Господу видней!

Очень успешная женщина – Людмила Васильевна, у которой я учился рисунку, иногда давала мне возможность подработать натурщиком. Преподавала она не только в своей студии, но и в православной христианской академии художеств, где учились будущие иконописцы. Располагалась эта академия в Юрмале и ездили мы туда на электричке. По дороге я всякий раз пытался начать со своей строгой учительницей философский диспут, но она вежливо переводила разговор в другую колею. До сих пор не понимаю, почему эта умная женщина, заставлявшая своих учеников проверять, вымерять, доказывать и показывать все мысли на листе, безжалостно стиравшая в моих рисунках все, что я сделал неосознанно, от балды, то, что я не проверил несколько раз, в житейских вопросах часто говорила, что так уж принято, так надо, это не обсуждается… Но в одну из таких поездок в Юрмалу Людмила Васильевна все же втянулась в обсуждение глобального вопроса.


-Так зачем же иконописцам учиться рисунку, если у них есть канонические пропорции? Они ведь не пишут иконы с натуры. В тех узких рамках, в которые их ставит церковь им лучше быть просто копировальными машинами. А занятия рисунком тренируют совсем не те качества, которые нужны верующему человеку, который настолько непоколебим в вере, что может рассаду и корешками вверх сажать, если помазанник скажет, что так надо. А рисуя необходимо рассуждать, доказывать, проверять, искать… Так им и до греха не долго!

-Иконы, - недовольно начала Людмила Васильевна, задетая за живое. – Это все-таки живопись, а чтобы понять отношения цветов, необходимо научиться рисунку. Как человек может увидеть отношения теплых и холодных цветов, если он не может увидеть отношений между светлым и темным?

-Как раз это-то я и понимаю, мне не понятно, почему же они не отменят все эти каноны, нарушать которые – грех. Ведь если исходить из того утверждения, что на все воля божья… Вы с этим согласны?

-Ну, предположим, что да.

-Тогда никакого греха и вины быть не может и получается, что смысл притчи о распятии и воскресении Христа был какой-то иной. Получается, что вообще никто не виноват и нам нечего прощать врагам нашим. И все понятия о хорошем и плохом теряют всякий смысл…

-Подождите, Женечка, вы в своих рассуждениях опять забрели куда-то не туда. В конце концов у каждого человека есть выбор и окончательное решение принимает он сам, а следовательно, он может быть хорошим или плохим.

-Но на действия, мысли, желания, физические данные, интеллектуальный уровень человека действуют столько внешних причин, что он может нести ответственность за свои действия не больше, чем любой неодушевленный предмет. Получается, что «он сам» - это только совокупность множества внешних обстоятельств, результат их взаимодействия.

-Нет уж! Есть определенная грань, за которой все эти обстоятельства кончаются, и начинается воля человека. Человек -  это вам не бездумное бревно, которое несет по течению, он может независимо от каких- либо внешних обстоятельств принять решение и поплыть к берегу.

-Но это его решение обусловлено его личным опытом и внешними обстоятельствами, оно не приходит ниоткуда, его воля находится не в пустоте, а в этом мире и на неё многое влияет.

-Вы меня совсем запутали! – Людмила Васильевна занервничала, почувствовав, что над её видением мира нависла угроза. – В данный момент на меня ничего не влияет и мои желания абсолютно свободны от всяких внешних обстоятельств. Я сейчас отберу у вас билет, позову контролера, и он вас высадит. И вы скажете, что это желание – совокупность внешних обстоятельств? Нет, оно мое и только мое! Давайте проверим!

-Как раз наоборот! – радостно воскликнул я. – Это желание у вас вряд ли бы возникло, если бы я не начал этот разговор, а так же…

-Достаточно! – я поймал неуверенность во взгляде учительницы. – Допустим, что это и так и все в мире взаимосвязано и наше Я – совокупность внешних обстоятельств. Но что из этого следует? Отменить все законы? Представляете тогда, что будет? Разгул преступности, анархия, хаос…

-Хаос невозможен. Если мы где-либо не видим порядка, то это не значит, что его там нет. Если правильно определить это понятие, то это беспорядок – это порядок находящийся за пределами нашего понимания.

-Но люди изначально порочны и если их не сдерживать совестью…

-Совесть задумана так, что она все время нечиста. И люди только понапрасну мучаются, становясь в позицию жертвы, тратя все свои силы на самооправдание и обвинения окружающих. Если снять у них с ног эти гири, то они, возможно, станут прогрессивнее.


-А возможно и пойдут грабить магазины и убивать соседей!

-Но если смотреть на людей и их поступки не с позиции их нравственного несовершенства, а с позиции теории относительности Эйнштейна, то станет очевидно, что преступления – это только следствие социальных условий. Ведь воровать, к примеру, идут не от хорошей жизни, а когда с одной стороны нет работы, а с другой популяризирую в искусстве и СМИ образ жизни миллионеров. Так или иначе большинство людей убеждены в том, что практически все их проблемы можно решить с помощью больших денег. Та же церковь продает иконы, свечки, принимает пожертвования, иносказательно говоря о том, что богатых бог любит больше. В детстве я пробовал и воровать и понял, что точить гайки на токарном станке куда проще и безопасней, чем вытащить кошелек из кармана того же рабочего, да так, чтоб он этого не заметил и собственноручно не обломал руки…

-Вы воровали?!

-Пенсии я у старушек не отбирал, а таскал продукты из магазинов, чтоб не идти домой обедать и ужинать, а потом мы украли кроликов, чтобы их выращивать и разводить. В результате этой затеи мы столкнулись с криминальным миром и поняли, что это такое, что лучше уж вернуть животных законным владельцам, пойти в милицию и честно во всем признаться. Это только в кино жизнь вора рисуют, как рискованную, но сладкую и свободную жизнь. На самом деле все они находятся в жуткой кабале, из которой нет выхода. Скупщики краденого платят им гроши за их риск и время от времени сдают властям, чтобы потом, когда они выйдут из заключения, одолжить им деньги под большой процент и отправить на очередную авантюру. В криминальных группировках дисциплина почище армейской…

-Но признайтесь, вы же не стали вором не из страха наказания, а из-за того, что добро в вашей душе победило.

-Душа находится в том измерении, где нет подобных условностей. Я не стал вором еще и потому, что понял фальшь их целей, их ценностей. Глупо что-то делать ради денег потому, что все они фальшивы, а истинные ценности -  это знания. Дайте бомжу чемоданчик с деньгами и на следующий же день он будет опять рыться в мусорнике, потому что он не знает, что с ними делать, он станет жертвой мошенников, как ими стали миллионы советских граждан, вложивших деньги в финансовые пирамиды или банки – однодневки, более осторожные засунули их под подушку и стали жертвами домушников или же очередной финансовой реформы. А что можно купить за деньги? Женщину на ночь, большой дом, шикарный автомобиль… Мне не нужны предметы роскоши – девять квадратов с удобствами во дворе меня не стесняют, продажная любовь не приносит мне удовлетворения, на работу мне приятнее ездить на велосипеде, а праздная жизнь действует на меня разрушающе.

-Ну, это уж вы себе льстите!

-С какой же целью?

-Вам наверняка хотелось бы жить в роскошном особняке, ездить на машине, просто вы ленитесь добиваться этого.

-Раз я этого до сих пор не добился, значит, я могу без этого обойтись, следовательно, мне это и не нужно.

-И что вы собираетесь делать? Очередную революцию, которая закончится кровопролитием, а потом тоталитаризмом? Никто не даст вам построить города солнца.

-Пока я ничего не собираюсь делать в этом плане. Я согласен с тем, что делает бог, руками очень умных людей руководящих мировым банком, а значит и всеми правителями мира. Они правильно делают, когда развязывают войны, насаждают фальшивые ценности, морят миллионы людей голодом и так далее. Это все делается для того, чтобы опровергнуть фальшивые истины, найти миллионы опровержений. И мне вряд ли удастся уйти от судьбы, если меня решат сделать новым Гитлером или Лениным. Всех этих «деспотов» можно поставить в один ряд с Иисусом, который взял на себя грехи всех людей. Они, в сущности, делали то же самое. Сейчас диссиденты вопят о том, что Сталин убийца, но лично он никого не убил, он только разрешил это делать людям, сказал, что берет на себя ответственность за их действия.  Теперь они злятся на этих козлов отпущения из-за того, что они не отпустили им грехи, не дали им жить бездумно и безнаказанно…

-Да. Все это может и так, но лучше бы Гитлер продолжал рисовать, чем лез в политику. Каким бы он плохим не был, но картины писал хорошо. Почти все хорошие художники были невыносимыми и беспринципными людьми.

-Я не думаю, что люди на таком уровне могут от чего-то отказаться.

-Господи! Это же наша станция! Мы чуть не проехали! Философия вас когда-нибудь погубит. Так долго говорил, и вернулись к тому с чего начали…

-По- моему у философии и рисования одна и та же стратегия – исследовать, показывать и доказывать, проверяя.

Выходя из вагона, я рассеянно оглядел каменные лица людей, сидевших рядом с нами и слышавших всю нашу беседу, ибо говорили мы достаточно громко. Неужели они ничего не услышали? Женщина с большим красивым носом, который я с удовольствием рисовал бы целый день, широко улыбнулась, поймав на себе мой взгляд, и опустила глаза.

Правила сообщества

0. Анонимные посты переносятся в общую ленту


1. История должна основываться на реальных событиях, быть авторской.


2. История должна быть написана Вами и не должна быть переписью уже существующей истории.

Пост без тэга "Мое" будет вынесен в общую ленту.


3. История должна быть, по большей части, текстовой и может быть дополнена картинками, видео и гифками.


4. Любые пруфы истории приветствуются.


5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.


6. Администратор сообщества имеет право решать, насколько история соответствует сообществу.