Город корабелов.

Треть военных кораблей СССР построены на одном николаевском заводе.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

На каждом историческом этапе развития страны морской флот играл важную роль в экономической и политической составляющей государства. Интенсивное развитие национальной экономики без эффективного использования транспорта невозможно, поэтому транспортная система государства должна работать взаимосвязано и четко, улучшая экономические показатели и способствуя ее росту, получая прибыль, как от строительства судов, так и от их эксплуатации. Коммерческий флот, был, есть и остается основой транспортной безопасности государства, показывая ее стратегическую мощь и обеспечивая экономическую независимость.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Первая мировая война, революция, гражданская война и разруха, нищета, голод в стране не стали помехой для того, чтобы 14 февраля 1918 г. был издан декрет Совнаркома «Об организации рабоче-крестьянского Красного Флота». Этот документ лег в основу возрождения флота. Здесь важно отметить, что за период революции и гражданской войны страна потеряла около 60 судов и около 310 были угнаны за рубеж. Однако к началу Великой Отечественной войны, за короткий 20-ти летний исторический период, государство смогло восстановить потери. Поэтому уже к 1941 г. торговый флот СССР насчитывал около 700 грузовых судов, не уступающим зарубежным аналогам.


Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон флоту страны. Но уже в послевоенный период началось возрождение судостроительной промышленности и флота Советского Союза.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Судостроительная отрасль СССР, уже к 70-м годам, вышла на лидирующие позиции в мире и стала ведущей морской державой. 5-е место по тоннажу занимал коммерческий флот и первое место в мире по количеству рыбодобывающих и перерабатывающих судов.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Развитие речного флота велось такими темпами, с которыми не смогла сравниться ни одна зарубежная страна. А суда смешанного плавания поражали всех своими современными конструкторскими решениями. Проекты судов река-море, были настолько грамотно просчитаны и технически исполнены, что за все время эксплуатации не было ни катастроф, ни разрушений корпуса, ни крупных аварий. Все, что создавали николаевские конструкторы, было воплощено в металл руками рабочих и инженерной мыслью, специалистами судостроительных заводов.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Известно, что треть всех военных кораблей СССР были построены лишь на одном заводе им. 61 коммунара. Это один из старейших заводов страны, освоеный в 1788 г. В 1920 г. произошло слияние трех предприятий «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод», однако их мощности были незначительны. К 1930 г. завод был полностью восстановлен и реконструирован. В 1931 г. он получил название Судостроительный завод имени 61 коммунара. Основная специализация завода — это военные корабли: эскадренные миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для ВМФ страны.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

После войны завод был восстановлен, модернизирован и продолжал строить военные корабли. С начала 1960 г. завод начинает осваивать строительство коммерческих (гражданских) судов: рефрижераторы, сухогрузы, рыболовные траулеры. Для гражданского флота завод построил 90 коммерческих судов различной грузоподъемности, 25 из которых для иностранных компаний. За время своего существования заводом построено 2000 военных кораблей и коммерческих судов.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Черноморский судостроительный завод. История завода начинается с 1895 года. С 1917 по 1941 годы построено 113 единиц, как коммерческих судов, так и военных кораблей, среди которых: крейсер «Молотов», эсминцы и подводные лодки. Однако в период ВОВ завод был полностью разрушен. Из 784 зданий уцелело только два. После освобождения Николаева (28 марта 1944 г.), с апреля месяца началось его восстановление. Одновременно велась подготовка специалистов для судостроительной промышленности в училищах РУ, ФЗО, судостроительном техникуме и судостроительном институте. В 1945 г.началась достройка эвакуированных судов. А с 1947 г. было начато строительство новых судов. После возрождения ЧСЗ стал не только крупнейшим заводом в СССР, он стал многофункциональным современным заводом, модернизированным и технически оснащенным.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

С 1945 г. по 1991 г., начался длительный период созидания. Важно отметить, что завод вел одновременно строительство военных кораблей (около 40% заказов) и коммерческих судов (примерно 60% заказов): среди которых ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы, супертраулеры, танкеры, балкеры, БМРТ, плавмастерские и др. типы судов. За данный период завод построил и сдал заказчику более 500 судов. Одной из самых ярких страниц в истории завода было строительство китобойной базы «Советская Украина», вертолетоносцев: «Москва» и «Ленинград», а затем авианесущих кораблей: «Киев» и «Минск» для ВМФ СССР.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

Судостроительный завод «Океан» основан в 1951 г. Гордость советского судостроения. С 1952 г. по 1972 г. завод построил и сдал заказчику более 200 судов, среди них: 7 — морских сухогрузов типа «Иргиз» дедвейтом 2290т., 46 рефрижераторов типа «Таврия» — дедвейтом 5400 т., 2 лесовоза типа «Малоярославец» и 12 лесовозов типа «Сибирь», 15 траулеров типа» Алтай» построенных для Мурманского тралового флота.


С 1960 г. по 1964 г. на заводе была проведена первая реконструкция, а в 1968 г. началось производство морозильных супертраулеров «Алтай» - дедвейтом 6470 т. с дизель-электрической установкой 5000 л.с. Данная серия составила 31 судно.

Город корабелов. Николаев, Судостроение, Прошлое, Длиннопост

В 1970 г. была начата вторая модернизация завода, которая включала строительство сухого дока, крупнейшего в Европе, что позволило заводу начать строительство крупно тоннажных судов, нефте — рудовозов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100.000 т. и серию из 26 балкеров, типа «Зоя Космодемьянская» («Харитон Греку») дедвейтом 52700 т., данный проект был разработан ЦКБ «Черноморсудопроект». А также рыбодобывающие базы и научно — исследовательские суда.Подводя итоги развития судостроения в СССР, важно отметить, что Николаев играл не только ключевую роль, как в развитии судостроительной отрасли страны, так и развитии флота. Здесь были сконцентрированы крупнейшие судоходные компании страны. Конструкторские бюро и научно — исследовательские институты смогли разработать и внедрить в производство, а судостроительные заводы освоить строительство всех видов коммерческих судов, современных военных кораблей, речных судов, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, судов обслуживания, портового флота, научно-производственных и учебных судов. Только морские пароходства страны получали более 100 коммерческих судов различных типов ежегодно. Часть выпускаемой продукции строилось на экспорт для зарубежных судоходных компаний.Важно отметить, что созидательный порыв охватил всю транспортную отрасль, где слились воедино интересы государства, дальновидность правительства, высокий потенциал научной и инженерной мысли, высокого энтузиазма технического и рабочего персонала. Это дало возможность Советскому Союзу стать ведущей морской державой в мире и занять достойное пятое место по общему тоннажу в мировом рейтинге. Здесь есть чему поучиться, есть что проанализировать, есть над чем задуматься.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
История неполная без описания современных реалий завода. Чтобы было наглядно: что было и что стало.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку