне «Музыкальный момент» Шуберта, ни один из баянистов не оказался на должном уровне. Слесарь Лизаковский проявил необходимые на строительстве метро талант импровизации и умение выдерживать рекордный темп: когда незадолго до выступления у него украли самодельную скрипку, он в течение двух дней смастерил новую.


Хотя соревнование в целом прошло успешно, выявились и определенные недостатки: многие участники смотра были весьма одаренными людьми, но им недоставало квалифицированного руководства.


Д.Нойтатц

Не забывали и о спорте. За него профком также активно занялся только в 1933 году, когда в Лосе решились на строительство собственного стадиона, были сформированы секции со спортивными инструкторами по футболу, легкой атлетике, теннису, волейболу, баскетболу, гребле и плаванию. Уже в следующем году футбольная команда Метростроя представляла свою организацию на уровне Москвы. В посёлках стали массово оборудоваться спортивные площадки как для летних, так и для зимних видов спорта, однако пользовались ими не слишком активно. Всего к маю 1934 г. регулярно занимались спортом 2,5 тыс. метростроевцев. 857 сдали экзамен по нормам ГТО и получили значок.

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Члены метростроевского аэроклуба, обратите внимание, что в основном это девушки


При этом на Метрострое культивировались и такие сложные виды спорта, как планеризм, парашютные прыжки и даже был организован аэроклуб. Не отставала и военная подготовка. Ещё в 1933 году осуществлялись боевые манёвры - скрытное выдвижение на позиции, атака, оборона. Метростроевцы не освобождались от воинской обязанности.


Заключение

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Общая сумма, затраченная на строительство первой очереди метрополитена, составила 853 млн рублей, из которых почти 140 млн - инвестиции для второй очереди. В процессе строительства сметы постоянно росли - от 74 млн по первым прикидкам Роттерта от 1931 года через 277 млн 1932 года (смета на основе проекта и железнодорожных технологий), 441 млн 1933 года и 557 млн 1934 года. Такой большой скачок в 1935 помимо инвестиций во вторую очередь объясняется и значительно выросшими объёмом и сложностью работ (чего стоят 8 (!) дополнительных кессонных шахт), и непредвиденными обстоятельствами, и ростом зарплат, и спекуляциями смежников. В конце концов, это была новая для страны стройка, неизвестное оборудование и технологии. И что самое характерное, не без огрехов (в том числе серьёзных), страна с ней справилась, явив миру если не самый лучший метрополитен, то по крайней мере заложив основу для будущего столицы. Метрополитен стал одной из визитных карточек Москвы, до сих пор поражая своей красотой многих туристов, пусть большая часть этой красоты была построена всё же после 1935 года, не менее героически и тяжело. Миллионы москвичей и гостей столицы не могут представить без него своей жизни. Так что слава метростроителям! Даёшь метрополитен!

Мосметрострой. ч.8. Как поживаете? Cat_cat, История, Длиннопост, Метро, Московское метро, Москва, СССР, Строительство

Список использованных источников


1. Д.Нойтатц. Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935);

2. И. Лисов. Основные решения и история проектирования Московского метрополитена;

3. Сборник «Как мы строили метро»;

4. Сборник «Мы строим метро»;

5. М.Фёдорова, Т.Мишанина. Тридцать лет без права строить;

6. Документальный фильм «Есть метро»;

7. Документальный фильм. «Советская империя. Метро»;

8. Блог Russos.


Статья взята с Cat_Cat. Автор: Александр Старостин.

Личный хештег автора в ВК - #Старостин@catx2, а вот наше Оглавление Cat_Cat (02.12.2019)

Показать полностью 25
52

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.


Мы первую очередь строили-строили и наконец построили. А вот кто её строил? Это отдельная очень интерсная тема. Это люди из совершенно различных слоёв многопланового советского обещства, со своими желаниями, интересами и стремлениями. И эта часть о них - о тех, кто кровью и потом вгрызался в жидкую московскую землю.


Кто хочет работать на метрострое?


В ряды доблестных метростроителей попадали несколькими путями. Во-первых, рабочие вербовались как в Москве (нередко, что называется, у ворот - на Каланчёвской площади, куда стягивалось очень много людей), так и в регионах. Люди набирались как в западных, так и в центральных и поволжских областях. При этом вербовка раз за разом сталкивалась с серьёзными препятствиями: во-первых, колхозы, даже несмотря на определённую помощь им со стороны Метростроя (материально-техническое содействие, обучение уезжающих колхозников новым специальностям, применимым по возвращении и др.), отказывались делиться людьми или давали не самый подходящий контингент; во-вторых, люди были нужны не только столичной подземной стройке, но и другим предприятиям; наконец, плохие жилищные условия вынуждали набирать людей в первую очередь из Москвы и Подмосковья, ведь им уже есть где жить. Особенно тяжело было с теми специальностями, которые уже требовали навыков, например шахтёрскими. Квалифицированную рабочую силу набирали на Донбассе, Кавказе, в Закавказье, под Москвой и других добывающих и горно-промышленных районах. Оттуда на Метрострой получилось привлечь 1300 специалистов.

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Комсомолка-лебедчица Надежда Сурина.

Шахта №30, первая очередь


Были и случаи плохой работы вербовщиков. Нередкой была практика сбора “кого попало” - алкоголиков, бродяг и сомнительных элементов, особенно если набор рабочих в колхозах проваливался. Вопиющий, но далеко не единственный случай произошёл в 1933 году, когда направленный на юг за опытными туннельщиками вербовщик спустил на курортах Чёрного моря несколько тысяч рублей и привёз в Москву продавца лимонада, сапожника, мясника и пару подростков.


Ситуация была плачевной - за всё время лишь одна акция вербовки была признана успешной, при этом даже она в полном объёме не сработала. Это была вербовка в Башкирии в 33 году, тогда удалось нанять по разным данным около 2,5 тыс. человек - 1,3 тыс. марийцев и 1,2 тыс. татар.


Ещё одним способом пополнения личного состава Метростроя стала мобилизация комсомольцев на московских предприятиях. Начался этот процесс с уже знакомой нам резолюции 28 февраля 1933 года. На тот момент на стройке работало порядка 10 тыс. человек, из которых всего 610 составляли комсомольцы, причём только 31 - непосредственно в шахтах, остальные занимались административными или вспомогательными задачами. Естественно, что речи о каких бы то ни было серьёзных проявлениях инициативы не шло - да, эти люди организовали аж три комсомольских барака, а также собирали рацпредложения, но не более.


Предполагалось мобилизовать 1 тыс. молодых коммунистов, причём половина из них должна была работать непосредственно под землёй проходчиками, механиками, кессонщиками. И снова препятствия: московские предприятия отказывались отдавать людей даже под угрозой публикаций гневных сообщений в Комсомольской Правде. Кроме того, боялись идти и сами потенциальные метростроители, наслышанные о тяжёлой работе и далеко не лучших условиях. Поговаривали, что под землёй заставляют работать чрезмерно, бьют, и едва ли оттуда можно вернуться живым. Были отказники и по практическим соображениям - кто-то не хотел отказываться от вечерней школы или боялся потерять в деньгах, хотя им и обещали дополнительные надбавки. С другой стороны, были и те, кто пошёл на новую работу с воодушевлением.

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Михаил Ульянов и Элина Быстрицкая в роли первостроителей московского метрополитена, фильм «Добровольцы» 1958 года


В конечном итоге, план так и не был выполнен. Удалось призвать 834 комсомольца, которые клялись всячески перевыполнять план, бороться с дезертирами, текучкой и так далее, однако многие (точно выяснить сейчас уже невозможно) покинули стройку уже через несколько дней, будучи мобилизованными насильно или же возмущёнными условиями работы и неустроенностью. Мотивированные же призывники столкнулись с тем, что их не воспринимают всерьёз и гоняют по всяким бесполезным поручениям вместо реальной работы. Комсомольцы не боялись вмешиваться в принятие решений, настаивали на смещении начальников, которые, как им казалось, работали неправильно. Это провоцировало конфликты, так что руководство Метростроя отдельно указывало на необходимость обучать “тысячников”, как их прозвали по плановому количеству, как можно скорее, переводить в более высокооплачиваемую категорию и предоставлять должности бригадиров и десятников, ну и конечно комсомольцы должны были организовывать ячейки на местах. Меры дали результат, ибо оставшиеся призывники освоились очень быстро.


Видя это, московский горком комсомола принял решение мобилизовать ещё 2 тыс. будущих коммунистов. На сей раз подготовка была организована лучше - в Парке Горького провели агитационный митинг с участием “тысячников”, новые призывники должны были быть с жильём в Москве. Кроме того, “двухтысячники” должны были отправиться на работу сразу под землю вслед за своими предшественниками, но уже без излишних пертурбаций и с нормальной первой зарплатой. И тем не менее, план также не был выполнен. Точное число призванных неизвестно, однако по существующим данным, вторая мобилизация комсомольцев прошла куда лучше, поэтому её опыт применялся и в третьей мобилизации, в рамках которой в Метрострой должны были попасть 10 тыс. комсомольцев, из которых 2 тыс. - девушки. Для “десятитысячников” организовывались рабочие факультеты прямо на местах, чтобы они могли продолжать обучение, для них старались улучшать условия жизни. И всё же вновь план не был выполнен. В рамках третьей мобилизации к 29 октября 1933 года привлекли 7,2 тыс. человек, из которых 1,3 тыс. - девушки, при этом только 5,6 тыс. смогли приступить к работе. Всего за три волны удалось привлечь к работам немногим более половины призванных - 7,4 тыс., причём отсюда ещё следует вычесть тех, кто сбежал, а их число не поддаётся измерению. Причины те же - сопротивление начальников фабрик (которые не хотели терять хороших рабочих и скидывали кого попало), недооценка и боязнь профессиональными рабочими комсомольцев (“да что они могут” и “чёрт, да они нас работы лишат”) и высокая сложность работ. В дальнейшем мобилизации продолжались, однако по 1934 и 35 годам данные обрывочные. Известно, что те мобилизации прошли куда успешнее, так как за ними стоял уже авторитет Кагановича, давивший на заводских начальников куда сильнее комсомольских лидеров, которых иногда руководители предприятий даже сажали под домашний арест. Кроме того, в этих мобилизациях шли не только комсомольцы, но и коммунисты с беспартийными, по разным данным призвали 18-20 тыс. человек.

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Девушки в шахте. Где-то мне попадалась ссылка, где были даны их имена, но в процессе работы она успешно потерялась. Плюс есть ощущение, что фотография сделана уже не на первой очереди, потому что у них за спиной не очень характерные для первой очереди тюбинги, но однозначно подтвердить не могу


Вместе с тем, мобилизованные продолжали подвергаться критике, хотя теперь и существовало понимание их способностей. Так, уполномоченный Московского горкома партии по контролю за качеством строительства на Метрострое инженер Климов оценивал 10 тыс. призванных комсомольцев в 5 тыс. “нормальных” рабочих, ведь они станут хорошими специалистами только к концу 1934 года.

К нам пришли на стройку для работы проходчиками и бетонщиками такие квалификации, как чулочники, вязальщики, мыловары, кожевники и разнообразные профессии, а также большой процент женщин. Из них есть очень хорошие общественные инспектора, которые по ночам беспокоят, спать не дают. Это многотысячный коллектив, но рабочих надо было предварительно обучить в условиях самой работы.


Цит. по Д.Нойтатцу

Отдельно отмечали метростроители и призванных девушек. Так, инженер Химухин цитировал своих рабочих: “куда дают таких девчонок, нам предстоит исключительно тяжелая работа, с которой старым горнякам-землекопам трудно справиться, а нам сюда присылают этих девчушек в шелковых платьях. Это не подбор рабсилы, а насмешка”. При этом комсомолки-то, во всяком случае те, что оставались, рвались работать под землю.

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Картина Александра Самохвалова «Метростроевка у бетоньерки», датирована 1937 годом, но почему бы ей не попасть сюда?


Преодоление

2 часа ночи. Усыпляющая усталость. Мы сейчас непрерывно 33 часа в шахте, почти без сна. Второй день бетонируем рабочую камеру кессона. Наша смена до сих пор впереди. Занять в шахте первое место, разве это не радость, черт возьми! Так мы становимся настоящими мужчинами. Я бы хотел, чтобы вся эта публика из секции мягких игрушек, “из-за письменных столов”, “от пишущих машинок” пришла сюда, чтобы взглянуть на настоящих мужчин на ударной стройке, тогда бы они не выражали сомнений по поводу наших темпов. <...> Все тело — сплошная рана. Руки разъедены бетоном. Невероятная боль в мышцах. Мои черные волосы стали от цемента серыми. Нельзя помыться. Скорее спать, спать, спать…


Из дневника работавшего в кессоне комсомольца Роженко за 22 декабря 1933 года, цит. по Д.Нойтатцу

Работа была очень тяжёлой. В первую очередь физически, ведь под землёй (да и наверху тоже) условия не сахар. Особенно, конечно, не везло кессонщикам, копающимся в плывунах под огромным давлением. Здесь высокая мотивация комсомольцев, которых нередко бросали на самые тяжёлые участки, пришлась как нельзя кстати.

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Кадр из фильма «Есть метро», работа в замороженном участке


Горевшие энтузиазмом (ну или по крайней мере просто готовые хорошо работать) молодые люди, следуя требованиям начальства устраивали друг с другом натуральные соревнования на скорость проходки. Безусловно, успешное выполнение плана и ударный труд сулили премии, но, видимо, для многих показать себя хорошо было вполне реальной задачей. Другие хотели, как выразилась литератор Софья Виноградская, отомстить эпохе:

Комсомольские секретари пошли по заводским цехам мобилизовать людей на строительство метро. Многие не имели представления, что такое метро, но слышали, что в СССР прежде не было ничего подобного и что первое метро строится в Москве. Этого хватило, чтобы тысячи записались добровольцами. Никогда раньше они не видели шахту и никогда не слышали о штольне. Это было похоже на фантазию. Тут пошли девушки. Начался великий поход на шахты и дистанции первого метро с фабрик, заводов, библиотек, канцелярий, техникумов, трестов, рабфаков. Овеянное романтикой великих строек, метро волновало души. Этим девушкам не довелось быть на Днепрострое и Магнитстрое. Гражданская война была для них легендой. Метро давало возможность поквитаться с эпохой.


С.Виноградская, неопубликованная рукопись “Обида”, цит. по Д.Нойтатцу

Кого-то направляли родители, кто-то просто не хотел показаться среди товарищей трусом, а кто-то за ударным трудом скрывал кулацкое происхождение.

Писатель Борис Пильняк, бравший интервью у метростроевцев по заданию редакции издательства «История фабрик и заводов», не раз употреблял выражение «азиатские способы» для характеристики стиля труда на Метрострое. Он цитировал при этом некоего наркома, осенью 1934 г. посетившего стройку. Другие (советские) наблюдатели полагали, что на строительстве метро работали как в Древнем Египте. Реагируя на эти высказывания, некоторые инженеры с гордостью разделяли ответственность за подобный стиль работы: причина заключалась не в отсутствии машин и приборов, а в том, что эти последние не выдерживали соревнования с энтузиазмом комсомольцев. Некоторые аппараты проработали пару дней, пока не выяснялось, что ручной труд комсомольцев более производителен, чем импортные машины. «Мы брали количеством людей, силой и энтузиазмом» — так можно выразить квинтэссенцию подобной позиции.


Д.Нойтатц

Будущие коммунисты затыкали собой и дыры, не зависящие непосредственно от Метростроя, действуя при этом зачастую не самыми легальными методами:

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

На цементном заводе в Новороссийске был создан комсомольский пост, следивший за производством для Метростроя. На железнодорожных линиях, ведущих к Москве, комсомольские бригады охраняли поезда от хищения грузов. Когда в октябре 1934 г. вследствие прекращения поставок цемента стройка остановилась, Хрущев командировал двух функционеров в Вольск и Новороссийск для ускорения отгрузки цемента в адрес Метростроя. Заместитель начальника Метростроя Айнгорн лично отправился в Амвросиевку в Донбассе на местный цементный завод. Комсомольцы на цементных заводах и товарных станциях заботились о скорейшей отправке грузов. Вагоны с надписью «Цемент для метро» добирались до Москвы за пять дней, тогда как обычно путь из Новороссийска занимал две недели. Иногда давление оказывалось и на руководство собственного предприятия: когда у рабочих шахты 15 закончился цемент, они по инициативе партийного секретаря ночью пришли на квартиру Абакумова и добились, чтобы он выделил шахте 10 тонн цемента, хотя положение на остальных шахтах было немногим лучше.


В марте 1934 г. Метрострою срочно потребовалась древесина. В порту Архангельска скопилось громадное количество строевого леса, который не спешили отправлять по железной дороге. Телеграфные запросы не давали результата. Тогда 200 комсомольцев Метростроя отправились в Архангельск, чтобы взять дело в свои руки. В течение месяца они отгрузили 3,5 тыс. вагонов с бревнами, побив все местные рекорды погрузочных работ.


Цит. по Д.Нойтатцу

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Известный в узких кругах блогер Russos предполагает, что это процесс водопонижения


Но комсомольцы - это меньше 20% всех строителей первой очереди. “Обычные” рабочие, заметно менее мотивированные и привыкшие к другому стилю работы, сталкиваясь с таким напором, зачастую приспосабливались к нему с некоторым трудом. Здесь свою роль играл часто конфликт поколений: пришедшие юнцы повышали темпы работы, благодаря чему оказывались в зарплатной сетке выше, чем многоопытные шахтёры (умеющие “работать не перерабатывая”), а для селян, постоянно пахавших на сезонных работах, комсомольцы были опасны тем, что могли лишить их монополии, благодаря которой старые рабочие могли прогуливать и халявить, выбивая из начальства постоянно растущую зарплату, ведь если не они, то кто? Соответственно, молодых рабочих (причём не только комсомольцев, но более молодых сезонников) постоянно предостерегали различного рода попытки их посильнее цепануть. Их демотивировали слухами об импотенции от работы в кессоне, их подкалывали якобы работающими советами (дескать пососи конфетку, пока в кессоне под давлением работаешь, или поцелуй во-он тот болт камеры, тогда точно тело болеть не будет), им могли повысить давление в шлюзовой камере, заставляя мучаться от болей, могли пытаться выжить с работы.

Комсомольцу Суховеркову один из кессонщиков сказал:


— Когда придешь шлюзоваться, бери с собой конфет. Как начнет на уши давить, ты и глотай их. Легче будет.


Суховерков поверил, сказал и другим ребятам. На смену комсомольцы пришли с кульками. Только закрыли дверь, кессонщик сразу открыл кран на полное давление. В ушах у ребят закололо. Они набили рты конфетами, а кессонщики — ну хохотать…


Такое отношение старых кессонщиков Егорычев испытал и на себе. Когда он впервые вошел в аппарат, там уж был кессонщик Сорокин. Сорокин был пьян. Егорычев возмутился. Пригрозил рассказать сменному инженеру. В отместку Сорокин, когда Егорычев спускался вниз по лестнице, пустил ему вслед бадью. Егорычев еле успел увернуться. Еще немного — и тяжелая бадья сорвала бы его вниз.


Так началась кессонная «карьера» Егорычева…


Рассказ “В кессонах” для сборника “Как мы строили метро”

Мосметрострой. ч.7. О тех, кто строил Cat_cat, История, Длиннопост, Строительство, Московское метро, Метро, Москва, СССР

Ещё кадры из фильма «Есть метро»


Естественно, такое комсомольцам понравиться не могло, но куда деваться, работать-то надо. И работали так, что старики своими обидами давились.


Источник: Cat_Cat. Автор: Александр Старостин.

Личный хештег автора в ВК - #Старостин@catx2, а вот это наше Оглавление Cat_Cat (02.12.2019)

Показать полностью 8
940

Что сейчас происходит в Политехническом музее

Так уж сложилось, что почти каждую неделю я бываю на метро Китай-город. Сотни раз я проходил мимо Политехнического музея, который с 2013 года стоял в строительных лесах и сетке. Но несколько месяцев назад фасады раскрыли, и огромное старинное здание, облик которого я уже успел подзабыть, предстало в обновлённом виде.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Стены музея из песочно-жёлтых стали кремовыми, почти белыми. Во многих местах они украшены затейливым лепным декором.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Снаружи здание выглядит почти готовым, но если подойти поближе, можно услышать стук молотков и жужжание электроинструмента. Что же происходит внутри одного из главных московских долгостроев? Мне посчастливилось попасть на экскурсию и увидеть всё своими глазами. И, разумеется, я не забыл взять с собой фотоаппарат.


Если вы давно не были на Новой площади или просто не подходили к зданию близко, то, сделав это, возможно, будете удивлены. У музея появился целый подземный этаж, а к старым подъездам теперь ведут мостики.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Любители альтернативной истории уже наверняка потирают ладошки, готовясь рассказать о Великом потопе в XIX веке и засыпанных первых этажах зданий, но я их огорчу: строители просто раскрыли подвальный этаж, предусмотренный изначально.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Многие кирпичи пришли в негодность, и их заменили на новые. Как мне сказали, они специально были выбраны не слишком похожими на исторические, чтобы всегда можно было понять, где оригинал, а где новодел.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Пространство, которое раньше использовалось в лучшем случае как склад, станет площадкой для выставок, а также дополнительным проходом между станциями метро Лубянка и Китай-город, поскольку музей протянулся практически от одной до другой.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Сейчас в подвальном этаже, который музейные сотрудники называют «Холодной галереей», открыта временная экспозиция, рассказывающая об истории музея и ближайших планах развития. Правда, если вы не на экскурсии, то изучать материалы можно только через сетчатый забор, что выглядит довольно странно.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

В одной из витрин я увидел на мониторе фотографию, которая показалась мне удивительно знакомой.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Только придя домой, я понял, что у меня есть почти такой же кадр 20-летней давности, где я вместе с одноклассниками и учительницей весело сижу на корточках, пока космические корабли бороздят пространство Политехнического музея. Школа моя, кстати, расположена в Чертаново, но это совпадение.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

В другой витрине можно увидеть модель замечательного образца советского атомпанка — ТЭС-3, самоходной атомной электростанции на четырёх удлинённых шасси танка Т-10.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Стекло в витринах сильно бликует, но мне сказали, что к открытию его должны заменить на специальное музейное, которое даёт гораздо меньше отражений.


Через другое стекло можно будет наблюдать за работой реставраторов, но сейчас там показывают какую-то вариацию на тему задачи о полутора землекопах.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Но хватит ходить вокруг да около. Мне ведь обещали, что я смогу попасть на саму стройку. Поэтому лезем в дыру!

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Нет, не в эту. Через эту в подвалы музея раньше подавали уголь. Вот в эту:

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Извините, снял как смог.


В первую секунду мне показалось, что я провалился в подземное королевство гномов. Со всех сторон доносятся звон и скрежет металла; мастеровые в шлемах касках катят тачки, несут камни, бегают туда-сюда с охапками чертежей...

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Кое-где висят указатели, помогающие не заблудиться в огромном здании.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Рабочая переписка:

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Одна из причин, по которой реставрация длится так долго, — это проблемы с фундаментом музея. Здание строили в несколько этапов: центральную часть, самую высокую и богато украшенную, возвели в 1877 году, южное крыло с башенкой, выходящее к метро Китай-город, — в 1896-м, а северное, тяготеющее к стилю «модерн», — в 1907-м.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Каждая часть покоилась на своём фундаменте, причём не монолитном, а состоящем из отдельных столбов-пилонов. За прошедшие годы некоторые из них просели настолько, что несовпадение высот между частями здания достигло метра с лишним!

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Фундамент нужно было полностью поменять, не разрушая здания. Каждый из 285 несущих пилонов было решено усилить железобетоном, отрезать от своего основания и поднять на домкратах, чтобы под него можно было завести стальные сваи. В какой-то момент здание массой более 100 000 тонн буквально висело в воздухе.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

На этом кадре можно заметить сваю под номером 398, а всего их было более 12 тысяч. В дальнейшем сваи, несущие основную нагрузку, залили бетоном и превратили в аккуратные колонны, а вспомогательные — срезали.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Добавьте сюда ещё вот что: все работы велись в самом центре Москвы с её узкими улочками, оживлённым движением и тесной сетью подземных коммуникаций. Использовать тяжёлую технику было нельзя, поэтому и остатки старого фундамента, и новые балки со сваями рабочие выносили и заносили на руках.


Музей пережил множество мелких ремонтов и ни одного капитального. Существующие проёмы замуровывали, потом пробивали новые; залы то объединяли, то снова разделяли... В итоге к началу XXI века уже никто не мог сказать, как в точности устроен этот московский Хогвартс с его бесчисленными лестницами, арками и переходами.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Чертежей не сохранилось, и здание пришлось обмерять заново. Говорят, что ни для одной пары этажей размеры не совпали. Порой случались курьёзы: например, фирма, которая должна была спроектировать одну выставку, перепутала на чертеже верх с низом и нарисовала помещения, которые должны были отходить от наружной стены музея и висеть над Лубянской площадью :)

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Ещё одна трудоёмкая часть работы — это прокладка коммуникаций. В старинном здании для этого не было предусмотрено практически ничего. Вентиляция, дымоудаление, электроснабжение, водопровод, отопление, канализация, системы безопасности, кабельные сети, — всё это пришлось делать заново или с нуля. Любопытно, что систему дымоудаления удалось вписать в существующие дымоходы для угольных печей, которыми музей отапливался много лет назад. Также в музее должны появиться лифты, которых там отродясь не было, и пандусы. Теперь его смогут посещать и люди на инвалидных колясках.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Я уже почти исчерпал объём картинок, отведённый на один пост, хотя не рассказал и о половине того, что сейчас происходит в Политехе. Например, внутренние дворы музея будут накрыты прозрачной крышей, и она уже почти готова. К сожалению, туда мне попасть не удалось, поэтому могу показать лишь картинку из интернета.

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

Музей должен открыться через год, в ноябре 2020-го, и я постараюсь быть в числе его первых посетителей. Я знаю, что мне не стоит идти туда за ностальгией. Это уже не будет то место из детства с притягательными, хотя и немного пыльными экспонатами и архаичными информационными стендами, нарисованными вручную. Новый Политех из хранилища артефактов превратится в современный музей научного знания. Статичные экспонаты, на которые можно было только смотреть, уступят место новым, интерактивным, доносящим актуальные представления о материи и энергии, жизни, Вселенной и всём таком. Над новой экспозицией работает большой коллектив учёных и популяризаторов науки, многие из которых хорошо знакомы читателям Пикабу.


Предусмотрена, конечно, и историческая экспозиция, где акцент будет сделан на вкладе российских и советских учёных в мировую науку. Обещают, что всё будет достоверно и с опорой на документы, без «России — родины слонов».


Очень интересно, что же получится в итоге. Ну а пока можно прогуляться вокруг здания, благо и там есть на что посмотреть. Место уже облюбовали фотографы и девочки-инстаграмщицы :)


Напоследок покажу отреставрированные панно «Пахарь», «Рабочая семья» и «В кузнице» с северного фасада:

Что сейчас происходит в Политехническом музее Политехнический музей, Москва, Реставрация, Реконструкция, История, Строительство, Политех, Длиннопост

P. S. Баянометр считает, что в посте есть фото холодильника Юрюзань.

Показать полностью 23
195

Отчим и его "БАНЯ"

Однажды ночью, сгорела наша старая бревенчатая баня. Не сказать, что она была очень хорошей, маленькая, низенькая, но теплая. Ну, что делать, отчим решил строить новую. Он у меня совсем не строительных дел мастер. Но видимо подумал: что нам стоит, дом построить. И купил бетономешалку. Залил фундамент. Купил блок, с двумя сыновьями возвели стены. Видимо они решили, что блок внахлест кладут из-за красоты, и почему бы не положить 7 штук в столбец, не соединяя со стеной и углом. Сказано, сделано.

Так как старая баня ему казалась слишком маленькой, он решил, что будет новая 9 кв.м. да плюс предбанник. И в высоту 2 метра, чтоб не казалось. Про вентиляцию он не слышал, раз купил бетономешалку, почему бы потолок бетоном не залить. Котел сделал знакомый, который говорил, что надо бы обложить его кирпичем. Но отчим установил его сам и совету не последовал. И камней пожалел. Что главное в бане? Конечно, обшить её осиновой вагонкой! Тут деньги кончились, крышу сделать он не успел. Пришла зима, печка помещение не прогревала, но мылись всё равно, нещадно поддавая. Пару уходить некуда, вагонка покрылась плесенью, разбухла и вздулась. Летом он её снял, сделал навес из профлиста. А стены дали трещину. Тут бы подумать про естественную вентиляцию, но чтоб уходил пар, отчим выдолбил штук 6 дыр, диаметром около 8 см. Муж как увидел сие сооружение, мыться там мне и детям запретил. Маме попыталась объяснить, что конструкция аховая, но они там моются всё равно. Лишь бы не накрыла совсем. Фото делал муж для тестя, потому что тот не верил какой отчим "классный строитель".

Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Отчим и его "БАНЯ" Баня, Строительство, Рукожоп, И так сойдет, Длиннопост
Показать полностью 5
975

Подоконник

Подоконник Строительство, Ремонт, Фотография, Подоконник, Рукожоп, И так сойдет

Друг занимается мелким ремонтом, поступил заказ на переделку подоконника, предыдущие работники должны были демонтировать старый подоконник и установить новый, но вдруг решили почему то установить поверх старого, новый

1526

О ТэБэ...

В своё время работал замом по развитию у крупного в нашем городе предпринимателя. И был у него ТЦ в самом центре города. Название интересное: "Поле чудес". Это "поле" постоянно росло, из месяца в месяц обрастая конструкциями по дендро-фекальной технологии из разрезанных контейнеров и арматуры.

О ТэБэ... Здание, Строительство, И так сойдет, Разгильдяйство

Основательно прибавив по бокам, здание начало расти и в заду, для чего была приглашена группа талантливых строителей, монтажников и прочих высотников из города на двухтысячной купюре. Ребята схватили маски, распихали по карманам электроды и давай ваять раму для будущего помещения салона красоты.

О ТэБэ... Здание, Строительство, И так сойдет, Разгильдяйство

Наклонились, крякнули, пёрнули и подняли скелет из сварных конструкций к небу, связав их сверху для прочности проводом алюминиевым АПВ 4. Полюбовались сами и пошли обедать.


Естественно, поднялся ветер (в нашем городе он всегда естественен и поднят), отчего конструкция начала тревожно издавать звуки Мордора и вызывать неподдельный интерес заказчика.


Через пару минут бригада, с недоеденными бутербродами в руках в полном составе вновь стояла под строением.


- Понимаете, Юрий, Вы ведь сами не строитель, - авторитетно чавкая пыльной колбасой, сказал бригадир. - Мы во Владивостоке всегда так делаем. Всё нормально держится всегда.


- Хорошо, верю. Встаньте все сюда, - показал рукой заказчик, сам схватился за основание конструкции и начал её раскачивать: - Щас я на вас эту хуйню пиздану...


С криками команда разбежалась, а на следующий день на объекте работали обычные джамшуторавшаны.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: