-14

Горд - славянский "замок".

https://pikabu.ru/story/rannee_srednevekove_6566748 - недавно выложил несколько фото и краткую ремарку, что это реконструкция славянского "замка" Брудно. Возникло много вопросов.


Ну в общем, если окинуть сам термин, то для славянских укреплений есть назание - горд. Это отдельный термин специально для обозначения славянского типа укреплений. Название Горд - это древнее до предела слово, от которого в итоге произошло слово - град, город.  В Древнем Иране укрепление называли - герд.


Славянское поселение на Георгиевской скале (Korečanska skała / Korečanska Rock) около Лебау, восточная Германия. Эта область была заселена западнославянским племенем милчан

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

Можно отметить, что моста не было, реку преодолевали вброд. Напротив реки я так думаю сторожка - резко её форсировать можно, но всё равно замедлишься, а вот получить в награду за наглость стрелу в морду - это самое оно.

Внутри горда жил князь-старейшина, в общем главный по крепости и окрестностям. Строили горды там, где было нужно поставить укреплённую властную руку так сказать. Не среди густонаселённых мест, а как бы по окраинам прото-государств, герцогств и тому подобного.  Вокруг горда селились ремесленники, крестьяне - они жили При Горде, понимаете?  Пригород получился в итоге, а затем, в процессе эволюции горды, которым повезло развиваться, а не быть в запустении, превращались в замки, а пригороды - в окружённые менее мощной стеной города.

Попытка реконструкции западнославянского поселения в современном Гросс Радене, северо-восточная Германия. Хронология: 9-10 вв.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

Модель западнославянского залива (укрепленного поселения) в Ольденбурге в Гольштейне, с в. 10 век. Музей в Ольденбурге в Гольштейне, Германия.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

Модель Горда (славянское укрепленное поселение) в Ходлике, Польша. Между 8-9 веками это было крупнейшее поселение племени лендианцев.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

Модель, изображающая средневековый горд (славянское укрепленное поселение), существовавший между ними. с. 900-1200 во Вроцлаве, Польша.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

В период начиная с бронзового века строили укрепления для главных своих именно так. Почему не строили каменные стены? Потому что попробуйте сначала нарубить камень и приволочь, когда мало людей, мало рабочих людей тем более. Землю накидать всё таки проще, да потом усилить частоколами. Так строили очень очень давно, по точно такому же принципу.


Аркаим знаменитый.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

Как решался вопрос с отводом воды? канавами конечно. Причём чем сноровистее и умнее был главный в горде, тем там было чище. Ну а если там был аналог мэра в Омске или наподобие, там был срач, бардак и свиньи хрюкали в грязи. Всё как и сегодня.


Защита недостаточная конечно для отражения ударов римского легиона, подкреплённого катапультами. Но римляне явно не зарились на эти бедные, утлые по сравнению с собственными городами, поселения. Задача такого горда - сдержать натиск соседней ватаги, пришедшей от соседнего же горда, с целью грабежа. Учитывая, по подсчётам Клима Жукова, что даже в 13 веке на Руси, рать в 1000 человек была запредельно трудно собираемой даже с целого княжества, в более ранние средние века, ватага грабителей насчитывала от силы человек 50, а то и меньше. Плюс и свои защитники и разведчики не спали. А там где спали, те горды быстро пришли в негодность, по причине разграбления. Времени что бы убежать - навалом. В крестьянских и прочих домах, ценностей в виде денег из серебра и золота явно не хранилось. Разве что напавшие могли сжечь, вот только толку?


Вообще я давно не отношусь с презрением к предкам. Они жили именно так и строили именно так, не потому что тупее нас, а потому что исходили из наличия людской силы, ресурсов рядом, значимости объекта. Нервно тогда жилось и опасно. Конечно опасность исходила именно от других людей - соседушек. Рабство в те времена уже вовсю входило в недобрую моду и потому наличие укреплений логично.

По поводу данного укрепления. Были мысли, что защитникам сложно попасть наверх. Это конечно не так - были лестницы и взобраться не проблема. А вот штурмующие сталкивались со скользкой глинистой поверхностью. Плюс все кто мог прятался внутри и значит не смотрел на то, как морлоки лезут на стену, активно кидались камнями, копьями, били по бошкам топорами. На реконструкции людей то мало, это видимо вводит в заблуждение. На деле, при атаке врага, в центре будут дети-бабы, а все мужики на стене и их где то человек сто должно быть, ну хотя бы 30 - 60, потому что в те годы уже в 14 парень мог стрелять из лука и метать копьё.


Реконструкция помещена в Археологическом музее в Варшаве.

Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост
Горд - славянский "замок". Археология, Быт, Западные славяне, Польша, Брудно, Славяне, Укрепление, Длиннопост

https://en.wikipedia.org/wiki/Gord_(archaeology)


http://west-slavs.tumblr.com/tagged/Slavic-settlement


http://antropogenez.ru/article/1002/

Найдены возможные дубликаты

Отредактировала ltomme 7 месяцев назад
Похожие посты
72

Олег Радюш - Этногенез ранних славян

Что мы знаем о ранних славянах? Как выглядела их материальная культура? В каких регионах России и ближнего зарубежья были найдены самые интересные археологические находки? Каков ареал распространения украшений круга выемчатых эмалей в эпоху Великого переселения народов? Каким образом проходили переселения раннеславянских племён и как на протяжении веков происходили их культурные взаимодействия с соседями?

Рассказывает Олег Радюш, археолог, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН.

45

В Дании нашли захоронение женщины-воина

Могилу, предположительно, славянской женщины-воина обнаружил на территории кладбища викингов на датском острове Лангеланд польский исследователь Лешек Гардела. Захоронение было найдено археологами много лет назад, однако тогда никто не обратил внимание на то, что рядом с останками был обнаружен славянский боевой топор, изготовленный на территории нынешней Польши.

"Присутствие славянских воинов на территории Дании было более значительным, чем считалось ранее", - сказал Гардела в беседе с журналистами. Он подчеркнул, что "этот остров всегда был местом, где в средние века сталкивались судьбы славянских и скандинавских народов".

Теперь цель польского исследователя - тщательно изучить всю информацию о женских захоронениях с оружием 9-10 вв. на территории Дании, Швеции и Норвегии. Ранее считалось, что их около 20, однако Гарделе удалось найти еще 10, включая возможную "славянку".

Чаще всего в захоронениях средневековых женщин-воинов ученые находят топоры, намного реже - стрелы или копья. Помимо настоящего оружия в могилах часто обнаруживают миниатюрные амулеты в форме небольшого щита, топора или меча. Работу исследователей осложняет то, что в большинстве захоронений того периода не сохранились кости, поэтому часто о половой принадлежности останков приходится судить по дополнительным находкам, в основном - бижутерии.

На основании своих исследований Гардела делает вывод о том, что в мире викингов женщины редко занимались ратным делом, а все рассказы об "амазонках севера" - скорее легенды.

"К счастью, в случае с предполагаемой славянкой, ее кости сохранились, однако никаких видимых повреждений, которые могли бы указать на причину ее смерти, нет", - отметил Гардела. Сложно судить и о том, бывал ли найденный в могиле топор в битвах. Часто подобное оружие использовалось исключительно для похоронного ритуала.

https://tass.ru/nauka/6640303

В Дании нашли захоронение женщины-воина Дания, Археология, Викинги, Славяне, Захоронение, Женщина, Топор, Польша, Длиннопост
68

Олег Радюш - Великое переселение народов

Что такое Великое переселение народов IV-VI вв. н. э. и каковы его причины? Чем интересна эта эпоха и почему она стала судьбоносной для современных европейских народов? Какую роль в ней сыграли гунны, германские и славянские племена? Какую роль сыграли готы на раннем этапе Великого переселения народов? Какова связь между Великим переселением народов и крахом позднеантичной цивилизации, формированием будущих народов Европы, этногенезом славян и балтов?

Рассказывает Олег Радюш, археолог, научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН.

154

Массовое захоронение позднего Неолита в Польше

Находка необычная: 15 тел мужчин, женщин и детей, убитых ударом по голове (предсмертные трамвы), захоронены в одном месте. Датировка могилы - 5 тысяч лет (3 тыс лет до н.э.). Как говорят авторы статьи, эта группа людей (предположительно, культуры шаровидных амфор) отличается от других групп Культуры боевых топоров/Шнуровой керамики (англ. Corded Ware) отсутствием степного вклада.

Массовое захоронение позднего Неолита в Польше Археология, Древний человек, Неолит, Польша, Шнуровая керамика, Захоронение, Могила, Резня

Третье тысячелетие до н. э. - рубеж бронзового века - периодом крупных культурных и демографических изменений в Европе. Выходцы из понтийских степей расширялись на запад, что привело к формированию культуры Шнуровой керамики и преобразованию генетического ландшафта Европы. В то время культура шаровидных амфор (3300-2700 гг. до н. э.) существовала на значительной части территории Центральной и Восточной Европы, но мало что известно об их взаимодействии разных групп Шнуровой керамики со  степными обществами.

Данные по фенотипическим признакам,( Dataset S5), показали, что у людей были в основном карие глаза, темные или темно-русые волосы.

Место: село Кошице в южной Польше

159

Археологический контекст Гнездовской надписи.

Доброго времени суток, друзья! Данный пост, если так можно выразиться, внеплановый (хотя какие уж тут планы). Пишу по просьбе коллеги @klapaucjusz, так сказать, в продолжение поста о знаменитой надписи "Гороушна", самой ранней надписи на кириллице на территории нашей страны. Сразу скажу, что в дебри филологии лезть не собираюсь, не специалист. Всем интересующимся - прямиком сюда - https://pikabu.ru/story/kirillitsa_na_rusi_gnyozdovskaya_nad....

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Нет, это не тот курган, о котором пойдет речь. Фотография сделана в процессе раскопок 2017 г. Увы, фотографий 1949 г. в моем распоряжении (по крайней мере, в относительно быстром доступе) просто нет. Однако насыпь на фото выше была возведена примерно в тоже самое время, что и курган №13, и данная картинка неплохо демонстрирует облик гнездовских курганов.


Кратко о Гнездовском археологическом комплексе. Он включает в себя несколько городищ, селищ, а также курганный могильник, состоящий из нескольких групп. Данный некрополь является самым крупным курганным могильником эпохи викингов. Гнездово является одним из самых изученных древнерусских памятников, можно сказать, что эталонным для славяно-русской археологии. Раскопки ведутся и по сей день экспедициями МГУ им. М.В. Ломоносова и ГИМа (Государственный исторический музей). Располагается он в 12 км от Смоленска, назван по деревне Гнездово, располагающейся в том числе и на территории самого археологического памятника (что, конечно, не способствует его нормальному сохранению).

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Курган Л-13, раскопанный в 1949 г. экспедицией под руководством выдающегося археолога Д.А. Авдусина, также располагается в Лесной группе курганного могильника Гнездово. Название группы, думаю, понятно откуда. Раскопано в том полевом сезоне было 42 курганные насыпи, многие из которых дали весьма интересный материал. Однако все внимание археологического сообщества, безусловно, было обращено именно на курган №13. Все дело, конечно же, в надписи, которая является до сих древнейшей кириллической надписью на нашей территории. За это рекультивированный после раскопок курган Л-13 удостоился памятника, красующегося на его вершине.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Памятник "Гороушна". Уж простите за качество, фотография уже немолода (в отличии от автора опуса на ней), камеры тогда не отличались качеством, а ручки потрясывало после хороших вечеров. Если захотите глянуть в лучшем качестве - в поисковике находится сразу же. А лучше посмотреть в натуре=)

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Д.А. Авдусин. Выдающийся советский археолог, воспитавший целую плеяду отечественных исследователей. Известен, в первую очередь, своими первоклассными учебниками "Полевая археология СССР" и "Основы археологии", которые зубрили студенты-археологи по всему бескрайнему Союзу. (Что говорить, в некоторых моментах они актуальны до сих пор). Свою научную карьеру посвятил исследованию Гнездова, Смоленска и окружающих территорий, славяно-русской археологии.


Вступление было долгим, давайте к конкретике. Высота кургана №13 составляла 1,6 м, диаметр - 47,5 м (у основания). Для Гнездовского могильника, как и в целом, для курганов этого времени, такие показатели очень приличные, что является первейшим признаком высокого социального статуса погребенного. По центру кургана в верхний слоях насыпи прослежены остатки деревянного столба. Вполне вероятно, после завершения кургана на его вершину был поставлен деревянный столб. Оно могло символизировать самого умершего (аналогии - каменные изваяния на вершинах степных курганов, например, половецкие бабы), на нем могло быть начертано его имя. Так, например, знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая похороны русса, рассказывает, что на его могиле была поставлен деревяшка и "написали на ней имя мужа и имя царя руссов и удалились". Упоминание Ибн-Фадлана относится к началу 10 в., что хорошо согласуется с датировкой погребения под курганом №13. Но о датировке чуть позже.


Погребение было совершено по обряду кремации (трупосожжения). По всей видимости, сожжение происходило в ладье, т.к. на площади кострища было обнаружено скопление железных заклепок (61 шт), использовавшихся в кораблестроении. К тому же, кострище было крупным, до 7,5 м в поперечнике, толщиной до 20 см, что позволило Д.А. Авдусину примерно прикинуть длину судна - около 7 м.


По всей площади погребения был обнаружен разнообразный инвентарь, общее число находок - около 200. Безусловно, объект первостепенного внимания - причерноморская амфора, получившая на Руси наименование корчага, на тулове которой была начертана та самая надпись "Гороушна".

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Сама корчага была разбита в ходе погребального обряда (обряд преднамеренной порчи, о нем немного подробнее - далее), склеена уже в ходе камеральной обработки находок. Такие амфоры массово производились в причерноморских гончарных центрах (Херсонес, Тамань, Тиритака, станица Цимлянская и т.д.) в 8-9 вв. и имели очень широкое хождение буквально по всей Европе. Объем такой амфоры - 5200 см3, использоваться она могла буквально для чего угодно. Споры о ее наполнении - в филологическом посте. Кратко - от вина и зерен до нефти. В любом случае, даже сам по себе предмет импортный, дорогой, в очередной раз доказывает, что владелец - человек очень не простой.


Еще одним заметным предметом из погребального инвентаря является каролингский меч типа Е по Петерсу.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

1 - фотография меча до реставрации; 2 - прорисовка рукояти и верхней части, перекрестье уже на месте.


Примечательно, что меч был также ритуально сломан. Верхняя часть с рукоятью была воткнута в землю, нижняя часть - находилась рядом. Как уже говорил выше, ритуальная порча погребального инвентаря - дело весьма распространенное в древних сообществах, вплоть с бронзового века. Путем преднамеренной порчи предметы перемещались в мир мертвых вслед за владельцем. Именно таким образом отправился с покойным на тот свет меч (все-таки, вещь первостепенной необходимости для настоящего воина), а также и сосуд (вещь дорогая, статусная, чтобы было, чем похвастать перед предками и богами). При этом, меч использовали одновременно и для обряда "запечатывания" погребения, воткнув его в землю. Это было широко распространено в древнерусских курганных могильниках (и в Гнездово, и в Темеревских курганах под Ярославлем). Обряд запечатывания фиксировал обрядовый момент перехода в иной мир, разграничивая мир мертвых и живых.


А.Н. Кирпичников обратил внимание, что меч из кургана №13, хоть и относится к типу Е, однако имеет своеобразие в орнаментике. Обычно клинки этого типа в Европе имеют мелкоячеистый орнамент, в данном случае - крупные ячейки и проволочные выкладки. Датирует патриарх отечественного оружиеведения данный меч "крепким X в.".


Однако в плане датировки кургана №13 решающую роль играют не амфора с мечом, а 5 монет - арабских дирхамов. 

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Один из них (не представлен на картинке) - совершенно неопределим, мелкий аморфный обломок. Второй - также не особо определим (из него сделана привеска), но в целом можно сказать, что был отчеканен при Аббасидах (династия арабских халифов). Примерная дата третьего дирхама - вторая половина 8 - начало 9 в. Четвертый - чеканен в 848-849 гг.; пятый, происходящий из Багдада, - в 907-908 гг. Таким образом, мы можем увидеть, что хождение арабского серебра было весьма и весьма долгим в Древней Руси, между третьей и пятой монетой - разница в столетие! А все дело в том, что относились к нему, как к простому серебру, не разбирая номиналов и династий халифов. Об этом же говорят и разрубленные дирхамы на картинке, половинки. Рубили и на четвертинки, в зависимости от надобности. Таким образом, по монетам выходит, что дата совершения погребения - не раньше 907-908 гг.


Пожалуй, на этом и заканчиваются наиболее известные предметы из погребального инвентаря. Именно они лучше всего опубликованы, их я только и помнил из комплекса этого кургана. Но, полистав публикации, обнаружил, что вещевой комплекс этого кургана весьма обширен. Просто из-за ярких находок, обозначенных выше, внимания на них никто не обращал. Тут и детали складных весов (гирька, коромыселко), янтарные и стеклянные бусы, костяной гребень (в многочисленных обломках), черепаховидная фибула (пряжка) 10 в., три лепных сосуда (один из них щедро орнаментирован), маленький туалетный кувшинчик, мелкие сильно оплавленные железные, серебряные и даже несколько золотых предметов (абсолютно неясные из-за огня), спиральное височное кольцо. Наверняка, есть что-то еще, если смотреть по отчету, но видимо всякая мелочь.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курганы, Погребение, Смоленск

Спиральное височное кольцо из кургана №13.


И все-таки, разберемся с датировкой комплекса. Ясно, что совершено погребение не раньше 907-908 гг., тут с монетой не поспоришь. А вот верхняя граница датировки - скорее всего, не позже середины 10 в. К этому располагает весь комплекс находок в целом, он содержит в себе большое количество явно ранних вещей 9 в., однако присутствуют и явные предметы 10 в., появившиеся в обиходе покойного, вероятно, в последние годы жизни. Хождение подобных амфор-корчаг ограничивается как раз серединой 10 в., именно в это время самые поздние подобные сосуды имели хождение в Саркеле (хазарский город на левом берегу Дона, ставший впоследствии древнерусской крепостью Белая Вежа; в археологии памятник называется Левобережное Цимлянское городище).


Кстати, о покойном. Был ли он один, и вообще, он ли это? Физическая антропология нам в этом, к сожалению, уже не помощник. В то время фиксировалось лишь присутствие кремированных останков, речи о том, чтобы их собирать, а уж тем более хранить, даже и не шло. Да и в настоящее время методик, уверенно позволяющих проводить половозрастной анализ высокотемпературных кремаций (когда кости, можно сказать, в труху), просто не существует. Однако нам в помощь археологический контекст и анализ инвентаря. Набор основных предметов - явно мужской, характерный для дружинного сословия очень высокого ранга. Ладья, меч, импортный сосуд, дирхамы, серебро - все это типично мужские игрушки тех лет. Но при этом в комплексе присутствуют обильно бусы, височное кольцо, а одна монетка - привеска. Т.е. мы вполне в праве предположить, что на тот свет бравый воин отправился не один, а как минимум в компании одной славянской красавицы.


Подводя некоторые итоги, можно ясно увидеть, что даже без знаменитой надписи "Гороушна" на амфоре, комплекс кургана №13 сам по себе интересен, это погребение богатого и знатного дружинника весьма стойкого, нордического характера. Во всех смыслах. Ведь весь погребальный обряд данного кургана буквально вопит о скандинавах и их традициях. Но при этом, эти традиции были органично вписаны в культуру и историю Древней Руси. Особенно хорошо это демонстрируется именно надписью, сделанной кириллицей. И именно благодаря ей память об этом нашем далеком предке, надеюсь, не сотрется из памяти поколений достаточно долго. Наверняка он об этом даже и не мечтал.


Что же, надеюсь, @klapaucjusz доволен, как, впрочем, и остальные, кто вообще прочел сей опус. Если что-то упустил, не объяснил - прошу простить и приглашаю в комментарии.


Для тех, кто подписался (спасибо вам огромное) уже давно и ждет постов (наивный, правда?=)) - торжественно клянусь, что в скором времени будет пост с новыми открытиями. Спасибо за внимание и терпение!

Показать полностью 7
164

В Польше нашли детские кости, которым около 115 тысяч лет. Ученые утверждают, что этого ребенка съела и переварила гигантская птица

пруф: http://scienceinpoland.pap.pl/en/news/news%2C31287%2Cscienti...

В Польше нашли детские кости, которым около 115 тысяч лет. Ученые утверждают, что этого ребенка съела и переварила гигантская птица Польша, Кости, Археология, Ученые

Фрагменты костей, которые археологи несколько лет назад нашли в одной из пещер (Cave Ciemna, Małopolska) на юге Польше, оказались фалангами пальцев ребенка-неандертальца, которого съела хищная птица. Об этом 5 октября сообщили на сайте Science in Poland.


Ученые провели анализ и определили, что останки — фаланги пальцев доисторического ребенка, им около 115 тысяч лет. Фрагменты костей официально признали самыми древними останками, которые нашли на территории Польши. До этого рекорд принадлежал останкам из пещеры Стайня на Краковско-Ченстоховской возвышенности: их возраст оценили примерно в 50 тысяч лет.

В Польше нашли детские кости, которым около 115 тысяч лет. Ученые утверждают, что этого ребенка съела и переварила гигантская птица Польша, Кости, Археология, Ученые

По словам профессора Павла Вальда-Новака из института археологии Ягеллонского университета, при анализе костей в них нашли поры. Это доказывает, что останки прошли через пищеварительную систему большой птицы. Еще ученые назвали предположительный возраст съеденного ребенка: ему было от пяти до семи лет. Ученые не знают точно, съела ли птица живого ребенка или мертвого.


Из-за плохого состояния костей ученые не могут провести анализ ДНК. Но исследователи не сомневаются, что они принадлежат неандертальцам, потому что эти кости нашли в культурном слое, в котором также было много каменных инструментов, которые создавали древние люди.

Показать полностью 1
228

В Польше нашли клад золотых монет

В католическом Соборе Святых Мартина и Николая в польском городе Быдгощ обнаружен клад, состоящий из почти 500 золотых монет и 200 золотых различных предметов.

Сокровища были спрятаны после 1652 года, когда на территорию Речи Посполитой вторглись шведские войска. Общая стоимость найденных предметов может составлять более миллиона долларов.

Клад был обнаружен на глубине около 10 см под полом. По словам археолога, Роберта Грошовски, здесь были найдены 480 монет и 200 золотых изделий, в том числе кольца, броши, кресты и цепочки.

Сокровища были спрятаны в деревянном сундуке внутри собора города Быдгощ. По прошествии нескольких столетий сам сундук сгнил, однако находившиеся в нем предметы оказались в хорошей сохранности.

Найденные монеты были отчеканены в XVI – XVII вв. на территории современной Польши, Австрии, Голландии и Германии.

После очистки специалистами, находки выставлены в музее «Европейский центр денег» в Быдгоще.

В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
В Польше нашли клад золотых монет Клад, Польша, Археология, Длиннопост
Показать полностью 7
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: