Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории1

Сегодня погрузимся в одну из самых трагических и спорных страниц XX века — Геноцид армян. События 1915–1923 годов, унесшие жизни более миллиона человек, до сих пор остаются раной, которая разделяет народы и политику. Почему это произошло? Как мир реагировал тогда и что изменилось сейчас? Давайте разберемся.

Армяне — древний народ, живший на территории Малой Азии задолго до возникновения Османской империи. К XIX веку они стали религиозным и этническим меньшинством в империи, исповедующим христианство. Несмотря на дискриминацию (высокие налоги, запреты на ношение оружия), армяне играли ключевую роль в торговле, ремеслах и культуре.В конце XIX века Османская империя переживала упадок. Поражения в войнах и рост национальных движений (греки, сербы, болгары) усилили паранойю султана Абдул-Хамида II. Армяне, требовавшие реформ и равноправия, стали козлами отпущения. В 1894–1896 годах произошли Хамидийские погромы— убито до 300 000 армян.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

Армяне, будучи христианским меньшинством, платили дополнительные налоги (джизья) и не имели равных прав с мусульманами. К концу XIX века они стали активнее требовать реформ, вдохновляясь примером балканских народов, добивавшихся независимости.

Политика Абдул-Хамида II: Султан, прозванный «Кровавым», правил с 1876 по 1909 год. Он видел в армянах угрозу целостности империи из-за их связей с европейскими державами и Россией. Его режим опирался на исламский фундаментализм и репрессии.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост
Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

Причины погромов:

- Берлинский договор (1878): После поражения в Русско-турецкой войне (1877–1878) Османская империя была вынуждена подписать договор, обязывающий провести реформы в армянских провинциях. Султан саботировал их выполнение, опасаясь сепаратизма.

- Армянское национальное движение: Создание партий «Гнчак» (1887) и «Дашнакцутюн» (1890), выступавших за автономию. В 1894 году армяне Сасуна отказались платить двойные налоги курдским сборщикам, что стало поводом для репрессий.

- Стратегия «разделяй и властвуй» : Власти натравили курдские племена (включая формирование Хамидие— иррегулярной кавалерии из курдов) на армян, представляя это как «межобщинный конфликт».

Хронология была такой:

  1. Резня в Сасуне (1894)

- Повод: Армяне Сасуна (регион Битлис) отказались платить налоги курдским вождям и османским чиновникам.

- Ход событий:

- Курдские отряды при поддержке турецких войск атаковали армянские села.

- Уничтожено 20 деревень, убито около 10 000 человек.

- Выжившие бежали в горы, где многие погибли от голода.

2.Погромы в Стамбуле (1895)

- Мирная демонстрация: 30 сентября 1895 года армяне Стамбула организовали шествие с требованием реформ. Власти спровоцировали столкновения.

- Резня на улицах: Турецкие погромщики и полиция убивали армян, грабили магазины и церкви. Погибло около 5 000 человек.

3.Резня в Зейтуне (1895–1896)

- Армянское сопротивление: Жители города Зейтун (ныне Сулейманлы) оказали вооружённое сопротивление турецким войскам. После переговоров часть армян депортировали, а город разграбили

4.Погром в Ване (1896)

- Осада армянского квартала: Турецкие войска и курды осадили армянскую часть Вана. Около 20 000 армян погибли, прежде чем российское давление заставило османов отступить.

5.Резня в Трапезунде и других городах (1895–1896)

- Волна насилия охватила города:

- Эрзурум(10 000 погибших),

- Диарбекир (3 000 погибших),

- Урфа (3 000 погибших).

Курдская кавалерия, созданная султаном, была основным инструентом террора. Они сжигали деревни, убивали мужчин, насиловали женщин, угоняли скот.

- Участие местных властей: Губернаторы и военные организовывали бойни, выдавая армян «бунтовщиками». Часто армян заставляли принимать ислам для спасения жизни.

В некоторых городах армян собирали в мечетях, обещая защиту, а затем убивали. Трупы сбрасывали в реки или сжигали.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

Хамидие

Великобритания, Франция и Россия осудили погромы, но ограничились дипломатическими нотами. В 1895 году они предложили султану провести реформы, но он проигнорировал требования.

Официальная историография Турции отрицает организованный характер погромов, называя их «межобщинными столкновениями». Вина возлагается на армянских «сепаратистов».Хамидийские погромы стали прологом к политике государственного террора против армян. Они продемонстрировали:

- Готовность османских властей использовать этнические и религиозные конфликты для удержания власти.

- Бессилие международного сообщества предотвратить массовые преступления.

- Устойчивость армянской идентичности, которая, несмотря на гонения, сохранилась и укрепилась.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

Младотурки

В 1908 году к власти пришли младотурки— националисты, мечтавшие о «Великом Туране». Их лозунг: «Турция для турок». Армяне, как и другие христиане, стали «преградой» для этнически чистого государства.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

Талаат-паша

Речь Талаата-паши в 1915 году звучала так: «Мы должны уничтожить армянскую расу полностью… Ни одного армянина не должно остаться на нашей земле».Поводом стал 1914 год. Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Германии. Поражение при Сарыкамыше от русских войск списали на «армянское предательство». Это стало сигналом к «окончательному решению».

24 апреля 1915 года — черный день. В Константинополе арестовали и казнили 250 армян. Затем начался план «депортации»:

1. Дезорганизация: У мужчин отбирали оружие, массово призывали в армию, а затем расстреливали.

2. Депортации: Сотни тысяч женщин, детей и стариков гнали через сирийскую пустыню Дер-Зор. Людей лишали воды, еды, подвергали насилию.

3. Резня: Местные курдские отряды и особые подразделения («Тешкилат-и Махсуса») уничтожали караваны. Выживших сгоняли в концлагеря.

Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост
Геноцид армян: память, отрицание и уроки истории Политика, Нацизм, История (наука), Длиннопост

К 1923 году погибло ~ 1,5 миллиона армян. Уничтожены тысячи церквей, школ, памятников культуры. Историческая Армения перестала существовать.Те, кто выжил, бежали в Россию, Европу, США, создав крупнейшую диаспору. Их потомки до сих пор требуют справедливости. В 1965 году в Ереване возведен мемориал Цицернакаберд — символ скорби и сопротивления.

Но геноцид не признан Турцией. Официальная позиция: «Армяне погибли из-за войны, это не систематическое уничтожение».Отрицание — часть турецкой национальной идентичности. Признание означало бы пересмотр основ государства.

Первыми о геноциде заговорили очевидцы — дипломаты, миссионеры, как американец Генри Моргентау. Сегодня его признали 33 страны, включая Францию, Германию, США. В 2021 году президент Байден официально использовал термин «геноцид».

Геноцид армян — первый геноцид XX века. Его отрицание открыло дорогу Холокосту, Камбодже, Руанде. Как писал Рафаэль Лемкин, создатель термина «геноцид»: «Мое понимание зла родилось из трагедии армян».Память о геноциде — не только о прошлом. Это вопрос правды, ответственности и предупреждения. Пока государства манипулируют историей, риски повторения остаются.

Если хотите глубже изучить тему, посетите мемориал Цицернакаберд или прочтите книгу «Сорок дней Муса-Дага» Франца Верфеля. Помните: история молчит, только пока мы её забываем.))