Фэнтезийный / фантастический артхаус

На волне, так сказать, открывания для себя Дюны, позвольте и мне поделиться сокровенными знаниями. Дело в том, что лет 10 назад я забубенил для себя свой отдельный рейтинг фантастических романов «с преферансом и библиотекаршами» (ссылка в первом комменте, не сочтите за рекламу). Для этого я взял логи крупных премий для фэнтези/SF романов, и соорудил по ним ранжирование.

Собственно, основных премий тут три:

  1. Хьюго (Hugo) — вручается Мировой ассоциацией нучной фантастики (вот так прям пафосно, ага — World Science Fiction Society), и по факту самая «илитная» из всех. Её чаще всего выдают всяческим авторам с ОБВМ (очень богатым внутренним миром, тут же любят луркспич, да?). А ещё они выдают «ретро-Хьюго» для книг, написанных до 1950.

  2. Небьюла (Nebula) — вручается Ассоциацией авторов фэнтези и научной фантастики Америки. Прямой аналог «Оскара», только для фантастов. Илитность примерно того же уровня.

  3. Локус (Locus) — вручается голосованием подписчиков журнала Locus. Таким образом чуть более «народная», но страдает от другой проблемы — кучи отдельных номинаций (лучшая научная фантастика, лучшее фэнтези, лучшее молодёжное фэнтези, лучший первый роман, лучший хоррор).

Есть ещё тьма премий поменьше, но там проблемы с адекватностью и/или охватом. Я ещё беру во внимание International Fantasy Award (самая старая такого рода премия, вручалась с 1951 по 1957) и премию имени Филипа Дика (поадекватнее прочих), но с пониженными коэффициентами.

Короче, в итоге родился длинный список на несколько тыщ романов, который я отранжировал и теперь использую, когда не знаю, что почитать. Качество списка — ну такое. Властелин колец на 37 месте, Дугласа Адамса вообще нет. Но зато могу твёрдо и уверенно сказать одно: ни одно из произведений в списке вообще никак не похоже на все остальные. Вот это они там в своих Ассоциациях очень любят. Полная уникальность.

Ниже — мои рецензии на то, что я в итоге прочитал из топ-100

1) Фрэнк Херберт. Дюна (Хьюго и Небьюла 1966). Ну тут без меня расписали — прародитель жанра пафосное фэнтези

2) Урсула Ле Гуин. Левая рука Тьмы (Хьюго и Небьюла 1970). Ле Гуин — потомственный гуманитарий (сама она кандидат наук в области истории искусства, отец — знаменитый антрополог, мать — психолог, муж — археолог), и большинство её книг представляют собой попытки представить эволюцию человека и общества в каких-то нестандартных условиях. «Левая рука Тьмы» — такой можно даже сказать «эпос» о планете вечной зимы и людей-андрогинов. Если вы считаете антропологию наукой — то это очень такой hard SF. Сравнимо, пожалуй, с Иваном Ефремовым.

3) Ларри Нивен. Мир-Кольцо (Хьюго, Небьюла и Локус 1971) — очень такой инженерный hard SF, где герои исследуют руины заброшенной мегацивилизации. Мне не понравился (ибо руинами там весь hard и исчерпывается), но многим нравится. Три сиквела в наличии

4) Айзек Азимов. Сами боги (Хьюго, Небьюла и Локус 1973) — просто классика научной фантастики, когда-то был прорывной прорыв. 50 лет спустя уже таким революционным не кажется, но всё ещё интересно почитать. Заголовок позаимствован у Шиллера: «Против глупости сами Боги бороться бессильны»

5) Артур Кларк. Рандеву с Рамой (Хьюго, Небьюла и Локус 1974) — относительно малоизвестный, но очень хороший роман Кларка. Жёсткая научная фантастика. С развязки я орнул.

6) Урсула Ле Гуин. Обездоленные (Хьюго, Небьюла и Локус 1975) — ещё один социологический опус Ле Гуин, на этот раз практически вообще без всяких элементов фантастики. Описывается общество, которое физически разделено на буржуев-мещан, живущих в чаде и угаре кутежа на планете Уррас, и идеалистов-анархистов, переселившихся на бесплодный спутник Урраса Аннарес. Для духовно богатых персон.

8) Фредерик Пол. Врата (Хьюго, Небьюла и Локус 1978) — технически, это научная фантастика. Фактически — это что угодно, только не она. Больше всего похоже на «Солярис» Лема: книга про беспомощность человека при столкновении с неведомым. В наличии аж пять сиквелов, в которых ни следа от оригинального саспенса не осталось

9) Вонда Макинтайр. Змея сновидений (Хьюго, Небьюла и Локус 1979) — вот тут начинаются ну уже совсем психоделичные штуки. Очень неторопливый роман в типа постапокалиптическом мире с очень странными концепциями.

10) Нил Гейман. Американские боги (Хьюго, Небьюла и Локус 2002) — этакий современный эпос про американскую мифологию. Кому-то хорошо заходит (как мне), кто-то плюётся (в основном со сцены однополого секса).

11) Дэвид Брин. Звёздный прилив (Хьюго, Небьюла и Локус 1984) — в подборке много затянутых романов, но этот выделяется даже на их фоне. Сеттинг весьма оригинален, но я не смог дочитать даже одну эту книжку (а их там шесть).

25) + 12) Орсон Скотт Кард. Игра Эндера (Хьюго и Небьюла, 2-ое место на Локусе 1986) + Говорящий от имени мёртвых (Хьюго, Небьюла и Локус 1987) — первые две части огромной саги Карда про Эндера (там ещё потом спиноффы пошли от лица других героев). Игра Эндера, по мне, гораздо сильнее — и вновь крайне нетипичный сеттинг про детей и игры в войну.

14) Лоис МакМастер Буджолд. Паладин душ (Хьюго и Локус 2004, Небьюла 2005) — вновь первая часть («Проклятье Шалиона») мне понравилась гораздо больше. Но вторая книга тоже весьма хороша. Крайне своеобразный взгляд на религию

15) Майкл Чейбон. Союз еврейских полицейских (Хьюго, Небьюла и Локус 2008) — ещё один кандидат на звание самого затянутого романа в подборке. Очень неторопливая, но в общем интересная, смесь классического детективного романа с бухающим хорошим ментом, альтернативной истории, конспирологии и религии.

17) Н.К.Джемисин. Каменное небо (на самом деле, трилогия: Пятое время года №69, Врата обелиска №70, Каменное небо — получала Хьюго три года подряд в 2016-2018, а последняя книжка ещё и Небьюлу с Локусом отхватила) — адово переоценена в силу расовой и гендерной принадлежности авторки, но нельзя и не признать очевидного: очень интересный и своеобразный сеттинг + крутой сюжет. В наличии апокалипсис, магия земли и нетрадиционные половые отношения.

19) Марта Уэллс. Сетевой эффект (Хьюго, Небьюла и Локус 2021) — Марта начинала с коротких рассказов про «киллербота», разумного робота-VIP-охранника, который сам себя хакнул и сбежал, и вот в 2021 написала полноценный роман. Не скажу, что завезли ахти какой сюжет, но дневники робота-Шелдона это просто ржака.

24) Уильям Гибсон. Нейромант (Хьюго и Небьюла 1985, 8-е место на Локусе) — книга, с которой начался киберпанк как мы его знаем. High tech, low life, виртуальные ограбления, кибернетические импланты — всё как мы любим. На сегодняшний день выглядит чрезвычайно наиво (с т.з. того, как автор себе компьютеры представлял), но классика как она есть.

34) Айзек Азимов. Мул (ретро-Хьюго 1946) — рассказ, позднее включенный как часть второй книги серии «Основание» (она же «Академия»), и читать его отдельно смысла особо нет. В самой серии я не без удовольствия прочитал оригинальную трилогию, с некоторым напрягом вторую трилогию. Приквелы, сиквелы, спиноффы и так далее редкостная графомания.

45) Сэмюэл Дилэни. Вавилон-17 (Небьюла и номинация на Хьюго 1967) — вот эту книгу исключительно рекомендую, чтобы понимать, у кого фантасты 21-го века тырят свои сюжетики. В отличие от многих старых книг, читается исключительно свежо и актуально.

50) Лоис Макмастер Буджолд. Барраяр (Хьюго, Локус и номинация на Небьюлу 1990) — одна из книг здоровенного цикла про Майлза Форкосигана. В общем-то, эталон космооперы (есть такое подозрение, что сам термин после Буджолд и появился). Некоторые книжки шедевральны (по моему скромному мнению — Барраяр, Цетаганда, Память, Комарр, Гражданская кампания, Дипломатический иммунитет и Альянс капитана Форпатрила), некоторые обходите стороной и просто вообще ни при каких условиях не открывайте (В свободном падении, Этан с планеты Афон, Красная королева, ну и где-то очень близко к ним Осколки чести).

51) Наоми Новик. Uprooted (в надмозговом переводе «Чаща») (Небьюла, Локус и номинация на Хьюго 2016) + 92) Spinning Silver (Локус и номинации на Хьюго и Небьюлу 2019)— абсолютно чудесные книги. Новик пишет сказки, и пишет их очень хорошо — с опорой на славянские фольклорные мотивы и с очень неплохими сюжетами.

58) Желязны. Лорд света (Хьюго и номинация на Небьюлу 1968) — качественное упражнение от Желязны: как написать роман, в котором технология неотличима от магии. Классика.

81) Дэн Симмонс. Падение Гипериона (Локус и номинации на Хьюго и Небьюлу 1991) — читать отдельно не имеет смысла, это часть тетралогии Hyperion Cantos — Гиперион, Падение Гипериона, Эндимион, Восход Эндимиона. Если вас не смущает, что автор переобувается на лету и игнорирует лор собственной вселенной — прекрасная книжка, с фантазией всё в полном порядке.

94) Бестер. Человек без лица (Хьюго 1953 и номинация на World Fantasy Award 1954) — типичная книга Золотого века фантастики, когда фантасты переросли уровень бульварного чтива и начали косить под Достоевского. Преступление и наказание как оно есть.

Книжная лига

21.2K постов76.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Подробнее