И один в поле воин
Николай Сиротинин родился в г. Орле, и там же после окончания школы устроился рабочим на завод «Текмаш», 5 октября 1940г. его призвали в РККА.
Сохранилась медицинская карточка призывника, ознакомившись с которой понимаешь, что при своем росте 164см. и весе 53кг., Николай не был от природы богатырем.
Через семь месяцев службы красноармейцу Сиротинину присвоили звание старшего сержанта и назначили командиром артиллерийского расчета.
24 июня 1941г. в составе арьергарда он прикрывал отход полка на новый рубеж обороны, выжив в том страшном бою Николай, пройдя 500 километров по родной земле внезапно ставшей вражеским тылом, вышел вначале июля недалеко от села Сокольничи в расположение советских войск.
После проверки в особом отделе его назначили наводчиком орудия в 6-ю стрелковую дивизию.
К 16 июля в окружение под Смоленском попали 16,19 и 2-я армии Западного фронта, полк Николая, получил приказ отступить на новые позиции, вместе с командиром своей батареи наводчик Сиротинин вновь остался прикрывать отход своих товарищей.
Бойцы укрыли 76-миллиметровую противотанковую пушку, с 60-ю бронебойными зарядами в густой, с позиции хорошо просматривалось шоссе, и мост через речку Добрость.
Командир сказал Николаю, что подбив на мосту первый, и замыкающий танк они остановят движение танковой колонны, и на ждущих их в деревне лошадях постараются догнать полк.
17 июля артиллеристы увидели, как по направлению к мосту движется немецкая колонна из 59 танков, нескольких броневиков и грузовых машин.
Дождавшись, когда голова серой змеи вползет на мост, наводчик Сиротинин первым выстрелом поджег первую «коробочку», а вторым обездвижил замыкающий колонну танк.
На приказ командира отходить к оседланным лошадям Николай ответил, что ему жалко бросать 58 снарядов, поэтому он еще повоюет.
Дальнейшими действиями 20 летний артиллерист опроверг исконную русскую пословицу «Один в поле не воин».
Пока немецкие танки пытались столкнуть с моста первую подбитую машину, «артиллерист невидимка» подбил еще два немецких танка.
Немецкий бронетранспортер с пехотой при попытке форсировании речки, завяз в илистом берегу, чем сразу же воспользовался Николай.
Дальше немецкие танки вспыхивали как спичечные коробки.
Долго фашисты не могли определить позицию, с которой вел огонь советский артиллерист, как только им это удалось сделать, по заданной площади заработали немецкие минометы, заставившие замолчать плюющуюся смертью пушку.
За 2 часа боя Николай уничтожил 11 немецких танков, 7 бронемашин, 60 солдат и офицеров противника.
Любимчики Гудериана впали в шок, когда поняли что «кровавую баню» у села Сокольничи им устроил юный советский артиллерист, в одиночку заставивший фашистов заплатить высокую цену за кровавые слезы своей многострадальной родины.
Немецкий полковник приказал похоронить Николая с воинскими почестями, у могилы он сказал, что солдаты фюрера должны сражаться так же, как сражался погибший русский герой.
О подвиге Николая его семья и советские граждане узнали в 1958г. после выхода в свет в журнале «Огонёк» статьи «Легенда о подвиге».
В 1960г. героя посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени, а в 1961г. на месте боя установили обелиск с 76-миллиметровой пушкой, благодарные потомки написали на нём:
«Здесь на рассвете 17 июля 1941г. вступил в единоборство с колонной фашистских танков и в двух часовом бою отбил все атаки врага старший сержант – артиллерист Николай Владимирович Сиротинин, отдавший свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины».
В 1967г. «Главное управление кадров Министерства обороны СССР» ответило членам инициативной группы, на вопрос почему Николая Владимировича Сиротинина не представили к званию Героя Советского Союза:
«На Ваше письмо разъясняю, сто присвоение звания Героя Советского Союза в период Великой Отечественной войны производилось по специальным представлениям, составленным командованием частей. Затем эти представления рассматривались командованием соединений, Военными Советами армий и фронтов, а также руководством Министерства обороны.
Поскольку вышестоящим командованием в период войны не было принято решение о представлении СИРОТИНА Н.В. к званию Героя Советского Союза, рассмотреть положительно этот вопрос в настоящее время не представляется возможным».