Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Начало открытия боевых действий против Японии «Л-19» встретила в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ в бухте Улис во Владивостоке. Командовал экипажем капитана 3 ранга Кононенко Анатолий Степанович.

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Кононенко Анатолий Степанович

Во исполнение этого решения подводной лодке Л-19 было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс (Владивосток) для следования в район порта Румой с задачами:

«• До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе.

• С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции "А". »


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: «Л-19» подводный минный заградитель XIII серии. Заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский завод) под стапельным номером 276. В 1936 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В июле 1938 года корабль предполагалось назвать «Горьковец».

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Первый экипаж подводной лодки «Л-19», 1942 год.

Осенью 1943 года «Л-19» под командованием капитан-лейтенанта Алексеева Евгения Николаевича заняла первое место по результатам боевой подготовки на флоте, поэтому, когда в феврале 1944 года потребовалось заменить экипаж североморской «Л-20», экипаж «Л-19» как наиболее опытный в полном составе отправился на Север. Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой, пока в мае 1944 года не был сформирован новый экипаж субмарины под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича. Кампанию 1944 года подводная лодка так же провела отлично, за что удостоилась переходящего приза – «Бюста маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова».


19 августа 1945 года подводная лодка вышла на позицию к порту Румой (район «А», северо-западное побережье Хокайдо) для срыва эвакуации южного Сахалина.


На самом деле субмарине ставилась задача, в первую очередь, разведки подходов к порту Румой в ходе подготовки к высадке советских войск на территории собственно Японии, и лишь затем атака боевых кораблей противника в случае их появления в этом районе.


На исходе 21 августа «Л-19» прибыла на позицию. К тому времени обстановка круто изменилась. Еще 14 августа Император Японии объявил о согласии прекратить войну на условиях союзников, а президент США Трумэн 18 августа ответил отказом на предложение СССР предоставить ему зону оккупации Японии на северной части острова Хоккайдо. Японцы спешно готовились к эвакуации южного Сахалина.

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

После полудня 21 августа подводная лодка заняла назначенный район, а на исходе следующих суток с субмарины был получен доклад о потоплении одного транспорта и повреждении другого.


Утром 22 августа в точке 44°15' с.ш./141°26' в.д. «Л-19» добилась попадания торпеды в вспомогательную канонерскую лодку «Шинкё-Мару № 2» (мобилизованный одноименный пароход, 2577 брт), перевозившую японское население южного Сахалина в метрополию, на борту судна в этот момент было около 3,6 тыс. беженцев.

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

«Шинкё-Мару № 2» (Shinkyo Maru IJN 1942).

Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через 4 часа оно выбросилось прямо на городскую набережную Румой. Несмотря на то, что судно удалось спасти, на его борту погибло и пропало без вести не менее 400 человек.


Подлодка не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решенной, так как обнаружила еще одну цель, на этот раз пароход «Тайтё-Мару» (5950 брт), на борту которого тоже были беженцы (780 человек, по разным данным 553 или 667 из них погибли).


По данным К.Б. Стрельбицкого, «Л-19» преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. Наконец, в 6 милях от Румой пароход был потоплен торпедами.

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

«Тайтё-Мару» («Taito Maru»)

В 21.30 22 августа комбригом было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин".

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Капитан 3 ранга Гаркуша Иосиф Иванович - командир 1-й бригады ПЛ ТОФ с базированием на бухту Улисс (Владивосток).

В очередном донесении командир «Л-19» сообщил, что "… потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет".


После того, как на подлодке было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир Л-19 запросил, как ему понимать свою задачу. Командир бригады ПЛ ответил: "Находиться в Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить".


В 5.50 23.08.45 г. командир Л-19 подтвердил получение РДО. В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 . Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Больше на связь «Л-19» не выходила и в базу не вернулась.


Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки.


На борту подлодки в последнем походе находилось 64 членов экипажа. Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.


На территории соединения подводных лодок в бухте Улисс установлен мемориал – рубка однотипной подводной лодки, на этом месте проводятся торжественные мероприятия подводниками соединения.

Гибель подлодки Л-19 во время боевых действий против Японии 23 августа 1945 года ВМФ, Подводная лодка, История, Вторая мировая война, Длиннопост

«Л-19» была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. Поиски «Л-19» предпринятые летом 2005 гидрографическим судном «ГС-47» и в 2007 году экспедицией Дальневосточного государственного технического университета не дали результатов.

Источник

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий

Эмм, я правильно понял что подлодка затопила корабль с беженцами и почти затопила ещё один, это было чем то обоснованно?

раскрыть ветку (20)
25
Автор поста оценил этот комментарий

"вспомогательную канонерскую лодку (мобилизованный одноименный пароход, 2577 брт)" ... "На борту судна в этот момент было около 3,6 тыс. беженцев."

Это был военный корабль под флагом ВМФ Японии. Абсолютно легитимная цель с точки зрения правил и обычаев ведения войны. Нахождение на нём гражданских лиц во время и в зоне боевых действий, и их последующая гибель - целиком в ответственности командования ВМФ и/или капитана судна, разрешившего им подняться на борт.

С точки зрения капитана ПЛ, он атаковал вражеский военный корабль. Не мог же предварительно спросить - "ребят,  я в вас стрелять собираюсь, у вас гражданских на борту нет случайно?"

8
Автор поста оценил этот комментарий

Нельзя атаковать:

1) Госпитальные суда при полном параде

2) Суда нейтральных государств


Канлодка - это боевой корабль вражеского ВМФ со всеми вытекающими.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Нет красного креста на борту - получи торпеду. Хотя и крест не всегда останавливал.

8
Автор поста оценил этот комментарий

это было обосновано войной

беженцы там или солдаты, это разбор только после уничтожения, а уничтожение это приоритетная задача на войне

ещё комментарии
8
Автор поста оценил этот комментарий

Вот если бы японская подлодка потопила советский пароход с беженцами, сейчас была бы масса комментов про плохих японцев.

А раз советская подлодка потопила японцев, основной тон комментов  - все нормально

4
Автор поста оценил этот комментарий
Немаловажный момент: это ещё и произошло после того, как Япония капитулировала.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Военными целями. Правила потопления вражеских кораблей были описаны в Гаагских конвенциях, которые СССР подписал. Это в первую очередь «Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время». Наша подлодка действовала в нарушение этих правил - силуэт судна явно гражданский, о том, есть ли на борту орудия капитан знать не мог. Как и подлодки всех других воюющих государств без исключения. Как и капитаны торговых судов всех воюющих государств без исключения.


Все топили как могли и чем могли, еще в Первую Мировую. Проигравшему факт нарушения конвенций хуже уже не сделает, а победителей не судят.


Вот цитата из текста договора:

1. В своих действиях по отношению к торговым судам, подводные лодки должны сообразовываться с правилами международного права, которыми руководствуются надводные военные суда.

2. В частности, за исключением случая упорного отказа остановится после надлежаще сделанного предложения об остановке, или случая действенного сопротивления осмотру или обыску, военное судно, надводное или подводное, может потопить торговое судно или лишить его возможности плавания лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место.

По первому пункту - подлодка, видя гражданское судно, должна всплыть и приказать судну остановиться. Далее помочь эвакуировать гражданских и только после этого топить.


На практике эти положения оказались полностью неприменимы. Например, подлодка всплывает и получает залп из орудий, установленных на торговом судне.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Даже если силуэт судна был гражданским, как же насчет флага? Разве флаги военного флота и гражданского не различаются?

Канлодка под флагом шла или нет?

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А какое это имеет значение?

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Командир подлодки по флагу мог определить, с каким судном имеет дело - военным или гражданским

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте для начала хотя бы основы морского боя и международного права. В первую очередь, Гаагскую конвенцию 1907 года. Воспоминания подводников, где они говорят как их учили определять противника и собственно вести морской бой. По флагу блять. Ночью тоже по флагу? А если линкор с мирным флагом? Пиздец так тупить.


Я уже молчу о том, что к этому моменту военные действия были прекращены, Япония капитулировала. Флаг он блять посмотреть хочет.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да шел бы ты нахер лесом

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если я пойду, ты перестанешь нести чушь в темах, в которых ничего не понимаешь?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ок, отправляйся!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку