185

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1

49 лет назад у берегов Одессы произошло самое масштабное кораблекрушение в окрестных водах - гибель в результате столкновения двух судов - болгарского танкера "Лом" и советского сухогруза "Моздок", груженого ядохимикатами.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

Случилось это 13 января 1972 года, когда автор этих строк учился в одной из средних школ Одессы и до ее окончания ему оставался еще год.


Около 12 часов дня во время урока мы услышали отдаленный громкий взрыв, и в классе зазвенели стекла. Но паники не было, ибо все понимали, что это далеко и нам ничего не угрожает (по прямой от школы до места катастрофы было примерно 15-20 км).


Только на второй день из слухов мы узнали, что на траверзе, между пляжами Дельфин и Отрада, произошло столкновение двух судов - болгарского танкера "Лом" и теплохода "Моздок" Черноморского морского пароходства, в результате которого оба затонули. Причем когда взорвались недегазированные танки танкера, на берегу в домах повыбивало стекла.


А произошло следующее. Рано утром 13 января температура воздуха в Одессе упала с +15 до -20°. От такого резкого перепада море буквально "закипело", и из него поднялась высокая густая стена тумана высотой 30-50 м, так что даже сильный ветер не в силах был разрушить ее и разогнать. Видимости - никакой. Или, как говорят, видимость - ноль. Тем не менее лоцман Пантак пошел выводить "Моздок" из порта в рейс Одесса - Хайфон.


Сам теплоход был готов к уходу еще в три часа ночи, но капитан А. Макеев, для которого этот рейс был первый в его капитанской должности, не хотел рисковать, выходя в море в такую погоду.


Тем же утром к Одессе подошел болгарский танкер "Лом" и запросил разрешение на вход в порт. На это ему ответили, что фарватер занят выходя-щим из порта сухогрузом "Моздок". Все бы ничего, но на танкере из-за не работавшего локатора пользовались эхолотом и сбились с курса.


Первоначально болгарский танкер "Лом" именовался "Janova"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

Обратив же внимание, что глубины уменьшаются и судно идет прямо в сторону пляжной зоны, капитан танкера А. Бончев развернул его на 180° и пошел в открытое море. Однако к этому времени к тому же месту уже подходил сухогруз "Моздок".


На нем в связи с нулевой видимостью пользовались приборами, и в частности локатором, но избежать столкновения не удалось.


Путь танкера "Лом" и сухогруза "Моздок" до их столкновения. Прокладка составлена по болгарским данным

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

В 11 ч 18 мин танкер "Лом" ударил под углом своим форштевнем сухогруз "Моздок" в правый борт в районе 3-го и 4-го трюмов. В результате образовалась пробоина площадью 35 м кв. с разрывом наружной обшивки на протяжении 5,5 м вместе с набором корпуса судна. Твиндечная палуба теплохода в районе удара была сгофрирована внутрь на 1,5 м от борта с обрывом от него на длине свыше 6 м.


Район столкновения и гибели сухогруза "Моздок" и болгарского танкера "Лом"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

О силе удара могут свидетельствовать такие факты: форштевень танкера "Лом", перерезанный верхней палубой сухогруза, налез вместе с полу баком на верхнюю палубу теплохода до комингса грузового люка, т. е. на 5 м от борта, и сцепившиеся таким образом суда начали тонуть.

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

В момент удара на болгарском судне взорвались, как говорилось, недегазированные танки и вспыхнул пожар. Взрывами были разрушены верхняя палуба и надводный борт в районе танков. Корпус танкера надломился в двух местах, и его средняя часть легла на грунт.


Носовая же часть, заклинившись в корпусе сухогруза, всей своей массой в значительной степени способствовала быстрому возрастанию крена теплохода на правый борт, усугубившемуся значительным поступлением воды через пробоину одновременно в указанные два трюма.

Отделившаяся от корпуса корма танкера "Лом" уходит под воду. Снимок сделан со шлюпки теплохода "Зоринск", стоящей рядом с тонущим сухогрузом "Моздок"

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

В штормовое море вышли суда и спасатели. Первым у места аварии оказался дунайский буксир "Оперативный". Благо, все это случилось недалеко от порта - всего в 4,5 милях от Воронцовского маяка.


Затем подошли буксиры "Ударник", "Труд", "Рекорд", "Березань", катер "Бодрый", теплоходы "Зоринск", "Брацлав", ледокол "Сибиряков" и спасатель "Атлант".


Их попытки сдвинуть с места столкнувшиеся суда, а также разъединить их, чтобы отвести "Моздок" на мелководье, успеха не имели, поскольку они, как якорем, удерживались затонувшей средней частью танкера.


На "Моздоке" появился крен, который, постепенно увеличиваясь, достиг 15°. "Оперативный" подошел и снял с него 34 человека. Остальные, кроме одного, выпрыгнувшего за борт при столкновении, оставались на судне.


Взрыв на танкере уничтожил две спасательные шлюпки, а третью со стороны крена тоже нельзя было исполь-зовать. Так что осталась только одна, в которой разместилось 17 моряков из 42 находившихся на его борту, и волна отнесла ее прочь от гибнущего судна. С теплохода "Зоринск" спустили спа-сательную шлюпку под командованием старпома, в которую село 10 человек. Они сняли с гибнущего танкера еще 11 человек, которых передали на буксир "Ударник".


На сухогрузе "Моздок" осталось пять человек: капитан (он все время поддерживал связь с буксирами и другими судами), старший механик, второй механик, электромеханик и матрос.


Из-за поступавшей в машинное отделение воды невозможно было запустить двигатель.

Когда через два часа крен достиг 15°, на теплоходе затушили вспомогательный котел, а оставшихся на нем последних людей снял буксир "Березань".


Оба судна стали погружаться. Носовая часть танкера затонула, а крен на сухогрузе, дойдя до 40°, перестал увеличиваться. В 17 ч "Моздок" погрузился носовой частью и, видимо, уперся ею в грунт, поскольку на какое-то время его кормовая часть еще виднелась над водой. Наконец над поверхностью остались лишь мачты да труба сухогруза и кормовая часть танкера.


В эти трагические минуты воздух разорвали тяжелые, протяжные гудки собравшихся судов - этим они выражали свое прощание с погибшими судами!


На теплоходе "Моздок" погиб один человек, моторист Бессараб, который, запаниковав, спустил надувной плотик, и его утянуло течением. Сразу его найти не смогли, и только через полтора месяца обнаружили у берегов Румынии без признаков жизни.


На танкере "Лом" из-за взрывов танков потерь в команде оказалось больше: в центральной надстройке погибло сразу девять человек - капитан А. Бончев, старший помощник Я. Бараков, второй помощник Ж. Овчаров (он был третьим помощником, но перед этим рейсом его назначили вторым), третий помощник Г. Кожухаров (до этого рейса - четвертый помощник) и его супруга Илияна, помполит П. Янчев, радист Т. Николов, старший камерьер Г. Покраев и рулевой И. Лаков.


Лед, покрывший район затопления, не позволил до марта месяца работать на затонувшем судне. При подвижке льдов мачты были завалены.

Место гибели теплохода "Моздок". Зима 1972 года. Над водой видны дымовая труба и еще не снесены льдом мачты

Гибель теплохода "Моздок" Ч.1 СССР, Одесса, Катастрофа, Корабль, 1972, Длиннопост

"Моздок" затонул на глубине 23 м, на расстоянии 2,5 миль от берега и, как говорилось, в 4,5 милях от Воронцовского маяка Одесского порта. На его борту на тот момент находилось 10 тыс. т груза, в том числе мешки с ядохимикатами (более 1000 т дуста) и свыше 1600 т нефтепродуктов (топлива и масла), а его общая масса с учетом самого судна составляла 18 000 т.


Его труба возвышалась над морем более трех метров, а надстройки находившихся на грунте обоих судов не доходили до его поверхности на полтора метра, что создавало серьезную угрозу безопасности мореплавания в зоне интенсивного судоходства на подходе к Одесскому порту.

Несмотря на принятые меры по ограждению района затопления, на надстройку теплохода "Моздок" в январе 1974 года натолкнулось греческое судно "Мангана", повредившее себе днище. Оно было спасено силами отряда СПТР ЧМП.


К судоподъемным работам сухогруза приступили весной 1973 года, и велись они в течение двух лет, в летние месяцы и до поздней осени. С самого начала этих работ в них принимал участие водолаз-инструктор экспедиционного отряда АСПТР, ветеран флота Л.Г. Криницкий. В отдельные дни на грунте находились и работали до ста водолазов одновременно.


Отмеченная выше угроза безопасности мореплавания и возможность разлива нефтепродутов и отравления близлежащей акватории дустом определили необходимость подъема судна в целом виде, без разделки на месте.


Непосредственно после его гибели специалисты экспедиционного отряда АСПТР ЧМП под руководством его начальника Г. Леонтьева и главного инженера В.И. Степкина, с привлечением ведущих специалистов АСС ВМФ Н. Чикера и И. Друкера приступили к проработке вариантов подъема теплохода "Моздок".


Активное участие в этом также принимали начальник каравана по подъему судна Г. Вайсман, начальник техни-ческого отдела отряда В.К. Гвоздиков, инженеры И. Лобышев, В. Кандауров, Р. Славин и многие другие.


Было проработано три варианта по способам подъема и девять - по размещению подъемных усилий. Способы подъема заключались в следующем.


1. Подъем судна без разгрузки, с помощью двух танкеров типа "София" и с последующей откачкой балласта и перекладками на более мелкие места до выхода верхней палубы из воды. Для этого требовалась установки на каждом из упомянутых танкеров 45 лебедок с тяговым усилием по 8 т, 45 битенгов на нагрузку по 200 т и столько же гиней на нагрузку по 100 т.

Для безопасного маневрирования упомянутых танкеров в районе проведения работ требовалось предварительно поднять значительную часть болгарского танкера размерами около 60 м.


Но этот вариант оказался неприемлемым из-за необходимости вывода из эксплуатации на длительное время двух указанных судов для переоборудования, проведения работ и последующего восстановления, а также особой сложности равномерного распределения подъемных усилий на все 45 одновременно работающих гиней и опасности повреждений танкеров при ухудшении погоды на открытом рейде.


2. Подъем судна понтонами с предварительной полной разгрузкой трюмов №№ 2, 3 и 4 (7400 т) требовал применения 16 шт. 400-тонных и 14 шт. 200-тонных судоподъемных понтонов. Причем все вторые можно было установить только лагом к 400-тонным.


Большое число (30 шт.) понтонов требовало для их остропки продолжительного времени с хорошими погодными условиями, чего на открытом рейде нельзя было ожидать. Разгрузка полностью трех трюмов вызывала опасение как в части продолжительности - не менее двух сезонов работы, так и, в частности, трудоемкости по выгрузке листовой стали, плотно уложенной в трюмах.


Для осуществления чисто понтонного варианта требовалось убрать около 25 м носовой части танкера "Лом", мешавшего размещению основных и лаговых понтонов. Все эти перечисленные обстоятельства не позволили принять этот чисто понтонный вариант к использованию.


Наиболее приемлемых стал вариант 3 - комбинированный подъем судна с предварительной разгрузкой (кроме листовой стали и мешков с ядохимикатами) трюмов №№ 2, 3, 4 с применением шести пар 400-тонных понтонов и заполнением, впервые примененным в отечественной практике, разгруженного пространства гранула-ми пенополистирола. . Это почти на 38% сокращало объем разгрузки, и появлялась возможность за два рабочих сезона вместе с ней провести и грунтоуборочные работы, необходимые для применения понтонов.

Использование же пенополистирола позволило еще и сэкономить на судоподъеме 360 тыс. руб.

Этот вариант, при котором, по сравнению с другими, еще и сокращались работы по подъему носовой части танкера "Лом", и был принят к практическому осуществлению.


Рабочий проект подъема на основании составленного технического задания разрабатывался в Черноморском ЦПКБ и по его представлении был принят на специальном расширенном заседании технического совета ЧМП под руководством главного инженера Н. Ермошкина с участием заместителя председателя "Сов. Судоподъема" Н.П. Дгебуадзе.


Координацию предприятий Черноморского морского пароходства (ЧМП) по выполнению работ для подъема теплохода "Моздок" осуществляли заместитель начальника ЧМП по мореплаванию А. Третьяков и главный инженер этого пароходства В. Овчинников.


Как только район гибели судов, очистился ото льда, начались работы по их подводному обследованию и осуществлению предварительных мер по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.


Были разработаны, изготовлены и установлены под водой специальные заглушки особой конструкции на все газовентиляционные трубы топливных танков и цистерн на обоих судах (свыше 50 шт.). На сухогрузе дополнительно еще и обварили 1-й и 5-й трюма, где находились мешки с дустом, чтобы свести к минимуму его попадание в море.


Перед выгрузкой трюмов были проведены работы по расчистке палубы судна от заваленных мачт, стрел и обломков судовых конструкций, заброшенных на него и вокруг него при взрыве танкера "Лом".


Затем развернулись работы по извлечению грузов из затонувшего судна. Последний из-за своей разнородности потребовал применения большого числа различных приспособлений и разработки множества технологических процессов.


Среди неполного перечня грузов фигурировали вертолеты, радиоаппаратура, огнеупорный кирпич, гидротурбины, асбест, электродвигатели, бумага в рулонах, реакторы, электропечи, кислородные баллоны, медицинское оборудование, приборы, радиолампы, силовые трансформаторы, кинооборудование, тракторы, автомобили, запчасти, станки и т.д. В целом по именованиям и габаритам упаковок -306 видов груза.


Наиболее опасный груз - мешки с ядохимикатами выгрузили уже после подъема судна и захоронили в 15 км от Одессы у села Алтестово, и они до настоящего времени еще не все еще вывезены для утилизации.


К работам по выгрузке приступили 26 апреля 1972 года и завершили ее 10 сентября следующего года. Непосредственно они заняли 171 рабочий день. Основную работу по раскантовке, переукладке и остропке грузов под водой, в стесненных условиях при плохой видимости на просветах трюмов и почти на ощупь в подпалубных пространствах выполнили водолазы Г. Михалев, С. Бурдейный, С. Савчук, С. Красняк и многие, многие другие.

Лучшие посты за сегодня
5885

Точно не квартира

Точно не квартира Политика, Юмор, Россия и Украина
5800

Отшила...

У меня рядом живет молодой парень. Сосед. Пересекаемся с ним время от времени, немного общаемся, но ничего такого. Как то раз звонок в дверь. Открываю, а там он стоит и просит ему помочь. Я спросила, как именно, а он говорит, у меня свидание через пару часов, надо бы ужин приготовить, а я говорит, не очень умею готовить, а ты типа умеешь, я знаю, так как из твоей квартиры часто вкусно пахнет. Ну это и правда, я люблю готовить и часто себе готовлю вкусное. Я согласилась, и вместе мы приготовили ужин. Через десять минут снова звонок в дверь. Там опять мой сосед. Стоит, нарядный такой и приглашает меня на ужин. Я тут все поняла, что это он так подкатить решил ко мне. Ну, оригинально вышло, я удивлена была. Молодец. Все равно отшила его...
5212

Можно обработать фото?

Можно обработать фото? Photoshop, Фотография, Леонид Брежнев, Первый поцелуй, Обработка фотографий, Черно-белое фото, Старое фото, Мужчины и женщины
Можно обработать фото? Photoshop, Фотография, Леонид Брежнев, Первый поцелуй, Обработка фотографий, Черно-белое фото, Старое фото, Мужчины и женщины
Показать полностью 2
4626

Ангельский голос

4235

Чего хотят мужчины

4031

Война план покажет. О возможных изменениях экономической парадигмы Российской Федерации. 21.05.2022

Война план покажет. О возможных изменениях экономической парадигмы Российской Федерации. 21.05.2022 Политика, Экономика, Финансы, Санкции, Парадигма, Рубль, Длиннопост
Война план покажет. О возможных изменениях экономической парадигмы Российской Федерации. 21.05.2022 Политика, Экономика, Финансы, Санкции, Парадигма, Рубль, Длиннопост
Показать полностью 2
3948

Для общего развития

Для общего развития Опора, ЛЭП, Наглядно, Техника, Энергетика, Картинка с текстом
Показать полностью 1
3930

Что-то явно пошло не так

Что-то явно пошло не так Властелин колец, Женщина-халк, Бюджет, Актеры и актрисы, Картинка с текстом, Сравнение, 2000-е, 2022, Из сети, Сцена из фильма, Раньше было лучше, Компьютерная графика, Фильмы, Зарубежные сериалы
Показать полностью 1
3633

ОСАГО без выплат...

ОСАГО без выплат... Авто, Мемы, Юмор, ОСАГО, Страховка, Даша-следопыт, Картинка с текстом
Показать полностью 1
3561

No comments

No comments Война, Эвакуация, Азов, Политика, Россия и Украина, Скриншот
No comments Война, Эвакуация, Азов, Политика, Россия и Украина, Скриншот
Показать полностью 2
3480

Когда роняешь вилку в 2 часа ночи

3290

Кукуха моя кукуха

Кукуха моя кукуха Юмор, Картинка с текстом, Фотография, Паранойя, Кукушка, Странный юмор
Показать полностью 1
2974

Рамамбахару

Рамамбахару Скриншот, Комментарии на Пикабу, Повтор
Показать полностью 1
2958

Предательское скотство

Предательское скотство Собака, Предательство, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, В добрые руки, Без рейтинга
Предательское скотство Собака, Предательство, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, В добрые руки, Без рейтинга
Предательское скотство Собака, Предательство, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, В добрые руки, Без рейтинга
Предательское скотство Собака, Предательство, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, В добрые руки, Без рейтинга
Предательское скотство Собака, Предательство, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, В добрые руки, Без рейтинга
Показать полностью 5 1
2885

Ищем линию ума

Ищем линию ума Соседи, Жилой комплекс, Чат, Скриншот, Переписка, Ум, Магия, Хиромантия, Гадание
2827

А лисички

А лисички
2796

Лифт не работал, пришлось идти по лестнице. А я и не думал, что наш дом построили настолько давно...

Лифт не работал, пришлось идти по лестнице. А я и не думал, что наш дом построили настолько давно... Древность, Наскальная живопись, Подъезд
Показать полностью 1
2743

Какой-то серьезный движ пошёл с Илоном

Tesla внезапно исключают из индекса S&P ESG


Правительство США замораживает строительство на новом аэродроме SpaceX в Техасе из-за нарушения экологических норм


Стюардесса из SpaceX обвиняет Маска, что он как-то до неё домогался во время массажа — раздевшись перед ней и предлагая переспать

Какой-то серьезный движ пошёл с Илоном Политика, США, Илон Маск
2580

Махмуд Эсамбаев: "Моя еврейская мама"

Махмуд Эсамбаев: "Моя еврейская мама" Махмуд Эсамбаев, Мама, Родители, Вконтакте, Длиннопост
Показать полностью 1
2572

Рокк еболл

Рокк еболл Киев, Рокк ебол, Мат, Повтор, Фотошоп мастер
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: