Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Картина Франца Рубо "Живой мост" (1898), если посмотреть на нее издалека, кажется обычным батальным полотном. Приглядываясь, мы видим, что на картине происходит нечто неладное: тяжелая пушка едет через промоину, заваленную телами живых солдат, и вот–вот задавит их насмерть. Современным искусствоведом происходящее описано так:


Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско–персидской войны 1804— 1813 гг. Небольшой отряд нашей армии в 350 штыков, ядро которого составлял шефский батальон 17–го егерского полка, отступал под натиском 30–тысячной армии Аббас–Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: «Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь» первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять. Пушки перевезли по телам солдат, при этом сам Сидоров погиб от полученной черепной травмы.


Так как во всей этой истории есть нечто, возмущающее нравственное чувство, а сама она находится на грани правдоподобности, я решил разобраться в деле поподробнее.


Исторический контекст


Картина изображает один из эпизодов русско–персидской войны 1805–1813 годов — героическое отступление маленького отряда полковника Карягина от огромного персидского войска под началом 15–летнего наследника престола Аббаса–мирзы, имевшее место в Карабахе в июне 1805 года. Сколько именно было персов — мы не знаем, по русским источникам 20 тысяч, чему верить невозможно. В любом случае, отряд Карягина дрался с превосходящими силами врага смело, не сдавался, смог дождаться подмоги, и большая часть людей спаслась.


Война на Кавказе и в Закавказье на тот момент шла за азербайджанские ханства, традиционно являвшиеся вассалами каджарских шахов. Русские, имевшие хорошо подготовленную и вооруженную, но маленькую (главная война идет в Европе, до Аустерлица осталось 5 месяцев) армию, вели себя весьма агрессивно. Вначале они подписывали с различными владетелями мирные договоры, а затем, набравшись сил, проглатывали их (как только что вышло с Картли–Кахетинским царством). Персы, армия которых пребывала в позорном состоянии (у каджаров всё пребывало в позорном состоянии) действовали не умением, а числом — в среднем у них было в пять раз больше войска. Это приводило к неустойчивому равновесию, и в течение 7 лет русские и персидские отряды с короткими перерывами гоняли друг друга туда и сюда по горам и равнинам относительно небольшого театра военных действий, то занимая, то оставляя различные местности. Только в 1813 году русские напряглись и выгнали персов навсегда, а нынешние Армения и Азербайджан были присоединены к империи.


Откуда Рубо взял свой сюжет


Первый раз подвиг Гаврилы Сидорова упоминается в книге давно забытого писателя Дмитрия Бегичева "Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни" (1851 год). Книга представляет собой своеобразную смесь мемуаров и публицистики патриотического направления. Рассказ о подвиге Гаврилы идет со слов некоего не называемого по имени полковника, свидетеля происшествия; повествование очевидным образом беллетризовано.


Самое неожиданное, что мы видим из этого рассказа — подвиг описывается совсем не так, как он изображен на картине Рубо. Когда пушка оказывается на краю небольшой, но непреодолимой промоины, сообразительный Гаврила придумывает построить из связанных ружей мост. Воткнутые в землю штыками ружья становятся опорами, а положенные на них горизонтальные ружья служат балками. Ружья плохо годятся для сооружения мостов, и солдаты поддерживают конструкцию с краев, чтобы она не развалилась. Первая пушка переезжает через импровизированный мост благополучно, вторая срывается, ударяет Гаврилу колесом, и он погибает от черепно–мозговой травмы. Все остальные солдаты остаются невредимы.


Затем подвиг Гаврилы попал в пятитомную "Кавказскую войну" официального военного историка полковника Василия Потто (1887 год). Это издание уже можно считать научным (Потто очевидно работал с военными архивами), но, увы, оно не снабжено необходимыми ссылками и ограничивается российскими источниками (впрочем, никакие российские историки персидские документы читать не умеют и не собираются и по сю пору). Изложение в книге ведется в приподнятом стиле и имеет оттенок официозной пропаганды. Понятно, что Рубо в поисках годных сюжетов прочитал именно эту книгу.


Потто сообщает, что кроме истории Бегичева ему был доступен отчет туземного проводника, из которого видно, что "четыре солдата легли в канаву и пушка проехала по ним", в донесениях же командира отряда подвиг не отражается (Потто объясняет это большой занятостью Карягина). Потто однозначно присоединяется к версии Бегичева.


Итак, мы видим, что Рубо, мягко говоря, модифицировал доступный ему исторический источник, согласно которому солдат погиб в результате несчастного случае при переправе пушки через остроумно построенный из подручных средств мостик.


Возможен ли живой мост технически?


6–фунтовая полевая пушка начала XIX весила (без передка/зарядного ящика) 680 кг. Допустить, что из связанных ружей, поддерживаемых людьми, удастся построить некоторую конструкцию, выдерживающую точечную нагрузку в 340 кг, можно. Из рассказа понятно, что такая конструкция была неочевидной (до нее догадался только один солдат), а работала она на грани аварии. Длина ружья той эпохи (без штыка) — 140–150 см, а орудийная запряжка без всяких мостиков могла преодолевать препятствия глубиной до 50–60 см (лимитом был размер колеса, запас тяги у четырех лошадей имелся); следовательно, в данном диапазоне глубин препятствия мост из ружей мог оказаться практически пригодным.


Между тем, идея закладывать канаву телами людей представляется технически невыполнимой. На полотне мы видим в канаве восемь солдат, объем которых составляет (даже при неплотной укладке), никак не более одного кубического метра, то есть, при длине тела 1.6 м, 0.6 м2 поперечного сечения канавы. Во–первых, через такую канаву пушка со 130–сантиметровыми колесами могла переехать и сама, а во–вторых, даже если канава и была слишком обрывистой для пушки, то 350 солдат, составлявших отряд, могли закидать ее грунтом или камнями за пять минут. И даже если предположить, что камней рядом нет и в отряде нет лопат, хоть какое–нибудь имущество общим объемом в 1м3, которым можно было бы заполнить канаву, явно имелось — для начала следовало использовать для этого зарядные ящики.


Местность, на которой разворачивается действие картины, совсем не соответствует рассказу. Отряд Карягина двигался из Шахбулага (Şahbulaq qalası) в Мухрат (Kiçik Qarabəy). Оба пункта соединены дорогой, идущей по Ширванской долине; но сам–то Мухрат находится уже в горах Карабахского хребта, на 300м выше долины. Сомнительно, чтобы наверх в горы шла идеальная дорога, а вот на равнине неожиданно попалась одна–единственная промоина, через которую невозможно перетащить пушку. Очевидно, что по горной местности пушки либо не возили, либо их сопровождали саперы, у которых были как минимум лопаты, доски, веревки, анкерные колья и мешки для переноски грунта; в противном случае солдаты, телами которых можно было закладывать препятствия, скоро бы закончились. В мемуарах участников Кавказских войн остановки колонн перед препятствиями и вызов саперов для из преодоления упоминаются непрестанно. Пример прекрасной работы саперов мы можем увидеть на картине того же Рубо "Штурм Ахульго" (в комментариях).


Основа моральной коллизии: оторвавшийся вагон и толстяк


Моральная коллизия, содержащаяся в идее переезда пушки через промоину по телам людей, становится ясной, если мы ознакомимся с двумя современными задачами по прикладной этике.


Задача А. Отцепившийся вагон мчится по путям. На главном пути стоят не замечающие вагона пять человек, на боковом — также не замечающий вагон толстяк. Вы стоите рядом со стрелкой. Этично ли будет перевести вагон на боковой путь, тем самым пожертвовав одним человеком для спасения пяти?

Задача Б. Отцепившийся вагон мчится по путям. На главном пути стоят не замечающие вагона пять человек. Вы стоите на мостике над путями. Рядом с вами стоит толстяк. Если вы столкнете толстяка с мостика, вагон затормозится об него, и пятеро спасутся (если спрыгнете сами — нет). Этично ли будет столкнуть толстяка под вагон, тем самым пожертвовав одним человеком для спасения пяти?


Если вы считаете, что стрелку перевести можно, но сталкивать толстяка с мостика нельзя, вам следует ответить на еще один вопрос: в чем разница между двумя случаями, ведь последствия и там, и там одинаковые?


Этика — не математика, и единственного правильного ответа тут нет. Близкое мне объяснение состоит в том, что в первом случае вагон перенаправляется посредством стрелки, а толстяк погибает как человек, он сам выбрал для себя прогулку по железнодорожным путям, занятие, содержащее в себе некоторую вероятность быть задавленным, и эта вероятность для него реализовалась. Во втором же случае толстяк погибает не как человек, а как предмет, как живой тормоз, а использовать человека как предмет, груз, вещество, контейнер с биоматериалами и т.п. есть заведомо аморальное дело. В том числе, даже если он сам согласен на такое использование.


Тем, кто еще не усвоил такой этический подход, поможет Задача B. У врача–трансплантолога на отделении умирают пять пациентов, которым уже не дождаться донорского органа. Одному нужна печень, другому почки, третьему сердце и т.п. Опечаленный врач выходит в коридор, и видит там случайно забредшего на отделение толстяка. У толстяка совершенно здоровые печень, почки, легкие....


Почему была написана эта картина


Мы видим, что авторы середины и второй половины 19 века, пересказавшие (или придумавшие) историю подвига Гаврилы Сидорова, отнюдь не представляли его злосчастным толстяком из приведенных выше примеров. Напротив, в поведении Гаврилы подчеркивались инициативность и сметливость, соединенные со смелой готовностью нести разумные риски. Гаврила выступал в их рассказах как деятель, принявший ответственность на себя в обход затупивших офицеров.


Рубо переделал историю в совсем ином ключе. Солдаты послушно (и даже с некоторой радостью) идут на бойню. Они отказываются от человеческого достоинства и активности, превращая себя в строительный материал, который сейчас будет раздавлен колесами орудия. Гаврила Сидоров как индивидуум исчезает, и солдаты сливаются в неразличимую массу. Но даже Рубо счел важным подчеркнуть, что солдаты ложатся под колеса добровольно — офицеры, приказывающие подчиненным подобным образом жертвовать собой (то есть сталкивающие толстяка на рельсы) еще казались ему отвратительными.


Почему это произошло? Мне кажется, что, как это всегда бывает, художник интуитивно уловил дух наступающей эпохи. Россия, после долгого правления царя–миротворца, снова начала точить когти. Агрессивность военного командования и правительства в целом постепенно повышалась. С кем и зачем воевать, пока что было непонятно, но желание возрастало. А вот армия уже не была старой рекрутской армией, в которой служившие 25 лет солдаты считали роту своим домом, а бесконечную Кавказскую войну — естественным образом жизни. Армия стала призывной. Как поведут себя призывники, если им придется биться за Квантунский полуостров, до которого русскому крестьянину 1905 года точно так же не было дела, как не было ему дела до Гянджинского ханства в 1805 году?


И вот тут на сцене появляется Рубо со своей сладкой ложью; Рубо говорит царю и генералам то, что им хочется услышать — русский солдат имманентно предан царю, бездумен и героичен, ему не нужно ничего для себя, он готов отказаться от человеческого достоинства, превратиться в пыль, броситься под колесницу Джаггернаута ради победы, смысла и пользы которой он сам не видит.


Картина попала в самую точку и имела большой успех. Каждому приятно восседать на колеснице Джаггернаута, под которую кидаются бесчисленные Гаврилы. Николай II, посетивший выставку в Историческом музее, купил картину для своих апартаментов в Зимнем дворце. В 1904 году началась русско–японская война. Колесо катилось и катилось по Гаврилам, увеличиваясь в размере с каждым годом. Теперь оно стало называться Красным колесом. За последующие 50 лет Колесо переехало в России более 30 миллионов Гаврил, их жен и детей. В 1918 году, в подвале Ипатьевского дома, Колесо переехало и владельца картины.


Рубо же не попал под Колесо. Художник, как оказалось, умел пересматривать свои взгляды. Перед войной Рубо, по рождению чистокровный француз, поменял национальную идентичность — он уехал в Мюнхен и принял германское гражданство. Изменилось и отношение художника к войне. В 1915 году он написал неловкую и страшную антивоенную картину "Данте и Вергилий в окопах", в которой война изображается как чистое зло, а окоп становится кругом Ада.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Изображение подвига Гаврилы Сидорова в первоначальной его версии. Мост из ружей нарисован бестолково, по тексту Бегичева у него были еще и вертикальные опоры из воткнутых штыками в землю ружей, так что на солдат приходилась только некоторая часть веса пушки. В изображенном на рисунке виде на одного солдата давит как минимум 170 кг, это уже чересчур, это же просто солдаты, а не чемпионы–тяжелоатлеты.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Рубо. Штурм Ахульго.

Обратите внимание на отличного качества импровизированный мост, построенный русскими саперами.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Путь в крепость Мухтар. Как–то сомнительно, чтобы в такой местности на дороге не встретились препятствия, значительно более серьезные, чем изображенное на картине.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Рубо. Данте и Вергилий в окопах. 1915.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

А вот индийский Гаврила сиганул под колесницу Джаггернаута.

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

С некоторыми моментами я бы поспорила :)


Спасибо за пост.

раскрыть ветку (29)
18
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так и поспорьте!
раскрыть ветку (28)
29
Автор поста оценил этот комментарий

:)


Фактография у вас блестящая, с ней не поспоришь, даже если очень хочется :) А вот интерпретации дают простор для мысли.


Сначала про биоэтику. Этических установок за двадцать пять веков европейской цивилизации выкристаллизовалось четыре, из них три были известны современникам автора полотна. Это, по именам авторов,

Гиппократ и его "врач, не навреди",

Парацельс и его "врач проводник Божественной воли, и только"

Бентам и его "врач лучше знает, что для тебя польза"

и доктрина ван Поттера, "дай ему самому выбрать", про информированное согласие пациента и обязанность врача информировать его с учётом образовательного уровня слушателях, о методах лечения и их последствиях, это уже новейшее время.


В общественном сознании все они сосуществуют на равных правах. Если вы проведёте эксперимент и дадите публике на обсуждение какую-нибудь этическую дилемму, то голоса разделятся не пополам, за и против, а треть к двум третям, причём в трети "меньшинства" будут три другие доктрины, а "большинство" составят сторонники какой-то одной.


В современной российской медицине, например, клиницисты старой школы все воспитаны на "не навреди", а новейшие стандарты ФЗ озвучивают "дай ему самому выбрать". В современной бельгийской медицине, тоже пример из Международного конгресса по биоэтике, где я периодически выступаю, клиницисты все воспитаны в "дай ему самому выбрать", а турецкая диаспора отказывается подписывать документы, ссылаясь на "Бог создал болезни, и он же создал врачей и лекарства", "если Бог привёл меня к тебе, то лечи как хочешь, я полагаюсь на волю Бога" из средневековой Парацельсовской доктрины. Чем доводят бельгийских интернов до истерики и они пишут доклады на биоэтический конгресс, что с такими несознательными гражданами делать :)


Соответственно, в вашей интерпретации офицеры могли принять решение:

- не навреди, не дай солдату погибнуть (слуга царю, отец солдатам - это тоже определённая заповедь их кодекса). Вы, как мне кажется, именно из этой доктрины рассуждаете;

- Бог надоумил Гаврилу, не мешай провидению свершиться;

- Я отдаю приказ солдатам стать живым мостом, потому что знаю, что польза в этой ситуации (к слову, половина коллизий вокруг ювенальной юстиции сегодня это коллизии между "не навреди" и бентамовским "я лучше знаю, что тебе полезно". В некотором роде это можно экстраполировать и на американскую политику, Бентам их мыслитель и они "я лучше знаю, как тебе будет хорошо" часто открыто транслируют).

раскрыть ветку (4)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Меня другое интересует.

Почему автор учебника по этике так ненавидит толстяков?)))

9
Автор поста оценил этот комментарий
Моя-то теория в том, что никакого Гаврилы-живого моста в действительности не было. То есть может и был, но в описании Бегичева - как деятельный человек, построивший мост из ружей и погибший от несчастного случая.

А идеология с самопожертвованием и живым мостом исходит от Рубо. Или, вернее, Рубо воспроизводит нарождающуюся в начале 20 века идеологию.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

А Глинка "Жизнь за царя" в каком году написал? В 1836? Рубо с картиной в 1898, скажем так, не новатор в этом русле.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно. Подлизываться к начальству еще в Древнем Вавилоне умели.
13
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё один момент в вашей интерпретации, про психологическое перерождение Рубо. Сначала художник "на сцене появляется Рубо со своей сладкой ложью; Рубо говорит царю и генералам то, что им хочется услышать — русский солдат имманентно предан царю, бездумен и героичен, ему не нужно ничего для себя, он готов отказаться от человеческого достоинства, превратиться в пыль"


это натяжка, все подданные и так писали в письмах "раб Вашего сиятельства", "Ваш преданный раб" и прочее, иерархия и подчёркивание иерархии было, скорее, ментефактом той эпохи, чем лестью.


Вы соединяете это с фактом смены подданства,


"Художник, как оказалось, умел пересматривать свои взгляды. Перед войной Рубо, по рождению чистокровный француз, поменял национальную идентичность — он уехал в Мюнхен и принял германское гражданство".


В современной России отказываются от гражданства 4-4,5 тысячи человек в год, а принимают российское гражданство 160 тыс человек в год. Понятно, что отказываются в основном в Европе и США, потому что принятия их подданства сопряжена с отказом от российского, по данным МИД, на территори РФ только 30 человек в год заявляют такую процедуру. И понятно, что принимают гражданство приехавшие в РФ. Но масштабы цифр из официальной статистики http://izvestia.ru/news/589685


Так вот, национальная идентичность француза у него не менялась, менялась подданство (француз на службе Российского царя или француз на службе Германского императора). В молодости это делают, чтобы проехать на социальном лифте. В старости это проделывают, чтобы вступить в наследство или жениться на иностранке :) В любом случае, сомневаюсь я, чтобы лояльность антивоенным идеям сподвигла его променять одного императора на другого.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно, не лояльность антивоенным идеям: Германия была более милитаристской страной, чем Россия. Акцент тут на том, что Рубо явно не был великим патриотом России и милитаристом. От чего ожидался успех - то и писал, где было комфортнее - туда и уехал.

И сейчас казенные патриоты только и мечтают о вилле в Майами.

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да, конъюнктурщик он, получается. И как истинный художник, предвосхитил следующую, антивоенную уже, конъюнктуру.

13
Автор поста оценил этот комментарий

То есть в словах


"Но даже Рубо счел важным подчеркнуть, что солдаты ложатся под колеса добровольно — офицеры, приказывающие подчиненным подобным образом жертвовать собой (то есть сталкивающие толстяка на рельсы) еще казались ему отвратительными.


Почему это произошло? Мне кажется, что, как это всегда бывает, художник интуитивно уловил дух наступающей эпохи".


Они и сейчас кажутся отвратительными человеку, чья этическая доктрина "не навреди".


Однако этические дилеммы часто решаются по принципу "выбора из двух зол меньшего". У вас в тексте на это замечательные примеры,

гибель одного человека на рельсах меньшее зло, чем гибель пяти,

гибель по неосторожности на рельсах меньшее зло, чем намеренное убийство человека.


С этим принципом "выбора из двух зол меньшего" спорил Достоевский (оттого и занял подобающее место в мировой культуре), когда писал про познание добра и зла и то, что это знание не стоит слёзок ребёночка к боженьке и высшая гармония не стоит слезинки ребёнка.


То есть "почему это произошло?" Ну, вот потому что у Рубо такая этическая система координат :) Без всякого социального заказа.

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Проблема началась тогда, когда стрелку стали переводить на присутствующего толстяка, чтобы спасти пятерых рабочих, которые может быть есть за поворотом.

Из двух зол выбираем меньшее, меньшее зло реально наличествует и происходит, раз мы его выбрали, большое зло просто следует из теории и предсказывается. Это и есть вся суть действий Советской власти.

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Так это принцип решения всех этических дилемм.


Ребёнок плачет и не хочет идти в школу. Что будет меньшим злом, лишить его утешения или лишить его образования? Если лишать его утешения, то надо отправить его за парту, настоять. Если лишать его образования, то надо оставить дома и не напрягать.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ничего подобного. Ребенок не будет ходить в школу и не получит школьный аттестат - это видимое большее зло. А вот если мы вообразим, что он должен получить непременно пятерку по химии, иначе у него не будет любимых внуков и в старости некому будет подать стакан воды - это уже воображенное большое зло.
раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Но здесь и сейчас, в моменте, заставить ребёнка идти в школу насильно - это то же самое, фактически. Пожертвовать своими личными интересами (как Гаврила) ради идеи (про образование, не про царя). Воспитываем мазохизм в несовершеннолетних из идеологии, что образование это благо!

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

как человек, закончивший школу 20 лет назад, могу утверждать, что это не идеология, а статистический факт. Образование это благо. Мои одноклассники, получившие высшее образование, в среднем имеют значительно более высокий уровень жизни, чем те, кто вышку не закончил.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Да все социальные лифты это благо. И переезд (когда на новом месте больше возможностей), и удачный брак (когда родственники способствуют продвижением в карьере или капиталом), и образование.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот тут ещё в комментариях про социальные лифты, новейшие: независимые центры оценки квалификации для умелых людей


#comment_80882358

4
Автор поста оценил этот комментарий

ну давай:

За последующие 50 лет Колесо переехало в России более 30 миллионов Гаврил, их жен и детей.

объясни, как это тебя свернуло на такой незамутненный поток сознания и зачем?

мотивация не влезала в твою индивидуалистическую картину мира?

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий
История - широкий, мощный и непрерывный поток событий. Да, для того, чтобы как-то разобраться в ней, надо применять аналитический метод - отрезать кусочки и рассматривать их по отдельности. Но надо не забывать, что на самом деле жизнь идет единым потоком.


Для многих  миллионов людей война, революция, гражданская война, нэп, первые пятилетки, война были единым событием - их жизнью.

раскрыть ветку (10)
8
Автор поста оценил этот комментарий

ага.

поток непрерывный, но только 50 лет, начиная с русско-японсой, а заканчивая, судя по срокам, смертью сталина. или я не так прочитал?

зачем ты свою недофилософию  и недополитические взгляды приплел к описанию вполне конкретной картины, о вполне конкретном событии?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Затем, что я пишу, что хочу, и ты меня писать посты на пикабу не нанимал, так что отчитываться перед тобой я не должен. Я пишу посты какие хочу, а ты можешь писать посты какие хочешь и комментарии какие хочешь. Такие тут правила. Теперь понятно?

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

- С некоторыми моментами я бы поспорила :)

- Ну так и поспорьте!

а затем

- зачем нужно приплетать левую полит.позицию?

- Затем, что я пишу, что хочу, никто не указ

т.е. комментариев от тебя не ждать?

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Пока будешь вести себя как какое-то начальство, перед которым я обязан отчитываться - не ждать.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

хе, т.е. тебе указывать другим что и как делать - значит можно?


но собственно позиция "мне не нравится тон вопроса, поэтому отвечать не буду" - ущербна, ведь оскорблений у меня не было - ты сам их где-то увидел.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так и не мучайся, не читай неприятные тебе посты и не пиши тут комментарии. Зачем себя истязать.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

вот сейчас я не уловил на который момент моего комментария ты ответил. походу ты сам что-то в нем додумал, чего в нем нету, и на это уже и отписался.

3
Автор поста оценил этот комментарий
И по итогам пятилеток уровень жизни людей вырос, а открывшиеся социальные лифты и не снились "Гаврилам" 19 века. Однако в данном посте ТС акцентирует внимание на кровавом "Красном колесе", хотя последующие события в на тот момент империи даже близко не относятся к обсуждаемому в картине. Сие есть манипуляция, сударь.
Моё мнение - отлично написано, но в конце залажал.
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Потребление домохозяйств не росло до 1959 года. И стало расти только вследствие демилитаризации экономики.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Погодь, но милитаризация зачем то была нужна? И, кстати, напомни, когда союз отказался от карточной системы распределения товаров и когда это произошло на западе( все же познается в сравнении)? Но даже так, социальные лифты в союзе заработали гораздо раньше, не иначе образованные для смазки "Красного Колёса" годятся больше)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку