81

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962)

История «Варшавы» началась сразу после войны. Польша, как известно, тогда была до основания разрушена. Для разработки собственного автомобиля у местных инженеров не было ни времени, ни возможностей.


Поначалу решили сотрудничать с «Фиатом». Дело в том, что ещё до войны у поляков с «Фиатом» был контракт, так и оставшийся нереализованным. Теперь маячило новое соглашение — лицензия на производство последней по тем временам фиатовской модели — «Фиат 1100». Однако история внесла свои коррективы — «Фиату» достроить завод не удалось. В 1950-м, когда два цеха были отстроены, разразилась «холодная война». Сталин запретил полякам поддерживать отношения с «реакционными кругами Запада и капиталистическими угнетателями рабочего класса».

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост

Контракт с «Фиатом» расторгли. А чтобы поляки не очень расстраивались, Сталин передал им лицензию на производство «Победы». Формально говоря, подарил, но денег отстегнуть полякам все-таки пришлось: за документацию — 130 млн. злотых и за технологическую оснастку ещё 250 млн.


После таких финансовых вложений выпускать «Победу» под именем «Варшава», конечно, начали, но вот дальше… То ли полякам «Победа» не пришлась по вкусу, то ли действительно, как пишут некоторые польские историки автомобилестроения, «Победа» по европейским меркам оказалась слишком нетехнологичной, но производство «не пошло». При проектной мощности завода, который после разрыва с итальянцами назвали ФСО (FSO, Fabryka Samochodow Osobowych), 12 000 машин в год первое время удалось выпускать лишь 4000 машин.

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост

С первых дней появления «Победы» на польском конвейере в конструкцию постоянно вносились изменения. Поначалу мелкие, а потом все более и более смелые. Так, массу машины удалось снизить на 200 кг, если, конечно, те же польские авторы не врут (в чем я лично сомневаюсь, все-таки 200 кило — не шутка, например, столько весит победовский двигатель в сборе со всем навесным оборудованием).

Время сборки машины снизилось с 250 часов до 219. Полную свободу творчества польские инженеры почувствовали лишь в 1956 году. Тогда завод ФСО перешел на выпуск «Варшав» целиком из польских комплектующих. И вовремя. В 1958 году ГАЗ переключился на «Волгу» — ожидать новых поставок из Союза уже не приходилось.


Итак, первая внешне заметная модернизация (датированная 1957 годом, модель 201) — новая облицовка радиатора. Дальше — ещё 200 мелких изменений, а главное — новый верхнеклапанный двигатель. Как и следовало ожидать, возросла мощность, улучшилась экономичность… Машину с новым двигателем назвали «Варшава 202».

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост

Вскоре поляки выпустили на рынок модификацию «Победы» с кузовом седан. Седан получил индекс 203, а универсал, вышедший вскоре, — 204. Но выпускали машины под этими индексами недолго. Неожиданно возмутились французы — оказывается, их фирма «Пежо» запатентовала трехцифровые индексы автомобилей с нулем посередине


Поляки спорить не стали и быстренько переименовали 203 и 204 в 223 и 224 соответственно. В таком виде обновленная «Варшава» и просуществовала аж до 1973 года. Конечно, в разных вариациях: грузовичок (1958 г.), карета «скорой помощи» (1962 г.), такси (1965 г.), универсал (1965 г.).



Источник - http://www.shov.ru/p4927.htm

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост
FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962) Автоистория, Польша, СССР, Газ М-20 Победа, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

+7

Что-то ни одного седана не увидел в посте. Так что вот:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Седан недавно в РБ продавался.  Такое чувство что багажник прилепили кулибины))

0

как-то инородно смотрится задняя часть, наверное из-за широких задних стоек

+2

Открытый пикап классно смотрится.

+2

шО, бля, все трезцифровые числа с нулем посередине принадлежат лягушатникам?

И никто не догадался запатентовать вообще все цифры  с 0 до 9???

раскрыть ветку 5
+3
Наши , в своё время, плевали на их патенты. Москвич 407,403,408
раскрыть ветку 3
0
Да не особо-то плевали, тот же 408 во многих странах продавался как Elite именно поэтому. Даже Porsche пришлось сменить название модели с изначального 901 на всем теперь известное 911. Хотя внутризаводской индекс кузова так и остался 901.
раскрыть ветку 1
0

Правда, при экспорте пришлось-таки цифры в обозначении поменять, именно по этой причине. Кстати, странно, что поляки французов не послали, на эспорт "Варшава" никогда не шла

0
Скорее всего, речь идёт не о патенте (что ошибочно), а о товарных знаках в отношении только авто. Цифровой ряд сам по себе никто не зарегистрирует.
+2

Ну вот нафиг всякую фигню писать - если до конца историю не знаете?


На самом деле послевоенная сделка с Фиатом сорвалась потому, что предполагалось оплачивать лицензию польским углем.


Но американцы быстро подсуетились и в рамках плана Маршалла завалили Италию почти бесплатным своим углём. Фиат разорвал переговоры и Польша рисковала так никогда и не построить автопромышленность.


Пришлось русским в очередной раз "в рамках братней помощи" строить завод и много лет отправлять в Польшу разобранные "Победы".


Немного другой оттенок приобретает история автомобиля?

раскрыть ветку 1
+1

Тихо! Что ты! Зачем такое пишешь? Во всем виноваты СССР! А американцы тут не причем! :)

0

Впервые узнал о ней из книги Андрея Кузьменко - Я, Победа и Берлин.

Как он на старой Победе ехал в Германию, через Польшу. И в Польше все показывали пальцем на его авто и в след кричали: Варшава, Варшава...


А недавно смог прикоснуться к истории в музее техники в Щецине. Там в отличном состоянии стоит милицейская Варшава.

0
А фото этих универсалов, седанов, грузовичков сзади и сбоку есть?
раскрыть ветку 1
+7
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
0

Что-то с индексами напутано. 203/204, как и переименованные 223/224 - это седаны, а универсалы были с индексом К - 223 К и 224 К

Похожие посты
121

Найти братскую могилу прадеда...

Сила Пикабу, помоги!


Дед рассказывал, что его отец погиб в январе 1945 года под Варшавой. Что было их шесть человек, и ходили они за "языком" в фашистский тыл. Когда возвращались, нарвались на мину. Погибли все, кроме того, что шёл последним и тащил на себе немца. Он и написал письма родным погибших. Прадела разорвало пополам...


Дедушка пытался искать место захоронения, писал письма, но ответа не было, а то письмо не сохранилось. И было это так. В 1949 году прабабку посадили на десять лет за "кражу" десяти килограммов муки. Ну как кражу... Жила у неё квартирантка, была каким-то начальником на хлебобулочном предприятии. Однажды сказала ей, мол, приходи, дам тебе муки. Время голодное, послевоенное, детей двое у моей прабабки было, муж погиб. Пошла, взяла, спасибо сказала. А на проходной остановили и обвинили в краже. Квартирантка отперлась, а прабабушку посадили на 10 лет. Детей хотела накормить...


Уже в колонии начальник написал письмо на имя самого госсекретаря, объяснил ситуацию, просил, и через четыре года её амнистировали. Когда вернулась, писем с фронта не было. Сестра сожгла, почему, не объяснила. Так точный адрес места захоронения остался неизвестным.


Так вот, к чему это всё. Я не знаю, но ведь должны же существовать какие-то поисковые отряды или данные о захоронениях советских солдат? Кто-нибудь может подсказать, куда обратиться? Верю в силу Пикабу, вы всё знаете!


Дедушка хотел съездить на могилу отца, да так и не смог. И не сможет уже. А я... И живу-то не слишком далеко - вдруг я смогу?!


Краев Кузьма Михайлович, 1908 г.р. Памяти пост.

636

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба

В середине прошлого века Москву украсили так называемые Сталинские высотки. У каждой из них – своя история, и каждое здание по-своему уникально. Впрочем, у этих «семи сестер» есть и другие «родственницы». Аналогичные здания в 1950-х годах были возведены и в нескольких городах СССР, и даже за пределами Советского Союза. Три «высотки-сталинки» появились в столицах трёх соцстран Восточной Европы. Их строили как дань огромного уважения Сталину, сейчас же жители европейских столиц стараются об этом не вспоминать.


Сталинская высотка в Варшаве


Дворец культуры и науки, построенный в польской столице в начале 50-х годов прошлого века, до сих пор считается самым высоким зданием города. Появление этой высотки анонсировалось как подарок советского народа польским братьям.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Высотку в Варшаве возводили советские строители по проекту советского архитектора. /Фото:AP


Возводили здание по проекту советского архитектора Льва Руднева несколько тысяч рабочих из СССР. Жили они в отдельном районе, который был специально возведен для них рядом с местом строительства. Здесь были свой кинотеатр, бассейн, клуб.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Строительство здания в Варшаве. /Фото:pkin.pl


Прежде чем составить проект, архитектор Руднев посетил самые известные польские города (Краков, Казимеж, Хелмно, Ярославль, Сандомир, Замостье), чтобы ознакомиться с национальной архитектурой. Поэтому здание в Варшаве, несмотря на общую стилистику сталинских высоток (за основу были взяты здание МГУ и проект так и не построенного «Зарядья»), имеет некоторые польские «черты». Например, в оконечности башни Дворца культуры и науки явно угадывается краковская башня Ратуши. В итоге получилась смесь польского историзма с неоампиром.


Посоветовавшись с польскими гражданами, правительство выбрало этот проект из нескольких вариантов, предложенных Руденвым.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Сталинская высотка в Варшаве в наши дни./Фото:sergeyurich.livejournal.com


Здание возведено из 40 миллионов кирпичей, высота его – 188 метров (изначально планировалось строить его более низким, но в процессе идея чуть изменилась).


Интересно, что огромные часы, которые в наше время можно видеть на здании, были установлены только в 2001 году. Диаметр каждого из четырёх дисков циферблата – шесть метров.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Часы установили уже в 21 веке. /Фото:Piotr Brichacek


Изначально название высотки звучало длиннее: «Дворец культуры и науки имени Сталина», но с изменением политической ситуации в стране окончание, напоминающее о социалистическом прошлом, убрали. Имя Сталина было высечено и на книге, которую держит в руках одна из каменных фигур, установленных на фасаде. После охлаждения отношений между двумя государствами надпись убрали – равно как и скульптуру человека с советским флагом в руке, которая раньше стояла в главном зале здания.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Имя Сталина из этого списка убрали. /Фото:wikipedia.org


В последние годы в Польше то и дело возникают разговоры о том, что это здание нужно снести. Амбициозная высотка вызывает раздражение у некоторых граждан не только как память о неоднозначном для польского народа прошлом, но и как здание с дурной славой. Дело в том, что на 30-м этаже высотки есть смотровая площадка, и уже на второй год после сдачи здания в эксплуатацию с террасы повадились прыгать самоубийцы. В 1970-х годах было принято решение поставить на смотровой площадке оградительные решетки, суициды прекратились, однако неприятный осадок у горожан остался.


Кстати, трагические происшествия происходили здесь еще на стадии строительства: от несчастных случаев в разное время погибли 16 рабочих. Все они были похоронены на православном кладбище в варшавском районе Воля.


Дом свободной прессы в Бухаресте


Помпезный Дом свободной прессы, спроектированный в стиле сталинских высоток, был возведён в 1956-м. Строили его четыре года. Автором проекта стал румынский архитектор Хория Майку, который попытался сделать здание максимально приближенным к другим аналогичным высоткам.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Дом свободной прессы в Бухаресте в наши дни. /Фото:dreamstime.com


Вплоть до 2007 года Дом свободной прессы, который можно увидеть при въезде в город, оставался самым высоким зданием не только Бухареста, но и всей Румынии. Высота его – 92 метра. Плюс – 12-метровый шпиль.


Изначально здание называлось «Полиграфический комбинат «Дом «Скынтеи» имени Иосифа Виссарионовича Сталина». «Скынтея» – по-румынски «Искра», и это название имела газета, редакция которой размещалась в высотке. Здесь же располагались и другие редакции, а также типографии города.


Через четыре года после постройки здания перед ним установили огромный памятник Ленину.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Высотка в Бухаресте и памятник Ленину на старинной открытке.


После того, как социалистический строй в Румынии пал, фигуру Ильича убрали. Но прежде чем ее демонтировали совсем, в 1990 году, этот памятник получил скандальную известность благодаря сатирическому проекту – вместо головы к скульптуре приделали извивающиеся змеями розы, и всё это назвали «Ленин-Гидра». Идею придумал Костин Ионицэ, иносказательно выразив отношение нового поколения румынов к политическим кумирам.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Ленин-гидра.


Сейчас в Доме свободной прессы располагаются издательства, а также различные фирмы. Сносить здание не планируется.


Сталинка в Праге


Гостиница International, расположенная в Праге, изначально называлась «Дружба». Эта «сталинка» входит в список памятников культуры Чехии.


Здание строили с 1952 по 1954 год. В роли архитектора выступил Франтишек Ержабек, а контролировал ход работ лично министр обороны Чехословакии Алексей Чепичка. Постройкой здания в духе сталинских высоток он планировал укрепить советско-чехословацкие отношения. Говорят, в этом здании Чепичка мечтал принять Иосифа Сталина. Впрочем, планам не суждено было осуществиться – в 1953 году советский вождь, как известно, умер.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

В пражской высотке располагается шикарный отель. /Фото:internationalprague.cz


Изначально власти собирались поселить в высотке чехословацких офицеров и сделать здание чуть ли не секретным объектом, однако впоследствии идея была пересмотрена, и здесь решили открыть гостиницу.


У здания, построенного в стиле сталинских высоток, 16 этажей. Также имеется огромное бомбоубежище, рассчитанное на 600 человек, которое в настоящее время используется как склад одежды и других хозяйственных вещей персонала.


Высота гостиницы – 88 метров, и это практически самое высокое здание в Праге.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Это самое высокое здание в городе, с верхних этажей которого открывается шикарный вид. /Фото:internationalprague.cz


После Бархатной революции 1989 года гостиница стала частью сети Holiday Inn. Красная звезда, венчающая шпиль здания, была перекрашена – ее сделали зеленой, как логотип компании-владельца. В 2007-м звезду перекрасили в золотой цвет, а еще позже отель стал частью другой гостиничной сети – Crowne Plaza. Несколько лет назад гостинице снова вернули название International.

Сталинские высотки в Европе: Где их можно увидеть и как сложилась их судьба Архитектура, Социализм, СССР, Сталин, Чехия, Польша, Румыния, Восточная Европа, Длиннопост

Пражская высотка . /Фото:Матей Батьга

Автор: kulturologia

https://kulturologia.ru/blogs/250120/45284/

Показать полностью 10
2081

Артиллерию не использовали, а в атаку шли с врачами: как советские войска освободили Освенцим 24 января 1945 года

Артиллерию не использовали, а в атаку шли с врачами: как советские войска освободили Освенцим 24 января 1945 года Вторая мировая война, Узники концлагерей, Освенцим, СССР, Польша, Германия, Лига историков, Архив, Видео, Длиннопост

При планировании Висло-Одерской операции осенью 1944 г. задача освобождения Освенцима не ставилась. Судя по донесениям начальника политотдела 60-й Армии 1- го Украинского фронта, о существовании лагеря наши войска узнали лишь в 20-х числах января 1945 г. Огромные костры, густой дым и запах горелого мяса наряду с опросами местных жителей свидетельствовали, что впереди — не обычная фабрика смерти.

Висло-Одерская операция началась раньше срока. В ходе наступления командующий 60-й армией Павел Алексеевич Курочкин изменил направление главного удара 100-й стрелковой дивизии, направив его на Освенцим. 24–25 января 1945 г. были освобождены восточные филиалы Моновиц и Зарац; 26—27 января 1945 г. — город Освенцим; 26 января 1945 г. – Бабице и Бжезинка. 27 января 1945 г. освобожден концлагерь Аушвиц (Освенцим).

Эсесовцы и войска вермахта ожесточенно сопротивлялись. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы.

Один из участников освобождения лагеря, командир орудия, вспоминал: «Это был единственный бой, когда моя пушка не стреляла. Мы думали о жизни узников». Специальная судебно-медицинская комиссия, обследовавшая после освобождения лагеря 2819 спасенных заключенных, пришла к выводу о том, что 2189 из них заболели на почве недоедания, а 233 — больны туберкулезом легких.

Из воспоминаний Василия Васильевича Громадского (в 1945 г. был лейтенантом, командиром взвода): «Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря под Аушвицем и тем более не знали о том, что там происходило. Там были ворота на замке, я даже не знаю, был ли это центральный вход или еще какой. Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим — бегут к нам узники, человек 300 в полосатых робах. Мы насторожились, нас предупреждали, что немцы переодеваются... Но это были действительно узники.

Они плакали, обнимали нас, одна женщина пыталась угостить сахаром. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей. Я до сих пор помню, они нам сказали, что одних детских колясок из Освенцима отправили 12 вагонов. Они показали нам трубу крематория и сказали, что там сжигали людей. Они хотели, чтобы мы осмотрели лагерь. Я лишь заглянул в барак».

Более 4500 узников в первые же часы и дни свободы получили медицинскую помощь. Один из них — немецкий еврей Отто Франк, отец знаменитой Анны Франк. В своем первом письме матери, датированным 23 февраля 1945г., Отто Франк писал о том, что его освободили и выходили русские. Среди освобожденных были всемирно известный впоследствии итальянский писатель Примо Леви, венгерский физиолог с мировым именем Геза Мансфельд.

На штурм лагеря вместе с передовыми частями шли врачи, что было исключением из правил. В воспоминаниях Отари Николаевича Амаглобели читаем: «Конечно, мы слышали об Освенциме, разговоры были…Трудность в чем — ни артиллерия, ни самолеты помочь не могли: узники же. А сопротивлялись эсэсовцы до последнего…

До фронта я ни одного покойника не видел, потом насмотрелся. Но в Освенциме — хуже, чем покойники. Это были не люди, только что двигались… Мы три дня стояли в лагере, не только медики, все наши солдаты ухаживали, простыни резали на бинты, кормили-поили».

Смертность среди пациентов подвижного госпиталя в Освенциме была, но невысокая. Большую часть освобожденных узников медикам удалось спасти, самых тяжелых переводили на долечивание в советский Армейский госпиталь для легкораненых, расположенный неподалеку.

В 1985 году француз Марсель Поль, президент Комитета бывших узников Освенцима, выступая на антифашистском митинге, произнес такие слова: «Тогда я был узником и, конечно, даже не предполагал, что существует какая-то сотая дивизия, и что именно она освободит нас. Но даже если бы она не имела никаких других заслуг, ничего другого не сделала б в войну, кроме освобождения узников Освенцима-Бжезинки, одного этого было бы достаточно, чтобы имя этой дивизии вошло в историю Второй мировой войны».

Источник: Терушкин Л.А., Тиханкина С.А. Освобождение Аушвица (Освенцима) — уникальный пример межнациональной толерантности. М., 2017

Прекрасно иллюстрированный пост по этой тематике смотрите здесь - Освобождение Освенцима

Показать полностью 1
235

Продовольственная помощь оказанная войсками СССР Польше в 1944-45 году

Знаете, почему еще так бесятся польские власти в связи с недавней публикацией российских документов об освобождении Польши? Среди прочего, в них содержатся подробные отчеты о том, как СССР в 1945 г. снабжал поляков продовольствием, стройматериалами, станками, скотом, сельхозоборудованием и т.д.

Безвозмездно снабжал, то есть даром. Вы представляете, что такое был 45-й для нашей страны? Насколько бедствовало тогда наше население, как вручную разбирали завалы в разрушенных Киеве или Минске! Но даже в этих условиях СССР помогал Польше.

Не вписывается это в современную концепцию о "советской оккупации", поэтому Варшаву эти документы так и бесят!

https://www.facebook.com/permalink.php?id=1452215322&sto...
Продовольственная помощь оказанная войсками СССР Польше в 1944-45 году Польша, СССР, Война, Гуманитарная помощь, Великая Отечественная война, Оккупация
520

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году

Медиатека ВДНХ опубликовала качественные цветные снимки экспозиции автопрома 1961 года.

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ЗИЛ-111 (серийный)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ЛАЗ-699А (опытный образец)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ РАФ-977Д (предсерийный)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ГАЗ-53Ф (серийный)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ КАЗ-606 или 606А

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ГАЗ-21Л (предсерийная)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ГАЗ-22 (опытный образец)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ЗАЗ-965А (серийный)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост
Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ ГАЗ-13 (серийный)

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ МАЗ-530

Выставка достижений советского автопрома в 1961 году Авто, Автопром, СССР, Автоистория, Длиннопост

^ КрАЗ-256 (опытный)

Некоторые из интересностей:


• Присутствует предсерийный образец «Волги» ГАЗ-21Л (третья серия), а вот прототип универсала ГАЗ-22 выполнен ещё с деталировкой от седана 21И (вторая серия)


• Опытный ЛАЗ-699А с необычной системой освещения: мало того, что четыре фары расположены вертикально, так они ещё и полноразмерные.


• Полностью вымершая «Колхида» семейства 606. До нашего времени не сохранилось даже более поздних круглых 608-х, а здесь так и совсем мифическое ископаемое. Кстати, на фоне заметен «Урал» с цельнометаллической кабиной, ещё не освоенный на тот момент в серии.

Показать полностью 10
76

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР

Некоторые модели автомобилей в Советском Союзе появлялись абсолютно неожиданно для всех. Именно так случилось с одной модификацией «Победы», которую инженеры решили превратить в настоящий внедорожник.

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост
Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

Автомобиль этот появился на свет благодаря высокопоставленным Генсеку Никите Сергеевичу Хрущеву, который был заядлым охотником. Как известно, охота обычно проходит там, куда обычному автомобилю добраться будет сложно, а старый-добрый ГАЗ-69 Генеральному секретарю по статусу все-таки не положен. Комфортабельных автомобилей повышенной проходимости в 50-е годы в СССР не было, как класса. Имевшиеся на Западе внедорожники также мало чем отличались от советского «козлика».

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

В итоге в партии рассудили, что комфортный внедорожник нужен не только главе страны, но и партийным деятелям в целом, чтобы по долгу службы добираться в глубинку. Идеальным такой автомобиль должен был стать и в качестве служебной машины для председателей колхозов-рекордсменов и секретарей обкомов. Задание Министерству машиностроения СССР было простым: автомобиль с проходимостью, как у трактора и комфортом, как у легковушки. Работы над проектом начались в 1954 году.

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

Автомобиль создавался на базе уже имевшейся «Победы». По факту в новом авто соединили ГАЗ-М20 и ГАЗ-69. От рамной конструкции было решено отказаться сразу, так как авто получилось бы слишком большим. Любопытно, что именно при проектировании ГАЗ-М72 в СССР впервые провели исследование кузова на прочность. Благодаря эксперименту было устранено много проблемных мест. У автомобиля была интегрированная рама, а проходимость у М72 получилась не хуже, чем у современных моделей внедорожников. Почти все узлы, заимствованные от ГАЗ-69, так или иначе дорабатывались. Истончением стала только раздаточная коробка.

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

Ездил советский внедорожник на двигателе от «Победы», впрочем, и в него внесли некоторые изменения. Степень сжатия увеличили до 6.5, а мощность – на 3 л.с до 55 л.с. Пришлось также переделать решётку радиатора, так как в новых условиях при избыточных нагрузках двигатель начал часто перегреваться. Впоследствии модернизированную решётку стали ставить на все «Победы».

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

Бытует мнение, что ГАЗ-М72 был правительственным авто, и простые граждане его купить не могли. На самом деле это не так. Но было два ограничения: тираж и стоимость. Обычная «Победа» стоила 16 тысяч рублей, что было астрономической суммой при средней зарплате в 700-800 рублей. Новый ГАЗ-М72 был еще дороже. Кроме того, машина выпускалась лишь 3 года с 1955 по 1958 и вышла тиражом всего в 5 тысяч экземпляров.

Как делали «Победу» для покорения бездорожья в СССР СССР, Автопром, Газ М-20 Победа, Внедорожник, Победа, Хрущев, Длиннопост

Силовой агрегат у ГАЗ-М72 был от Победы.

Показать полностью 5
135

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти

В советские годы новые модели автомобилей утверждались за 5-10 лет до их появления - вернее, утверждался сам типаж машины, в которой нуждается страна. Автозаводы получали приказы о начале работ, иногда - начинали работу в инициативном порядке. Ещё в конце 1960-х было решено, что стране нужен лёгкий внедорожник, и в первой половине 1970-х за возможность стать массовой моделью боролись три машины повышенной проходимости - Москвич-2150, Иж-14 и волжская "Нива" (ВАЗ-2121). Как известно, победила "Нива". Но что же случилось с ижевским внедорожником?

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост

Ижевский автомобильный завод бережно относился к своим прототипам и сохранил большую часть из них до нашего времени. Несостоявшаяся ижевская "Нива" тоже провела десятилетия в бомбоубежище Ижмаша. В 1990-х годах прототип "навестил" автомобильный журналист Сергей Цыганов.

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост

Руководство завода приветливо отнеслось к гостю и даже разрешило выкатить машину наружу. При этом на машине умудрились расколотить правую фару - оказалось, что тормозов на прототипе нет :)

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост

Снаружи шёл густой снег, а у автора, явно не ожидавшего такого приёма, было всего два мотка плёнки. Тем не менее, он отснял машину и спустя годы опубликовал эти кадры в блоге.

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост

Цыганову удалось договориться с руководством Ижмаша, что он заберёт машину в Москву и восстановит её. Завод сохранит права на прототип и будет демонстрировать его по желанию на выставках. Приблизительная стоимость полного восстановления Иж-14 составила 30 тысяч долларов США. Однако когда нужная сумма была собрана, на заводе сменилось начальство и все прежние договорённости оказались аннулированы.

Наконец, ещё через десять лет уникальный образец отреставрировали силами самого Ижевского автомобильного завода. Сделали это, надо сказать, отвратительно: машину зачем-то перекрасили в белый цвет, аутентичные подфарники куда-то дели и установили вместо них типовые - такие же, как на ижевских "Москвичах" и "Комби" после 1982 года. Заменили решётку радиатора, салон. Впрочем, и такая "реставрация" - безусловно лучше, чем если бы машина отправилась на чермет.

Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Как в 1990-х пытались несостоявшуюся ижевскую "Ниву" спасти Авто, Советский автопром, СССР, Автоистория, Ижмаш, Длиннопост
Показать полностью 12
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: