Гайд по автомобильной статистике.
Постоянно приходится изучать различную статистику по российскому автомобильному рынку и решил попробовать собрать и описать основные источники информации. Сразу хочу отметить, что найти в открытом доступе данные, которые можно применять в работе практически нереально, только собирать по кускам. Если нужно сделать серьезный анализ, то стоит готовиться к определенным тратам.
Первый и самый распространенный источник, на который любят ссылаться все автомобильные СМИ - это пресс-релизы Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ). АЕБ собирает с дистрибьюторов данные об объемах продаж через дилерскую сеть и раз в месяц выпускает пресс-релизы найти которые можно здесь. Объем информации довольно скуден: продажи за месяц и нарастающим итогом с начала года по маркам и ТОР-25 самых продаваемых моделей. Не все знают что АЕБ ведет еще и детальную статистику в которой можно найти данные про продажам все марок моделей с учетом комплектаций и основных характеристик, она само собой является "Strictly Confidential". К сожалению отчетность в АЕБ передают не все марки представленные на российском рынке. Дилеры иногда отражают в статистики еще не проданные автомобили, чтобы выполнить план перед дистрибьютором, поэтому часто в статистике АЕБ наблюдается всплеск в конце квартала. Еще один недостаток данных АЕБ заключается в том, что статистика ведется только по легковым и легким гомерическим автомобилям.
Еще один источник - статистика ГИБДД (парк и регистрации транспортных средств). До 2014 года данные регистраций вполне могли заменять статистику продаж. С девальвацией рубля в Россию за автомобилями массово стали приезжать жители Казахстана и Белоруссии и сложилась ситуация когда большое число автомобилей проданных дилерами уезжало из страны и не вставало на учет. Это самый детальный источник информации, статистика ведется по всем типам транспортных средств, включая прицепы и мотоциклы, а разрезе марок и моделей. По данным регистраций можно оценить рынок не только новых автомобилей (первичные регистрации), но и подержанные (перерегистрации). Эти данные являются одним из основных "товаров" целого ряда маркетинговых агентств, поэтому в открытом доступе можно найти разве что релизы и комментарии предоставляемые для СМИ, много данных выкладывается в этом блоге. Стоит отметить, что сама база данных ГИБДД ведется не самым лучшим образом и конечный результат будет сильно зависеть от профессиональности обработки информации. Поэтому даже на основании одной и той же базы разные агентства могут предоставлять отличающуюся статистику.
Данные по парку транспортных средств также можно найти и на сайте Росстата и его региональных отделений, а также на официальном сайте ГИБДД, но там представлены лишь общие числа. Аналогичная ситуация и с таможенной статистикой, общие итоги экспорта и импорта можно найти на сайте ФТС, но за подробной статистикой (напр. марка-модель, страна производства/отправления) придется обращаться в специализированные конторы.
АСМ-Холдинг специализируется на сборе данных по производству транспортных средств. Информация опять же закрытая, но можно найти некоторые данные. В остальном агентство довольно "совковое", в рамках этого блога могу сказать и так.
Если продолжать тему отдельных аналитических агентств, то полезную информацию можно поискать на сайте Автостата или НАПИ.