-2

Групп-анализ по Foulkes

Цитируем по книге:

Foulkes S.H. and Anthony E.J. Group Psychotherapy. The Psychoanalytical Approach. – London, Maresfield Reprints, 1984. – 280 pp.


На Фолькиса большое влияние оказала психология гештальта. По его убеждению группа – это нечто большее, чем сумма составляющих её частей. Индивидуальная психология для него – фигура, а группа – фон, и изучение переживаний членов группы не может быть успешным без учёта внутригрупповых отношений. Групповой анализ, по мнению Фолькиса, является «психотерапией, осуществляемой самой группой и направленной на группу, включая ведущего». Временами отдельные участники формулируют мысли всей группы, а порой группа отражает индивидуальные потребности того или иного её члена.


Подход Фолькиса отличается от психоанализа в группе, который не рассматривает групповую динамику как значимый фактор. Ответственность за успех лечения возлагается на диаду ведущий-пациент. Ценность группы состоит в привнесении переносов и дополнительных ассоциаций в анализ. Он также не похож на психоанализ группы, когда аналитик занимается группой как целым, и интерпретирует перенос группы на аналитика.


Групп-анализ Фолькиса ориентирован на конкретного участника, но проводится посредством группы, а не аналитика. Каждое переживание видится как единый гештальт, в котором индивид и группа едины.


Фолькис создал концепцию «матрицы», согласно которой все члены группы одновременно опираются на один и тот же фундамент (фундаментальная матрица). Члены группы понимают, что то, что они считали своим уникальным внутренним миром, присуще другим людям тоже. На этом этапе возникает огромное сопротивление: в группе ставится под угрозу невротическая иллюзия обособленности от мира других людей.

Групп-анализ по Foulkes Психология, Психотерапия, Группа, Длиннопост

Фолькис интерпретирует сопротивление, анализирует воспроизведение в групповой ситуации прежней семейной ситуации и стремится заместить изоляцию индивидуума опытом переживаний в группе. Любая интерпретация на индивидуальном уровне мощно воздействует на каждого члена группы в отдельности и на всю группу в целом.


В современной психологии личности принято говорить не об уровневом строении самосознания, а о многослойном. Самосознание понимается как целостность, интегральная характеристика, которую можно представить в виде окружности, вокруг которой ещё несколько концентрических кругов: I-F-S-C.


Внутренний круг, individual, описывает представления человека о себе, когда он отвечает на вопрос Какой Я.


Следующий за ним круг содержит представления о семье, family, и определяет то, что думали или говорили о человеке родители и родные, как они воспринимали его и какое отношение вызывали у человека их представления о нём.


Следующий за ним, более широкий круг социума, social, относится к определению того, является ли человек представителем большинства или меньшинства, гендерные представления и другие характеристики больших групп.


Наконец, последний круг, сфера культуры culture, пропитывает Я-концепцию принятыми в культуре стандартами. Для того, чтобы понять другого, необходимо опираться на принцип целостности человека, включённого в целостную ситуацию.


Фолькис утверждает, что провести чёткую границу между Я и Мы невозможно, поэтому самосознание личности следует рассматривать в тесной связи с его развитием в процессе межличностных отношений. Группа позволяет обнаружить сходство и различие между людьми благодаря тому, что все мы отражаемся в других. Понятие «резонанса» обозначает возникновение у членов группы одинаковых представлений, а понятие «зеркального отражения» - динамику проекции, позволяющую членам группы осознавать (неосознаваемые ранее) свойства личности.


Зрелый ведущий противостоит искушению давать блестящие и виртуозные интерпретации. Вместо этого он старается найти методы, которые позволят пациентам прийти к самопознанию собственными усилиями. Как формулируют Фолькис и Энтони, «бывают моменты, когда терапевт должен спрятать свою мудрость в карман, терпимо относиться к недостаточному знанию пациентов и ждать, пока группа сама придёт к решению».

Дубликаты не найдены

+1

У нас групповая психотерапия это "Третьим будешь?!"

раскрыть ветку 2
+2

Спиться можно и в одно лицо, без собутыльников.

раскрыть ветку 1
+1

Ну это уже будет моноспектакль.

+1

Спасибо! Помню когда пришел в ССП, то я так написал, чтобы отражаться в других. :)

раскрыть ветку 2
+1

Да, это фундаментальные вещи, сжато изложенные с указанием на источники, кто первым написал про возможность такой работы.

раскрыть ветку 1
0

Что значит - отражаться в других или по другому - динамика проекции?

0

"На этом этапе возникает огромное сопротивление: в группе ставится под угрозу невротическая иллюзия обособленности от мира других людей."  как долго может длиться это сопротивление?

0
Фолькис утверждает, что провести чёткую границу между Я и Мы невозможно

Какой-то сомнительный тезис, как по мне.

раскрыть ветку 1
0

Он имеет в виду, что в каждом из нас есть интроекты. То есть внешний мир других людей "присвоен" нами, а значит часть нас.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: