Фонокорректор-приставка для лампового усилителя
Весной я выкладывал пост о своём первом ламповом усилителе, и заодно упомянул, что собираюсь сделать фонокорректор к нему. За новогодние праздники я наконец закончил его и теперь готов показать, что у меня получилось.
Пару раз я сталкивался с тем, что фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него нельзя обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок при использовании магнитных головок звукоснимателей. Начиная с 50-х годов сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:
Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а заодно усилить сигнал с головки до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.
В большинстве усилителей заводского производства есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку и размещать лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов и ставить лампы спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что ему не нужен собственный блок питания, потому что его можно запитать от усилителя — запас по мощности позволяет, а в технической реализации такого финта ничего сложного нет. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.
Для реализации задумки мне очень пригодился 5-контактный разъём DIN на задней панели усилителя, оставленный в своё время как задел на будущее. Я подвёл к нему накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты в разъёме я выбрал так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.
В качестве корпуса для фонокорректора я выбрал алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:
Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.
Если помните, в прошлом посте была фотография рабочего макета фонокорректора:
Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.
На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.
На макете я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая. Но это я немного забежал вперёд, а пока что в корпусе даже не было отверстий. Чтобы не ошибиться с разметкой, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:
Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп...
И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.
Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.
Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.
Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы после установки смотрели «лицом» на меня.
После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная схемка (полировка на поясках ещё далека от финальной):
На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для надёжности на их выводы надеты изолирующие трубки.
В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.
На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.
Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.
Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».
Вот так система выглядит в сборе:
Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.
Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.
Спасибо за внимание!