Голд Джон. Цикл «Хризалида» или о злобненьком Марти замолвите слово №2

Голд Джон. Цикл «Хризалида» или о злобненьком Марти замолвите слово №2 Обзор, Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Литрпг, Научная фантастика, Длиннопост

Великий рандом повелел, чтобы следующим рассматриваемым произведением в хомячьем челлендже оказался цикл некоего Джона Голда «Хризалида». И хомяк, конечно же, повиновался воле высшей силы.


Автор удачно объединил первый свой цикл в трилогию, видимо, чтобы мне было удобней рецензировать, а потому, я с интересом погрузился в чтение сего произведения.

О результатах этого самого погружения сегодня и поговорим.


Капелька сюжета


Итак, будущее. Двадцать второй или двадцать третий век. Человечество освоило Солнечную систему, расселившись по планетам, астероидам и космическим станциям. Едва ли не главной силой стало лунное государство, именуемое, ВНЕЗАПНО, Лунар. Странное, полное гениев, на десятки лет опережающее любых конкурентов и обладающее поразительными военными и мирными технологиями (чуете запах, что-то потянуло Атлантом, расправившим разные части тела), оно также подарило человечеству и виртуальный мир.


Огромный, поразительный и бескрайний.


В этот мир нырнул воспитанник детского дома Анжи Ганет – двенадцатилетний гений, с детства лишенный родительского тепла и заботы. Парнишка мечтал просто найти тихое спокойное место, в котором получится укрыться от тяжелой и неприглядной реальности; дом, где его будут любить. И такая гавань отыскалась, пускай и в вымышленном виртуальном мире. Мальчик нашел строгого отца, любящую мать, друзей по детским играм, а после (много после) – еще и маленькую сестренку. Вот только жизнь – злая сука, которая плевать хотела на все наши чаяния и мечты, особенно, когда ты – мелкая муха, случайно оказавшаяся на пути смерча.


Нашего детдомовца подставляют, приносят в жертву, и отправляют в местный игровой Ад. Казалось бы, что страшного: ну сотри аккаунт и начни заново, да вот только Анжи – он же Саджи – слишком привязался к своим вымышленным родителям. Для него они стали реальнее живых людей из плоти и крови. И он просто не мог бросить их, а потому – пошел через мир мертвых (пользуясь наличием ой как удачно найденных перед смертью запретных магических книг, а также – ой как удачно выученным чуть ранее скиллам).


Идти пришлось сквозь боль и кровь, по трупам (пускай и цифровым), напрягая все силы как в игре, так и в реальности. Но он совершил невозможное – прорвался через локацию, пройти через которую было нельзя и встретился с очень большим спойлером.


После этой встречи Саджи, наконец-то вырвался на волю, но…


Каждый шаг, каждое действие, каждая победа оборачивались лишь новой болью, новыми страданиями и новыми разочарованиями. История Саджи – это рассказ о беге по мосту лезвий следом за страстной детской мечтой. Это печальная песнь о любви и жажде простого человеческого тепла. Это элегия одиночества…


Мир


Жанр трилогии определяется, как ЛитРПГ. А что из этого следует? Верно, наличие двух миров.

Начнем мы, как и всегда, с реального. Тут ситуация довольно неплохая.


Имеется условное будущее, причем довольно развитое. Люди колонизировали Солнечную Систему, живут, не то, чтобы сильно хорошо, но уж точно получше, чем обитатели Ульев в Wrhammmer 40K. Земля практически полностью очищена от человечества и медленно восстанавливается стараниями парней и девчат из Лунара. Люди во всю летают меж планет. Передача сигналов, судя по всему, работающая на световых или сверхсветовых скоростях, потому как объяснить игру в виртуальную ММО миллионов людей со всех колонизированных планет без пинга нереально. Медицинские технологии достигли невиданных высот. И так далее и тому подобное.


Правда, эксплуатация человека человеком никуда не делась, а потому все далеко не так радужно, как хотелось бы: ни о каком справедливом распределении продукции речи не идет; капитализм, счастье, помолись (тм) во все поля; злобные корпорации овнят и вот это вот все.

Короче, весьма и весьма реалистично.


Виртуальный мир… Шаблонен, да, подберем это опостылевшее уже слово.


Здоровенная планета, с разными континентами, всяческой хуергой в морях, Адом, Раем, Атсралом, эльфами, дварфами, дженерик фентезёй и так далее и тому подобное.


Вот только…


Ну вы же ждали этого, верно? Да-да, дорогие мои мальчишечки (с), это игра, которая не совсем игра, или даже совсем не игра. Именно так.


Ой как оригинально, ой как свежо, ой как необычно.


Хризалида – это игра, созданная Лунар, но она же – и испытание для человечества, по результатам которого будет приниматься решение о том, какое место наша юная цивилизация займет в жОстокой галактике.


Ну, хотя бы мухоморы жрать не надо, и то хорошо, да.


А так, если рассматривать игровой мир в отрыве от вышесказанного, то мы имеем весьма неплохую ММО-ху с кучей профессий, статов, живым миром, обитающим по собственным законам, всеми этими вашими закрытыми локациями, в которых кипит бурная жизнь, и прочими хорошо нам знакомыми элементами.


Магия и боги


В начале игры присутствовали лишь Старые боги. Однако по ходу развития как бы случайно всплыла информация о том, как игрокам стать Молодыми богами. Собственно, в результате процесса становления наш гениальный Марти и отправился в гости к Аццкому Сотоне.


Прикол в том, что Старые Боги – это, натурально, небожители, которые, к тому же, хотят сдохнуть, дабы освободиться от неких уз и переродиться в человеческом теле. На кой ляд им это нужно, я, если честно, так и не понял, возможно, невнимательно читал, но не суть важно. Конкретику по Старых Богов давать не стану по двум причинам. Во-первых – много спойлеров. Во-вторых – мне пофиг. Это не божества из Малазанской книги павших или Меекханского цикла. Так – одноразовые картонные затычки, на которых даже время особо тратить не хочется.


Помимо этих ребят есть еще несколько интересных личностей. Они как бы боги, но как бы и не боги. Короче, это люди, поднявшиеся на более высокие ступени игры, которая не игра, которая… Ай, короче, все всё поняли. Надеюсь.


С магией ситуация куда проще. У нас тут дохренадриллион разных школ, но все они достаточно шаблонны и стандартны. Стихийные магии, магия света, магия тьмы, магия жизни, магия смерти, ментальная магия, ритуальная магия, магия крови, магия духа, химерология, артефактная магия и все в том же духе.


И автор сделал серьезный упор на колдунства, особенно, на все, что связано с жертвоприношениями, некромантией, созданием артефактов и всяческих мутантов.


Получилось у него, кстати, в целом, неплохо.


Персонажи


C ними ситуация не то, чтобы очень хорошая.


Книгу я читал в апреле-мае 2021, черновик рецензии писал в июле. И, говоря начистоту, на момент подготовки основного текстового массива не смог вспомнить никого, кроме Саджи и Фиджиральдиньи Эльмаро (она же Фиджи, она же Фемида).


Хотя нет, пожалуй, в памяти остались обрывки воспоминаний главе клана Золотая Рука молодого бога Леона, и психотерапевте Элизе Донован.


А потому, ради разнообразия, начнем с конца.


Элиза Донован – эпизодический персонаж. Обычная барышня-психотерапевт, пытающаяся работать с трудным подростком Анжи. Не то, чтобы чересчур компетентная. Точнее, с нормальными детьми она, пожалуй, и выдала бы результат, но с аберрацией вроде нашего ГГ каждый раз все идет шиворот на выворот, что неимоверно бесит сию госпожу.


Парнишка, впрочем, ее стараниями проникается лишь большим презрением к тупорылым «взрослым», пихающим свой «авторитет» во все дыры.


Леон. Ну, тут все просто. Он – один из богатейших людей Солнечной Системы, решивший стать одним из молодых богов. Именно его стараниями наш Марти оказался в Аду, где вынужден был превозмогать, аки все Танкреды сразу. После Леон выступает в роли промежуточного антагониста, но справляется с нею средне, без огонька.


Фиджи. Кто она такая? Рыцарь крови, встреченный Саджи на испытании, ставшая его верной подругой. И если поначалу между ними что-то проглядывалось в плане отношений, то потом она оказалась ВНЕЗАПНОЙ лесбухой, яростно ножничающейся (обогатим же родной язык новыми словами!) с ВНЕЗАПНОЙ барышней-демонологом лютого уровня. Барышня эта оказалась настолько картонным и третьестепенным персонажем что я, говоря честно, особо про нее ничего и вспомнить не могу. Вроде, появилась на каком-то ивенте, как слуга Аццкого Сотоны, да и все.

Фиджи, замечу, оказалась куда интересней своей партнерши. Она – одна из Лунар, причем относящаяся к довольно влиятельной и важной семье лунного государства. Именно ее стараниями Саджи не раз и не два выбирался из полной задницы. Она же натурально спасла его шкуру, причем сильно больше одного раза.


Как персонаж… Ну, средненькая, если честно.


Что ж, теперь, настал час поговорить о звезде нашего текущего выпуска. Анжи Ганет, он же Саджи, он же Саджи Кровавый, он же Охрененно Злобный Марти-Сью. Шутка. Последнего погоняла у нашего протагониста нет. Хотя… Почему это? Я же его так назвал, стало быть, теперь есть.


Что можно сказать про него?


Гений, которому в первой версии книги было всего шесть лет (слава Великому Макаронному Монстру, автор исправил этот момент, иначе вообще херня какая-то получалась). Воспитанник детского дома, не знавший материнского тепла и любви, жаждущий обрести настоящую семью.

Несчастный ребенок, интеллектуально опережающий большую часть не то, что сверстников, а всего человечества.


Таков он в реальной жизни.


В игре же он превратился в истинного монстра, практикующего массовые жертвоприношения, некромантию, магию крови, и прочие столь же замечательные шалости. Не было тех табу, через которые он не переступил и тех ограничений, на которые не наплевал. Он экспериментировал на живых и мертвых, на игроках и монстрах, на самом себе, наконец. Парень выковал из себя настоящее живое оружие, сверхмага, способного одновременно воспроизводить добрую дюжину мыслительных потоков (кстати, этот скилл остался с ним и в реальной жизни).


Но за каждую свою победу ему приходилось платить. Душевной болью, ранами сердца, горем и отчаянием. А еще – инсультами! То, что он вытворял, невероятно напрягало мозг, и тот постоянно не справлялся с нагрузкой.


Тем не менее, Анжи продолжал идти вперед, к своей цели, плюя на все запреты и стоп-сигналы.


За и против
Голд Джон. Цикл «Хризалида» или о злобненьком Марти замолвите слово №2 Обзор, Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Литрпг, Научная фантастика, Длиннопост

Что мне понравилось в книге? В первую очередь, протагонист. Анжи – шикарен несмотря на всю свою мартисьюшность. Да, автор играл с нами в откровенную пожалейку, высыпая на бедненького мальчишечку, который только хотел, чтобы его любили (с) ворох свинцовых мерзостей этого мира. Да, с этой самой пожалейкой он, ИМХО, перестарался. Но, тем не менее, лично мне Саджи зашел. Временами за его похождениями даже было интересно наблюдать.

Также хочу похвалить автора за работу над текстом. Первые полторы книги я прочитал на АТ, остальное же – в этих ваших интернетах, арр, сухопутные крысы, свистать всех наверх, поднимаем Веселого Роджера! И разница между этими двумя версиями – небо и земля. Я не знаю, сам ли он занимался редактурой, или нанял кого, да мне и нет до этого дела. Главное, работа велась.


Также мне понравилась этакая… перумовость трилогии, что ли? Вот серьезно, читал некоторые главы, и прямо-таки вспоминал Фесса и его нелегкие мытарства. Местами у господина Голда получалось так мощно, что прям огонь.


Система магии, пожалуй, тоже будет, скорее плюсом, нежели минусом.


И еще, прежде чем начну песочить автора, отмечу, пожалуй, концовку книги. Со слов господина Голда, финал версии с АТ куда мягче, и я искренне рад, что ознакомился именно со старой версией. Она – действительно хороша, и я совершенно не понимаю, зачем нужно было что-то менять. Если уж начал играть в пожалейку, то будь добр, сказав А, говорить и Б. Пинаешь своего протагониста нонстопом 24/7? Ну так и окончи все правильно.


И в той версии книги, что прочел я, финал – однозначно такой, каким он и должен быть. Жесткий, неприятный для бедненьких уникальных снежиночек, страдающих от того, что их любименький геройчик поранил пяточку, мрачноватый, но – дарующий надежду.


Исправлять его – все равно, что портить. Что, судя по всему, автор и проделал в финальной (АТ-шной) версии.


Настало время немного помыть косточки бедного пейсателя.


И начнем мы, конечно же, с качества текста. Впрочем, тут я хочу не ругать, а просто немножко пожурить. Книги, подвергшиеся редактуре, просто было бы неплохо еще раз подправить, и, в общем-то, все. Думаю, дополнительная итерация вычиток лишь пойдет трилогии на пользу, удалив оставшиеся косяки. Основная работа уже сделана.


Это – мелочь. А вот следующая проблема, о которой хочется сказать, действительно серьезна. Имя ей – персонажи. Они откровенно слабы и картонны. Кроме главного героя, особо некого и выделить, в результате получается ситуация, когда протагонист в гордом одиночестве бродит по подмосткам, время от времени взаимодействуя с хреново нарисованными декорациями. Тут нет нормального злодея, нет достойных спутников, не найдется подходящий наставник. Эта часть путешествия героя удалось автору в лучшем случае на троечку.


Изрядная часть невзгод, перенесенных Саджи, выглядят откровенно опереточно и ненатурально, а его первое посещение Ада больше всего напоминает какую-нибудь третьесортную мангу вроде «Искателя подземелий».


Ну знаете: «мега брошенный Марти, который превозмогает ужасы этого мира, его все ненавидят, ах-ах, а он просто мечтает о большой и чистой любви, и можно даже не на сеновале, давайте пожалеем бедняжку, где моя бритва, пошел резать вены и перекрашивать челку в розовый».


Увы, но даже если и не обращать внимание на эмо-пожалейку, приключения ГГ вызывают некоторые вопросы. Во-первых, изрядные куски текста откровенно унылы и нудны. Вот наш Марти максит один скилл, вот он качает второй скилл, вот работает с третьим. И на нас валят тупой гринд, посредственный вынос мобов, а также цифродрочество. Хорошо, хоть, без дейликов обошлось.


Знаете, когда я хочу что-нибудь подобное, то играю в дяблоид вроде того же Grim Dawn. Когда же читаю книгу, желаю все-таки получить, ну не знаю, побольше приключений, что ли? Интересных и разнообразных.


Да, безусловно, далеко не вся трилогия – это тупой и унылый гринд, но изрядная часть первой и третей (особенно третьей!) книг посвящена именно ему. Эти однообразные перечисления выпиленных ГГ-шкой незапоминающихся противников, эти бесконечные гекатомбы, эти однообразные МЕГА ГИПЕР УНИКАЛЬНЫЕ предметы, которые крафтит наш малолетний гений… Быстро утомляет. Или так и задумывалось? Ну, задолбаться и читать по диагонали? В этом случае автор блестяще справился со своей задачей, потому что некоторые главы усыпляли меня сильнее, чем лекция по философии, идущая первой парой.


В принципе, пожалуй, я перечислил почти все, что не понравилось. Отмечу еще один пункт. Его оставил напоследок потому, что это – чистая и исключительная вкусовщина, лишенная даже капли объективности.


Так вот, я честно не уверен, что жанр Лит РПГ пошел произведению на пользу. Почему? Именно из-за виртуальности происходящего.


Все те кошмарные вещи, что ГГ сотворил, все те жертвы, что принес (буквально), все то зло, что причинил миру Хризалиды, они ведь ненастоящие, понарошковые. Подумаешь, выложил пентаграмму из парализованных людей, жизни которых обратил в могучий артефакт, делов-то. Какая разница, если они – всего лишь циферки. Ну, конечно, у нас тут игра, которая не совсем игра, или даже совсем не игра, но, тем не менее, воспринимать жертв Саджи иначе, как бессмысленные куски кода не получается.


А это начисто убивает весь ужас сотворенного им, и попросту обнуляет драматичность происходящего. Ну, по крайней мере, в моих глазах.


Заключение

Голд Джон. Цикл «Хризалида» или о злобненьком Марти замолвите слово №2 Обзор, Обзор книг, Рецензия, Фэнтези, Литрпг, Научная фантастика, Длиннопост

Что же, мы вновь добрались до конца.


Книга у автора получилась неоднозначная. Сильные моменты в ней плотно перемешаны с откровенной туфтой, а наличие литРыПыГы изрядно мешало лично мне сопереживать персонажам (к большей части которых также имеются серьезнейшие вопросы). Да, это не убогий кусок говна вроде высеров Клеванского и любителя херовых палаток. Вот только назвать «Хризалиду» хорошей я не могу и не хочу. Трилогия не достойна столь лестного отзыва.


Слишком многое следует улучшить, исправить и переделать, чтобы «Хризалида» доросла хотя бы до уровня «Разрушенной Империи» Лоуренса. Соглашайтесь или нет, мне это неважно. Для меня творение господина Голда стало ярким примером упущенных возможностей. Одноразовым подростковым романом, не хватающим звезд с неба и дотягивающим до действительно сильных произведений.


Да, «Хризалида», определенно, окажет эффект на неискушенную аудиторию - пожалейка у автора работает, что надо. Вот только на ней одной выехать крайне тяжело.


А потому, вердикт вечно сонного хомяка таков: перед нами проходняк, местами плавно перетекающий в крепкий середняк. Читать можно, а можно и не читать. Ни в одном из этих случаев вы не приобретете и не потеряете ничего.

Книжная лига

21.9K постов77.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.