И про старуху бывает порнуха

Объект - центральный офис одного из центральных банков одной из центральных областей. Проблема с ГРЩ - при плановом тестировании АВР не всегда корректно отрабатывает. Мы в свое время заявлялись на поставку этого ГРЩ, но

И про старуху бывает порнуха Электрика, Банк, Длиннопост

Теперь, когда начались проблемы, поставщик слился, и нас попросили помочь. АВР на контроллере, контроллер мне известен - почему бы и нет. Сразу обговорил, что потребуется более одного визита, т.к. не всегда на объекте за ограниченное время можно найти ошибку в чужой программе.


Для выявления ошибки выезжаю на следующее плановое тестирование АВР. Тестирование АВР подразумевает отключение вводов и переключение нагрузки, на серьезных объектах такие вещи можно делать только ночью, у меня примерно половина выездов - ночные.


Пара часов ночной дороги, и я на месте. Люблю бывать на ночных объектах. Ночные объекты живут своей особой, не похожей на дневную, жизнью. Здесь нет всевидящего ока начальства, нет лишних ушей, но есть коллектив, спаянный общей целью - скоротать очередную ночь без происшествий. Все важные люди по ночам спят, работают только простые работяги - они всегда предложат чаю с бутербродом, у них нет этого глупого снобизма. Где еще в наше время встретишь такую взаимовыручку: сегодня ты разбудил спящих при приближении "внезапной" проверки, завтра разбудят тебя. Не спать всю ночь противно человеческой природе, даже если проводить время за чаем и разговорами, под утро все равно срубает. Мое появление вносит хоть какое-то оживление в привычную ночную скуку, разгоняет сон, опять же я могу что-то починить, поэтому мне всегда рады.


Ночной банк - не исключение, хотя в честь тестирования АВР и появилось начальство. Но это "наше" начальство, техническое, оно не считает себя центром планеты и понимает, что без специалистов все довольно быстро накроется. В отличие от финансового начальства, которое всегда готово сменить любого специалиста на более дешевого.


Проходим в щитовую, вижу обычный ГРЩ - два ввода и секционник, автоматы с моторными приводами, универсальный ПЛК управляет всем этим хозяйством.

И про старуху бывает порнуха Электрика, Банк, Длиннопост
Выясняю суть проблемы - после отключения обоих вводов АВР не всегда включается обратно после восстановления одного ввода. Дело ясное, что дело темное. Местный персонал грамотный, но контроллер для них - черный ящик. Оно и понятно - люди уже в возрасте, пенсионеры, им эти новомодные штучки ни к чему.

- Отключайте оба ввода, будем смотреть.

- Нам из Москвы разрешили только один ввод отключать, оба сразу нельзя.

Несмотря на наличие ДГУ и ИБП, большие начальники, как всегда, перестраховываются. Это банк, самодеятельность здесь карается очень жестко, ответственность на себя никто брать не будет, поэтому работаем с тем, что есть. Отключаем-включаем ввода по очереди, АВР отрабатывает штатно, проблема не проявляется.

Решаю подключиться к контроллеру с ноутбука, посмотреть на программу. Подцепился, вижу, что на этом контроллере кроме АВР еще и диспетчеризация состояния всех автоматов плюс измерение токов и напряжений на вводах. Программа большая, пытаюсь разобраться. Вдруг пропадает связь с контроллером, сам контроллер перестает работать.

- Что-то контроллер заглючил, надо бы его перезагрузить.

- Валяй.

Перезагружаю по питанию, контроллер включается, но не запускается. Стоящие позади меня дежурная смена и начальство еще не знают, что АВР у них больше нет. Вообще. Никакого. Стою, потею, думаю, как сказать им об этом. Понимаю, что в лучшем случае меня оставят тут жить, пока я не рожу им новый АВР. Прозвонить все входы-выходы, написать новую программу - успею до утра, но все равно неприятно, никто не рассчитывал, что это так затянется. Опять же диспетчеризацию новую я не сделаю. Точнее, сделаю, но адреса не совпадут.

Стоп! У меня же программа открыта на ноутбуке. Сохраняю ее на диск, заливаю в контроллер. Перезагружаю. Не запускается! Да что ж тебе надо-то?! Точно, флаг автозапуска почему-то не был установлен. Поехали!

Говорю, что перезагрузка закончена, контроллер работает штатно, неисправность выявить не удалось, дома подробно проанализирую программу на этот счет.

Через несколько месяцев они договорились с Москвой на отключение обоих вводов и пригласили меня еще раз. Перед выездом я проанализировал программу и нашел проблему - там был запрет на включение любого вводного автомата при включенном секционнике. Соответственно, после отключения обоих вводов, если восстановление напряжения происходило на том вводе, который был отключен последним, и вводной автомат остался включенным, то все нормально работало. А если напряжение появлялось на том вводе, вводной автомат которого был уже отключен, то включиться он не мог, т.к. включен секционник.

Еще один ночной выезд, уже зимой, в самый снегопад. Два часа весьма напряженной засыпанной снегом дороги и я на месте. Засыпанный снегом старый ночной город смотрится очень красиво. Офис в самом-самом центре, вокруг церкви, кремль - как будто в сказку попал. Но когда все растает - будет опять унылая серая слякоть. Да и сама громада офиса вносит диссонанс своими рублеными формами, ощетинившимися решетками с уснувшими инкассаторскими броневиками.

Залил исправленную программу, прогнали, всё отлично, все довольны, жмут руку, благодарят и даже не подозревают, что что-то где-то могло пойти очень сильно не так.

Всех с наступающим, всего самого наилучшего и побольше радости в новом году.

Лига электриков

4.7K пост24.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещён оффтоп, нарушение основных правил пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Какому умному человеку пришло в голову включать СВ-0,4 при откл. АВ1 и АВ2 и отсутствии напряжения на секции?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Один из вводов включенным остается в любом случае - после пропадания напряжения на обоих вводах его уже некому выключить - оперативного питания нет.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати. На днях в каталоге EKF видел приводы на автоматы, которые умеют отключать автомат при пропадании напряжения на специальном контрольном входе. Принцип безумно прост - там добавлена постоянно взведённая пружина, удерживаемая штырьком электромагнита (или ползунком отключения этого режима). Если оперативное питание пропадает, то (при условии, что ползунком эта функция активирована) пружина отключает автомат. То есть автомат работает и как обычный мотор-автомат (вкл/выкл питанием), и как некий аналог пускателя (вкл питанием/выкл пружиной).
Уверен, что есть такие устройства и у ABB, например.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Это давно известное устройство, называется расцепитель минимального напряжения. Вот только нехорошо это - автомат, тем более воздушный, по каждому скачку напряжения дергать.
Автор поста оценил этот комментарий
В зависимости от возможностей оборудования можно использовать заряженный конденсатор как источник питания для отключения по минимальному напряжению или ИБП. Решение найти всегда можно.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Можно, ИБП ставим в более сложных устройствах, в таких простых обычно оно не нужно.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку