115

Город корабелов.

Треть военных кораблей СССР построены на одном николаевском заводе.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

На каждом историческом этапе развития страны морской флот играл важную роль в экономической и политической составляющей государства. Интенсивное развитие национальной экономики без эффективного использования транспорта невозможно, поэтому транспортная система государства должна работать взаимосвязано и четко, улучшая экономические показатели и способствуя ее росту, получая прибыль, как от строительства судов, так и от их эксплуатации. Коммерческий флот, был, есть и остается основой транспортной безопасности государства, показывая ее стратегическую мощь и обеспечивая экономическую независимость.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Первая мировая война, революция, гражданская война и разруха, нищета, голод в стране не стали помехой для того, чтобы 14 февраля 1918 г. был издан декрет Совнаркома «Об организации рабоче-крестьянского Красного Флота». Этот документ лег в основу возрождения флота. Здесь важно отметить, что за период революции и гражданской войны страна потеряла около 60 судов и около 310 были угнаны за рубеж. Однако к началу Великой Отечественной войны, за короткий 20-ти летний исторический период, государство смогло восстановить потери. Поэтому уже к 1941 г. торговый флот СССР насчитывал около 700 грузовых судов, не уступающим зарубежным аналогам.


Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон флоту страны. Но уже в послевоенный период началось возрождение судостроительной промышленности и флота Советского Союза.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Судостроительная отрасль СССР, уже к 70-м годам, вышла на лидирующие позиции в мире и стала ведущей морской державой. 5-е место по тоннажу занимал коммерческий флот и первое место в мире по количеству рыбодобывающих и перерабатывающих судов.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Развитие речного флота велось такими темпами, с которыми не смогла сравниться ни одна зарубежная страна. А суда смешанного плавания поражали всех своими современными конструкторскими решениями. Проекты судов река-море, были настолько грамотно просчитаны и технически исполнены, что за все время эксплуатации не было ни катастроф, ни разрушений корпуса, ни крупных аварий. Все, что создавали николаевские конструкторы, было воплощено в металл руками рабочих и инженерной мыслью, специалистами судостроительных заводов.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Известно, что треть всех военных кораблей СССР были построены лишь на одном заводе им. 61 коммунара. Это один из старейших заводов страны, освоеный в 1788 г. В 1920 г. произошло слияние трех предприятий «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод», однако их мощности были незначительны. К 1930 г. завод был полностью восстановлен и реконструирован. В 1931 г. он получил название Судостроительный завод имени 61 коммунара. Основная специализация завода — это военные корабли: эскадренные миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для ВМФ страны.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

После войны завод был восстановлен, модернизирован и продолжал строить военные корабли. С начала 1960 г. завод начинает осваивать строительство коммерческих (гражданских) судов: рефрижераторы, сухогрузы, рыболовные траулеры. Для гражданского флота завод построил 90 коммерческих судов различной грузоподъемности, 25 из которых для иностранных компаний. За время своего существования заводом построено 2000 военных кораблей и коммерческих судов.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Черноморский судостроительный завод. История завода начинается с 1895 года. С 1917 по 1941 годы построено 113 единиц, как коммерческих судов, так и военных кораблей, среди которых: крейсер «Молотов», эсминцы и подводные лодки. Однако в период ВОВ завод был полностью разрушен. Из 784 зданий уцелело только два. После освобождения Николаева (28 марта 1944 г.), с апреля месяца началось его восстановление. Одновременно велась подготовка специалистов для судостроительной промышленности в училищах РУ, ФЗО, судостроительном техникуме и судостроительном институте. В 1945 г.началась достройка эвакуированных судов. А с 1947 г. было начато строительство новых судов. После возрождения ЧСЗ стал не только крупнейшим заводом в СССР, он стал многофункциональным современным заводом, модернизированным и технически оснащенным.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

С 1945 г. по 1991 г., начался длительный период созидания. Важно отметить, что завод вел одновременно строительство военных кораблей (около 40% заказов) и коммерческих судов (примерно 60% заказов): среди которых ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы, супертраулеры, танкеры, балкеры, БМРТ, плавмастерские и др. типы судов. За данный период завод построил и сдал заказчику более 500 судов. Одной из самых ярких страниц в истории завода было строительство китобойной базы «Советская Украина», вертолетоносцев: «Москва» и «Ленинград», а затем авианесущих кораблей: «Киев» и «Минск» для ВМФ СССР.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост
Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

Судостроительный завод «Океан» основан в 1951 г. Гордость советского судостроения. С 1952 г. по 1972 г. завод построил и сдал заказчику более 200 судов, среди них: 7 — морских сухогрузов типа «Иргиз» дедвейтом 2290т., 46 рефрижераторов типа «Таврия» — дедвейтом 5400 т., 2 лесовоза типа «Малоярославец» и 12 лесовозов типа «Сибирь», 15 траулеров типа» Алтай» построенных для Мурманского тралового флота.


С 1960 г. по 1964 г. на заводе была проведена первая реконструкция, а в 1968 г. началось производство морозильных супертраулеров «Алтай» - дедвейтом 6470 т. с дизель-электрической установкой 5000 л.с. Данная серия составила 31 судно.

Город корабелов. Николаев, История судостроения, Прошлое, Длиннопост

В 1970 г. была начата вторая модернизация завода, которая включала строительство сухого дока, крупнейшего в Европе, что позволило заводу начать строительство крупно тоннажных судов, нефте — рудовозов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100.000 т. и серию из 26 балкеров, типа «Зоя Космодемьянская» («Харитон Греку») дедвейтом 52700 т., данный проект был разработан ЦКБ «Черноморсудопроект». А также рыбодобывающие базы и научно — исследовательские суда.Подводя итоги развития судостроения в СССР, важно отметить, что Николаев играл не только ключевую роль, как в развитии судостроительной отрасли страны, так и развитии флота. Здесь были сконцентрированы крупнейшие судоходные компании страны. Конструкторские бюро и научно — исследовательские институты смогли разработать и внедрить в производство, а судостроительные заводы освоить строительство всех видов коммерческих судов, современных военных кораблей, речных судов, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, судов обслуживания, портового флота, научно-производственных и учебных судов. Только морские пароходства страны получали более 100 коммерческих судов различных типов ежегодно. Часть выпускаемой продукции строилось на экспорт для зарубежных судоходных компаний.Важно отметить, что созидательный порыв охватил всю транспортную отрасль, где слились воедино интересы государства, дальновидность правительства, высокий потенциал научной и инженерной мысли, высокого энтузиазма технического и рабочего персонала. Это дало возможность Советскому Союзу стать ведущей морской державой в мире и занять достойное пятое место по общему тоннажу в мировом рейтинге. Здесь есть чему поучиться, есть что проанализировать, есть над чем задуматься.

Найдены дубликаты

+22

Куда же это все проебалось?

раскрыть ветку 15
+18

Всё похерено. После приобретения заводов олигархом Новинским.

раскрыть ветку 13
+11

Ага, как и в Херсоне, там вроде 3 судозавода было, и все по п**** пошло. Печально это

раскрыть ветку 12
-2

На Украину проебалось. Просто автор игнорит теги.

+14

Да так по всем республикам Союза было. Даже стих был на эту тему.

Слышал легенду,

Будто когда-то

Эту страну населяли гиганты.

Будто бы жили

Странной судьбою:

Были готовы к работе и к бою,

От недостатка

Хлеба и мяса

Бредили Марксом, Победой и Марсом,

Снежной тайгой,

Арктикой хмурой,

Яркими звёздами над Байконуром,

Пламенем жарким,

Бездной бездонной…

Строили шахты, плотины и домны.

И заблуждались,

И побеждали.

Ждали гостей из немыслимой дали.

Сквозь канонаду

Бойни кровавой

Мчались, чтоб рухнуть в высокие травы,

В снег почерневший,

В воду и в глину…

Алый свой флаг вознесли над Берлином.

Шли от колхозной

Луковой грядки

К Олимпиаде, Афгану, разрядке.

Шли сквозь шаблоны

И трафареты,

Шли, за собой увлекая планету,

Кровью писали

Добрую сказку.

Даже ошибки их были гигантски.

Верили, веру

В сердце лелея,

В непогрешимость речей с Мавзолея,

Знали, что правы

Серп их и молот,

Знали, что мир лишь на время расколот,

Что не навечно

Боль и печали…


Но измельчали. Увы, измельчали…

Их же потомки

Прячутся робко

В затхлой тиши кабинетных коробок,

Мыслят стандартно,

Далью не бредят,

Сводят безжизненно с дебетом кредит,

Мелко мечтают,

Думают редко…

В них ничего не осталось от предков.

+11

Сейчас вроде как открыли цех по изготовлению буржуек для населения... все не так плохо.

+10

печально, конечно. такие мощности с таким трудом созданы, и так бездарно проебаны.

я не только про украину. у нас тоже хватает.

батя на часовом заводе "янтарь" 30 лет проработал в автоматном цеху, часы по всему миру продавались.

сейчас что на месте того автоматного цеха? правильно. торговый комплекс "водолей"

твариблять...

ещё комментарии
+10

При Украине и за-тем тот же в Китае

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+7

На предложение его выкупить Россия ответила отказом, вот Китайцам и продали... Часть работ не была оплачена заказчиком, ВМФ СССР (по причине кончины такового), росли долги по зарплатам, вот и решали проблемы, как умели.

раскрыть ветку 4
+1

При грамотном подходе можно было наследие сохранить и продолжить. Но, жадность, жадность.

раскрыть ветку 3
-5
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарий
+2

Это все клятое наследие совков. Видите сколько инфраструктуры, заводов, рабочих мест ? Все не перекрасишь и не переименуешь блин. Толи дело Николаев сейчас. Вот где свобода то, вот где народ то победил!!! И постоянно удивляется новынам и здобулому.

Иллюстрация к комментарию
0

В 2018 году завод признан банкротом. На заводе работают 2000 человек, большую часть из них составляет менеджмент и руководство. Нихуя себе у них управленцев сколько!

0

Это же мой родной город!))) Дед работал на ЧСЗ, а я в своё время немного поработал на 61-ом. Когда мелкий был, с дедом был на спуске корабля, да и так пол завода ЧСЗ обошёл (не за раз), море интересностей. Даже был на авианосце "Варяг" незадолго до его продажи. Мощь этих заводов просто поражает. Вроде не моё но вспоминать как все предали и продали аж больно в груди(((

0
История неполная без описания современных реалий завода. Чтобы было наглядно: что было и что стало.
0

А пока что все силы на подводную часть флота.

О надводной- приказано- забыть.

Но, в связи с появлением новых средств поражения- коробки над водой уже слишком легкую цель представляют.

Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: