Герасим Винокуров: "Его держали вместо домашнего скота..."

Герасим Винокуров: "Его держали вместо домашнего скота..." Молодая гвардия, Герои, Длиннопост

Г.Т. Винокуров

Герасим Тихонович Винокуров родился в 1898 г. в селе Щелкуновке Богородицкого района Тульской области в крестьянской семье. Детство у него было тяжелым и безрадостным. Оставшись сиротой, он пошел батрачить. А с 1915 г. трудился чернорабочим в частной пекарне в Москве.


В 1917 г. его призвали в царскую армию. В годы гражданской войны красноармеец Винокуров сражался во 2-й Донской дивизии. После тяжелого ранения остался в городе Воронеже, где работал в органах ЧК.


В 1921 г. Г.Т. Винокуров переехал в Донбасс, работал машинистом турбины на электростанции при шахте № 1 поселка Краснодон. В 1926 г. вступил в партию. Несколько лет находился на профсоюзной работе, избирался секретарем партийных организаций шахт № 12 и 5. С 1938 г. был членом пленума Краснодонского райкома КП(б)У.


Большую организаторскую работу среди горняков он, парторг шахты № 5, проводил в первые дни Великой Отечественной войны. Ушедших на фронт шахтеров в забое сменили женщины-домохозяйки. 26 июня 1941 г. в районной газете «Социалистическая Родина» Герасим Тихонович рассказал о самоотверженном стахановском труде горнячек, их желании работать «для того, чтобы ни в коем случае не уменьшить добычу угля на шахте, а, наоборот, еще больше увеличить ее».


Вот, что вспоминала жена Герасима Тихоновича: «Когда началась война моего мужа мобилизовали в Армию, там он был комиссаром саперного полка. В июле 1942 г. нам предложили эвакуироваться вглубь страны. Мы выехали со всей семьей в количестве шести человек. Отъехав от места жительства 55 км со мной случились преждевременные роды. Мы приехали в Ростовскую область, село Каменный Брод, где нас остановили немцы. Ехать дальше было нельзя. В этом селе мы прожили до августа месяца.


Примерно в это же время пришли на квартиру два полицая, и рабочий Бородин, который в 1929 г. был раскулачен. Он знал Винокурова. Моего мужа и сестру забрали, сильно их избили. Затем сестру отпустили, а нас погнали в поселок Краснодон. Мужа забрали и посадили в полицию. Эти изверги забрали у нас корову, всю домашнюю мебель, все вещи, даже детские пеленки. С этого дня начались каторжные дни. Не было дня, чтобы полиция не была у нас на квартире. Далину (дочку), которой было полтора месяца, пьяные полицаи прижигали папиросой в люльке, ставили детей к стенке.


4 декабря 1942 г. пришли на квартиру в 2 часа ночи, вывели 3-х детей, поставили их раздетых и босых на 15 минут на улицу. Эти 5 месяцев для мужа были черными. Его держали вместо домашнего скота: запрягали как лошадь и он возил оккупантам то воду, то уголь, то дрова из леса.


Герасима Тихоновича били день и ночь, разрубили левую бровь и вытащили живому глаз.


18 января 1943 г. моего мужа живым сбросили вместе с молодогвардейцами в ствол шахты № 5»...


Когда Винокуров был извлечен из шурфа, он был обезглавлен.


Похоронен в братской могиле героев на Центральной площади города Краснодон.


Герасим Тихонович Винокуров посмертно награжден орденом «Отечественной войны» первой степени.