Грехопадение
Корнелис ван Харлем / Корнелиссен ван Харлем Корнелис (1562-1638). Грехопадение. 1592.
Корнелис ван Харлем / Корнелиссен ван Харлем Корнелис (1562-1638). Грехопадение. 1592.
Обезьяну принято трактовать как символ порока и стихийной животной похоти. Гольциус против этих сил ничего не имел — в конце концов, они были двигателем его бизнеса и предметом его изучения. Художник как бы отказывает Адаму и Еве в безусловной непорочности. Он изымает дурно влияющую макаку как внешнюю причину, и остается стихийная похоть как проявление свободной воли и самой природы первых людей, и не дьявольского наваждения.
Смотрящая на зрителя в упор кошка, с выражением морды, отягощённым человекоподобием. При этом кошка как символ вполне традиционная: символ плана хитроумного дьявола-губителя и хищнических замашек Евы, которая готовится стать первой в мире стервой. Забавный маньеристский Змей-искуситель с головой от Барби, свисающий с древа, тоже об этом.
Честно украдено.
А еще, беглый гуглежь, дал интересную информацию. У египетских язычников был бог Тот(у) и изображался он в виде павиана и после того как их разгромили, одну статую оставили в назидание. Примерно (если кратко) оттуда и пошло - обезьяна редкий "враг" христианства и почти стал синонимом с Дьяволом.
На картинах изображается с правой стороны от Бога и у ног - как порочность к греху (секс без разбора) и "животной" страсти.
Забавный маньеристский Змей-искуситель с головой от Барби, свисающий с древа, тоже об этом.
Это же очевидно Лилит, ну...
В живописи нередко отождествлялась Лилит (символ искушения и похоти, вообще негативное женское начало) и змей-искуситель, что выражалось в прямом смысле в смешении образов: снизу змея, сверху — Лилит.