Гуманная педагогика

Мой сын, когда был в пятом классе сильно обидел свою маму. Что в нашей семье раньше не случалось. А тут мама заплакала. Я не знал, что делать, ибо в нашей семье не было криков, битья ребёнка и тому подобного. У нас было орудием только слово и пример. Я мог тогда выйти из своего кабинета и сказать – «Сын, как ты посмел это сделать? Сейчас же извинись перед мамой!» То есть проявить свою родительскую власть. И поругать его, мол, не смей делать этого больше. Ты понял? А то будешь иметь дело со мной! Многие папы так и делают. Мама тоже могла накричать на него, наорать или даже дать пощёчину. Но мы знаем, что этим то, что скрывается под словом воспитание не произойдёт. Нам не нужно, чтобы у ребенка был страх перед родителями. Нет. Нужно чтобы он сам брал на себя ответственность. Пусть человек боится нарушить свою ответственность. Пусть боится перед своей совестью.

Я оставил в покое эту ситуацию, примерно на неделю, чтобы конфликт был забыт. Мама примирилась со своим сыном – к тому же первенец, она всегда его простит.

И вот он решает какие-то задачи. Я подхожу, спрашиваю – а что ты сейчас делаешь? Он – задачи решаю. Я – а кому они нужны? Он – да мне не нужны, учительнице нужны. - Тогда пусть она подождёт, а у меня дело к тебе, говорю я. – Пожалуйста, пойдем на улицу, у меня мужской разговор к тебе.

Тут я впервые говорю ему это – «мужской разговор». Он не знает, что это. Он спрашивает – а здесь нельзя? Я – нет, это надо наедине.

И вот март месяц, прохладно, мы идём в сторону парка, молча.

Умейте воспитывать ребёнка молчанием. Мы идём молча и он тысячу раз переворачивает в голове – что же отец от меня хочет? Но я молчу, и ему передаётся моё напряженное настроение.

Мы приходим в парк, садимся и я ему говорю:

- Сынок, сколько сейчас тебе лет?

- Ну, одинадцать.

- Тогда ты должен сейчас меня понять. Знаешь, в чём дело, помощь мне нужна сейчас твоя.

Было время, я влюбился в девушку. И сказал ей: если ты за меня выйдешь замуж, никогда не дам никому тебя в обиду. Как ты думаешь, я правильно поступил?

- Да, ты правильно поступил.

- А когда ты женишься, ты дашь свою жену кому-либо в обиду?

- Нет, не дам.

- Но знаешь в чём дело. Не знаю, как быть со своим сыном, который обидел мою жену. Что мне делать?

И вот это и есть шоковая терапия. Он вспоминает, что произошло. Никто не накричал на него ничего. А отец просто спрашивает: а что мне делать, с сыном? Который мою любимую женщину обидел, а я ей дал обещание, а защитить её не могу.

Он долго долго молчит.

И это не пустая трата времени. То, что в его голове происходит, пока он молчит, то что там кипит это и творит человека.

И он говорит – А ты накажи меня.

Я говорю – Это просто. Я мог сразу тебя наказать. Если хочешь, ты сам себя накажи. Но скажи мне – что мне сейчас делать? Как мне оправдаться перед женой?

Он опять молчит.

А потом я говорю: давай оставим это нашим мужским разговором. Об этом никто не будет знать, только помни пожалуйста: я не могу допустить, чтобы её кто-то обидел. Но и не могу обидеть своего сына. Пощади меня.

И мы возвращаемся домой.


(с) Шалва Амонашвили

Гуманная педагогика Воспитание, Дети, Воспитание детей, Родители и дети, Педагогика, Психология, Шалва Амонашвили

Дети и родители

11.5K постов14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
31
Автор поста оценил этот комментарий

Как до 11 лет не смог воспитать (в первую очередь своим примером), да так, что мелкий недоносок обидел мать до слез (на минутку, семья мусульманского склада с кавказким акцентом), так и потом повёл себя как безхребетное существо. Отвёл в парк, поныл, что не знает что делать. Привёл за ручку домой, думая, что решил ситуацию и заперся как рак в кабинете. Не дал ему коробок спичек, не сказал, что раз тебе 11 лет, значит ты уже мужчина, раз родители не святы для тебя, живи в парке сам по себе.

раскрыть ветку (6)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Какого нахуй мусульманского? "Шалва Амонашвили" я хз кто, но имя и фамилия - грузинские, а в Грузии исторически процентов 90, если не больше, христиане, причем, грузинскоправославные. Т.е. даже если он "аметист", все равно вырос среди наследия ошметков православия в окружении совка.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Армяне они. Известный советский педагог и сын его. Сейчас с семинарами чешуи по стране. Любители самосовершенствования и личностного роста женского пола писаются от щастья.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Какие нахуй армяне.... грузины же...

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да? А какая разница?

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку