99

Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4

Кинжал — сложный предмет. Мало просто иметь его, важно ещё и уметь им пользоваться.

Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост

И Fior di Battaglia рассказывает о том, как обращались с кинжалами в прошлом.


Кратко в курс дела: Fior di Battaglia это средневековый манускрипт, написанный Фиоре де Либери, итальянским мастером фехтования, жившим в 14 веке. В нём есть двуручные и одноручные мечи, копья, борьба, конный бой, полэкс etc. И так вышло, что я перевожу его для Пикабу (настолько медленно, что у подписчиков есть все шансы лично встретить Фиоре раньше, чем будет завершён перевод). Конкретно в этом посте - третья пятистраничная порция из части о кинжале.

Длинно в курс дела: Fior di Battaglia. Предисловие

Предостережение краткое: не пытайтесь использовать средневековые техники боя с кинжалом для самозащиты в XXI веке. Ради вашей же безопасности.

Предостережение длинное: О применимости средневековых техник боя с кинжалом в современном мире


Предыдущие кинжальные посты:

Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 1/4

Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 2/4


Во имя аутентичности перевод врезан прямо в сканы страниц манускрипта, точно туда, где был итальянский оригинал. Если некоторые формулировки покажутся вам странными, терминология малопонятной, а обозначения (короны и повязки) контринтуитивными, то хорошим решением станет прочтение уже указанного выше предисловия, написанного самим Фиоре де Либери.

Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост
Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост
Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост
Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост
Fior di Battaglia. Часть 4: Кинжал 3/4 История, Фехтование, Историческое фехтование, Средневековье, Кинжал, Манускрипт, Фехтбух, Fior di Battaglia, Длиннопост

Продолжение следует...


Важно:

1. Я не лингвист, не историк, не знаю итальянского, не специализируюсь на итальянской школе фехтования. Мой основной интерес - немецкая традиция, а этот перевод выполнен по английскому переводу итальянского текста, так что здесь могут быть германизмы, англицизмы, тупизмы и прочие замечательные артефакты любительского перевода.

2. Разные версии Fior di Battaglia отличаются друг от друга. Я взял ту, что лежит в The J. Paul Getty Museum, в Калифорнии. Источник английского текста - Wiktenauer.

Найдены дубликаты

+5

Мне одному кажется, или все-таки у кинжала на первых картинках яйца?)))

раскрыть ветку 2
+6

Кинжал с фотографии так и называется - баллок (на страницах фехтбуха, правда, уже другой кинжал - рондель).

И отдельные индивидуумы находят забавным носить его подобным образом:

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Хорошая метафора для писуна. Заколоть врага писуном - дорогого стоит.

+2

Считаю, что раздел фехтуха с кинжалами самый важный. Ибо в средневековом костюме кинжал, тесак или хотя бы нож был на борту у каждого. Соответственно, мог пригодится сильно чаще "поясного" меча с баклером или длинного меча.


Кинжал баллок несёт вполне очевидный эротический подтекст. В средние века с этим было попроще, подобные откровенные сюжеты часто использовались на бошах, бэйджах (нашивках) и пр.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+1

С одной стороны круто, с другой, насколько я знаю, в те времена такие "учебники" выполняли роль демонстрационных буклетов. Мол, видишь как круто? Хочешь больше, перейди по ссылке (зачеркнуто) приходи учится в мою школу. В частности из-за этого у современных реконструктором были серьезные проблемы с обучением фехтованию "как тогда".

раскрыть ветку 1
+2

По-разному было. Одни писались "только для своих" для использования внутри фехтовальной гильдии, другие по заказу, третьи действительно были чем-то вроде рекламы.

Одни написаны совсем непонятно, другие - более-менее ясно.

В этой версии Fior di Battaglia (MS Ludwig XV 13) Фиоре де Либери пишет, например:

моя цель... сделать мою систему более понятной для изучения
...И текст, изображения, и пьесы так ясно покажут вам моё искусство, что вам не составит труда понять его.

Т.е, видимо, конкретно этот экземпляр был написан именно для обучения.

Другое дело, что Фиоре предполагал наличие у читателя базовых знаний, так что современный мимокрокодил даже здесь мало что поймёт без правильного инструктора.

Ранние фехтбухи действительно не являются учебниками в нашем понимании этого слова.


Однако, опыт hema-сообщества (historical european martial arts) показывает, что реконструкция техник всё же возможна. Первопроходцам, правда, было очень сложно, даже при том, что многие из них были профессиональными историками, фехтовальщиками etc.

0

Первая страница:

"И никто не сможет освободиться из этого связывания"

Последняя страница:

"в том случае я воткнул бы кинжал вам в лицо"

0

Почему так часто встречается обратный хват? Что с ним можно сделать? Понтовый на вид рассекающий удар или страшный но бестолковый удар с большого замаха сверху?

раскрыть ветку 3
+6

В средних веках были веские причины использовать именно обратный хват.

Кинжал, в основном, предназначен для уколов и бить им можно не только сверху, на самом деле. Рука действительно не очень хорошо гнётся наружу (вправо), но внутрь уже значительно лучше и при этом сила удара не уменьшается. А сила удара важна - если противник, например, в гамбезоне, то этот гамбезон ещё и пробить надо.

Обратный хват, несомненно, уменьшает предельную дистанцию, но кинжальный бой это ни разу не "дуэль" на пластиковых ножичках за полтора метра друг от друга. Можно заметить, что в Fior di Battaglia, например, очень много борьбы на сверхблизкой дистанции (тупо тыкать друг в друга - не лучшая идея, так есть большой шанс в результате обоим дружно пойти к Люциферу) и тут уже как-то не очень важно есть ли у тебя +15 см к предельной дистанции, если в руке кинжал размером с локоть, а противник дышит в лицо. Зато при обратном хвате можно эффективнее использовать кинжал в борьбе, защитах, захватах. Что, кстати, особенно важно, если учесть, что в средних веках было весьма распространено разнообразное оружие (когда-нибудь я обязательно переведу часть манускрипта про меч против кинжала). Кто контролирует ситуацию, тот и остаётся жив.

Но при этом в фехтбухах встречаются и прямые хваты, на самом деле, хоть и реже.


В современном же мире, я верю, чаще можно встретить прямые хваты. Контекст изменился.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо за ответ))
+2

Такой вариант удержания в ряде захватов понадёжнее будет. Кинжалы не всегда были адски острыми, потому часто его как простой рычаг использовали. Бить таким хватом удобно не только сверху.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: